Чтоб дивный узор сохранить...

Это предисловие к книге замечательного поэта Глана Онаняна(1934-2021) " ПО ВЕТХОЙ КАНВЕ ВОСЬМИСТИШИЙ"… было написано мною в 2017 году. Привожу его без изменений! А после предисловия окунитесь в прекрасную поэзию восьмистиший выдающегося Поэта!

«Номер мой мучительно сложный,
Да программу менять нельзя»!
Глан Онанян.

Один из знаменитых  французских философов  ещё почти триста лет тому назад   отмечал,  что  ему « приходилось встречать людей,  добродетель которых столь естественна , что даже не ощущается, они исполняют свой долг, не испытывая никакой тягости, и их ведёт к этому как бы инстинктивно, они никогда не хвастаются своим редкостными качествами, и кажется , даже не осознают их в себе:

 Поддавшись нетерпению,
Вершу весёлый путь,
Чтоб с жизни горечь пенную
Легко и жадно сдуть --

Чтоб, хмель иллюзий выветрив,
Слезами грудь облив,
Вдруг явственно, без вывертов,
Увидеть свой обрыв!
(Из восьмистишия №108)
Сдувая с жизни « горечь пенную»,  в  своей пятьдесят второй по счёту книге стихов Глан Онанян , «балансируя по канату жизни»,  не ощущает  никакой тягости в преддверии приближающегося юбилея:

Это просто замечательно –
Жизнь прожить, как праздник празднуя,
Не мучительно – мечтательно,
Понимая –  не напрасная!
(Из восьмистишия №65)


А  может ли  быть напрасной судьба человека, который столько пережил, у которого, как он сам пишет  «боль из  сердца  извлекало,  как из горла – волчий вой». А порою, что скрывать, как образно выразился поэт в своём первом  восьмистишии « по канве набухших жил»  спасло его  только звучащее слово! И пусть «всё больше боли у сердца», Глан Оганян стремится  видеть каждый день «лёгким, как шалость»:

 Смеялись дети, ликовало лето,
Летали в парках пёстрые мячи,
Катила воды медленная Лета
И отражала в прошлое лучи:
(Из восьмистишия №69)

И всё же ностальгия по прекрасному прошлому преследует автора и  тогда  его снова мучают сомнения:
Лучом дрожащим, золотым от пыли,
В свой старый дом проник я сгоряча,
А там меня уже давно забыли –
Да и какая польза от луча?
Из восьмистишия №69)

Поэзия в  каждом восьмистишии, в каждом вздохе, в каждом слове  –« туманом мне душу укутай, развей по осенним садам» - не это ли одно из основных доказательств   её назначения    --  « увидеть мир с неожиданной стороны , непривычное в привычном»! Поэзия, поражающая читателя не только  неожиданностью образов, но и провидческим прониковением в суть бытия:
            

Пророческое бормотанье,
Стихи не в лад и невпопад –
Всё судорожней гор метанье,
Всё потаённей свет лампад,

Безумные слова пророка
Во мне взрываются навзрыд,
И третье око, третье око,
Как угль, во лбу моём горит!
Из восьмистишия №76)
И здесь хочется поблагодарить автора за то, что  вводя читателя в свой волшебный мир, он  протягивают ему «руку помощи»,  в своём предисловии говоря о кажущейся « внешней простоте» стихотворной формы  восьмистиший. На самом же  деле  форма эта  «капризна, затейлива и коварна»! И далее,  неспроста, отсылает «заинтригованного» читателя к восьмистишию № 41, где  тот бы  смог  оценить по достоинству « умение располагать слова так, чтобы в них одновременно мерцали, просвечивали одно сквозь другое несколько значений» и чтобы он сам увидел, как «говорить  одновременно о вечности и своём времени»:

Позабудешь о престиже,
Всех врагов простишь,
Сладким ядом восьмистиший
Музу обольстишь,

Жизнь допишешь,  улыбнувшись
Глупости святой,
И исчезнешь, захлебнувшись
Гулкой пустотой!
Из восьмистишия №41
Дорогой читатель! Сейчас ты не только присутствуешь при рождении шедевра, но, как будто,  и сам  являешься его соавтором! Это удивительное свойство поэтики Глана Онаняна,  как подчёркивал историк русской позии Вадим Баевский,   « искусство внушать чувства и мысли окольным путём помимо прямых значений слов»:

В косую линейку, отважный,
В кюветных воронках кренясь,
Плыви, мой кораблик бумажный,
Туда, где не знают о нас:

Любезный случайному взору,
По миру, где Спас на крови,
По свету, по сюру, по сору –
Ныряя, до рая плыви!
Из восьмистишия №72
Глан Онанян , своим мощным плечом, поддерживавший «груз иллюзий поколенья», который в поэзии давно на ты и с самим Провиденьем приходит к выводу о том, что «вера –  лучшее лекарство от житейской суеты»! И не спеша  заглядывать  «в глубь агатовую»,  в бездны времени считает, что

Все мы – падчерицы и пасынки,
Вечно ищущие Отца,
Но над ульями Божьей пасеки
Только марево и пыльца

Но всё же нет вины поэта в том, что « с жизнью сладясь» - «жизни сладость так на губах   его горчит» и видя, как бывает  пародийна жизнь и  «в ней грешат торопясь» он всё же пробивается к истине . Не даром Гёте говорил, «от гения мы требуем , прежде всего , любви к истине». Тернист путь большого поэта к ней   через прозренья и спасенья:

Зачем рыдаешь ты, душа
Дрожишь, как лист осенний,
Прозрачным воздухом дыша
Прозрений и спасений,

Зачем твой ангельский посыл
Престолу столь любезен,
Зачем ты тратишь столько сил
На пыл прощальных песен?
Из восьмистишия №84

Великие произведения не всем доступны, хотя лучше знать о них полностью, чем в отрывках. И я надеюсь, что  приведенные в этом коротком предисловии всего лишь несколько  восьмистиший , дорогой читатель , лишь небольшое знакомство с « мыслями светлого ума» , а для тебя прочтение всей книги оплодотворит твой ум и подарит радость от общения   с настоящей поэзией XXI века:

По ветхой канве восьмистиший
Я вновь вышиваю крестом –
Прости меня, Боже, прости же
За бдения в доме пустом,

Прости за блужданья по клеткам,
За лет путеводную нить,
От пяльцев протянутой к предкам,
Чтоб дивный узор сохранить…
Из восьмистишия №190
 
А вот и несколько  восьмистиший из книги стихов ГЛАНА ОНАНЯНА
"ПО ВЕТХОЙ КАНВЕ ВОСЬМИСТИШИЙ"…

1
Боль из сердца извлекало,
Как из горла – волчий вой,
Восьмистрочное лекало
С восьмистрочною канвой –

В этой кройке-вышиванье
По канве набухших жил -
Нет, не жизнь, а выживанье:
Я звучащим словом жил!


              12

Не плачь, душа – покинув тело,
Не вспоминай о нём с тоской,
Уйди в себя – какое дело
Тебе до суеты мирской?

Не плачь!  Расставшись с бренным телом,
Земную тягу лет круша,
К другим мирам, к иным пределам
Ты воспарить спеши, душа!

         30

Не думал, не гадал
Принизить жизнь живую,
Мол, номер откатал –
Пора на боковую:

О нет, без лишних слов
Забросив в Космос сети,
Я вытяну улов
Созвездий и соцветий!


           37

Грядёт гроза!  Зигзаги молний
Пронзают тучи и сердца –
И ты, поэт, сполна исполни
Роль светозарного творца,

Скажи себе: «Я эту землю,
Где с правдой породнилась ложь,
С безмерной нежностью приемлю,
Пронзённый целиком и сплошь!»

          39

Радость часто-часто –
Не передохнуть:
Я устал от счастья,
Мне бы отдохнуть,

Мне бы притулиться
В бездне голубой,
Мне бы поделиться
Счастьем хоть с тобой!

              42

Приговорённый к жизни закричал
От ужаса, от нестерпимой боли,
Как будто он в сосуд, доселе полый,
До самой смерти душу заключал,

А бабка повивальная, шлепок
Ему отвесив, хмыкнула: «Горластый,
Такие в жизни петь и пить горазды»,
И стала обрабатывать пупок.


              44

Внутренний редактор, автоцензор,
Сам себе, бывало,  Брут и Цезарь,
Сам себе Главлит и агитатор,
Пафоса дежурный имитатор,

Флюгер, аллилуйщик, барабанщик,
Жестью громыхающий жестянщик,
Талмудист, начётчик, буревестник –
Что же ты наделал, мой ровесник?

                50

Мне жизнь прокрутили кадр за кадром,
Но главное в ней  оставалось за кадром,
Мне жизнь повторили миг за мигом,
Но главное в ней доставалось книгам…

Гадали по картам, по кофейной гуще,
Переселили в райские кущи,
В которых не проживёшь на зарплату –
Туда попадают только по блату!
            
54

То пёстрый день, то ночь глухая,
То равнодушье, то азарт,
А ветер воет, не стихая,
А за окном безумный март –

Мой март кончается ненастьем,
Томленьем духа по весне,
Мой март венчается с несчастьем,
А счастье только снится мне…


            57

Зачем мне беспамятство мака,
Зачем мне умельца верстак,
Зачем мне перо и бумага,
Когда я писать не мастак?

Гибрид шарлатана и мага,
Я кокон, личинка, имаго,
Ты – бабочка пёстрых атак
Поэзии – разве не так?
             63

Виртуозно влита в лето
Абрикосовая трель —
Здравствуй,  гор армянских флейта,
Душу рвущая свирель!

Вера в правду непреложна,
Не оспорить и суду -
Отчего же так тревожно
В абрикосовом саду?
65

Это просто умилительно,
Это просто восхитительно –
Временами уморительно,
Временами утомительно,

Это просто замечательно –
Жизнь прожить, как праздник празднуя,
Не мучительно – мечтательно,
Понимая – не напрасная...

             69

Смеялись дети, ликовало лето,
Летали в парках пёстрые мячи,
Катила воды медленная Лета
И отражала в прошлое лучи:

Лучом дрожащим, золотым от пыли,
В свой старый дом проник я сгоряча,
А там меня уже давно забыли –
Да и какая польза от луча?


76

Пророческое бормотанье,
Стихи не в лад и невпопад –
Всё судорожней гор метанье,
Всё потаённей свет лампад,

Безумные слова пророка
Во мне взрываются навзрыд,
И третье око, третье око,
Как угль, во лбу моём горит!

                82

Молитвой обоженная, огнём обожжённая,
Жаргоном обиженная – о, как сберечь
Тебя, обожаемая, растерзанно обнажённая,
Святая и грешная русская речь?!

Тебя, любимую, безмерно дорогую,
Ни в чём никогда не укорю –
И послушно доликую,
Догорюю, догорю…




       85

А я один, как ветер в поле –
Не ведаю сердечной боли,
С томленьем духа незнаком,
Пройду по жизни сквозняком,

Исполню я судьбы веленье
И долижу своё варенье
Из роз, из тёрна, из-айвы…
А вы?

 113

Когда цветёт акация
Средь каменных громад,
Идёшь – и вдруг накатится
Пьянящий аромат,

Как будто в смоге выхлопов
«Роллс-Ройсов» и «Тойот»,
Мне юность, горе выхлебав,
Сигналы подаёт…



АЛЕКСАНДР   СИЧАНИН
Действительный член Петровской Академии наук и искусств  (ПАНИ)
Член-корреспондент Академии Поэзии
Член Союза  писателей Москвы


Рецензии