Впечатления от однотомника А. Ахматовой
"Четки". Вера не дала Ахматовой стать такой, как все эти декадентки. Греховность ведь не кокетство. И хорошо, что она серьезна, минимализм спасает от многословия символистов. "Я не любви твоей прошу"- это величавость, которую она из королевской ( по наитию? по уму) старается превратить в мученическую: и превращает. Это изумительный по красоте и решимости поворот, нет, это бесповоротность, судьба. Жаль - и жалеть не о чем, потому что Ахматова не из тех, кто плюет в своё прошлое, не из тех, кто красуется, не из тех, кто исследует. Я даже не сказал бы, что фиксирует. Живёт, посредством поэзии преодолевая собственные недостатки, вполне по-христиански, и покаяние для нее естественно. Стало быть, недостаткам грош цена, если они полностью оплачены, а когда на авансцену выходит смирение, как корифей, хор разрозненных фрагментов ума начинает согласовываться, приобретает другой, подчиненный мощный смысл. Начинается древнегреческая трагедия. Уже не автор гладит себя по шерсти, ерошит ее: в дело вступает время, некалендарный век. Ахматова - продукт своей эпохи, но ей не принадлежит, лишь выражает.
"Белая стая" неестественно вымучена. Как ни удивительно, это необходимый этап. Смирение наполняет необычным смыслом банальные вещи и отношения, но от этого они не теряют банальности. Непримечательность - их качество. В этой книге Ахматова входит в культурное пространство, как по тине, упругой и ненадежной, идёт над трясиной. Она старательно живёт одной жизнью со страной, хотя плохо получается. Пока плохо. Здесь она трудница, работница в монастыре: на низшей ступени.
"Подорожник". " Течет река неслышно по долине". "На шее мелких четок ряд..." "Ты мог бы сниться мне пореже..."- это великие стихи. " Когда в тоске самоубийства..." - это шедевр, пока существует русский язык.
"Anno Domini" . "Земной отрадой сердца не томи". "За озером луна остановилась". Авторизацию, проблему, рано или поздно возникающую перед всяким серьезным поэтом ( творцом), Ахматова решает с помощью веры, и отсюда и смирение, и величавость. Пальму первенства она отдает Всевышнему, ни много ни мало, причем ясно понимает, что делятся с ней, а не она так делает. Она служанка Господа и имеет право быть решительной, надменной, милостивой, очень естественно, по-женски. Это подкупает беспрецедентно, в этом много правды, если не вся она. "Эпические мотивы"- вот откуда Поэма без героя.
"Тростник" стихи поминальные. "Ива"- просто шедевр, безыскусно и трогательно. Ахматова и так-то не склонна к экзальтации, ее голос выговаривает слова спокойным тоном, но здесь стихи как бы доносятся из зазеркалья: она вещает из-за полога, никто не смеет войти к ней. За пологом горит свеча, неярко, и слышен голос. Все.
"Нечет". Я сегодня был нечуток к Анне Андреевне, бессонница и встал разбитым. Классические стихи. Много, что потом использовал Бродский, даже прямые цитаты:"падучая звезда". Песенка гр. Земляне "Трава у дома" тоже имеет источник в этой книге. Вообще много фраз, расхожих теперь у т.н. культурных людей. Узнаваемые стихи. "Северные элегии" и другие зарисовки правдивы, а ведь это - большое искусство.
"Бег времени". Читаю и сдерживаю слезы, потому что и голос Ахматовой сдержан. Это вершина: кажется, дальше и выше некуда, а она пробует. Куда ни ткнет пальцем, все отзывается внутри. Спасибо ей - черт! даже за то, что научила женщин говорить. Строка "Ты не знаешь, что тебе простили" оправдывает русскую поэзию XX века. По мне, и Христос бы такой подивился. А. А. и близка мне, и далека, по внешним и внутренним обстоятельствам.
Стих - это гусеница. Если приделывать к ней ноги, получится сороконожка. Если в ней есть потенциал, она станет бабочкой и полетит. Я говорю о1) внешнем и 2) внутреннем вмешательстве.
Свидетельство о публикации №124091706374
Татьяна Кладкова 09.01.2025 12:25 Заявить о нарушении
Добра вам и здоровья!
Андрей Мужиков 09.01.2025 12:42 Заявить о нарушении