Эпилепсия - болезнь гениев

В течение длительного времени люди с эпилепси ей вызывали страх, подозрение и непонимание, подвергались социальному клеймению, их рассматривали как изгоев.
С другой стороны, эпилепсию приписывали и многим замечательным личностям, среди которых называют имена Юлия Цезаря, Александра Македонского,Сократа, Аристотеля, Ганнибала, Апостола Петра, Эмпедокла, Калигулы, Плиния, Магомета, Альфреда Велико-
го, Данте, Жанны д'Арк, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ивана Грозного, Ришелье, Карла V, Людовика XIII,папы Пия IX, Мольера, Ньютона, Вильгельма Оранского, Свифта, Генделя, Петра Великого, Руссо, Наполеона,Вальтера Скотта, Паганини, Байрона, Ван Гога, Берлиоза,Шумана, Шелли, Достоевского, Льва Толстого, Альфреда Теннисона, Ницше, Флобера, Эдисона, Мусоргского,Мопассана, Диккенса, Эдгара По, Льюиса Кэрролла, Агаты Кристи, Трумена Капоте, Альфреда Нобеля, Ленина,
Ричарда Бартона...

Впервые тезис о том, что эта болезнь является признаком гениальности, высказал еще Аристотель.

П. Ковалевский заметил, что гениальность и эпилепсия никак не связаны. Психиче -
ские или неврологические расстройства ряда великих представителей искусства нередко являются предметом изучения врачей и ученых, пытающихся объяснить ими
особенности их творчества. Но в большинстве случаев такие попытки остаются бесплодными, несмотря на настойчивость исследователей.


В подавляющем большинстве случаев исследователи приходили к  выводу о необоснованности установления диагноза «эпилепсия». Наиболее распространенные диагнозы (или состояния), которые ошибочно принимались современниками за эпилепсию, – депрессия, психогенные расстройства, алкоголизм и связанный с ним абстинентный синдром, сифилис, мигрень, болезнь Меньера, синдром Туретта, инфантильные судороги (любопытно, что именно алкоголизм был наиболее частым заболеванием знаменитых «эпилептиков»). Определенную роль сыграло в данном случае выделение рядом крупных психиатров(например, Э. Крепелином) аффективной формы эпилепсии, под которую с легкостью подгонялись разнообразные психические заболевания. Поэтому можно констатировать, что настоящих больных эпилепсией среди знаменитых людей на самом деле было не так уж и много – во всяком случае меньше, чем насчитывают официальная медицина, история и общественное мнение.




Древние времена

К примеру, судороги Александра Македонского были связаны с лихорадкой, которую он подхватил, искупавшись в одной из горных рек во время индийского похода
(если верить Арриану).
 Других упоминаний о судорожном синдроме у полководца нет . Если же учесть
огромное количество потребляемого им неразбавленного вина, то удивительным можно считать лишь то,что у него не было постоянных судорожных припадков.



Одним из наиболее известных эпилептиков является Юлий Цезарь , и очень авторитетный историк эпилепсии О. Темкин убедительно рассказал об этом
в своей монографии, написанной, впрочем, в далеком уже 1940 г.
 Нашим основным источником информации о заболевании Цезаря являются «Сравнительные жизнеописания» Плутарха – греческого писателя и историка, жившего в Риме во времена императора Клавдия (середина I в.), и всего в его книге имеется три упоминания о болезни Цезаря. Плутарх пишет: «…Цезарь был слабого телосложения, с белой и нежной кожей, страдал головными болями и падучей, первый припадок случил-приступ обычной его болезни, как раз тогда, когда он
строил войска в боевой порядок, как только он почувствовал приближение припадка, то прежде, чем болезнь совершенно завладела им и он лишился сознания, его
отнесли в стоящую поблизости башню и там оставили»
 Некоторые свои поступки он оправдывал болезнью, которая «…приводит в потрясение все чувства:сначала вызывает головокружение, потом судороги».
Светоний, историк и секретарь императора Адриана,
имел благодаря своей службе свободный доступ к императорским архивам, поэтому некоторые историки склонны доверять его работам больше, чем сочинениям Плутарха
(хотя и жил Светоний через 70 лет после него). В «Жизнеописаниях 12 цезарей» он кратко упомянул о болезни Юлия Цезаря: «…был дважды атакован падучей болезнью
в течение кампании…» Любопытно, что ни в трудах или письмах Цицерона, ни в работах Кассия и других современников Цезаря упоминаний о его болезни нет.

Уильям Шекспир, который при написании своей трагедии пользовался переводом Плутарха, сделанным Томасом Нортом, упоминает, что Цезарь периодически
ощущал глухоту на левое ухо, что породило гипотезу о том, что он страдал болезнью Меньера . Строго говоря, Цезарь мог переносить ишемические мозговые
атаки, болеть ишемической болезнью сердца или чем-то еще . Некоторые современные исследователи, поддерживающие версию об эпилепсии Цезаря, в качестве
этиологических причин судорожных припадков называют (надо признаться, весьма умозрительно) доброкачественную опухоль мозга, малярию, туберкулез мозга
и даже нейроцистицеркоз.

Сведения, которые мы можем получить из Нового Завета, позволяют сделать предположение о том, что эпилепсия могла быть и у апостола Павла.
Когда последний еще носил еврейское имя Савл и находился на пути в Дамаск (кстати, чтобы принять участие в гонениях на христиан) он испытал экстатическое переживание: «Когда же он шел и приближался к Дамаску,внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь
Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал:
Я Иисус, которого ты гонишь» (Деян. 9: 3–5).


Временная кортикальная слепота (после эпилептических припадков и при обращении Павла в христианствочаще всего описывается как следствие экстатических
переживаний при височной эпилепсии. Этому вероятному диагнозу дает основание текст Второго послания к коринфянам и визуальные галлюцинации, о которых
упоминает Лука, излагающий историю Павла. О такой болезни Павла (кстати, в Ирландии ее в медицине так и называют Saint Paul’s disease – «Болезнь святого Павла») пишет множество исследователей Нового Завета.

Заболеванию посвящены и слова самого Павла: «И что-бы я не превозносился чрезвычайностью откровений,дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня,
чтобы я не превозносился» (2 Кор. 12: 7) (в другом переводе: «дал мне занозу в тело – ангела Сатаны, он меня колотит, чтобы я не заносился»


Рецензии