Сотагексал, Аторвастатин... Memento mori
К теме жизни и смерти – более к смерти – обращались так или иначе практически все писатели, художники, скульпторы, поэты, философы… usw, т.е. люди творчества, рефлексирующие.
А.И.Герцен писал в Дневниках: «Будем ли мы так же вместе, Nathalie? Новый год есть периодическое memento mori».
Филипп де Шампань в жанре vanitas изобразил три символа бренности бытия: Жизнь, Смерть и Время (тюльпан, череп и часы).
«Помни, что придётся умирать»… В Древнем Риме эта фраза произносилась во время триумфального шествия римских полководцев. За спиной триумфатора ставили раба, который периодически напоминал ему, что, несмотря на свою славу, тот остаётся смертным. По Тертуллиану («Апологетики», гл.33) эта фраза звучала по иному: Respice post te! Hominem te memento! (Обернись! Помни, что ты - человек!).
Со смертью не поспоришь: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» (Базаров. «Отцы и дети»).
О несправедливости смерти и скоротечности жизни уже было сказано (Маленькие па экзерсисов. 1. «О жизни и смерти»).
Марксом открыт замечательный закон диалектики: отрицание отрицания.
Но по отношению к человеку он представляется нелогичным.
Как у Маяковского: «Если звёзды зажигают, значит – это кому-нибудь нужно». Возможен и знак вопроса. Но зачем-то человек родился (правда, орал благим матом – пока не зная другого или в предчувствии смерти, или из-за чувства несправедливости её, или из-за вопроса: зачем?). Зачем? Ведь было же какое-то предназначение, для чего-то он родился – не только же для банального: построить дом, посадить дерево и продолжить род. Зачем? Родиться, чтобы умереть? Что-то здесь не сходится, что-то здесь не так, ребята, хотя Рот Фронт – это не шоколад. Есть вопрос, но нет ответа (хотя принято уже несколько рюмок коньяку)…
Свидетельство о публикации №124091706889