Лит-ликбез. Птенцы шеола

Помнится, в начале 90-х годов прошлого века, ярый поклонник шеольного мировосприятия, насмешливо говорил, - дескать, как резко и быстро сдулся Илья Эренбург и ничего из его 15 написанных томов никому не интересно и не трогает. Зато настоящее – останется навсегда, как, например, Василий Гроссман и его «Жизнь и судьба».

Я ничего из этой шеольной «запрещёнки», а потом - навязчивой "разрешёнки", не читал, хотя мне настоятельно рекомендовали «просветиться» и обогатиться духовно, хотя - ни первое, ни второе от соприкосновения с этим было попросту невозможно.

Зато в данных литературных произведениях, наполненных, как утверждали,  «воздухом свободы», находились споры ядовитой плесени в невероятной, запредельной концентрации.

Никто сегодня, находясь в здравом уме, не будет перечитывать ни Гроссмана, ни Дудинцева, ни ещё кого-то из этой плеяды вознесённых когда-то и возведённых в литературное княжеское достоинство. И «Доктора Живаго» - Нобелевского избранника, если даже кто-то и начнёт, то очень быстро закончит.

От всего того, что ещё совсем недавно громыхало и сверкало, привлекая всеобщее внимание, ничего не осталось. А вот плесень – сохранилась. Именно она стала почвой литературного шеола, и главным элементом его заражённого воздуха.

В такой атмосфере выросло целое поколение российских литераторов, которое искренне считало шеол местом подлинной свободы творчества. Хотя единственной свободой, разрешённой в шеоле, было добровольное духовное отрешение всякого, входящего в его пределы.

Мне лично было отрадно наблюдать, как взращённая в этой плесневой среде и раскрученная ею же литературная братия и сестрия ломанулась из России после 24 февраля 2022, аки черти рогатые.

Но литературная среда шеола и его ядовитые плесневые миазмы – остались. И щеольников рангом пониже имеется в наличии даже не один легион. Они настолько пропитались смрадом шеола, что не могут даже вдохнуть в себя ничего другого – сразу начинают задыхаться, кашлять, и давиться желчью.

А про Бориса Рыжего можно снять совсем другой фильм, классный и мощный триллер, в жанре «мистический реализм». О том, как литературный шеол не только вскармливает и взращивает своих птенцов, но и приносит их в жертву.


Рецензии