Мой отец
Мой отец - Николайчук Федор Иванович.
1 мая 2012 года исполнилось 100 лет со дня его рождения.
Родился и вырос он в сибирском селе Капитоновка Карагандинской обл. В раннем детстве лишился отца, который умер от ран, полученных на 1- ой империалистической войне. (Тем не менее, согласно официальной пропаганде того времени все погибшие на той войне отдали свои жизни за Веру, Царя и Отечество).
По профессии - ветеринарный врач. (В молодости окончил Оренбургский ветеринарный институт).
На его долю выпало многое… Семейные драмы – женат был 3 раза, от каждого брака были дети, всего 5 мальчиков. Гибель в немецкой оккупации первой жены и без вести пропавший их сын, которого он нашел только в 1958 году. В 1933 году был осужден сроком на 7 лет по ст. шовинизм. Когда шло следствие, испытал голыми ступнями ног ледяной холод бетонных полов…, как следствие – ревматизм ног на всю оставшуюся жизнь. Срок отбывал в Бамлаге НКВД. Освободился в 1939 году. С августа 1940 года работал в Управлении Печорского железнодорожного строительства в должности старшего ветврача. Участвовал в строительстве участка железной дороги Кожва – Воркута (см. сноску). Ответственность на отца была возложена немалая. Он отвечал за кормовую базу для лошадей (в качестве начальника эшелона ездил за кормами), за их содержание и физическое состояние, оставаясь при этом действующим ветврачом. Тяжелая работа, отягощенная тяжёлыми климатическими и природными условиями, исключительно плохие бытовые условия, в которых жили люди – жили в палатках, землянках, бараках, не хватка лекарств и медикаментов, приводили к гибели людей, Вместе с людьми страдали и гибли лошади. Принцип - найти и обезвредить, действовал тогда железно. С ним был случай, когда в течение двух месяцев, в позднее ночное время отец ходил на допросы в оперчекотдел НКВД. А утром на работу…. Отец давно уже страдал прогрессирующей атрофией зрительного нерва правого глаза. По – видимому, хронический недосып и психическое напряжение последних двух месяцев резко обострили течение болезни, и отец ослеп на один глаз – наступила полная атрофия зрительного нерва глаза. Только тогда отступились от него…
В Заполярье он отработал 14 лет, там же познакомился с мамой и там же родились мы – старший брат в Печоре, а я в Мурмашах.
При всем притом он был человек жизнерадостный, веселый, душа любой компании. По воспоминаниям матери появлялся на пороге дома всегда с улыбкой и крайне редко говорил с ней о работе. Никогда не сквернословил. Когда надо проявлял недюжинную выдержку, но мог и вспылить, как казалось ей из-за пустяка. Сам беспартийный любил подшучивать над ее членством в КПСС. К религии относился прохладно, но нас с братом окрестил в сельской церкви на Псковщине. Очень любил лошадей.
Жизнь прожил честно и мужественно с большой пользой для людей:
Печора, Абезь,
Мурманск – город,
Суровый
непокорный
БАМ…
Он добивался
всего сам
В лихие годы
Первых строек
Не веря
Грошевым словам.
Умер 29 июня 1961 года в Ленинграде через 4 дня после операции по удалению язвы двенадцатиперстной кишки. Основная причина – большая потеря крови, почему-то вовремя не восполненная. Отцу после операции даже не поставили «капельницу, он сам побрился и начал было, по своему обыкновению, шутить… На второй или третий день мама заметила пожелтение белков глаз у отца и сказала ему об этом: «Тогда мне не выкарабкаться», – был его ответ. Перед смертью завещал матери: передать всем, что если умирать, то лучше “нерезаным”; не пресекать наши мальчишеские игры; похоронить его на её родине, на Псковщине.
Расчет отца был простой – до Пскова от Ленинграда в три раза ближе путь, чем до Вельска. Да и любил он края, где родилась и выросла его жена. Любил и скобарей (прозвище обитателей тех мест), помогал им – выезжая в отпуск в деревню, всегда брал с собой саквояж с ветеринарными инструментами и лекарственными препаратами.
Скобари во все времена на любовь отвечали любовью – в последний путь отца везла тройка лошадей и за гробом шли жители окрестных деревень…
За что же погибли мои отец и дед? – Я считаю, что погибли они за Отечество, за Родину, за свою землю. Как считаете Вы, я не знаю.
«В связи с оккупацией Донбасса, когда были потеряны 60% производственных мощностей угледобывающих предприятий стран строительство участка железной дороги Кожва-Воркута приобрело характер фронтового задания. Работа по прокладке путей в этот период велась безостановочно днем и ночью (при свете костров). В сентябре 1941 г. в сутки прокладывалось по 2 км путей, в октябре - уже по 4, а в отдельные дни даже по 5 км. Таких темпов не знали ни отечественная, ни зарубежная практика железнодорожного строительства».
Книга Памяти Республики Коми т. 9 стр. 667
Фото: Отец.
18 авг. 2012, Вельск
Свидетельство о публикации №124091502692
Валентин Николайчук.
Валентин Фёдорович Николайчук 10.10.2024 20:01 Заявить о нарушении