Развенчание мифов о болезни эпилепсия у отдельных

Не существует доказательств эпилепсии у Пифагора, Аристотеля, Леонарда да Винчи, Микеланджело,Ньютона, Генделя, Берлиоза, Шумана, Ницше, Конан Дойла, Агаты Кристи, Джеймса Мэдисона (четвертого президента США) и др.

 Хотя, безусловно, значительная часть из них страдала какими-то расстройствами психики или даже психическими болезнями, а также различными заболеваниями нервной системы: глиобластома – у Джорджа Гершвина, последствия перенесенного менингита – у Калигулы и Наполеона и хронический алкоголизм, наркомания, истерия –у подавляющего большинства.

Нет оснований считать, что эпилепсия была и у Ганнибала, хотя римские писатели (в частности, Полибий)приложили много усилий, чтобы очернить карфагенского полководца перед историей . Альфред Великий,по всей видимости, страдал мигренями, Руссо был неврастеником, а Уильям Питт – меланхоликом с манией
величия (мучившая его подагра была столь жестокой,что часто приводила к потерям сознания от боли).
Микеланджело Буонарроти в течение всей долгой жизни беспокоили головокружения, депрессии, мочекаменная болезнь. В возрасте 86 лет у него произошла потеря со-
знания, которую некоторые исследователи тщатся выдать за эпилептический припадок, однако это, по всей видимости, был лишь тепловой удар.
 Ч. Ломброзо утверждал, что эпилептическими приступами страдал Данте – но лишь на основании того, что в «Божественной комедии» он описывает происходящие с ним припадки как падение с потерей сознания .

Надо сказать, что умозаключения Ломброзо привели его к формированию понятия «эпилептоидная приода гения», и именно ему мы в значительной степени
обязаны существованию длинного списка больных гениев, который не выдерживает серьезной критики, поскольку в большинстве случаев диагноз эпилепсии был
поставлен исключительно на основании слухов и не достоверных источников.
 Ломброзо вторили и другие исследователи, но они, как правило, являлись
врачами, наблюдавшими больных эпилепсией в психиатрических клиниках.
Джонатана Свифта в течение многих лет беспокоили приступы головокружения и тошноты, связанные, повидимому, с болезнью Меньера , а у известного ан-
глийского поэта, литературного критика и лексикографа Сэмюэла Джонсона (1709–1784 гг.) был синдром Туретта – ему были присущи конвульсивные движения, вклю-
чавшие гримасы лица и моргания глаз (оперкулярные судороги), подергивания конечностей и непроизвольные вокализации. Современники отмечали и неко-
торые странности в поведении Джонсона: у него была привычка всегда измерять шагами расстояние до двери – если он подходил не с той ноги, начинал все сначала.
Кроме того, он никогда не ходил по трещинам между брусчаткой и трогал каждый столб на улице.
Достоверно известно, что Ги де Мопассан страдал алкоголизмом и сифилисом, сведшим его в могилу. Кроме того, вдыхание эфира, которое он предпринимал для
снятия мигренозных болей, порождало галлюцинации.

Льюис Кэрролл увлекался опиумом и кокаином, которые и были, как полагают, основой его литературных фантазий. Описанные у него редкие приступы на фоне
постоянной головной боли с большой долей вероятности были вызваны мигренью или наркотической абстиненцией . Проблемы с алкоголем и наркотиками
(переросшие в зависимость) были и у писателя Трумена Капоте. Унаследовал от отца алкоголизм известный мериканский актер Ричард Бартон, выпивавший две
пинты пива за десять секунд (прозвище «пивной Бартон» он получил еще в колледже)  У него были приступы, связанные с частыми состояниями абстиненции.
Биографами английского поэта Алджернона Суинберна описаны лицевые тики и непроизвольные движения конечностей, однако уже в 28 лет он был законченным
алкоголиком, страдавшим от приступов алкогольной абстиненции (при начале трезвой жизни все «эпилептические» судороги у него прекращались).
 Приступы головокружения и панические страхи Джорджа Байрона также имели в своей основе чрезмерное употребление алкоголя, а описываемые доктором Вудсом судороги,
которые он наблюдал перед смертью поэта, очевидно,связаны с обезвоживанием вследствие дизентерии, послужившей причиной смерти Байрона.

Вообще, что касается хронического алкоголизма, то со второй четверти XIX в. он становится обыденным явлением в художественной среде (и в Англии , и во
Франции, и в России), оставив нестираемый след на творчестве писателей, художников и поэтов той эпохи .
Нет убедительных доказательств эпилептического характера приступов у Георга Фридриха Генделя и Вальтера Скотта (не исключено, что это были транзиторные ишемические атаки), у Никколо Паганини (вероятно,у него был синдром Марфана и бесспорно – туберкулез и сифилис), у Чарльза Диккенса случались болезненные
почечные колики, вызванные мочекаменной болезнью, а Роберт Шуман страдал глубокой депрессией, сопровождавшейся галлюцинациями .

Диагноз эпилепсии ставился Фрэнсису Скотту Фицджеральду. Свидетелем его припадков был Эрнест Хемингуэй, который некоторое время был его близким дру -
гом (они, вроде, одно время и жили вместе). Хотя не следует забывать, что Фицджеральд болел туберкулезом, хроническим алкоголизмом и в больших количе-
ствах употреблял барбитураты и седативные препараты,поскольку его постоянно беспокоили тревожность, депрессия и бессонница. В известной книге «Передвижной
пир» Хемингуэй описывает приступ у Фицджеральда, напоминающий эпилепсию: «...когда он сидел в баре, держа бокал шампанского, кожа, казалось, натянулась на его лице, пока лицо не стало мертвым; глаза опустились и стали выглядеть мертвыми, губы были плотно сжаты,и цвет лица стал восковым, напоминая маску смерти. –
Скотт, – сказал я, – с тобой все в порядке? – Он не ответил, и его лицо выглядело еще более напряженным, чем когда-либо…» Разумеется, у алкоголика Фицджеральда описанные приступы могли быть вызваны и гипогликемией, и транзиторными ишемическими атаками, и алкогольной абстиненцией, однако есть веское основание полагать, что они весьма напоминают абсансы.

 Из интересующих нас лиц можно назвать Фридриха Ницше, Эдмона де Гонкура, Ги де Мопассана, Генриха Гейне, Джорджа Байрона, Гюстава Флобера. Не исключаем, что природа их клинических симптомов была связана именно с данным заболеванием.


Можно считать доказанным наличие эпилепсии у ряда творческих личностей – писателей (Достоевский,Флобер, Эванс), художников (Ван Гог), однако компози-
торов среди них практически нет.
 Хотя некоторые композиторы и исполнители (Принц, Александр Горовиц, Дейв Армстронг, Нил Янг) и признают, что подвержены судорожным приступам, но трудно сказать, насколько последние связаны с эпилепсией, а насколько с наркотиками и алкоголем .
Любопытно, кстати, что если рассматривать суицидальность творческих личностей, то на фоне огромного числа литераторов и значительно меньшего – художников мы также совсем не встретим композиторов.

Может быть, сказывается благотворное влияние музыки на функции мозга?
В настоящее время считается,что музыка имеет нейробиологическую основу, и это
было доказано при помощи функциональной магнитно - резонансной и позитронно-эмиссионной томографии,показавших значительное перекрытие участков мозга,
вовлеченных в восприятие музыки, а также областей,участвующих в восприятии, запоминании и абстрактном мышлении. Отмечено, что джаз, музыка Моцарта
или Бетховена возбуждают различные отделы коры головного мозга, действуя на мозг и организм совершенно различно.



Гении всегда (или почти всегда) являются психическими акцентуантами. Именно это свойство позволяет им видеть мир иначе, чем обычные люди, что, собственно, и делает из них или гениев, или пациентов психиатрических клиник. В первую очередь это относится к художественно одаренным лицам, изучение заболеваний которых позволяет увидеть, как причудливо влияют они на творчество, глубже проникнуть в их духовный мир и более полно оценить многогранность их дара.


– болезнь гениев?
Улитин А.Ю.1,2
, Василенко А.В.1,2
, Соколов И.А.1
, Булаева М.А.1
,
Колосов С.С.1
, Туранов С.А.1
, Улитин Г.А. 3
, Виноградова А.А. 4
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский
исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ул. Аккуратова, д. 2, Санкт-Петербург 197341, Россия

Ковалевский П.И. Психиатрические этюды из истории. М.: Терра;
1995.


Рецензии