Машина времени Воевода
В нашем представлении оно ассоциируется с тем, кто отвечал за безопасность
земель русских.
Нижний Новгород...Семнадцатый век...
Существовал ритуал вступления в должность. Горожане обязаны были приготовить
воеводе "въезжее", причём от каждого сословия - отдельно. От размера и качества
сего подношения зависело благорасположние воеводы - батюшки, а значит - положение
городских купцов, ремесленников, посадских и священнослужителей.
ПЁТР - ХАПУГА.
Воевода Пётр Петрович Головин прославился хапужничеством. Ему было поднесено
огромное по тем временам "въезжее": деньги от посадских, белужьи и осетровые туши
на двух телегах, от "духовных" - балык, соль, муки ржаной и пшеничной, да солоду
ячменного и ржаного - на год вперёд - от крестьян и купечества. Дом воеводе
полагался на территории Кремля: из крепких брёвен, в два этажа, украшенный
деревянной резьбой, с хозяйственными постройками (сараи, амбары, конюшни, баня,
хлев). Воевода после развоза подарков по воеводским закромам целую неделю обсуждал
с выборными от каждого сословия горожанами условия "кормления" (содержания) себя
и своей семьи. Воевода настоял на том, чтобы ему постоянно и ДАРОМ (за счёт
города) поставляли ко двору: крестьяне - "всядневные харчи", муку, зерно;
монастырские слободки - "пивные вари" и "винные браги", ямщики - конский корм,
а ремесленники - дрова на отопление и текущий ремонт.
Затем он вспомнил, что "душе полагается праздник", и собрал горожан для
установления размеров "праздничного." Нижегородцы обязывались 3 раза в год
поздравлять своего воеводу гусями, бараниной и поросятами. Через год в
нижегородском жаргоне прочно обосновались связанные с воеводой словечки: "мзда",
"взятка", "подарок", "принос", "посул" и "помазка", приносимые Петру - хапуге
то в честь первой оттепели, то в честь первой пороши, то из - за прилёта грачей
и песни жаворонка, по случаю субботней бани. Поводов - тысячи, и не пойти -
нельзя, так как воевода в городе - царь и бог на 2 года!
ИВАН - ЗАИКА.
После Петра - хапуги в Нижний Новгород прибыл новый воевода - Иван Дмитриевич
Плещеев по прозвищу Заика(говорил он медленно и запинаясь)
В 1623 году царь издал указ, разрешавший воеводам приращивать свой достаток в
течение "кормления" только на 500 рублей. Иван - заика первым в истории
использовал фиктивный капитал, позволивший ему неимоверно обогатиться: в счёт
будущих благ и посулов он обошёл всех своих знакомых и "под расписку" насобирал
у них денег и имущества, добросовестно описанных и оценённых при отъезде из
Москвы царскими служаками. В Нижний Иван - заика въехал уже "зело богатым", и
теперь имел полное право удвоить свой "скарб и мошну", не опасаясь государева
гнева. Получив такого воеводу, нижегородцы взвыли. Пётр - хапуга показался им
жалким романтичным попрошайкой. Ивану - заике не нужны были поводы для поборов:
хочу - беру, а сопротивляешься - наказываю! По нижегородским улицам он ходил с
длинным толстым батогом, которым бил всякого, кто бросал на него косой взгляд.
ВАСИЛИЙ ГРОЗНЫЙ.
На кормление в Нижний царь отправил Василия Коржбока - Столпина. Этот воевода
регулировал размеры подношения с помощью тюрьмы. Если подарок воеводе не нравился
даритель отправлялся в тюрьму вместе с женой и детьми. КАЖДОГО должны были
выкупить родственники. Воевода стал сдавать преступников "в аренду" на работы
горожанам, а средства, выделяемые на содержание "колодников", перетекали в его
карман. Спас нижегородцев от воеводы...случай. Воевода тяжело заболел. Призвал
дли очищения души от грехов монахов. Те совершили "обряд отречения от мира",
который иногда помогал в подобных случаях, дали воеводе новое имя и надели на
голову монашеский клобук. Воевода вынужден был посвятить себя Богу, заточив себя
в монастырской келье.
ВАСИЛИЙ - ЗАПАДНИК
В 1634 году в Нижний на "кормление" был направлен Василий Петрович Шереметев,
с его появлением связано первое дуновение в Нижнем Новгороде "европейского ветра"
Благодаря этому воеводе нижегородцы впервые познакомились с "западным" укладом
жизни. Заняв воеводские хоромы, он застеклил окна, вызвав у горожан восторг и
удивление, так как до этого в знатных домах окна застилались слюдой. У своего
воеводы нижегородцы впервые увидели цветы на подоконнике, в том числе
"персидскую розу". впервые попавшую на Русь в царские покои в начале 17 века.
Горожане познакомились со стулом и шкафом; узнали, что бревенчатые стены можно
обивать матерчатыми узорчатыми обоями, а на стены вешать не только хомуты, но
и картины и собственные парсуны (портреты). Нижегородцы ходили к воеводе как в
музей: впервые увидели глобус, стенные часы, микроскоп, лупу, магнит. На
птичьем дворе воеводы увидели "индейских кур", "райскую птицу павлина".
(Ирина Преснякова; "Свой взгляд"; № 10 (122); 15. 03. - 21. 03. 2006 года)
Свидетельство о публикации №124091800465