О стихах не раз и не навсегда

ДЕКАБРЬ-SKY

"Когда б вы знали из какого сора
растут стихи" в промозглом декабре:
диодный мост, компрессия, рессора,
гипоциклоида, коллоид, лимб, амбре...
Где в них восторг, изящество, истома,
душевный трепет, нежность и тоска?
Одна строка, чужая – лист из тома,
и снова – корд, компоузинг, доска...
Я так хочу вернуться лет на двадцать,
хочу взлететь – над городом. На метр.
На миллиметр! Хочу поэтом зваться –
но без гвоздей, компоста и уретр...
Под новый год шаблоны поздравлений
по интернету – пущены в тираж.
Куда сбежать от праздности и лени,
в какой чудной уверовать мираж?
Боюсь, никто до срока не ответит
(а я бывал и в доме у Друзя).
Одна звезда Полярная нам светит!
Когда б вы знали... Знаете, друзья.

Декабрь 2008 г.


ЛЮБОВЬ И КРОВЬ

У нас не жизнь, а поле боя:
повсюду слезы, стоны, кровь –
пронзает нам сердца по двое
непобедимая любовь.

Любовь и кровь, за каплей капля,
текут из множественных ран
и нет сантехника и пакли,
чтоб их заткнуть, как старый кран.

Любовь и кровь соединились
в одно понятие/процесс,
как Джон Макклейн и Брюс Уиллис,
как Ленин и КПСС.

Любовь и кровь – бензин для тела
и газ для легкости души,
утрата их всегда смертельна,
пусть даже кажется, что жив.

Любовь без крови – ложь и прелесть,
кровь без любви – животный сок,
разъединишь – попса и ересь,
соединишь – тяжелый рок.

В банальных рифмах мало чести,
но нет точнее "кровь-любовь",
любовь и кровь навеки вместе,
пока хрустящая морковь.

Декабрь 2015 г.


ПРИМИРИТЕЛЬНЫЙ СОНЕТ

источник плагиата: Александр Ерёменко, "Сонет без рифм"

                известному поэту Х

Мы не поймем друг друга никогда.
Твоих метафор путь – метаморфозы,
а я рифмую розы и морозы,
и мой сонет – словесная руда,

в нем есть зерно, но есть в нем и вода.
Давай изменим мимику и позы,
отбросим прочь взаимные угрозы
и захотим не причинять вреда.

Но так, чтоб быть на разных рубежах,
не занимать соседние страницы,
не донимать одних редакторов.

И если кто напишет о ежах,
другой пусть пишет, скажем, о синицах,
да мало ль есть на выпасе коров.

Январь 2011 г.


СПЛОШНОЙ ПРИТВОРНЫЙ СОНЕТ

Пока еще спокойна жизнь
и есть запас рублей и евро,
не соглашайся, откажись,
не приходи ко мне, Минерва —
 
потащишь снова на карниз,
нашепчешь рукопись шедевра,
я не хочу ни вверх, ни вниз,
ни отстающим быть, ни первым,

и без стихов мне — зашибись
(так восстанавливаю нервы),
не приставай, не становись
женой, любовницей и стервой!

Про деньги я соврал, надысь
купил дешевые консервы.

Июнь 2018 г.


ПЬЯНСТВЕННЫЙ СОНЕТ

Я променял стихи на алкоголь,
шеренги рифм — на легкие закуски,
мне говорят: поэтому ты — русский
и потому помноженный на ноль.

На языке натоптана мозоль
и мысли их зациклены и у́зки — 
смотри скорей: подрагивают гузки,
ведь так приятна им чужая боль!

А — не болит! Хоть рявкни и уволь
без отпускных и среднего оклада,
пускай вокруг измена и засада,
я принимаю данную юдоль —
 
со мной луна и звездная фасоль.
И ничего не честного не надо.

Июль 2018 г.


СПЛОШНОЙ 13-Й СОНЕТ

Мне принесли тринадцатый сонет
в очередном безадресном конверте
и я, конечно, взял, поскольку — ready,
как всякий ретрансляторный поэт.

Я открывать его не буду, нет,
пусть не содержит он слова о смерти — 
живой процесс пиитской круговерти,
в конечном счете, суета сует.

А если там пустышка или бред,
меня насадят критики на вертел,
распространят позор мой через сети
и нанесут непоправимый вред.

Но любопытно... Вскрыл, читаю. Смейтесь:
«Мне принесли тринадцатый сонет»

Декабрь 2019 г.


ТОЖЕ ХОРОШО

Пусть я буду всем смешон
и похож на ло́ха –

хорошо, что хорошо,
а что плохо – плохо,

хорошо иметь еду
и в достатке воду,

хорошо с собой в ладу
посещать природу,

хорошо уметь плести
на дощечках руны,

хорошо щипать в пути
у гитары струны,

хорошо, когда вдвоем
на соломе жарко,

хорошо быть белым львом,
но не в зоопарке,

хорошо быть при усах
на своем портрете,

а когда писах – писах,
и за то в ответе,

хорошо чесать кота –
нежного бандита,

хорошо входить, когда
на дверях: «Открыто»,

хорошо давить на газ
в крузаке на раме,

хорошо, когда не джаз
исполняют в храме,

хорошо, когда грехи
отпускает отче,

а стихи ли, не стихи –
и не важно, в обчем.

Февраль – март 2021 г.


ЗОЛОТЫЕ МУРАВЬИ

Каждым вечером, после захода солнца,
я достаю изумрудную шкатулку
и вытряхиваю золотых муравьев,
они быстро разбегаются в темноте
на своих тонких механических ножках,
но если светить фонарем — замирают,
поэтому выследить их невозможно,
сколько раз ни пытался — не получалось.

Чем они занимаются, я не знаю — 
возможно, строят, может быть, разрушают,
смею надеяться, что приносят пользу.
Разделения на касты не выявил —
общим поведением и конструкцией
один от другого не отличаются.
Продолжительность фазы их активности
непостоянна и зависит от ночи —
сколько бы ни длилась летом или зимой,
перед рассветом возвращаются назад,
всегда до появления первых лучей.

Изредка замечаю — их стало меньше
и выглядят они... усталыми, что ли,
позже численность восстанавливается.
А иногда приносят врагов на спинах — 
черные металлические останки,
я их счищаю перед тем, как собрать.

В этом заключается моя функция:
собирать утром и выпускать вечером,
без перерывов — день за днем, год за годом.
Так завещал старец, что дал мне шкатулку,
до того, как перестал дышать и умер,
и я тоже должен, когда придет время,
передать ее своему преемнику —
большего он не сказал и не объяснил.

Февраль — октябрь 2018 г.


ПРО НИХ

Они приходят ниоткуда,
но и уходят в никуда.
Их удержать на месте трудно
они текучей, чем вода,
то эфемерны и пугливы,
а то как римский легион;
бывают с веточкой оливы,
в которой спрятан скорпион,
бывают грубы и наждачны,
но от царапин их легко,
кому который предназначен –
и сталь, и пух, и молоко,
вберут в себя, закружат смерчем,
смешают смыслы и слова,
и если ты не гуттаперчив,
то могут запросто сломать,
и упадешь на землю в позе,
неподходящей для жильца,
не в гипсе будут и не в бронзе
черты разбитого лица,
и не отыщется свидетель
поставить подпись в протокол.
А где-то там, они, как дети,
танцуют в беленьких трико.

Март 2021 г.


КОНВЕРТ НА ЁЛКУ ЖЕЛАНИЙ

Хочу быть молодым,
красивым и здоровым,
жить в доме у воды
с курями и коровой,
за домом чтобы – лес,
машина под навесом,
и чтоб никто не лез
снаружи с интересом,

хочу писать стихи,
как Блок и как Есенин,
без всякого хи-хи
про смерть и воскресение,
про дружбу и любовь,
про храбрость и отвагу
так, чтобы стих любой
заслуживал бумагу,

хочу встречать друзей,
распахнуто и громко,
коптить для них язей,
поить их самогонкой
и слушать, чем живут
изысканные люди,
что всё о'кей и гуд –
пусть будет так.
Пусть будет.

Декабрь 2021 г.


ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ НЕ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ

Нам познакомиться не вышло — 
мы избежали встречи,
и уготованное свыше
перелопатить нечем.

Всё, говорят, идет во благо,
но не дано проверить,
даны: чернила и бумага
и золотые перья.

Ты обо мне не думать можешь?
Я о тебе — ни часа,
ведь из того, что будет позже,
ты ко всему причастна.

Пусть я тебя совсем не знаю,
да это разве важно? —
когда огонь вовсю пылает,
не налипает сажа.

Пока внутри не вызрел иней,
и день еще, не вечер,
о неполюбленном мужчине
пиши — и станет легче.

Потом в какой-нибудь Вальгалле
или другой кофейне
нам порознь выдадут медали
и на стихи забвение.

Я — нужен выдуманным принцем,
ты — в снах необходима,
но наяву незыблем принцип:
пройти друг друга мимо.

Август 2018 г.


НЕНАСТОЯЩИЙ

За что Ты дал мне дар писать стихи?
Я не просил. Но взял. А это глупо -
зачем тому, который от сохи,
брать поиграть чудных дворянских кукол?
Я для других воспитан слов и дел:
на бой и труд качал мускулатуру,
в игре с мячом был рыбою в воде
и в духовой оркестр кандидатурой.
Вполне счастливым юным жеребцом
рос и верстал на будущее планы,
когда пушком украсилось лицо,
меня своим сочла девица Анна,
и тут – накрыло...
Я не виноват,
ведь ничего вообще не предвещало
и не варила толком голова –
так был тогда беспомощен и жалок!
С тех пор прошло почти что сорок лет
стихов и книг, умелых, аккуратных.
Сдаю в утиль дуэльный пистолет.
Ты дал мне дар, но взял его обратно.

Сентябрь 2024 г.


БАР, КОТОРОГО НЕТ

На Парнасе я ба́рмен –
составляю коктейли
из комедии с драмой,
в деле прост и затейлив,

сам не физик, не лирик,
по параметрам – оба,
у меня панегирик
разбавляется стёбом,

вызываю гримасы
с умилением – разом,
если пафос, то пафос
не без доли сарказма,

мне в течениях тесно,
душно в стилях и жанрах,
я сплавляю словесно
пиромана с пожарным,

в этих атомных смесях
на любителя, скажем,
вкус и цвет интересен,
остальное не важно,

говорят, что я вовсе
не поэт, а рассказчик,
и в рифмованной прозе
репа редьки не слаще.

Так ли это? – отсюда,
из-за стойки, не видно.
Подставляйте посуду,
набирайте либидо.

Ноябрь 2024 г.


ОБОБЩЕНИЕ С УПРОЩЕНИЕМ

Заплатили одиночеством
и съедающей тоской –
таковы "побочки" творчества,
ты изгой и я изгой.

Нас не видят современники,
сокрушается родня:
"Лучше б вы вязали веники
обоюдной пользы для!

Что нам ваше увлечение? –
говорят, – Ни дать, ни взять!"
А у нас – предназначение
и отречься нам нельзя.

Но не верят, что серьёзно мы,
что не шутки и не блажь,
вот положат в гроб березовый –
и пойдет ажиотаж!

Или нет. Но нам без разницы
будет громок или тих
наш конец, покуда дразнится,
ускользая, лучший стих.

Декабрь 2024 г.


Рецензии
здравствуйте, Максим!..

как изгой изгою (про упрощение)

фирма веников лыко-тт вяжет?
стих повапленный, не? гроб не люб сосновый?
...ну а как у Врат Пётр-ключник вдруг возьмёт да скажет:
- овому талант... ну и где? преумножил, овый?

тааак...
будем считать, что первая попытка задать прямой вопрос (челу, сказавшему "Отвечать на рецензии предпочитаю в случае прямых вопросов") - будем считать, что эта попытка мне не удалась.

второй заход...
из старых полемик:

- зачем Вы пишете стихи?
хотите выглядеть печальным,
не зашиваете носки,
помногу курите ночами...
мой бог, Вам не 17 лет!
ужель без этой дребедени
Вы жить не можете, поэт?
завидно, даже, в самом деле,

второй заход тоже прошу не засчитывать,
я его привела как показательный пример в каких случаях слово Бог пишется с маленькой буквы, но это такое, а в основном - поскольку из старой полемики мало чего цело и это оч.жаль мне... а постольку оч.оч.жаль мне - что нынешнее племя поэтов не то что прежние, которые не жадные на интересные беседы были... кароч, тут ответ Вы, Максим, походу дали уже:

"а я рифмую розы и морозы,
и мой сонет – словесная руда"

- Вы намекаете, Максим, что Ваши идеи другим могут пригодиться? - отлично, это и будет темой моего третьего захода,

<...>

мне вот это вот показалось знакомым из Вашего "ПРО НИХ" от 2021 года:

Они приходят ниоткуда,
но и уходят в никуда.
Их удержать на месте трудно
они текучей, чем вода...

вот, сравните с моим, опубликованным примерно в 2014-м:

- куда уходят корабли?..
- сын, спать пора, постель стели.
..они приходят ниоткуда
они уходят никуда
и их приход похож на чудо:
плывут со стороны восхода,
и ими правит не свобода,
а ими властвуют года..
итд.
- ..они уходят чтоб вернуться.
- а всё-таки, скажи - куда?

стихи - они ведь как корабли, правда?
а идеи для рифм - они ведь как пыльца архиидеи, не? - а мысль вольна, пчелой летит она...

ещё более показательный пример...

у меня есть оч.оч.старый стишок, опубликованный в 12-м году, а написанный ещё во времена динозавров... и вооот...

кстати, вот он, вместе с оч.лестной для меня рецкой, увы, оч.давно замолчавшего поэта...

пояснение к иллюстрации:
было и прошло.

..взлетят слова - три диких птицы
навстречу выстрелам с земли.
..а вдруг охотнику приснится
тех перьев розовый отлив?

..вдруг сердце дрогнет и заноет
потОм?
..но днесь пощады нет.
всех трёх в ощип с одной виною -
за глупый беспечальный цвет.

и бысть тому чему случиться.
..и нахрен эта кабала
далась вам, розовые птицы,
мои слова.. трава.. бла бла

к твоим ногам, мой ветер в поле.
..ни приманить, ни изловить,
не захотел? убил? доволен?
владей, стрелок, они твои

...

переверни судьбы страницу
ту, где навек рассветный час
и где непуганые птицы
летят и падают,
крича

Рецензия на «мои слова - три диких птицы, взлетят...» (Ольга Ленивос)

Ольга, очень удивлён, что на это отличное стихотворение написано так мало рецензий! Меня захватило всё - сюжет, подача идеи и над всем этим боль, грустная ирония и настоящие чувства... Ольга, спасибо за такую глубину строк...
С самыми добрыми пожеланиями,
(Вячеслав Коломытов 22.05.2014 13:26)

+ добавить замечания

с лёгкостью готова пошутить на эту тему, хотите? -
это просто дайджест Евгения Онегина, написанный с точки зрения Татьяны...
(Ольга Ленивос 22.05.2014 13:49)

Оригинально!.. Но Вашего таланта это не умаляет :) Вы неординарны.
(Вячеслав Коломытов 22.05.2014 13:56)

спасибо большое, раскланиваюсь и краснею...
(Ольга Ленивос 22.05.2014 14:35)

+ добавить замечания

и вот.
много позже, я обратила внимание, что Елена Наильевна у меня в списке прочтений (как раз этим стихом заинтересовалась) - отобразилась. с тех пор я слежу за её творчеством. очень нравится (это нас с Вами роднит, Максим, не так ли?)

поэтому по этому поэто му, когда я прочла у неё на эту же тему, вот это...

Елена Наильевна:
Привет, любимая.

Я написала ему: "Комон,
люби меня, ты красив и светел!
Я не могу без тебя".

А он...
а он мне попросту не ответил.
И я подумала: "Вот же чёрт,
наверняка я ему противна".
Взяла билетик на самолёт и влезла в платьице из сатина.
Скорей, высматривать модный Крит в залитый солнцем иллюминатор!
Внутри поставила на репит: "Мне_Ничего_От_Него_Не_Надо".
А может, вру я, не обессудь, а может, села в дрожащий поезд;
что дальше было со мной, не суть, не в этом соль, не о том и повесть.
Считай, проглочено рыбьим ртом, уж если скрыла и умолчала,
ни слова жалостного о том, как я лежала ничком сначала,
о том, как жажда была долга и жизнь дырявила, словно шило,
но раз решила, что нифига, то хоть трава не расти: решила.
Покрылся снегом сорочий гай, белее сахара-рафинада,
а я твердила, как попугай: "Мне_Ничего_От_Него_Не_Надо".

И вот когда поломался лёд и мамы мыли усердно рамы,
удача верно пошла на взлёт, и ныть о нём перестали шрамы,
я ела утренний круассан, в тени платана предавшись неге,

он написал мне!
Он написал!
\а я подумала: "Блин, Онегин"\
"Привет, любимая, как дела?
Ты что же, милая, мне не рада?"

Я улыбнулась и поняла,
что ничего_от_него_не_надо.

15.06.2019

...иии
разумеется, я не смолчала, а начала переделывать своё...
пустилась во все тяжкие, иллюстрацию подобрала... постаралась отшлифовать полудетские вирши - так понравились стихи Елены Наильевны...
результат? - зря я наверное считала своё рудой... первоначальный вариант не сохранился, а из того, который я для Вас, Максим, скопировала сюда - из этого варианта, мне кажется, исчезли "цвет яблони и золото весны" - в том смысле что мне удалось высушить из стиха воду и доказать то, что во время написания стишка ещё не было свершившимся фактом - "всё проходит, и это прошло"... думаю, что если бы мой тогдашний рецензент перечитал бы окончательный/зрелый вариант, то он/этот/поэт другие бы слова для меня в своей рецке нашёл...

а Вам нравится мой вариант темы Онегина и Татьяны, Максим?..

Ольга Ленивос   31.01.2025 13:01     Заявить о нарушении
Ну, здравствуйте. После слова "чел" читать не стал. Потом всё же дочитал до конца. Не понял, что от меня нужно-то?

Максим Потарин   08.02.2025 23:54   Заявить о нарушении
да лан, не верю! как этт не понял?
я о поэзии в Ваших стихах хотела поговорить, поскольку темы их/Ваших оказалися мне близки... ну, нет так нет.

Ольга Ленивос   09.02.2025 12:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →