Вечерняя беседа с семьей 10. 05. 2021

(Читаю Евангелие от Иоанна. «В начале было Слово, и Слово бе к Богу и Бог бе Слово»). Вот в этих словах заключен очень глубокий смысл. Дело в том, что Слово, о котором говорится здесь, оно имеет отношение и к человеческому слову тоже. Здесь имеется в виду Слово Божие, а потому оно и названо Словом, что оно подобно слову человеческому. Всё, что касается Бога, Бог – это Абсолют. Абсолют. Безотносительно. Есть такая, такие слова популярные, у людей безсмысленных. Как правильно говорит Соня теперь. «Всё относительно». Но это слова совершенно безсмысленные, свидетельствующие о полном неверии ни во что. Нет, не всё относительно, потому что есть Абсолют. Бог. И всё, что касается Бога, получает абсолютное значение. Слово Божие – это такое Слово, которое рождает весь мир. Он сказал – и становится так, как Он говорит. Чем страшно и захватывающе радостно слово священника, потому что священники – они часто Божии словеса произносят, по благословению Божиему, и родители тоже. Родители, для своих детей, очень близко, похожи на священников. Представляете? Как всё это рядом, все эти чудесные вещи! Родительские слова тоже могут быть словами Божиими по отношению к своим детям. И человек, если говорит слово с верой, он тоже может произнести Божие слово. В этом вообще, вот, объяснение феномена творчества. Очень часто – Соня, вот, из вас самая культурная, она должна знать, - что очень часто бывали такие случаи, когда поэты ли, писатели ли, описывали в своих произведениях свою будущую судьбу. Как это могло быть? У Лермонтова, там, в одном из стихотворений, точное описание собственной гибели. У Достоевского, в ранних его произведениях, точное описание того, что он потом переживет в жизни. Как он свою собственную любимую будет отдавать другому человеку, как будет улаживать их отношения друг с другом… Он это написал в одном из ранних своих произведений. Я не помню, как оно называлось… А, по-моему, «Униженные и оскорбленные», кстати. Там это – что он реально потом пережил, в жизни, спустя буквально несколько лет. Вот. Но есть и более возвышенные случаи. И человек, который верит в смысл жизни, и в силу слова, он очень осторожно употребляет слова. И произнося слова с верой в Божию помощь, Божию силу, особенно это касается стихов… Но любое произведение, вдохновленное высоким, возвышенным настроением, оно является поэзией, в общем-то, даже если не зарифмовано. Это очень даже может быть, что ты не просто предсказываешь своё будущее, а ты его в этот момент творишь, вместе с Богом… Если ты в этот момент, произнесения слов, испытываешь возвышенное, приподнятое, светлое настроение, исполненное веры в благость Божию, с молитвой это произносится, с благоговением, скорее всего, так и будет, как ты говоришь. Только не прямо сейчас, и не завтра. И даже необязательно на этой земле. Ну и что? Ну и что! Кто вам сказал, что то, что будет после этой жизни, менее реально? А я скажу. В миллионы раз более реально! В миллиарды раз более реально!
Эта жизнь нереальна! Вам это кажется неправдоподобным, потому что у вас очень маленький опыт. По мере течения лет вы увидите, что эта жизнь не имеет реальности. Почему? Объясняю наперед. Потому что никакие надежды, по большому счету, не сбываются в этой жизни. Человек чего-то ждёт-ждёт, ждёт-ждёт, а жизнь проходит, и проходит – и проходит. И даже то, что Господь, по великой милости Своей, осуществляет – а может и не осуществить, - иногда осуществляет – то, что осуществляет, то счастье, которое Он дает, оно требует очень больших трудов. И – делает человека беззащитным по отношению к горестям этой жизни, этого мира. Счастье – оно, по определению, хрупкое. Требует больших трудов для своего поддержания, и смирения. А если не сумеешь его удержать, какое у тебя было счастье, такое постигнет горе. Так что плохо приспособлена для блаженства эта земная жизнь. Но, чем дальше ты живешь, тем больше ты понимаешь, что истинная жизнь – она в каком-то другом месте находится. Не вовне тебя. И тем не менее, когда милость Божия совершается, это действительно чудо, потому что воплощается твой собственный внутренний мир. Семья – это что такое? Это продолжение твоего внутреннего мира. В этом ее чудесность. И в этом её блаженство райское. Семья – это осколок райского блаженства, семья. Раньше человек сидел один – там, плакал ли, думал о чем-то, читал… А теперь их несколько. И все слова, которые раздаются в семье, они подобны мыслям внутри одного человека. Вот такое чудо. И это подобие, образ будущего блаженства. Где весь мир станет такой, как семья. Весь мир! Вся вселенная! Вот во что мы верим! И ради чего мы терпим… Всю эту жизнь.
И видите, вот это евангелие читается на Пасху, в самый светлый день церковного года, в самый большой Праздник. Почему-то именно эти слова. Может быть, это самые великие слова вообще?.. Всего Евангелия?.. Они имеют огромные, огромные и очень-очень различные смыслы. Вот эти вот слова.
И вот на Пасху людям свойственно вспоминать прошлое. В светлые дни, которые наступают – умерших людей, на Радоницу, какие-то моменты истории, музыка какая-то старая, фильмы какие-то старые… И когда люди с этим соприкасаются, они чувствуют, что всё это живо… Что всё это никуда не ушло… И в этом очень большая правда! Господь всё сохраняет. У Него всё предельно живо. У Него нет никаких смертей. Вот какое нужно великодушие человеку, чтобы он так сумел… умел воспринимать текущую жизнь. С такой вот верой. Тогда действительно, не страшны ни потери, ни лишения, никакие кражи, никакие обиды, оскорбления – всё это становится нестрашно. Если верить вот в такие вещи… (Продолжаю читать Евангелие.)
«И свет во тме светится, и тма его не объят». Но этот образ ещё, так сказать, бледен… Да, светится свет во тьме, и тьма не объяла его… Но суть та, что только этот свет и реален. Тьма не может объять. Потому что тьмы нет! А есть только этот Свет. Это нам, по грехам нашим, кажется, что есть тьма. Грехи наши, они ужасны тем, что они порождают безконечную бездну между нами и Богом. Вот чем ужасны наши грехи. Они нам так привычны… И они… Нам не кажется, что это нечто значительное. На самом деле, грех имеет отрицательную значительность, отрицательную: он порождает бездну между нами и Богом. Между безконечными нами и безконечным Богом пролегает бездна из-за наших грехов. И они настолько серьёзную проблему представляют собой, наши грехи, что Христу, Богу, пришлось вочеловечиться и принять смерть на кресте, чтобы перекинуть мост между нами и Богом. То есть мост над бездной греха.
Но в то же время действуют и такие слова, что «наши грехи для Бога не проблема» - ну, очевидно, если мост перекинут – всё, проблема снята… Нам нужно только постоянно по этому мосту ходить. Мост есть! Какие бы ты ни совершал грехи… Неверующие люди часто укоряют христиан: «Вот, хорошо устроились! Пошел, согрешил, чего хочешь наделал, поисповедовался – всё. Забыл. Дальше греши». Но это далеко не так. Это далеко не так!.. Хотя частичная правота в их словах есть, - что грех снимается полностью. При каком условии? При условии искренности покаяния. Но если покаяние есть, грех больше не повторится. Вот в чём дело! Признак прощения Богом греха именно в том, что больше этот грех никогда не повторится. И у человека появляется отвращение – прямо вот такое вот… До тошноты. К тому вот, что раньше его влекло. Вот это значит, что Бог его простил. А если нет этого отвращения, значит, и не было настоящего покаяния. Во какая тонкость! Но наши грехи, при условии покаяния, не представляют для Бога никакой вообще, никакой проблемы. И если земное правосудие, допустим, оно наказывает за какие-то тяжёлые преступления – такие, как убийство, там, очень большое мошенничество, предательство… У Бога другая арифметика. У Него ведь нет смерти, и нет никаких потерь. Если человек принес глубокое покаяние, Господь за три дня – это я не сам выдумал, это у святых написано – за три дня прощает любой, даже самый тяжёлый грех. За три дня! Человек будет нести наказание, может, пожизненное, по законам, но, если у него есть покаяние – за три дня уже прощён!.. Вот попробуйте в это поверить. У Бога нет ничего непоправимого. Потому что у Него нет смерти. Что непоправимо? Смерть. А у Бога нет смерти!.. Значит, у Него ничего нет непоправимого! Что ещё непоправимо? Ад. А Он разрушил ад на Пасху. Значит, даже ад для Него – не непоправимо! Но чтобы нам так весело шествовать по бытию, должна быть очень надёжная с Богом связь. Мы должны стать лучами, от Него исходящими. Как вот лучи неотделимы от солнца, так и мы должны быть по отношению к Богу – стать Его Святыми. И тогда будет для нас так, как для Бога. И что нужно сделать, чтобы это воплотить в жизнь? Всю свою жизнь подчинить стремлению к Богу!.. Прям вот лететь, лететь, лететь к Нему, сквозь всю жизнь лететь! И тогда этот полёт продолжится в Вечности – мы вечно к Нему будет лететь! С одной стороны, никогда не достигнем, а с другой стороны, вечно будем достигать. Никогда не насытимся – вечно будем насыщаться. Никогда не станем Им Самим – в то же время никогда из Него и не выпадем. Будем Его частью. Вот такая удивительная тайна стоит за нашим бытием.
И ум человека – смотрите, какой он огромный. Вот, по тем словам, которые я вам говорю. Ведь я говорю правду. Откуда я это знаю? Да я вижу это. У меня ум так устроен – он всё видит. Ум – огромный, безконечный просто ум! Всепроникающий! Но это же, очевидно, дело Божие, не моё… У меня в любой момент, я могу обезуметь полностью. Полностью! Могу утратить это всё. Я не могу этим гордиться. То, что я говорю – правда. Вам Бог говорит, через мой ум. Но это ещё не значит, что всё со мной, вот, будет хорошо. Обязательно. Раз я эти вещи говорю. Я говорю правду. Я очень много правды сказал! Очень много! Это да, надежда моя, что Господь меня спасет, раз я такие вещи озвучил. Но гордиться этим я не могу. И никаких достижений у меня, на самом деле, нет. Никаких! Много очень всяких падений и постыдных вещей за мной числится <тут услышал: «Треплете»…>, а достижений, пока Господь не подтвердит Свою печать, поставит: «Да! Вот это Я принимаю» - я знаю точно, что у меня никаких достижений нет. Такая вот диалектика, опять же. Которую я призываю вместе со мной вас разделить. И понять, о чем я говорю.
Каждый день всё сначала. < «Я знаю… Это проповедь у тебя… Смех… Но заходи…» А когда стал это записывать: «Не заходи"…> Это есть спасение, путь спасения. Никаких достижений, никаких заслуг, всё время стремись – пока не достигнуто спасение. То есть пока не упразднена смерть, пока не уничтожено страдание. Горе, печаль, непонимание, одиночество, всяческий негатив, тяжкие чувства... И я, временами в своей жизни, чувствовал, что спасение есть. Оно меня касалось. Я понимал. По молодости я не понимал, я даже не мог поверить! Это через какой-то надрыв было. Но с течением лет я понял, что такие состояния могут быть. Состояния полной безопасности. Это связано со смирением. Это связано с полным доверием Богу. Это связано с какой-то абсолютной жертвой самого себя Богу. В ответ на эту жертву Господь показывает вот это бытие – полностью безопасное. Блаженное! Исполненное утешения! Такого утешения, которое непредставимо для нас на этой земле. И которое снимает все, всяческие проблемы.
А у Бога есть ещё такие слова: «Се, творю всё новое». В Апокалипсисе Он говорит. Это один из величайших принципов Его Божественного Бытия. Его бытие, там, где всё по Его воле, - это безконечная новизна! Всё время всё новое! Почему невозможно соскучиться в раю? Потому что там всё время всё новое. И мы даже представить себе не можем, что нам Господь ещё сотворит. Что Он вообще ещё будет творить, в чём мы будем участники. Но человек, который живет духовной жизнью, у него уже и на этой земле так. Если вы понаблюдаете за духовными людьми, тем более за святыми людьми, вы увидите, что они живут в постоянно новой жизни, от них всё время свежие чувства, непредсказуемые. Вот, отец Димитрий Смирнов, допустим, сколько он проповедей говорил? Сотни! Он однажды сказал, записей его – на несколько лет непрерывного звучания. Только одни видеозаписи с его участием – на несколько лет непрерывного звучания. И вот куда ни воткнись – очень сильно интересно. Прям, всё время как будто что-то новое. Новое, новое, новое!.. Вот это признак человека, живущего духовной жизнью. Вот он каким-то образом, так сердце его заряжается, что из него постоянно исходит жизнь. И эта жизнь всё время нова. Как это контрастирует с нашими блеклыми состояньицами ежедневными, в которых мы ни во что не верим, никого не любим, еле-еле себя тащим – как мы далеки! Как мы далеки от того, в чём мы должны быть и чем мы должны быть. Это не значит, что есть только это. Это значит, что мы пока свиньи-скотины. И мартышки. Есть эта высота. Есть этот смысл. Есть эта жизнь – безконечно новая, безконечно радостная! И Христос действительно воскрес, и действительно Живой!.. Нам нужно к этой реальности стре-мить-ся! Мы ее никогда не сможем себе присвоить. Чтобы к ней приобщиться, нужно жертвовать собой – всё время приносить себя в жертву! Забывать себя. Самого себя себе под ноги класть и по самому себе идти, дальше. Самому себе на плечи взбираться – и дальше, и дальше, и дальше – вот на самого себя, много-много раз на самого себя подниматься. Ведь фактически это происходит в церкви. Когда ты стоишь там особенно долго, в какой-то момент возникает ощущение, что ты от усталости просто падаешь. То есть ты стоишь, но как будто внутренне ты уже упал. И ты на себя этого упавшего встаешь. И дальше стоишь. Вот приблизительно так в духовной жизни происходит. Всё время по самому себе взбираешься, взбираешься, взбираешься, всё время принося себя в жертву. И в какой-то момент Господь начинает тебе помогать… Когда Он видит, что это у тебя действительно серьёзно.
А когда Он начинает помогать? Вот так реально? Это вот по нашему опыту с мамой. Это когда люди уже не могут помочь, когда ничто не может помочь… Бывают такие моменты – когда уже ничто не поможет. И никакой помощи от людей ты не ждешь. Тогда начинает помогать Бог. А ты просто отчаянно продолжаешь стремиться идти по тому пути, альтернативы которому нет. Бог приходит на помощь. Это наш опыт. Так оно и есть. Видите как? Это наш опыт. Если бы мы жили по-другому, мы не смогли бы создать такую семью. И даже Настя, она живёт на основании вот этого нашего опыта. Даже её жизнь была бы невозможна, если бы мы с матерью не прошли вот этот наш путь длиной в четверть века. Вроде, кажется, долго – 25 лет – нет… Не долго. Это только начало. 25 лет – это только начало.
Слушайте, впитывайте, что я вам говорю. Вы больше нигде таких слов не услышите. Они касаются лично вас. Запоминайте! Усваивайте! Видите, я говорю с болью о вас, с желанием вам помочь. Чтобы ваша жизнь не прошла впустую. Тем более, вы девушки. Вы не можете сами до всего этого достичь. Вам нужно слово мужчины. Чтобы потом беречь его, хранить и следовать ему. И эти мои слова потом пригодятся ещё вашим мужьям. Вы должны их сохранить для своих будущих мужей. Должны будете им рассказывать – что «папа нам говорил то», «папа нам говорил это»… Может, сначала не поверят, а потом пройдет время – прислушаются. Увидят, что… Я ж не своё говорю. Я говорю то, что, вот, я познал как истину. А познал почему? Потому что отвергал себя. Я очень рано понял, что ради истины надо уметь отречься от себя. Это я очень рано понял. И, если хотите, если есть какая-то основная черта моей личности – вот, в вашем отце, - хотя я в повседневности веду себя иначе, но на самом деле, вот, главная отгадка – что такого во мне особенного? А вот это. Постоянное отвержение себя. Во исполнение заповеди Божией. «Кто хочет следовать за Мной, кто хочет быть Моим учеником, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной». Вот я старался эту заповедь исполнять, всю жизнь. Ну, как уж получается… Я за то, чтобы ничто не бросалось в глаза. Чтобы нечем было гордиться. А то скажут: «О, герой, понимаешь ли…» А зачем это? Это только в гордость. Ничего не должно бросаться в глаза. Но. При рассмотрении этой жизни целиком становится понятно, что никак по-другому эта жизнь не могла бы состояться. Если бы она не была одушевлена именно этими словами Христовыми. А мне гордиться нечем. Я только слушался Бога, вот и всё. Старался слушаться, как сын отца. (Дальше читаю Евангелие.)
Ну что Он сказал? Что «увидите небо отверсто». «И ангелов Божиих, восходящих и нисходящих на сына человеческого». Это не значит, что… Хотя и это тоже может значить. Что прямо им откроется небо для физических глаз, и они всё это увидят. Но небо – что такое? Как говорят, вот, «браки совершаются на небесах»… Небо – это там, где царствует любовь. Небо – это там, где истоки судеб человеческих, там, где Промысел Божий творится, в духе. А ангелы – это духи, которые волю Божию творят, которые ощущаются людьми во всяких чувствах, и мыслях. То есть Он говорил о каких-то чудесных событиях, от Бога исходящих. Которые совершаются с помощью ангельскою. Этих событий было много. Которые все происходили с ангельской помощью. Источником которых было Небо. Вот Он об этом говорил. Он предрекал им многие чудеса. Свидетелями которым они будут, вместе с Ним.
Говорят, что Евангелие от Иоанна – самое глубокое из всех. Самое содержательное. Написал его любимейший ученик. Любимый ученик Христа. И он написал своё Евангелие уже после тех трёх первых. Сначала, по-моему, было от Матфея… Потом от Марка и Луки… <Кажется, ошибся: первое – от Марка.> Потом уже от Иоанна.
(Дальше читаю послание к Римлянам.)

https://proza.ru/2022/10/26/1058


Рецензии