Зуб аркыза

Нартский эпос

Часть VI Хамыц и Батрадз

Вам новый сказ мой без прикраса
Начну вещать не для глупцов.
Красавица в селе ДзерАсса*
РодИла братьев близнецов.

Два брата – славные батыры.
Взрослели по часам, вот так.
Звать их, уймите ориентиры:
Хамыц** и гляньте, Урызмаг***.

И так летело время дальше,
Но словно шаткий балансир.
Лишь спор меж них - кто иже старший,
явился первым в этот мир.

Узнать бы это, не браниться,
Закинуть корки воронью.
Тот первым может и жениться****,
И первым завести семью.

Тогда бы радоваться свету,
И всё для жизни поменять.
Но нет ответа, просто нету,
Никто не мог им подсказать

Уж в цвете лет давно два брата,
Но как ответ в судьбе найти.
Чтоб не спытать к себе отврата
И репутацию спасти.

Искать разгадку, чтоб без фальши -
пойти к сестре отца в Фаснарт*****.
Она должна бы знать кто старше,
Там всё поймём себе в азарт.

Решили так - прочь кривотолки,
И брату Урызмаг в заказ:

«В селенье путь тот очень долгий,
Возьми запасы ты для нас.
Воды, питья, чтоб путь без жажды,
еды возьми и не жалей.
В сумы сложи, чтоб знал то каждый,
И приторочь к седлу коней».

Что им дорога, когда лето,
И солнце греет со спины.
Сам Урызмаг не ведал это,
Он ехал с правой стороны.

А вот село, куда с надеждой,
Узнать кто старший есть из них.
Они приехали безбрежно,
Вон КызмыдА****** встречает их.

И радость прежде, лобызанья,
Как не обрадоваться им.
Восторги, чувства, прикасанья,
Миг встречи так неоценим.

Всё вдосталь, радость поубавив,
Сказал, волнуясь Урызмаг:
«Скажи, кто старший, не лукавя.
Будь так добра, скажи, дай знак?!»

«Обычай горцев вам ответит,
Должны его все знать, вот так.
В дороге старший справа едет,
А значит старший Урызмаг!

«Раз так, то превратись как сводня», -
Разгневан был Хамыц на раз,
«В осла, да в серого сегодня -
Таков тебе мой будет глас».

А слово нарта, слово-клича,
Сбывалось, силу как дадут.
Тот знала Кызмыда обычай,
С мольбой своей к Хамыцу тут.

«Как страшно это всё!», с азартом,
«Не проклинай меня дитя!
Ведь мой позор падёт на нартов,
Ты пощади прошу меня…
Я ж подарю тот зуб Аркыза*******
Что мне достался по родству».

«А что за зуб?! Есть ль в нем сюрпризы,
Достойны ль нарта, волшебству?!»

«Во рту своем его закрепишь,
И сам увидишь то житьё,
Узреет женщина - ослепишь,
И влюбишь тотчас ты её!» 

«Раз так, то отменю проклятье,
Оно не сбудется теперь.
Неси свой зуб, я ж с благодатью
Приму, его, нана, доверь».

Тут солнце грело нежно землю,
Лучи дарили свет, тепло.
И Кызмыды подарок в пекле,
Пришелся по душе, свезло.

«Аркыза зуб давно скитался.
То не простой, старинный зуб.
От древних предков нам достался,
Носи его во рту меж губ.
Он у мужчин был и у женщин,
Не обелял, не очернял.
И никогда не был он меньшим,
Всегда желанья исполнял.
Не может зуб тот потеряться,
В нём заклинанье-укорот.
Он будет вечно возвращаться -
Завещано из рода в род».

И тетя зуб ему вложила,
И научила тут его:
«Зуб покажи, чтоб полюбила,
Любая с нежностью, легко!»

А здесь и случай был в Фаснарте,
Гостила дева Дзаухан********.
Алдара дочь. Вот к ней с азартом
И воспылал Хамыц. Капкан.

Капкан судьбы?!  Взыграло сердце,
И самолюбие юнца.
И зуб спытать, открыть вдруг дверцы
В преданье раз и до конца.

И уезжая из Фаснарта
Домой, на конном на пути
Хамыц и Урызмаг с азартом
Прощались (с этим не шути).

Хамыц, склонившись чуть в поклоне,
Открыл ей чародейный зуб.
А Дзаухан, взглянув, в полоне…
Хамыц в мгновенье стал ей люб.

И словно нитка за иголкой,
Как конь голодный за овсом
Пошла за ним и вот на взгорке
Их догнала «слепым пловцом»…

Иль то любовью ослеплёна,
Но сразу, сходу говорит:
«Кто ты?! Мечта или знамёна
Для женщины?!», - боготворит.
«Глава моя с тобой кружится,
Не уберечься, брод ли мель,   
Готова за тобой как птица
Лететь за тридевять земель!»

А нарты ехали не маясь.
Умерив чуть души азарт.
И сам Хамыц, чуть усмехаясь,
Ответил гордо: «Я – же Нарт!»

Но дева будто бы слепая,
На привязи алдара дочь…
Что делает она, не знает,
и тает медленно под ночь…

Но вот привал, она чуть слёзно:
«Нарт пожалей и повернись», -

Хамыц смеясь победоносно
С коня слез, к деве: «Оглянись!»

И рот замкнул, не видно зуба.
Опомнилась тут Дзаухан.
И дрожь по телу девы грубо
Прошлась, открылся вдруг капкан. 

Пришла в себя. Зажглась в ней искра:
«Где нахожусь?», - утих азарт.
Хлестнув коня, умчалась быстро
К себе обратно в свой Фаснарт.

А что ж Хамыц? Его отвага
Всё гасла с каждым божьем днём.
Лишь женщины с тех пор, как брага 
Бродили бурно в нём одном.

Прозвали бабником досужно,
Плевали матери во след.
И запрещали нарты дружно
Всем дочерям гулять без бед.

Но время шло, конец терпенью,
у нартов души жжет в накал. 
Бурафарныга********* ль наущенью
Навет наслал, он сам алдар.

Из рода он, друзья, Бората**********,
А у него есть диво – дочь.
Увидишь раз – душа крылата,
Равняет сразу день и ночь

О ней Хамыц конечно слышал,
Но не видал, судьба в охран.
В беде хранила её иже,
А звали нежно – Мысырхан************

С тех пор о ней лишь нарт наш грезил,
Грустнел, скучал, друзей забыл.
Сайнаг – алдар в селе не весел,
И замок наглухо закрыл.

Он стал искать повсюду встречу,
Хамыца чтоб найти – убить.
Но так случилось что далече
Пришлось уехать и забыть.

А нарт к девице с часом ближе,
Отъезда в роще выжидал.
И лишь алдар в ворота вышел,
Рукой в прощанье помахал…

Там на верхушке самой башни
Стоит девица Мысырхан…
Хамыц в ответ глядит из пашни,
Отрытый рот, зуб – вот шайтан…

Его узрела, пошатнулась,
Коленки гнутся, в животе
Летают бабочки, рванулась,
И вот вдвоем. Да, быть беде…

Случилось, как должно случиться,
В притворе только лишь Хамыц.
А время безвозвратно мчится,
Закончим сказ у сих границ…

*)Дзерасса - одна из трех сестер семи братьев, дочь владыки водного царства Донбеттыра. В образе птицы (по другому варианту оленя) повадилась в нартский сад, где растет чудесная яблоня, плоды которой исцеляют от всех болезней. Ахсартаг, сын старейшего нарта Уархага, охраняя сад, выстрелил и ранил Дзерассу.
**)Хамыц (осет. Хамыц) - герой осетинского нартского эпоса, близнечный брат Урызмага; часто его называют «булатноусый». Хамыц происходил из рода Ахсартагката. Хамыц не совершал подвигов, был легкомысленен
***)Урызмаг также Урузмаг (иронск. Уырызмг, дигорск. Орзмг, Урузмг) - герой осетинского нартского эпоса, сын Ахсартага и Дзерассы, брат-близнец Хамыца. Шатана - сестра (от другого отца) и жена Урызмага. Урызмаг происходил из рода Ахсартагката - военных вождей в обществе нартов. Урызмаг - один из самых знатных нартов, ему посвящены многие сказания.
.****)старшинство в нартском эпосе - в дороге правой стороны всегда придерживается старший, а перемётные сумы с левой стороны всегда везёт младший. Выходит, Урызмаг - старший, а Хамыц - младший».
*****)Фаснарт -  село в нартской эпосе осетин, где проживала тетя Урызмага и Хамыца – Кызмыда..
******)Кызмыда - персонаж осетинского нартского эпоса, тётя знаменитых нартов близнецов Урызмага и Хамыца.
*******)Зуб Аркыза, Кок-Дандаг (осет. Х;мыцы д;ндаг, Архъызы д;ндаг, Хъох-д;ндаг) - в осетинском нартском эпосе чудодейственный зуб нартского героя Хамыца, подаренный ему его тётей Кызмыда, которой этот зуб достался от Аркыза.
********)Дзаухан – дочь фаснартского алдара
*********)Бурафарныг - В нартском эпосе Бурафарныг имеет вид спесивого богача, не имеющего чести и храбрости: «Прежде всего у него отсутствует даже не храбрость,  элементарное чувство чести» . Бурафарныг известен своей роскошью. Не вступая в открытый бой, он не сражается со своими врагами, как остальные нарты, а, чтобы достигнуть своей цели, действует как подстрекатель и заговорщик. Бурафарныг и его семь сыновей показаны в эпосе как заклятые враги рода Ахсартагката. Бурафарныг гибнет от руки нартского героя Батрадза, который отомстил ему за соучастие в убийстве своего отца Хамыца: «Бурафарныг обращается к союзнику Сайнаг-Алдару и втягивает в заговор „отребье Ахсартагката“. Затем Бората предусмотрительно ограничивают своё участие тем, что указывают убийце дорогу, по которой обычно следует намеченная жертва: Хамыца убивают врасплох. Месть Батрадза страшна. Одного за другим карает он Сайнаг-Алдара, Бурафарныга, его сыновей и становится гонителем не только Нартов, но и небесных духов, так что сам бог вынужден вмешаться и предать его смерти».
**********)Бората (осет. Бор;т;) - один из трёх родов, являющих собой эпический народ нартов
***********)Мысырхан (осет. Мысырхан) - персонаж нартского эпоса, дочь Сайнаг-Алдара. Мысырхан была необыкновенной красоты. Её пытался соблазнить нартский герой Хамыц, который получил от своей тёти Кызмыды чудодейственный зуб (в эпосе он имеет название «Зуб Хамыца»), обладавший силой притягивать девушек в беспамятности к его владельцу. Хамыц подкараулил Мысырхан, когда её отец Сайнаг-Алдар, находясь в розыске Хамыца, был в отъезде и показал ей свой чудесный зуб

Сауайнагский алдар,Сайна;г-Алда;р (осет. Сайнаг-;лдар) - один из персонажей осетинского нартского эпоса, отец красавицы Агунды и родственник нартских родов Бората и Ахсартагката. В нартском эпосе Сайнаг-Алдар показан как враг нартских героев Сослана, Хамыца и Батрадза. Сайнаг-Алдар часто вмешивается в войны между родами Бората и Ахсартагката, попеременно становясь на сторону одного из родов. По совету Сайнаг-Алдара, Бурафарныг, который является противником Батрадза, решает его отравить.


Рецензии
Интересная сказка, Игорь; делает честь вам ваше знание нартского эпоса. Для глаз непривычны имена героев, но сюжет очень интересный, занятно читать и видеть, как разворачивается в динамике характер Хамыца, стоило ему получить чудодейственный зуб, и он "слетает с катушек"...Что ж, вот и нарты - не исключение из правил: и среди них легкомысленных много, хотя воспитание и обычаи у них более строгие...

Вам, Игорь, здоровья желаю и творческого долголетия.

Евгения Грекова 2   13.10.2024 00:49     Заявить о нарушении
Добрый день, Женя. Очень рад слышать всс в гостях. Спасибо з ваш интерес и отклик. С теплом и благодарностью, Игорь

Игорь Апрельский   13.10.2024 14:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 57 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.