Стих

Сквозь дни летящею стрелой
Сознание впивается во время,
И на свою мотает ось
Все отблески и отраженья.

И словно грязною рукой
События пятном на белой ткани
Отображают облик свой
На лист исписанный тетради.


Рецензии
На первый взгляд стихотворение непонятно — но, как говорится, дьявол в деталях.
Первый катрен опрокидывает устоявшуюся метафору, ставя ее с ног на голову: не время бежит, а наше сознание летит сквозь него стрелой. Но летит ли? Неслучайно первая и вторая строки заканчиваются словами "стрела" и "время", что не может не наталкивать на апорию Зенона о стреле. Стрела летит, но в каждый отдельный момент времени ее положение фиксировано (она "стоит"). Так стоит ваше сознание или летит? Видим ли мы все отблески и отражения, все штрихи и полутона окружающего мира — или мы несемся по жизни как угорелые, и для нас мир — сплошная смазанная картинка? Упоминание "оси", на которую сознание наматывает эти образы, вызывает ассоциацию с барабаном плёночной кинокамеры: хватает ли нам выдержки запечатлеть вашу жизнь, или мы крутим ручку слишком быстро, обесценивая собственную память?
Но дальше встаёт вопрос: как передать то, что вы запомнили? И нужно ли вообще это передавать? Порой такой пересказ событий похож на пачканье белоснежной ткани: извлекая события из своей памяти и транслируя их вовне, мы неизбежно "портим" их, иногда настолько сильно, что лучше бы мы их не описывали, а просто назвали, давая собеседнику возможность самому дорисовать картинку. Это приводит к контринтуитивному выводу: давая больше деталей, мы не улучшаем качество восприятия, а ухудшаем его. Несколько взвешенных слов имеют большее воздействие, чем миллион подробностей.

Степан Елистратов   03.01.2025 00:41     Заявить о нарушении