Огнем и мечом

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен".
               А.С.Пушкин



Век почти пролетел с той поры,
Как пошел лютый Добран
Окрестить новгородцев поганых
Огнем и мечом;
Как искон старой веры
Был новою верою попран,
А Перуна кумир на Днепре
Был плетьми иссечен.

И о вере Христа уже знали
За Шуей и Вяткой,
Но торила пути она туго
По Русской земле:
Темный люд жил по старым устоям,
На предков с оглядкой,
И не очень епископа жаловал
В древнем Кремле.

Но однажды явился в сии земли
Ведун безымянный,
Подстрекавший в речах на мятеж
Простодушный народ.
И решил новгородский князь Глеб –
Усмирить даб смутьяна, –
Всенародное вече
Указом своим соберёт.

В час урочный сошлось на Торгу
Новгородское вече:
Бросив дело, собрались
Купцы, гончары, кузнецы,
Даб услышать волхва,
К ним пришедшего в град издалече;
И что скажут в ответ старику
Христианства отцы.

Всколыхнулась толпа, загудела
Торговая площадь...
А потом стихла в миг, лишь завидев,
Как Глеб, грозный князь,
Въехал в круг и стреножил свою
Опенённую лошадь;
И народное вече открыл,
До земли поклонясь.

Молвил он громогласно,
Окинув всех взором сокольим:
«Мы живём, братья русичи,
Святым заветом Христа!
Не дадим же проникнуть
Обманщикам и не позволим,
Чтоб хулой изливались о вере
Их злые уста!»

Поклонился народу и волхв,
Говоря: «Самозванцы
Захватили свободу и власть,
Взяв всех вас в оборот…»
Чернорясцы христовы –
Они Византии посланцы,
К нам пришли, даб обманом сломить
Наш славянский народ.

Были исстари к вере Христа
Мы, славяне, терпимы:
Скоро век, почитай, как стоит
Их узорчатый храм!
Полон он благолепных икон,
Расписных херувимов...
Ну а мы, как и предки, кладем
Требы древним богам!»

Волхв за вольность стоял
И народ призывал к обороне,
Предлагал иноверцев изгнать
За пределы Руси:
«Не дадим надругаться над Русью
И честь не уроним,
Ведь огонь древней веры
Веками был неугасим!

Чтоб поверили мне,
Перейду через Волхов по глади,
Дабы чудо в сердцах ваших
Верою отозвалось...»,
И стоявшего рядом мальчонку
Сиротского гладил
Стариковской рукой
По копне ярко-рыжих волос.

Ликовала толпа, слыша
Речь седовласого старца –
Полетели ввысь шапки-треухи
И, славя богов,
Восклицал «сирый люд»:
«Не желаем Христу поклоняться,
Не дадим оболванить народ
И прогоним врагов!»

Чернорясный епископ,
Посланец земли Византийской,
Дабы смуту славян
В пользу церкви суметь отыграть,
Осенив крестным знаменьем люд
И распятие стиснув,
Умолял всех святых на заблудших
Пролить благодать.

А потом говорил:
«Те, кто старой привержены вере,
Пусть ступают к волхву,
Их прельстившему якоже бес...
Ну а те, для кого отворились
В Храм Истины двери,
Пусть ступают под стяг, за который
Всевышний воскрес!»

И дружина, а с нею лихие
Приспешники Глеба
Вкруг епископа встали,
Склонив пред распятьем главу...
Ну а люд новгородский,
Богам возлагающий требы,
Потянулся толпою великой
К седому волхву.

И тогда обратился князь
К старцу седому бранчиво,
Свой топор боевой прикрывая
Атласным плащом:
«Старец, ведаешь жребий ли свой
И сумеешь ли диво
Сотворить, на которое,
Знамо, лукавым прельщен?

И скажи-ка, премудрый,
Спрошу справедливости ради,
Что случится с тобой
Этим вечером, я говорю?»
И ответил мудрец:
«Как Христос прошагаю по глади
До того, как уронит Ярило
На Волхов зарю».

Покатилось кровавое солнце
К закату над миром –
Заалели вокруг небеса,
Предвещая беду…
Князь в мгновение ока извлёк
Роковую секиру
И хватил старика в тот же миг
У толпы на виду...

Присмирела в смятенье толпа,
Глядя в алое небо,
Но молчал громовержец
Славянский – суровый Перун...
Ликовала дружина зело
В стане хитрого Глеба,
Говоря, что старик –
Проходимец, бродяга и врун.

Новгородская вольница пала –
Цвело христианство:
Воздвигались соборы, кресты,
Колокольни окрест…
Дух царил иноземный,
Собой заполняя пространство, –
И снимались исконники в дали
С насиженных мест.

И порой на заре под рыдающий
Звон колокольный
Можно было услышать,
Как рыжий монах молодой,
Обратясь к красну солнышку,
Пел, тихо пел, сердобольный:
«Упокой, Свят Ярило,
Дух старца-волхва,
Упокой!»

2018


Рецензии
Рецензия на стихотворение Саши Венского «Огнем и мечом».

Стихотворение Саши Венского «Огнем и мечом» — это мощное поэтическое полотно, воссоздающее драматический эпизод из истории Древней Руси, связанный с насильственной христианизацией и противостоянием старой языческой веры новой религии. Автор мастерски погружает читателя в эпоху, где сталкиваются традиции, власть и духовные идеалы, используя яркие образы, исторические аллюзии и эмоционально насыщенный язык.

Тематика и идея:
Центральная тема стихотворения — конфликт между языческой вольницей и наступающим христианством, представленным как чужеродная сила, навязанная извне. Венский рисует образ народа, цепляющегося за исконные верования, и волхва, символизирующего духовное сопротивление. Через противостояние волхва и князя Глеба автор поднимает вопросы свободы, верности корням и цены, которую платят за перемены. Эпиграф из Пушкина подчеркивает независимость и правдивость «вещего языка» волхва, усиливая идею о духовной силе, противостоящей власти.

Образы и символика:
Венский создает яркие и запоминающиеся образы. Волхв — мудрый старец, воплощение народной памяти и силы духа, готовый пройти по воде, чтобы доказать правоту своих слов. Его фигура контрастирует с князем Глебом, чья власть опирается на силу и хитрость, и епископом, представляющим византийское влияние. Символика Волхова, закатного солнца и секиры усиливает трагизм: алое небо предвещает кровь, а молчание Перуна — поражение старой веры. Рыжий монах в финале, поющий о Яриле, становится символом надежды и скрытого продолжения традиций, несмотря на победу христианства.

Язык и стиль:
Язык стихотворения архаичен, но не перегружен, что позволяет передать дух эпохи без потери доступности. Венский использует старославянизмы («даб», «веси», «требы»), народные мотивы и эпические интонации, создавая ощущение былинного повествования.

Ритм и рифма поддерживают динамику: сцены вече, речи героев и кульминация с убийством волхва выстроены так, чтобы держать читателя в напряжении. Особого внимания заслуживают описания природы и толпы, которые усиливают эмоциональный фон.

Композиция:
Стихотворение выстроено как драматическая история с четкой структурой: экспозиция (исторический контекст), завязка (появление волхва), развитие конфликта (спор на вече), кульминация (убийство старца) и развязка (победа христианства и тихое сопротивление). Финал оставляет послевкусие горечи, но и надежду на сохранение памяти о старой вере.

Сильные стороны:
Историческая достоверность: Автор тонко вплетает реалии эпохи — вече, роль Византии, образы Перуна и Ярила, создавая ощущение подлинности.

Эмоциональная глубина: Столкновение идей передано через живые человеческие эмоции — от ярости толпы до скорби монаха.

Образ волхва: Это не просто персонаж, а символ свободы и мудрости, вызывающий сочувствие и восхищение.

Финал: Открытый и многозначный, он оставляет простор для размышлений о судьбе традиций.

Возможные замечания:
Местами стихотворение может показаться избыточно эпическим, что слегка замедляет темп чтения.
Некоторые образы, например епископа, могли бы быть раскрыты глубже, чтобы усилить контраст между сторонами конфликта.
Архаизмы, хотя и уместны, могут быть сложны для неподготовленного читателя.

Общее впечатление:
«Огнем и мечом» — это не просто стихотворение, а поэтическая сага, которая заставляет задуматься о корнях, вере и цене прогресса. Саша Венский демонстрирует умение сочетать историческую точность с художественной выразительностью, создавая произведение, которое волнует и вдохновляет. Это текст, который хочется перечитывать, находя новые оттенки смысла. Он особенно близок тем, кто ценит связь с прошлым и размышляет о судьбе культурного наследия.

Оценка:
Сильная работа с большим потенциалом, но с небольшими возможностями для доработки в плане динамики и глубины второстепенных персонажей.
===================================

Пожертвуйте сколько можете.
Сберкарта МИР 2202 2056 4093 3195

Ангарский   13.04.2025 23:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте!
Благодарю Вас за столь основательную и развернутую рецензию, написанную весьма профессионально.
Однако мне известно, что для написания текстов Вы используете ИИ, о чем Вы сами говорили. В этой связи вопрос к Вам: "Кто написал эту рецензию, Вы или ИИ?"

Саша Венский   16.04.2025 11:15   Заявить о нарушении
Рецензию пишет ИИ.Запрос о чём писать формулирует человек, специалист в конкретной предметной области знаний. Так называемый промпт оператор.

Вот как характеризует промпт оператора и его запрос сам ИИ.
"Промпт — это инструкция, запрос или начальный текст, который пользователь предоставляет искусственному интеллекту (например, языковой модели) для получения желаемого ответа или выполнения задачи. Промпт может быть вопросом, командой, описанием задачи или даже примером, задающим контекст. Качество и точность ответа ИИ во многом зависят от того, насколько ясно и конкретно составлен промпт".

Саша!
Я с тобой свалился уже в сферу обучения ИИ. Начал разъяснять "куда и как запрягают лошадь". А это стоит отдельной оплаты.
Для продолжения нашего общения я повторяю своё обращение.
=========================================================================
Пожертвуй сколько можешь
за литературоведческое исследование твоего стихотворения "Огнём и мечом".

Сберкарта МИР 2202 2056 4093 3195

Ангарский   16.04.2025 13:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.