От Кукушки до Чамки обряды, завещанные голядью

От Кукушки до Чамки – обряды, завещанные голядью

   Исчезли галинды из Восточной страны, нет больше святой голяди на берегах «Пояса Богородицы» - Оки, но остались их обряды и традиции, завещанные потомкам. Например, на Троицу, крестьяне Кукушку хоронят. Эта традиция балтского народа сохранилась и сейчас в разных местах, под разными именами: «Кукушка», «Кострома», «Чехоня», «Купала», «Горюн», «Конь», «Чамка». И хоронят Кукушку на землях, где живут теперь великороссы, и говорят этнографы о двух диалектах: верхне-окском и ростово-суздальском. Это сейчас мы все русские, а раньше писали: малоросс, великоросс… «Похороны Кукушки» - это обряд инициации молодых девушек, где они прощаются с девичей жизнью. А ритуальные похороны, связанны с древним земледельческим культом, умирающей и воскресающей растительности, символом которой на этих землях была береза. А что это за дерево? После пожара береза вырастает первой, после Кипрея. Последний – это трава – Иван Чай! В дни Русальной неделей, необыкновенно сильными становятся лечебные корни и травы. У голяди, чьими наследниками стали венды - вятичи, известна «кукушечья» богиня Жива. Её прочитали двевние предки, как Матушку Богородицу любят и почитают у христиан.
   Провожали Кукушку в Вознесенье («ушестье»), а завершалось все в Духов день. Сначала девочки плели из кленовых ветвей и травы «кукушкины слезки», куклу «кукушки», обряжая ее в наряды, сшитые и украшенные собственными руками. Затем кукол «схоранивали» укромно за селом в лесу, и обязательно меж ветвей берез, или в луговых травах у березовых стволов. Кто-то для этого загодя вырезал гробики для «кукушек». Потом закапывали под березой. Ближе к Троице девочки, нарядно обрядившись, возвращались к своим схронам и «воскрешали кукушку»: пели, хороводили, секретничали, менялись крестиками, «сестрились», становясь кумовьями на всю жизнь. Такое действо «кумления кукушки» было скрыто от мужских глаз и лишь «молодухи» знали о нем, но и им не дозволялось участвовать, а только помочь подругам. Завершался обряд возвращением «кукушки» домой в свой девичий угол, где ее помещали в праздничный венок из луговых цветов и трав, куда прикрепляли и крестик - свой или кумы.
   А на Рязанской земле, в селе Тимошкино, и в Новосёлках тож, на Троицу Чамку в рожь провожали, да и сейчас ту традицию сберегли. Кто-то русалкой её кличет, а в селе Борок, даже ругаются так, мол «чамка ты такая разэтакая». Кто-то обижается, а кто-то и нет. Раньше, в селе этом, лепили глиняную русалку. Потом её с песнями носили, бабы толпой, вокруг села, через лес уходили к ржаному полю, и там эту фигурку из глины оставляли. Для чего? Чтобы глиняная «русалка - чамка» от дождей разрушилась.
   Реконструкцию проводов Чамки в Шиловском районе Рязанской области проводят на Боровецком озере. Название Бор, и его производное – сакральное, священное место. Бор, Борок, Борки – топонимы, сопутствующие могильникам. На берегу Боровецкого озера известны сложные памятники неолита-бронзы. Первая фигурка Великой Богини хранится в Шиловском музее. Найдена она между Боровским и Желякинским озёрами на данной гряде. Авкой называла Великую Богиню одна знающая. Чамкой там называли ангелона, не падшего, живущего на земле. Когда Бог сотворил мир, то поставил управлять им своих оазисов или ангелов.
   Ещё Чамкой зовут старшую русалку. Ноги у неё куриные и хвост, как у ящерицы. Такие ноги были у прусского духа Курхе, или Курке, которому пруссы делали куклу раз в год, при сборе урожая и поклонялись ей. Его еще называли божеством еды. Жил Курхе, с куриными ногами, на границе леса и поля. Кто-то говорит, что это злой дух, вредящий злакам и зерну, а кто-то зовут его ведающий урожаем зерновых. Существовали заговоры и жатвенные обряды в Пруссии, Польше, Литве и Беларуси. Были и русские заговоры от лихорадки с участием Коркуши - злого духа, вредящего зерну.
   Чамка обитает в лесу, либо в болотистой местности. Относительно змееногих, чамкообразных и прочих изображений - их можно обнаружить великое множество в разных культурах. В Рязанском музее Скопинская игрушка хранится глиняная Чамка - Медведь-Лягуха, а в лапах у нее гармошка.
   Проводы Чамки, как и поводы Русалки проводились на Петровское заговенье в воскресенье, как прощеный день на Масленицу, «Проводы Чамки» это часть празднично-обрядовой традиции шиловских крестьян. В основу праздника легло древние поверье, что в заговенье, перед постом, люд православный может избавиться от груза бед, грехов и прочего, чтобы начать пост с очищенной душой. Такие важные заговенья в году прослеживаются два: это Масленица, точнее - прощеный день, когда перед Великим постом вспоминали грехопадение, райскую жизнь и очищались огнем от всего нехорошего; и Петровское заговенье, когда через неделю после Троицы изгоняли русалок - в рожь, вкладывая в обряд тот же смысл: выпроваживание всего греховного и плохого за пределы села.
   Русалок считали заложными покойниками. Это когда женщины, девушки и дети, умерли преждевременной или насильственной смертью. Изначально Русалка была полубожеством, воплощавшим «силы ржаного или конопляного поля». Где они бегали, «там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее». Повсеместно пекли «лестницы» на Вознесение и относили в рожь, чтобы Христос взобрался на небеса. В селе Долгое Данковского уезда бросали печенья в зеленя русалкам со словами: «Русалочка, русалочка, не кусай меня». А в селе Чернава Скопинского уезда, оставляли лесенки русалкам на поле. Это было жертвоприношение покровительницам житных полей и плодородия. Это увязывают с культом мертвых: «Русалка - душа мертвого - «опекает» хозяйство живых. Русалка связана с водой: она обитает в реках и водоемах или около них, появляется там накануне Троицы, в Русальское заговенье: «на Троицкую неделю русалки вылезают на берег - пляшут, прыгают и лазят по деревьям». В Русальское заговенье во время проводов Русалки совершались обряды вызывания дождя, обливались в этот день водой. В селе Терехово, женщины и девушки еще в 50-е годы прошлого века перепахивали сохой перекрестки в надежде, что пойдет дождь. У Чамки была маска, вырубленная из дерева. Её с шутками и прибаутками «уводили» в поле конопли, а за ведущим следовала молодёжь, а за нею - подростки. Нужно было определить местоположение ведущего в густых зарослях, отобрать у него маску, и самому её «увести» так, чтоб никто не нашёл.   
   Лет сто уже нет в округе, на Шиловской земле, многодневных обрядов на Русалью неделю. Лишь в день заговенья на Петров пост вспоминают теперь Чамку. Кое-где, врать не буду, гулянья проходят и по боле дней. Так в Юште, например, которую в народе кличут «деревней колдунов», рядились и веселились с Троицы по заговенье: «Ходили выплясывали… конем рядились: два мужика, а сверху всадник, поедуть по деревне, песни поють, пляшуть. Все нарядные».
   Новосёлки теперь уже и не село, теперь это часть районного центра -
Шилово.  Здесь русалку, как и в Тимошкино, называли Чамкой, или Чамой. «Чаму-русалку… рядились: на голову платок с рогами из картошки. Карагодом ходили в рожь, водой обливались: из колодца достанут – и обыльють». «Проводы Чамки в конопи» - так тимошкинское празднество зовут. Издревле его здесь празднуют. С самого утра делают куклу – «Чамку». Этакую «чучелу», из тряпочек, повязанных на крестовину. Несут её впереди всей процессии, которую люди зовут: «во ржи». Несут её в рожь, там и сжигают, Остатки бросали в ржаное поле, чтобы урожай был хороший.
   Еще Чамку делали как ростовую фигуру. Одной из девушек связывали над головой руки, на них крепили голову чамки - мешочек, набитый тряпками. Сама ряженая скрывалась под «шаболами». Фигура получалась очень высокая. «Наряжали эту Чамку…Наклонишь руки с куклой – поцаловать ребят, а они в разбежку…Интересно было». Всё шествия «до ржи», провожающие Чамку ряженные стучали в заслонки, кастрюли и в тому подобное, во все, что громко стучит. Ряженых тоже звались Чамками. Рядились они как можно чуднее. Были и специальные сарафан с кофтой из разноцветных лоскутков. Приведя Чамку в рожь, её разоблачали, а костюм прятали до следующего года. Было и так, когда женщины переодевались в мужицкую одежду. «Ноги в одну штанину засадили, втора волочится. Шубу выворачивали, юбку с пивными пробками, платки цветастые, а сверху траву». «На голову платок таким образом, чтобы кисти прикрывали почти все лицо». Проводив Чамку, жители Новосёлок возвращались домой, а вечером шли на берег реки, где все вместе варили пшённую молочную кашу и сообща же её поедали. Уже совсем в сумерках на берегу озера Кимбирь устраивали гуляния: «Соберуться женщины молодые – зачнут песни играть…».
   Во всё белое наряжались на проводы русалки в деревне Малые Пекселы, и на голову белый платок вязали. Она конечно не такая, как Чамка из села Тимошкино, что в платье из цветных лоскутков кичилась. Лоскутки ей, «тимошкинской», на березу бабы повязывали, мол «на платье», а сами задабривали матушку-хранительницу. Так-то так. А русалку из Малых Пексел называли «бабой русалкой». Нежить она такая разэтакая.
   Два дня: в субботу и в воскресенье «ходили с русалкою» в Берёзово. «Рядились в старинную панёву, рога приделывали, Ходили на поле, крычали: «Русалка, русалка - выдь ко мне».
   А в Тырнове, праздник на русальское заговенье называли «Русалкой» и отмечали его в воскресенье. «Русалкой рядился один человек, а остальные не рядились - хлопали в ладоши, стучали в ведра, заслонки. Девушку, изображающую русалку, одевали в специальную одежду и привязывали солому – «вязали снопы». Русалку провожали в поле, где катались по траве или овсу - для урожая».
   В Сасыкино русалку рядили на каждой улице. Одевали почуднее и в сопровождении толпы – тоже ряженых – с шумом и плясками провожали в рожь. Там катались и плясали: «Всю рожь примнут. Потом варили обрядовую кашу».
   Еще в старину, в Шилово ходили в луга, к Паре – реке, «русалку провожать». Русалку эту изображала девушка в венке изо ржи, одетая в белую рубаху. Сопровождал русалку карагод, который, между прочим, пел и такую песню:

У ворот берёза зелена стояла,
Зелена стояла – ветками махала…
На той, на берёзе русалка сидела,
Русалка сидела – рубаху просила:
«Девки молодыя, дайте мне рубаху,
Хоть худым – худеньку,
Да белым – беленьку…

Девки подходили, рубаху приносили –
Вышиту шелками, ткану кумачами.
«Русалка – царица, красная девица,
Не загуби душу – не дай удавиться,
А мы тебе кланяемся!

   На берегу Пары играли, водили хороводы, пели, а затем провожали русалку «во ржи».
   В Нармушади русалкой наряжали ту девку, что родилась «на русалку».  При проводах её плели венки. «Одну девку нарядят - шаболастая стоить, красивая. Мужик в бабьей рубахе на ходулях - крючках выходил с кладбища, всех пугал. Во ржах, посля проводов, рвали мышиный горошек и в старых лаптях везли в село».
   Краснохолмская молодёжь особо отмечала пятницу на русальской неделе, потому и называли этот день - «пятница русальская». В пятничный вечер, шутки ради, раскатывали брёвна, путали клубки. А провожали русалку в воскресенье, на заговенье. «Русалкой рядился кто-то один. Если рядился мужик, то тута подложить сиськи себе…», а из хлопьев - очёсов льна или конопли лепили бороды, усы, «волосы сделам, на голову красну шапку… пиджак, шубу наизнанку». Делали чучело русалки, ставили его возле дороги, пугали прохожих. После праздника, чучело разбирали. А в этот праздничный день девки бегали в лес, там плели венки из травы и цветов: кто на голову, кто на руку. Пекли на заговенье в Красном Холме и особые фигурки «русалки», в виде женщин. В каждой семье их пекли столько: «Сколько детей, столько русалок пекуть». Когда провожали русалку, эти фигурки бросали в реку и в рожь. Днём краснохолмские ребятишки «русалились» - обливая друг друга водой. Обливались на Русалку водой и в деревне Хорошавка и в селе Новая Пустынь. Новопустынская молодежь «наряжались чучелой, ходили по селу, у колодцев обливались – это маленькие, а провожать ходили ряженными старшие. По дворам идуть, кто поёть, кто что…».
   Проводы русалки, или другие обряды, связанные с Петровским заговеньем.
Например, в Боровом костюм русалки был - длинная рубаха, обшитая бляшками с конской сбруи.
   Все главных праздники связаны с проводом Богини - Коляда на Зимних Святках, Русалка на Зеленых и Богиня, приходившая в конце сентября. Русалии происходят от античных праздников роз, на которых поминали умерших, а маски – хари да личины, представляли собой, судя по находкам в Новгороде, кусок кожи с прорезанными глазами и носом. На Рязанщине всю Троицкую неделю русалок изображали девушки, гулявшие по деревне с распущенными волосами в одних рубашках. Во вторник русальной недели молодые девушки рядились в мужской костюм, изготавливали плети и уходили в поле петь и хороводить, а на обратном пути нападали на мужчин стегая их плетьми. В ночь на заговение Петрова поста жители изгоняли их с криками: «Гони русалок!», вооружаясь палками, сжигали женское чучело, прыгали через огонь. Костюм русалки с бреднем-сетью из Константинова. Бредень тот надевался на голое тело...
   Почти в каждом селе был свой обряд изгнания русалок. Например, в Черной Слободе Путятинского района, двое ряженные русалкой приезжали на коне и хлестали крапивой ребят.   
   Изгнание Русалок, Чамок, похороны Стромы берут начало в раннехристианское время, когда перед постом сохранялся обычай, взятый из ветхозаветной традиции – «козел отпущения». Слышали, наверняка? Так вот, в христианстве перед Великим постом устраивали разгульную неделю, вспоминая жизнь Адама и Евы в раю. В заговенье жгли чучело, символизирующее грехи человеческие, чтобы за время поста очиститься душой. Этот обычай отмечается в V веке в Византии. Блины - хлебы входят в поминальные традиции и германцев, и кельтов, и славян.
   Проводы Чамки в селе Тимошкино завершают Русалочью неделю. Это своего рода летняя Масленица. Троицу не даром называют летние Святки. Чамка выпроваживается из жилья, забирая с собой весь негатив и трансформируя его в плодородие. Здесь обряд таков, что делают и куклу, и женщину наряжают в пестрые одежды, собирая по лоскутку с каждого двора. Так поступали в селе Тимошкино на протяжении столетий. С вечера договариваются. Соберутся в одном дому и говорят: «Куда пойдем, Чамку поведем?» Потом утром коров подоят, отгонят, нарвут травы, делают чучело и с этим чучелом идут с одного конца села на другой в рожь. И с песнями, с погремушками доведут до ржи, покатают ее тама, присказки все скажут и пошли кашу есть. А делается это все для того, чтобы урожай был хороший, чтобы земля родила. А потом чучело Чамки сжигают».
   Чтобы в дни русальной недели увидеть правдивый сон, нужно сказать перед тем, как лечь спать: «Русалки-сестрички, выйдите из водички, ко мне придите, правдивый сон мне нашлите. Судьбу мою мне покажите. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».
   А если сон приснится плохой, произнесите такие слова: «Добрый сон, воскресни, дурной, пополам тресни!».


Рецензии