О стихах не раз и не навсегда

ДЕКАБРЬ-SKY

"Когда б вы знали из какого сора
растут стихи" в промозглом декабре:
диодный мост, компрессия, рессора,
гипоциклоида, коллоид, лимб, амбре...
Где в них восторг, изящество, истома,
душевный трепет, нежность и тоска?
Одна строка, чужая – лист из тома,
и снова – корд, компоузинг, доска...
Я так хочу вернуться лет на двадцать,
хочу взлететь – над городом. На метр.
На миллиметр! Хочу поэтом зваться –
но без гвоздей, компоста и уретр...
Под новый год шаблоны поздравлений
по интернету – пущены в тираж.
Куда сбежать от праздности и лени,
в какой чудной уверовать мираж?
Боюсь, никто до срока не ответит
(а я бывал и в доме у Друзя).
Одна звезда Полярная нам светит!
Когда б вы знали... Знаете, друзья.

Декабрь 2008 г.


ЛЮБОВЬ И КРОВЬ

У нас не жизнь, а поле боя:
повсюду слезы, стоны, кровь –
пронзает нам сердца по двое
непобедимая любовь.

Любовь и кровь, за каплей капля,
текут из множественных ран
и нет сантехника и пакли,
чтоб их заткнуть, как старый кран.

Любовь и кровь соединились
в одно понятие/процесс,
как Джон Макклейн и Брюс Уиллис,
как Ленин и КПСС.

Любовь и кровь – бензин для тела
и газ для легкости души,
утрата их всегда смертельна,
пусть даже кажется, что жив.

Любовь без крови – ложь и прелесть,
кровь без любви – животный сок,
разъединишь – попса и ересь,
соединишь – тяжелый рок.

В банальных рифмах мало чести,
но нет точнее "кровь-любовь",
любовь и кровь навеки вместе,
пока хрустящая морковь.

Декабрь 2015 г.


ПРИМИРИТЕЛЬНЫЙ СОНЕТ

источник плагиата: Александр Ерёменко, "Сонет без рифм"

                известному поэту Х

Мы не поймем друг друга никогда.
Твоих метафор путь – метаморфозы,
а я рифмую розы и морозы,
и мой сонет – словесная руда,

в нем есть зерно, но есть в нем и вода.
Давай изменим мимику и позы,
отбросим прочь взаимные угрозы
и захотим не причинять вреда.

Но так, чтоб быть на разных рубежах,
не занимать соседние страницы,
не донимать одних редакторов.

И если кто напишет о ежах,
другой пусть пишет, скажем, о синицах,
да мало ль есть на выпасе коров.

Январь 2011 г.


СПЛОШНОЙ ПРИТВОРНЫЙ СОНЕТ

Пока еще спокойна жизнь
и есть запас рублей и евро,
не соглашайся, откажись,
не приходи ко мне, Минерва —
 
потащишь снова на карниз,
нашепчешь рукопись шедевра,
я не хочу ни вверх, ни вниз,
ни отстающим быть, ни первым,

и без стихов мне — зашибись
(так восстанавливаю нервы),
не приставай, не становись
женой, любовницей и стервой!

Про деньги я соврал, надысь
купил дешевые консервы.

Июнь 2018 г.


ПЬЯНСТВЕННЫЙ СОНЕТ

Я променял стихи на алкоголь,
шеренги рифм — на легкие закуски,
мне говорят: поэтому ты — русский
и потому помноженный на ноль.

На языке натоптана мозоль
и мысли их зациклены и у́зки — 
смотри скорей: подрагивают гузки,
ведь так приятна им чужая боль!

А — не болит! Хоть рявкни и уволь
без отпускных и среднего оклада,
пускай вокруг измена и засада,
я принимаю данную юдоль —
 
со мной луна и звездная фасоль.
И ничего не честного не надо.

Июль 2018 г.


СПЛОШНОЙ 13-Й СОНЕТ

Мне принесли тринадцатый сонет
в очередном безадресном конверте
и я, конечно, взял, поскольку — ready,
как всякий ретрансляторный поэт.

Я открывать его не буду, нет,
пусть не содержит он слова о смерти — 
живой процесс пиитской круговерти,
в конечном счете, суета сует.

А если там пустышка или бред,
меня насадят критики на вертел,
распространят позор мой через сети
и нанесут непоправимый вред.

Но любопытно... Вскрыл, читаю. Смейтесь:
«Мне принесли тринадцатый сонет»

Декабрь 2019 г.


ТОЖЕ ХОРОШО

Пусть я буду всем смешон
и похож на ло́ха –

хорошо, что хорошо,
а что плохо – плохо,

хорошо иметь еду
и в достатке воду,

хорошо с собой в ладу
посещать природу,

хорошо уметь плести
на дощечках руны,

хорошо щипать в пути
у гитары струны,

хорошо, когда вдвоем
на соломе жарко,

хорошо быть белым львом,
но не в зоопарке,

хорошо быть при усах
на своем портрете,

а когда писах – писах,
и за то в ответе,

хорошо чесать кота –
нежного бандита,

хорошо входить, когда
на дверях: «Открыто»,

хорошо давить на газ
в крузаке на раме,

хорошо, когда не джаз
исполняют в храме,

хорошо, когда грехи
отпускает отче,

а стихи ли, не стихи –
и не важно, в обчем.

Февраль – март 2021 г.


ЗОЛОТЫЕ МУРАВЬИ

Каждым вечером, после захода солнца,
я достаю изумрудную шкатулку
и вытряхиваю золотых муравьев,
они быстро разбегаются в темноте
на своих тонких механических ножках,
но если светить фонарем — замирают,
поэтому выследить их невозможно,
сколько раз ни пытался — не получалось.

Чем они занимаются, я не знаю — 
возможно, строят, может быть, разрушают,
смею надеяться, что приносят пользу.
Разделения на касты не выявил —
общим поведением и конструкцией
один от другого не отличаются.
Продолжительность фазы их активности
непостоянна и зависит от ночи —
сколько бы ни длилась летом или зимой,
перед рассветом возвращаются назад,
всегда до появления первых лучей.

Изредка замечаю — их стало меньше
и выглядят они... усталыми, что ли,
позже численность восстанавливается.
А иногда приносят врагов на спинах — 
черные металлические останки,
я их счищаю перед тем, как собрать.

В этом заключается моя функция:
собирать утром и выпускать вечером,
без перерывов — день за днем, год за годом.
Так завещал старец, что дал мне шкатулку,
до того, как перестал дышать и умер,
и я тоже должен, когда придет время,
передать ее своему преемнику —
большего он не сказал и не объяснил.

Февраль — октябрь 2018 г.


ПРО НИХ

Они приходят ниоткуда,
но и уходят в никуда.
Их удержать на месте трудно
они текучей, чем вода,
то эфемерны и пугливы,
а то как римский легион;
бывают с веточкой оливы,
в которой спрятан скорпион,
бывают грубы и наждачны,
но от царапин их легко,
кому который предназначен –
и сталь, и пух, и молоко,
вберут в себя, закружат смерчем,
смешают смыслы и слова,
и если ты не гуттаперчив,
то могут запросто сломать,
и упадешь на землю в позе,
неподходящей для жильца,
не в гипсе будут и не в бронзе
черты разбитого лица,
и не отыщется свидетель
поставить подпись в протокол.
А где-то там, они, как дети,
танцуют в беленьких трико.

Март 2021 г.


КОНВЕРТ НА ЁЛКУ ЖЕЛАНИЙ

Хочу быть молодым,
красивым и здоровым,
жить в доме у воды
с курями и коровой,
за домом чтобы – лес,
машина под навесом,
и чтоб никто не лез
снаружи с интересом,

хочу писать стихи,
как Блок и как Есенин,
без всякого хи-хи
про смерть и воскресение,
про дружбу и любовь,
про храбрость и отвагу
так, чтобы стих любой
заслуживал бумагу,

хочу встречать друзей,
распахнуто и громко,
коптить для них язей,
поить их самогонкой
и слушать, чем живут
изысканные люди,
что всё о'кей и гуд –
пусть будет так.
Пусть будет.

Декабрь 2021 г.


ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ НЕ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ

Нам познакомиться не вышло — 
мы избежали встречи,
и уготованное свыше
перелопатить нечем.

Всё, говорят, идет во благо,
но не дано проверить,
даны: чернила и бумага
и золотые перья.

Ты обо мне не думать можешь?
Я о тебе — ни часа,
ведь из того, что будет позже,
ты ко всему причастна.

Пусть я тебя совсем не знаю,
да это разве важно? —
когда огонь вовсю пылает,
не налипает сажа.

Пока внутри не вызрел иней,
и день еще, не вечер,
о неполюбленном мужчине
пиши — и станет легче.

Потом в какой-нибудь Вальгалле
или другой кофейне
нам порознь выдадут медали
и на стихи забвение.

Я — нужен выдуманным принцем,
ты — в снах необходима,
но наяву незыблем принцип:
пройти друг друга мимо.

Август 2018 г.


НЕНАСТОЯЩИЙ

За что Ты дал мне дар писать стихи?
Я не просил. Но взял. А это глупо -
зачем тому, который от сохи,
брать поиграть чудных дворянских кукол?
Я для других воспитан слов и дел:
на бой и труд качал мускулатуру,
в игре с мячом был рыбою в воде
и в духовой оркестр кандидатурой.
Вполне счастливым юным жеребцом
рос и верстал на будущее планы,
когда пушком украсилось лицо,
меня своим сочла девица Анна,
и тут – накрыло...
Я не виноват,
ведь ничего вообще не предвещало
и не варила толком голова –
так был тогда беспомощен и жалок!
С тех пор прошло почти что сорок лет
стихов и книг, умелых, аккуратных.
Сдаю в утиль дуэльный пистолет.
Ты дал мне дар, но взял его обратно.

Сентябрь 2024 г.


БАР, КОТОРОГО НЕТ

На Парнасе я ба́рмен –
составляю коктейли
из комедии с драмой,
в деле прост и затейлив,

сам не физик, не лирик,
по параметрам – оба,
у меня панегирик
разбавляется стёбом,

вызываю гримасы
с умилением – разом,
если пафос, то пафос
не без доли сарказма,

мне в течениях тесно,
душно в стилях и жанрах,
я сплавляю словесно
пиромана с пожарным,

в этих атомных смесях
на любителя, скажем,
вкус и цвет интересен,
остальное не важно,

говорят, что я вовсе
не поэт, а рассказчик,
и в рифмованной прозе
репа редьки не слаще.

Так ли это? – отсюда,
из-за стойки, не видно.
Подставляйте посуду,
набирайте либидо.

Ноябрь 2024 г.


ОБОБЩЕНИЕ С УПРОЩЕНИЕМ

Заплатили одиночеством
и съедающей тоской –
таковы "побочки" творчества,
ты изгой и я изгой.

Нас не видят современники,
сокрушается родня:
"Лучше б вы вязали веники
обоюдной пользы для!

Что нам ваше увлечение? –
говорят, – Ни дать, ни взять!"
А у нас – предназначение
и отречься нам нельзя.

Но не верят, что серьёзно мы,
что не шутки и не блажь,
вот положат в гроб березовый –
и пойдет ажиотаж!

Или нет. Но нам без разницы
будет громок или тих
наш конец, покуда дразнится,
ускользая, лучший стих.

Декабрь 2024 г.


Рецензии
Интеллектуальные стихи обычно (ну, те что я видел) неглубоки, выражают эмоции в лучшем случае. А Ваши хороши, несмотря на
С уважением,
Леонид

Арентов   20.09.2024 17:35     Заявить о нарушении
Ум и эмоции обычно в противоречии находятся, сложно баланс соблюдать. В стихах, я думаю, главное, чтобы эмоции вызывались у читающего. Благодарю за отзыв, Леонид!

Максим Потарин   22.09.2024 14:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.