Прислышались знакомые шаги...

"Прислышались знакомые шаги".
Это слова первой строки статьи "потом", размещённой в литературном дневнике Татьяны Поповой Тог.
На самом деле, это не статья, а замечательное лирическое стихотворение, которое должно, по-моему, находиться в списке на главной странице. Оно заслуживает внимания свободой слога и неподдельной  искренностью интонации, интимностью и, одновременно, исповедальностью.
С удовольствием рекомендую:
http://stihi.ru/diary/tpopova904/2024-07-30


Рецензии
Сходил по ссылке.
Почитал.
Не дочитал до конца. Не понравилось.
Всё описанное автором в её стихе – это исключительно её собственные (и при том – глубоко личные) эмоции, переживания и ассоциации. Они (ассоциации и пр.) возникли у неё, как реакция на ей одной известные события и явления, происшедшие в ей одной известном месте и в ей одной известный момент времени. Соответственно, такие ассоциации и понятны будут только ей одной. Мне они непонятны и абсолютно не близки.
Про "событийную" линию - вообще не говорю. Я не сумел её обнаружить. Возможно, из-за моих тупости и дурновкусия. Хотя Пушкина, Лермонтова и иных многих - я понимаю. Но тут мне не удалось понять, какую же именно информацию пытается донести до меня автор посредством своих фраз.

Владимир, а Вы понимаете то, о чем идёт речь в этом стихе?

Евгений Белов 72   04.10.2024 10:18     Заявить о нарушении
Евгений, добрый день!
Я сам иногда не дочитываю некоторые стихи. Небольшой грех :-)
Что касается стихотворения «Прислышались знакомые шаги...», то на мой, очень субъективный взгляд, оно "заслуживает внимания свободой слога и неподдельной  искренностью интонации, интимностью и, одновременно, исповедальностью". Добавлю: яркой образностью.
Не открою америки, если скажу, что лирические стихи тем интересны и ценны, что не претендуют на обобщения и "оргвыводы", а передают сиюминутные состояния и индивидуальные переживания лирического героя (автора) в художественных образах. Тут важен резонанс настроя, состояния читателя с настроением, заключённым в тексте.
Кроме того, у разных читателей различное восприятие и различная трактовка содержания текста. Информацию, которую автор хотела донести - это вызвать у читателя сопереживание посредством восприятия умозрительных образов в тексте и личных ассоциаций при чтении.
Вы абсолютно правы в том, что "такие ассоциации и понятны будут только ей одной. Мне они непонятны и абсолютно не близки". Это вполне естественно и встречается очень часто.
Есть много стихов, которые не нужно понимать, и написаны они, грубо говоря, только для сопереживания в момент чтения. И ещё есть большой отряд читателей, которые предпочитают то, как написано (эмоции, процесс переживания, образность, метафоры) тому, о чём написано (что происходит, событийная линия, особенно среди прекрасного пола).
Про " тупости и дурновкусия" - это вы напрасно. У вас, как у каждого читателя есть богатый личный опыт общения со стихами, свои предпочтения среди авторов, близких тем и выразительных особенностей языка. Так называемый, читательский багаж.
И ещё важное. Если стихи невозможно пересказать прозой, это один из признаков настоящей поэзии. Пересказ, естественно, это "жалкое подобие левой руки"...

"Вы понимаете то, о чем идёт речь в этом стихе?"
Далее прозой о поэтическом "событии".

"Прислышались знакомые шаги..."
http://stihi.ru/diary/tpopova904/2024-07-30

Первая строфа о внутреннем голосе, втором Я (ЛГ), поэтическом даровании,
о предчувствии некоторых созревающих мыслей.
Далее о трудности приступить в стихам из-за жары.:-)
Затем о внутреннем поэте, в способностях которого автор сомневается
и с присутствием которого согласилась бы в себе мириться.
Последняя строфа о желаемом возвращении к стихам,
но не сейчас, а когда "прижмёт" вдохновение.

Попытался ответить как мог, не взыщите строго.
Всего вам, Евгений, доброго.

С уважением,

Владимир Шкуропадский   04.10.2024 12:37   Заявить о нарушении
Привет))
Всё же стихи должны быть "понятны", но на это должен работать и автор, и читатель. Слегка поднатужитья, напрячь мозги всё-таки надо, чтение не может быть лёгким, увы. Часто читаю, что стихи без достаточной глубины, до которой читатель не дотянет, это плохие стихи, посредственнын, точнее сказать. Своё отношение к этой мысли пока не стану комментировать. Но тенденции в новейшей поэзии идут именно в направлении усложнения языка поэзии. Нравится нам это или нет.
Очень рада неравнодушию. И со знаеом плюс. И со знаком минус.
Но, кмк, стих понятнен. Конечно, речь идёт о том, что в сочинителе "уживаются" и обычный человек, обыватель даже, и творческая личность, даже поэт. Не всегда мирно уживаются. Мне поэт мешает жить))

Татьяна Попова Тог   04.10.2024 15:55   Заявить о нарушении
Привет, Татьяна! Невозможно с вами не согласиться:-)
Как ремонт, в разгаре?
Когда выдастся свободная минутка и появится интерес – в мастерской у Салтановой Валерии на "Литпоэтоне" находится разбор моего "Начать сначала". Окончательный вариант с учётом всех её замечаний я уже опубликовал. Очень хочется от вас критики:-)

Владимир Шкуропадский   05.10.2024 16:27   Заявить о нарушении
Владимир, добрый день!
Буду отвечать в обратном порядке:
Категорически не согласен с тем, что "если стихи невозможно пересказать прозой, это один из признаков настоящей поэзии". Любое стихотворное произведение Пушкина или Лермонтова можно пересказать в прозе. Это у них поэзия не настоящая или Ваше утверждение ошибочное? Конечно, любой пересказ ИХ стихов будет хуже оригинала. Ну так на то они и великие. А написание поэтом словесной окрошки, не поддающейся пересказу нормальным человеческим языком, отнюдь не делает этого поэта великим. Оно делает его объектом внимания... пародистов. И критиков, возможно.
Спасибо, что разъяснили мне стихотворение. Мне теперь будет гораздо легче "ежели чё удумаю". Я его (стихотворение), действительно, не понимал до Вашего объяснения.
Кстати, по-моему, слова "прислышалось" в русском языке нет. "Привидеться" - есть, а "прислышаться" - нет. Прислышалось... хм-м-м... приосязалось... приобонялось... приумозрилось... Перспективное словечко.
И про "тупость и дурновкусие" - это я не напрасно. Это я - для сарказма. Уж кто-кто, а Вы знаете, что ни тем, ни другим качеством я не обладаю.

Евгений Белов 72   05.10.2024 17:40   Заявить о нарушении
Татьяна, добрый день!
"Понятность" стиха не значит, конечно, что "художник слова" должен в своём творчестве полностью избегать тех выражений и сравнений, а также и той образности, которые бывают "непонятны для широкой аудитории". Ибо среди этой-самой аудитории могут попадаться люди, действительно, очень "серые" и действительно крайне тупые. Но всему есть границы, товарищи-граждане. На ситуацию следует смотреть адекватно.
Я считаю проявлением неуважения ко мне, как к читателю, когда автор не утруждает "замечательного себя" попыткой разъяснить мне смысл своих туманных речений. Он предлагает мне самому приложить усилия, чтобы постичь его "внутренний мир"; как бы, милостиво разрешает "покопаться" в содержимом его "стихотворного кишечника", периодически "выдающего стихов на гора". И если я, в моих попытках постижения, вдруг приду к выводу, что этот его пресловутый "внутренний мир" наполнен только фекалиями и глистами, то с его точки зрения это будет значить, что я попросту не дорос до понимания "его восхитительного Его".
Такого хамства по отношению ко мне не допускали даже Великие - ни Александр Сергеевич, ни Михаил Юрьевич, ни Вильям Джонович, ни Омар Ибрахимович. А тут, понимаешь, какой-то неизвестный гражданин(-ка) позволяет себе такие кунштюки...

Евгений Белов 72   05.10.2024 17:46   Заявить о нарушении
Уважаемый Евгений, прошу прощения, я вынужден вмешаться.
Вы в полемическом запале позволили себе употребить слово "хамство" совершенно безосновательно в отношении стихов Татьяны. Надеюсь, вы далее будете аккуратнее в выражениях.
Что касается сути вашего рассуждения о "непоняточках", так и в быту люди не сразу приходят к взаимопониманию.
В рассматриваемом стихотворении акцент автор сделала на образной трактовке чувств и мыслей. Труд читателя - постичь идею и мысли автора, изложенные предлагаемым метафорическим языком. С позиций авторского языка только и можно и нужно оценивать текст. Автор имеет полное право придумывать и употреблять любые слова уместные в тексте по его мнению.

Владимир Шкуропадский   05.10.2024 18:09   Заявить о нарушении
Слово "хамство" было применено не по отношению к какому либо конкретному автору, а по отношению ко всей обозначенной мною категории авторов. В неё входит вовсе не один писатель или поэт, а большое их множество. Так что, никакой переход на личности не имел места. Наоборот, я - натурально обходительность и любезность.
Да, автор имеет право употреблять те лексемы, какие сочтет наиболее подходящими, а также писать произведения на ту тему(-ы), которую(-ые) считает актуальной(-ыми) для себя и/или других. Но и читатель имеет такое же неотъемлемое право обсуждать представленные ему произведения и давать этим произведениям ту оценку, которую считает верной и ту характеристику, которую считает подходящей.
Как-то так. При всём моём уважении к личностям и точкам зрения братьев во литературе.

Евгений Белов 72   05.10.2024 23:48   Заявить о нарушении
Хорошо, что мы правильно понимаем друг друга.

Владимир Шкуропадский   06.10.2024 01:16   Заявить о нарушении
Привет!))
У меня ремонт, а под моей рецей такиие полемические страсти-мордасти! Послушайте, авторы, зачем вам в стотысячный раз обсуждать затёртую до дыр тему о понятности/непонятности языка поэзии? Будем исходить из очевидного: понятный стих может быть дрянненьким подобием стиха, (часто так и происходит в
графомании), а непонятный, или не во всём понятный - может быть истинным произведением искусства. Будем исходить из того очевидного факта, что поэзия - особый вид язкового творчества. Не всякому свободно говорящему на данном языке удастся что-то путное срифмовать, значит и не всякому дано понять созданное мастером. Если это не бред сивой кобылы, то сложный язык требует подготовки, опыта работы с такими текстами. Это не началка поэтической школы, проще говоря. Утверждая это, я не говорю, что не понявший моего стиха именно из этого ряда "не всяких", что он из началки. Но даже не читая стихи Евгения, я могу утверждать, что мы РАЗНЫЕ, я не отношусь к "его авторам". Это не хорошо и не плохо, это есть - и всё. К радости моей, на стихире оказались известные, добившиеся признания многих авторы, которые меня читают без раздражения и мыслей и словесных фекалиях.
Кстати, сама я вольничаю в выражениях, но категоричность суждений и сооответствующий этому лексикон Евгения показывает, что он слишком самоуверен в том, о чём можно говорить только имея в виду личное и пристрастное мнение. Это поэзия, это не сколько будет в граммах. "Не ваше", Евгений, вовсе не означает "плохое". Категорически не означает. Значит, сказанные в полемическом задоре оценочные слова, как минимум, неуместны, как максимум...
Но не будем ссориться)))) Я ж поспорить люблю, а с умными людьми тем более.
Но ремонт........
Как найду время, так зайду Евгения почитать. Иначе не понять мне его критический пыл. Догадываюсь, что он предпочитает пародийный жанр, как-то надо излить... ну эти самые... иронию, язвительность и сарказм)))
Спасибо, что спорите, что вы такие заинтересованные люди. А меня любить и читать вовсе не обязательно. На вкус и цвет...

Татьяна Попова Тог   06.10.2024 12:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.