А16. Один на один. Экспертный обзор Чен Кима
С вами ведущая авторского конкурса «Один на один» Илина Гумер.
Поэт Чен Ким подготовил для вас обзор конкурсных произведений. Как всегда, список стихотворений был отправлен эксперту в анонимной форме, а в обзоре имена авторов везде добавлены мной (после названий стихотворений) – таким образом, обеспечена объективность суждений нашего уважаемого эксперта.
Большая благодарность Чену за то, что он не томил нас длительным ожиданием, и особая благодарность – за внимание к каждому из представленных на конкурс произведений, – такое бывает далеко не всегда и действительно дорогого стоит.
В послесловии к своему разбору Чен, со свойственной ему скромностью, пишет о пользе для него прочтения «одним махом» тридцати стихотворений – это позволило ему «подумать над своими ощущениями». Именно с этой точки зрения – живой импрессии – и оценивались стихотворения, не будучи подвергнуты сухому анализу. В этот раз наш эксперт пошёл по самому человеколюбивому, наименее травматичному для авторов (а потому наиболее близкому для него самого, в соответствии с его натурой) пути, выбрав одного абсолютного победителя и послав при этом, как я уже писала, флюиды своего тёплого внимания каждому конкурсанту.
Я очень ждала этот обзор и читала его с большим интересом, сопоставляя со своими впечатлениями. Рада большой степени совпадений ;
Традиционно напоминаю про возможность общения с экспертом для всех авторов в комментариях.
Спасибо всем участникам. Удачи и радости творчества вам!
До новых встреч!
Илина Гумер
ОБЗОР ЧЕН КИМА
*** (Нина Баландина)
Не загадывай, девочка, - ничего не загадывай.
Жизнь, как та еще лесенка: то вперед, то назад.
И тропинки то словно шоссейка раскатаны,
И проспекты – бывает! – ведут наугад.
Тише, девочка, март еще только кончается,
И топорщатся строчки, рифмуя капель
Почему-то с любовью, летящей по-чаячьи
Над каспийской волною, в апрельский Дербент.
И Нарын-кала обещает нам вечное,
Несмотря на слова, что забыты давно.
Тише, девочка, тише. Прикрой свои плечики.
Ряд десятый. Ступеньки. Немое кино.
Это март обнадежил, да что-то не сладилось.
Как вот этот сюжет, где включается свет
Слишком рано, чтоб нам с тобой это понравилось.
Слишком поздно для нашего общего "нет".
Подними рюкзачок, примостись как на веточке.
Чуть откроют просвет - и взлетишь в небеса.
И останется в памяти славная девочка
С редким именем Надя... а проще - Весна.
=======================================================
Стихотворение очень смелое. В смысле рифм, которые отважно не стараются быть совсем-совсем точными. Ну и тема конечно. Любовь в стихотворении – штука сложная. Требует отваги. Для меня вообще эта тема всегда была неподъемной.
Абсолютно шикарные четыре строки, которые вообще, по-моему, отдельное законченное произведение. Вот эти:
<Это март обнадежил, да что-то не сладилось.
Как вот этот сюжет, где включается свет
Слишком рано, чтоб нам с тобой это понравилось.
Слишком поздно для нашего общего "нет".>
Ну прям вот спасибо-спасибо за них.
Немного я не смог вписаться в размер в строке:
<И Нарын-кала обещает нам вечное>, но это уже проблемы читателя.
БУДЬ ВСЕГДА ПОД РУКОЙ, ЗОЛОТАЯ РЫБКА! (Владимир Евангулов)
И выдал мне планшетный гаджет
Пыльцу лучистую в коллаже,
Где осень плачет, расплетая
Узор дрожащих паутин,
Где вечер сказочный бродяжит,
И может, выплеснуться даже
Из моря рыбка золотая,
Услышав притчу из сети.
А кто-то утром под рукою
Тату с волшебницей откроет,
А кто-то утром рыбку-нэцкэ
Оценит в рамке на стене.
А кто-то утренней строкою
Наполнит чудом и покоем,
И невесомо чем-то детским –
Двух рыбок рядом на волне.
=======================================================
Нежное стихотворение. Действительно утреннее… С современным антуражем, но умеренно, что дает стихотворению возможность жить дольше, чем живет текущая модель гаджета)
Такие утра бывают в лирических кинофильмах… Но если явилось это стихотворение, то значит и в жизни они тоже встречаются. И это хорошо.
Стихотворение скроено не самым простым образом. Затейливо. Но читается при этом легко-легко. Это дорогого стоит.
ЗУД (Светлана Тимашева)
Досмотрен короткометражный сон,
где было всё не то и всё не так,
и темноты некошенный газон
мнёт тишина, как гусеничный танк.
Луны на чёрном дуло ли, дыра,
а может в мир иной открытый люк —
захлопнется вот-вот.
Вставать пора,
пока послушны пара ног и рук.
Охоты тихой зуд — душе невмочь
чуть свет уйти поллеса прочесать.
Глядит в окно глухонемая ночь,
которой жить осталось полчаса.
=======================================================
Названье я бы поменял. Вот точно. Вот взял бы сразу и поменял.
Названье для короткого стихотворенья штука важная. Но это в общем ерунда.
На короткое стихотворение два военизированных атрибута – танк и дуло. Не знаю, насколько оправдано. «Дуло ли» я вообще сначала прочел, как то, что называется «Ветер с моря дул»)))
Тем более, что отличное дальше сочетание «дыра» и «люк» – вполне бы без дула обошлись.
Но это авторское право. Вкусовщину с моей стороны растоптать и забыть.
Мне кажется это все-таки стихотворение про грибы. Но если это про грибы, то слишком много трагических ноток. Они чуточку сильнее поддавливают на атмосферу стиха, чем вот это грибное – «чуть свет уйти пол-леса прочесать». И как бы читателю труднее попасть в тон, в настроение… И даже в тему.
Трагизм последних двух строк вообще не оставляет надежды на грибные опушки))
УЧИТЕЛЬ (Фидель Сагитов)
Как-то встретились путники, их в этот день было трое,
Завершавших свой путь у моста под названьем Сират*,
Первый праведник был, а второй был отважным героем,
Ну, а третьим учитель, простой муаллим, Магомад.
Было сказано первым – открыты для вас двери Рая,
А учителю был разрешён сверх того шафаат:
Взять с собою любого, кого только он пожелает,
И войти вместе с ним в этот дивный и сказочный сад.
…Нет профессии этой почётней, но нет и труднее,
Чем учить каждый день тех людей, что сейчас рядом с ним,
Только как же им стать хоть немного добрей и умнее,
Если рядом не будет наставник стоять, муаллим.
Слишком короток век и всё то, что об этом мы знаем,
Торопитесь идущим за вами успеть передать,
Навсегда сохранить их сумеет лишь память живая,
Не папируса свиток, не шёлк, не блокнот, не тетрадь.
Эти строки хадиса не сами собою родились,
Я их в сердце храню и готов повторять всякий раз,
Когда вижу я лица детей, что над книгой склонились,
И когда вижу блеск их доверчивых искренних глаз.
---
* - преддверие Рая, где может быть позволено ходатайство за близких
========================================================
Стихотворение – изложение одной мысли. Одной идеи. Такие стихотворения с одной стороны просты – мысль-то одна. Она очерчена четко. Рифмуй да и все.
А с другой стороны тут встает вопрос – а зачем? Зачем рифмовать в нескольких строфах одну хорошую важную, но всего лишь одну мысль?
Тут может быть, на мой взгляд, два ответа:
1. Автору так хочется. Ему важна эта мысль, эта идея – важна она для него настолько, что он решил облечь ее в стихотворную форму. Ну вот как мы любимую, может быть простую совсем, но дорогую нам картину или фотографию одеваем в специальную заказную рамку ручной работы.
2. Вторая причина – традиция. Так принято. Есть такая форма общения. С собеседником на письме. В стихах. Можно ведь представить такую традицию? Да запросто.
В общем это особое стихотворение. Оно скорее имеет отношение к орнаментальному искусству, нежели к поэзии. Оно из восточной затейливой книжки.
ВЕЧНО С ВАМИ (Екатерна Чаусова)
"Какой большой ветер
Напал на наш остров!" Н. Матвеева
Мы, похоже, не похожи
ни на что на этом свете
Стёжкой мы друг к другу вхожи,
на которой можно встретить
только ветер
со словами,
что бросали мы на ветер:
— Узнаёте? Мы за вами.
Вы теперь за нас в ответе
— Улетай, изыди ветер!
Но не заметай дорожку,
на которой можно встретить
тех времён беспечных крошки –
крошки счастья в ярком свете
смеха, а себе возьми – те:
в виде пятен и отметин.
Ну, не в лучшем, скажем, виде…
В дождь смотрясь,
попавший в лужу,
рявкнул ветер:
— Вечно с вами!
Не летаю – перегружен
легковесными словами…
=======================================================
Игровое, немного кокетливое, но при этом крепко сбитое по слову стихотворение.
Самоирония двух финальных строчек, как бы сразу отметает всякие попытки занудного тяжеловесного разбора.
И за это автору земной поклон)
И еще за шикарное начало – ну просто восторг!
< Мы, похоже, не похожи
ни на что на этом свете>
КРУГОЗОР (Александр Кременьч)
Однажды, ширя кругозор,
Сидел я, пошловато-жалкий.
Лениво двигался курсор,
У мира раздвигая рамки.
Вокруг творились чудеса:
И разлетались горизонты,
И следовая полоса
Преображалась в лёгкий контур,
Все споры с пеною у рта
Забылись, как пустые бредни,
А, в перемешанных родах,
Род женский путался со средним,
Мужской же нежно исчезал,
Как лишний и бесперспективный…
И ненаполненный бокал
К губам прильнуть мечтал наивно,
И, уплывая, корабли
Куда-то приплывали сразу,
И космос звездопады лил,
И рок не мыслил жизнь без джаза…
И сон, и явь, и ад, и рай…
И горе от ума, и благо…
Хотя в душе моей - раздрай,
Но к знаниям большая тяга!
=======================================================
Вот прочел один раз. И тут же – без паузы решил написать. По горячему. Вернее, по первому мимолетному впечатлению.
Во-первых, мне понравилось.
Конечно, автор из хитрости применил запрещенный прием – это я про самоуничижительное «пошловато-жалкий» – мы, читатели, уже к третьей строфе понимаем, что это конечно же не так. И когда читатель дочитывает до строки «И рок не мыслил жизнь без джаза» – ну как тут не вскочить и не бежать искать автора в сети и ставить ему сердечки и всякие другие смайлики восторгов.
Но автор умный. И он нам как даст под конец подножку циническим финалом. И все. Читатели в нокауте. Автор – молодец.
МОЙ КРАЙ (Валентина Васина)
Мой край - самый лучший! Я знаю об этом.
Сюда приезжаю я к бабушке летом.
Встречаю рассветы
С душою согретой,
Ленюсь, нарушаю обеты, приметы.
Встаю очень рано, иду на прогулку.
В густой тишине - каждый шаг мерно-гулкий.
Мне здесь не до скуки
И чужды науки,
Что с нашим сознаньем способны на трюки...
Валяюсь в траве, руки к небу раскинув,
Гляжу вслед весне, журавлиному клину,
Рисую картину,
Её не отнимут:
Природа и я - мы опять побратимы!
=======================================================
Начало как будто бы из цветной книжки, где стихи для детей.
И дальше похоже тоже – можно и для детей! Это довольно сложное занятие – вдруг записать стихотворение, которое можно показать детям…
И даже хорошо, что им надо будет объяснить про «обеты» – пусть знают значение этого важного для взрослой жизни слова.
Немного не догнал про науки. Ну, вот если спросит дитя – «а какие такие трюки»? Объяснить нечем… Кроме как рифмою «скуки-науки-трюки». Это может расстроить юного читателя. Как, к примеру, и «руки к небу раскинув».
Ну немножко надо подработать стихотворение и будет конфетка. Или пирожок. Бабушкин)
ДЕВОЧКА И ДОЖДЬ (Борис Балицкий)
Босая,
по лужам,
сандали в руках,
не пряча под зонт угловатое тело,
девчонка с весёлой чертинкой в глазах,
по тёплой воде в брызгах света летела.
А дождь забавлялся! Подружку нашёл!
Он то отставал, то вдогонку пускался.
Вперёд забегал, ей в лицо посмотреть,
и вместе с шалуньей смеялся, смеялся!
Промокла майчонка, видны позвонки,
волос водопад в ручейки разбежался:-
Красивая! Знаешь?! Ей дождик кричал.
Девчонка хохочет:- Никто не признался!
И дождик утих. Только капли - кап-кап.
Свет радуги в небе ковром расстелился.
Средь лужи девчонка скакала смеясь,
и звонко кричала:- Влюбился! Влюбился!
=======================================================
Сразу меня подкупили эти «сандали» – да! Именно так. Это мне показалось и есть ключик к возрасту главной героини стихотворения.
А потом как-то возраст ее поменялся. И она стала значительно взрослее. И «майчонка» мокрая показалась неуместной… И в общем я как ничего не понимал в женском вопросе, так и не понимаю, похоже, до сих пор.
ХОРОШО (Александр Быстров 4)
Хорошо создать сюжет с поворотом,
Хорошо, когда душе есть работа,
И пока дано пожить, потрудиться,
Прорастает семя ржи и пшеницы.
Хорошо, когда поэт рифму ищет,
Хорошо наладил дед косовище,
Выйдем рано по росе и накосим
Кубометров, этак, семь или восемь.
Хорошо нарисовать образ яркий,
Хорошо найти слова, как подарки,
Словно листья в листопад, из букета
Ненаписанных баллад и сонетов.
Хорошо писать стихи, а не прозу,
Хорошо чурбак ольхи по морозу
Расколоть напополам, вдарив точно,
Разлетевшимся словам ставя точку.
=======================================================
Ну конечно хорошо! Стихотворение смелое потому хотя бы, что оно может вызвать дух злых пародистов, которые будут издевательски корежить строку:
«….пока поэт рифму ищет,
дед наладил косовище»
Или заведутся читатели и начнут спорить до хрипоты, можно ли кубами мерять покошенное и кто сколько этих самых кубов выдавал на гора в свое время – А вот в наше время… Да какое такое «ваше время»?!! – и так до драки.
А вот мне прям по душе последняя строфа. От нее правда веет морозом. И немного утром стрелецкой казни…
СЕРЕБРЯНАЯ РЫБА (Евгения Белто)
Звезды слали тусклый свет сквозь ночь,
На меня бросая блики, выбрав.
В океане как звезда точь-в-точь
Плавала серебряная рыба.
В доме и в душе гулял сквозняк,
Темнота с тоской - мои подруги.
Вдруг проникло небо внутрь меня,
Рыбину подкидывая в руки.
Увидала умные глаза,
Поняла, такая - шанс из тыщи.
Взвесивши все против и все за,
Захотелось взять её в жилище.
С нежным светом будет не темно,
И вдвоем совсем не так тоскливо,
Но шептались люди за спиной,
Как пошла я к дому с этим дивом.
Осуждали глупую меня,
Называя чушью рыбу-чудо,
Чтобы порицания унять,
Я решила - брать её не буду.
Отпустила, (пусть все будет так),
А она звездою стала в Млечном.
Дома дверь открыла темнота,
И тоска запрыгнула на плечи.
=======================================================
Может быть, это только у меня так. Но рыбы меня пугают. И поэтому у меня ну никак не монтируется романтика стиха с этим образом. Не могу преодолеть своего отношения к рыбам – как природным объектам. Да к и слову самому этому «рыба»… Не могу представить себе картинку, нарисованную в стихотворении. Вернее, представить могу. А принять не получается.
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ (Алексей Прохоренков)
Безлюдным и каменистым край мира лежал под вечер –
на счёт, заглушавший всплески, никто не играл с волной.
Вдоль моря она неспешно шла мыслям своим навстречу,
стараясь найти все камни, похожие на сердечки,
и часто, присев по-детски, водила вокруг рукой.
Прошло много лет, а память не плавилась и не стыла,
за ливнями отпеваний – сгоревший зарницей штамп:
в символике атрибутов у проводов всех любимых
не снятое в пику догмам колечко – такой же символ,
и правды в нём, как на солнце присутствия света ламп.
Стопой ощущались камни – весомые и не очень,
без острых углов и кромок, без врезанных в плоскость дат –
шлифуя их друг о дружку, волна за волною точит
редчайшие и простые, мешая их так, как хочет,
сгребая у края мира в единый безликий склад.
Забытые миллиарды отброшенных и остывших –
не столько ли безвозвратно сошедших с Земли людей?..
Живой – раздражал, не стало – нет сил ни желать, ни мыслить,
а ей бы собрать сначала хоть горсточку самых близких,
в которой его сердечко спит в райском саду камней.
Спиной повернувшись к миру, она зажигает свечку.
Осеннее море дышит, на выдохе шлёт волну,
водой проявляет камни, похожие на сердечки,
на миг обнажая правду – что есть у любви и вечность, –
к стопам прикасаясь, будто
заглаживая вину.
==========================================
Довольно сложное для меня по конструкции стихотворение. Длинная строка вроде бы развязывает руки автору, но читателя заставляет быть все время в тонусе, чтобы не потерять ритм. А ритм в стихотворении есть. И да – это ритм морского прибоя.
ЭЛЕГИЯ (Трунова Вероника)
От упоения сиренью
До упоения плодов последней тяжестью осенней
Промчится лето.
Итого в сухом остатке голод белый
По новым краскам и трудам.
От суеты заиндевелой,
Душе лениться по утрам легко и сладко в паре с телом.
Метелей тройка скрасит вечер:
Свиридов, Пушкин, за окном, –
В его уюте скоротечном
Взгрустнётся вдруг. О чём? О ком?
От упоения последней осенней тяжестью плодов
До упоения сиренью всего лишь ночь больших снегов.
=======================================================
Вот удалось автору затащить читателя в зиму. Умело, но при этом без какой-то упорной настойчивости. Просто стихотворение растворило лето в зиме. Романсовая вопросительность строки «Взгрустнется вдруг. О чем? О ком?» – очень даже уместна. Очень.
И эта казалось бы выбивающаяся зрительно длинная строка «Душе лениться по утрам легко и сладко в паре с телом» очень графична. И красиво делит стихотворение на две части равноценные и в верной последовательности расставленные. Получилось стихотворение.
ПРОТОЗАМЫСЕЛ (Арина Яковлева)
«...претерпевший же
до конца, спасется»
Ев. от Мтф.
холодное лето, сумрачные дожди,
а где-то жара - привет из Африки,
вот, говорят, август ещё пережить -
и впишется жизнь в привычные графики.
а ещё говорят - до ноября потерпеть -
все уляжется, выдохнется, устаканится,
актуальные новости реже смотреть,
чтобы лишний раз не пораниться.
говорят ещё о всесильном зоже,
сыроедении, сыре тофу,
витамине дэ-три, и магнии тоже,
и о дыхании по виму хофу.
а ещё полезнее, говорят, - быть святым:
катаклизмы, все муки им - трын-трава,
эта жизнь - иллюзия, морок, дым ...
но никто из знакомых не пробовал.
не советуют вовсе - писанья стихов -
древней вирусной заморочки,
по шкале - от гениев до дураков, -
разлагая свой мир на строчки
и выходит, что жизнь - ожидание, то
жары, то холода, залога, итога.
но исхода не знает никто, никто -
это замысел главный -
и слава Богу.
=======================================================
Сильно. Казалось бы, просто слова из нашей жизни. Современные приметы. Но как крепко они стоят друг за дружку. Держат картинку. Держат смысл. Держат тему. Очень хорошо выращенное стихотворение.
*** (Лена Шипина)
Ох уж это ваше заливное белой ночи!
Мутное и трудноперевариваемое.
И вполне естественно, под ложечкой сосёт и точит
Что-то-там совсем невыговариваемое.
Ветер умер, а Нева чуть дышит полудохлой
Рыбиной, хвостом не дрыгнет до рассвета.
Вроде бы светлеет там, за славной речкой Охтой.
Зябко… Вот уже и нету трети лета.
===================================================
На удивленье ловко пристроились (и видимо не без специального одобрения автора) – «трудноперевариваемое» и «невыговариваемое». Ни капли не раздражают. Хотя видно, что сделано это дерзко и с вызовом.
ФРОДО (Татьяна Воронова 6)
На дальних рубежах объявлен мир.
Хоть нервы - в лоскуты, но целы ноги.
Я отбываю в свой родимый Шир -
Лечить ородруинские ожоги.
Мой верный Сэм, одетый, словно сэр,
Облезлый вещмешок несет покорно.
Врачи стращают: мол, ПТСР -
Ну, если так, то в самой легкой форме.
Здорово, Шир!..
А Ширу до балды -
Куда ушел, за что едва не сгинул,
Откуда на лице твоем следы
Потухшего навек Ородруина...
Таких словов у нас в деревне нет,
А повторять - не стоит и стараться.
И у кустов картошки мой сосед
Всё так же продолжает ковыряться.
======================================================
Пришлось гуглить. Много малознакомых мне словов)) «Властелин колец» я не читал. Кино не смотрел. А ведь это все уже давно вошло в человеческий обиход… Поэтому, конечно, я бэкграунд стихотворения в полной мере уловить не смог. Но рифма «сэр – ПТСР» очень даже.
НАУЧИ МЕНЯ, ОСЕНЬ... (Ариша Сергеева)
Научи меня, Осень, своей золотой ворожбе,
Разболтай хоть один из секретов рябиновых магий,
Эти письма-стихи я пишу несравненной Тебе
На рассыпанных листьях - туманом пропахшей бумаге.
Я не стану слова запечатывать в тесный конверт -
Пусть, целуясь с ветра'ми, надышатся досыта волей,
А потом, нагулявшись, слетятся на рыжий твой свет
Позолоченным фоном для влажных охрипших бемолей.
Мы по ним, как по нотам, сыграем в четыре руки
Сочиненный ноктюрн в честь минорной поры листопада...
И забудем на время, что гроздья калины горьки,
Как дыханье костров в одиночестве стихшего сада...
Я прошу тебя, Осень, терпенью меня научи,
Чтоб прибраться в душе да азарта страстям поубавить,
Чтоб в снопы собирать мудрых рифм золотые лучи,
Да вязать узелки из подаренных строчек...на память...
Научи меня, Осень...
===================================================
Это конечно же песня. Тихая песня. Может быть даже под гитару… И благодарных слушателей представить легко. Научи меня, осень…
ЗАКЛАД (Наринэ Карапетян)
Рукоплескал ли дождь о подоконник,
иль, распластавшись плотью, как раскольник,
стекал неслышно по кресту стекла,
тебе едино – театр или келья,
скелет из шкафа прошлое расстелет
и на вину побьется об заклад.
И возмущенно закипает разум:
старо и пошло – черт и Карамазов
выписывают в чате кренделя.
А может, правда – то грехи стучатся
и ты в натуре недостоин счастья,
и существуешь просто пользы для.
Но подозренье промелькнет как будто:
в бессмысленности внутреннего бунта
еще сильней заблудишься во лжи,
и протираешь запотевший ставень,
и миражам командуешь «отставить»,
и малодушно выдохнешь: как жить?
=======================================================
Мне показалось, что стихотворение написано с некоторой напускной небрежностью, которая выдает запись стихотворение одним махом. Так бывает. Такой вот поток сознания. И для этого варианта – ну очень даже. Очень раскованно. Очень расслабленно. Люблю такое)
РОЗА (Лёля Строптивая)
Она – королева цветов, как всем известно.
Она ароматна, божественна и прелестна.
Она капризней даже, чем малые дети.
Её растил Экзюпери на далёкой планете
(не он, а Маленький принц, но это неважно).
Она колючкой вопьётся в тебя и скажет:
«Я цвету не для каждого –
так ухаживай, дорогой, ухаживай!
И совсем не бо́рзая я.
Я – сортовая штамбовая».
Ну что с ней делать? Такая красавица!
Пылинки сдуваешь с её лица.
Увидишь на ней какого-нибудь жучка –
сбиваешь наглого с одного щелчка,
чтобы больше на неё не садился гад
и даже дорогу забыл в твой сад.
Оказываешь ей королевские почести –
принимает как должное (вот ведь сука!),
и вдруг понимаешь, что влюбился по уши,
а жизнь уже не кажется невыносимой скукой.
===================================================
Экзюпери здесь более чем уместен. Все в тему. От начала до конца.
ДУБЛЬ (Марина Быстрова-Докс)
Может быть, так и надо,
Хоть о другом мечталось,
Веточка винограда
Горечью пахнет малость.
Медленно гаснет вечер,
Рвётся на «до» и «после»,
Сыплется грусть на плечи,
Как на стерню колосья.
Память под звуки вальса
Кружит витком опасным,
Что ж ты так раскричался,
Внутренний голос властный?
Ты успокойся, эго,
В землю зарой обиду,
Ну, не сложилось лего!
Не подавай же виду.
Если тебя не любят -
Что же, ведь ты – не рубль,
Может, потом всё будет,
Только зачем мне дубль?
Только зачем мне ветки,
Если им не под стать я?
Если к другой беседке
Тянутся их объятья?
В небе луна на убыль.
Кудри лозы в печали,
Как виноватый пудель,
Гроздьями мне качали.
Только зачем же дубль,
Если начать сначала?
=======================================================
Вполне печальное стихотворение. Именно так. Его суть – печаль. И это состояние удается автору удержать на протяжении всего стихотворения. «Рубль» – «дубль» – понятно. Такова авторская воля. Усилие авторской воли.
А мне понравилось «убыль» – «пудель»)
ПРО ЭХО В ЧАСАХ (Елька Волкова)
Где время хламится лежалое,
где копится веха за вехой,
жило-поживало, не жалуясь,
июньское звонкое эхо.
Кукушка, устав накуковывать,
сдала ему угол пожизненно.
Ворочая времени копнами,
ку-ку эхо вымолвить жилилось.
Давясь тишиной дома гулкою,
ворочалось эхо бессонное,
да вместо ку-ку лишь аукало
и путало время бессовестно.
Сто лет промелькнули, как молния,
стекли в небо быстрыми реками.
Кукушка орипла, безмолвная,
и эху аукаться некому.
Хозяйкой теперь вечность тихая
в осевшем углу доживает.
И ходики больше не тикают,
их Бог заводить забывает.
====================================================
Последние две строки очень хороши. Может, ради них стихотворение и написалось? А эхо… Оно и есть эхо. Оно для красоты и удивления.
ГЛОТОК (Сергей Иванов 126)
Солнце в районе часа,
Тучам наперекор,
Влило хмельного кваса
В жадные губы штор.
Шторы запахли медно,
Бронзово и грешно,
Солнце, сверкнув победно,
Втиснулось к ним в окно.
Жёлтой таблеткой страсти
Форточке под язык.
Губы искали счастья,
Кваса просил кадык.
=================================================
Лихо. Ничего не скажешь. С одной стороны, понятно, что такой конструкт можно выдать только, если есть чертеж и план работ. Но вот какое дело – такие «сконструированные» стихи, стихи под решение некоей четкой поэтической задачи, как правило, не получаются. А тут – получилось. Да еще как!
Такая какая-то поэтическая легкость в этом стихе. Ну вот как в самолетостроении, где тоже чертежи и инженерия, а по факту – некрасивое не летает. Это стихотворение взлетело. Автор владеет инструментом. Владеет словом. Может.
7 МАЯ 2024 (Алекс Колфилд)
голубой непорочный кристаллик
онемевших касается губ
человечек из лего-деталек
позабытый лежит на снегу
как стремительны и неподвижны
эти хлопья в луче фонаря
уплывают цветущие вишни
в одночасье подняв якоря
всё бледней темнота над кроватью
и кошмарным придавленный сном
до утра повторяешь заклятье
let it snow let it snow let it snow
=======================================================
Прочел это стихотворение несколько раз. Вроде короткое. А я не могу понять – чем цепляет?.. А цепляет. И сказать ничего кроме этих слов об этом стихотворении не могу.
КОВШИК (Виктор Колесников 6)
Заглядываю в ковшик.
Там, помню, был пацан.
Ан нет его там больше.
На донце - старикан.
Вся выпита водица
Студёна и чиста.
А всё в неё глядишься,
Когда близка черта.
Воды сошло не мало.
В ней правда, не в вине.
Вода меня меняла,
Как камешки на дне.
Я круглым стал и лысым:
Вода своё взяла.
Воды живые лица
Честней, чем зеркала.
=======================================================
Ну так-то да… Прочел стихотворение. как в отражении посмотрел… Опечалился. Автор не пожелал подарить читателю надежду. Может так и надо. Скорее всего иначе и невозможно. Обмануть зеркала – и те не удается. Что уж говорить о воде…
ВОЗВРАЩЕНИЕ(Галиаскарова Елена)
Ты возвращаешься – ветрена и бледна,
Взгляд хищно-цепкий и голос лукаво-звонкий,
Гордая, дерзкая, пьяная без вина,
И восклицаешь: "Пойдёмте гулять, девчонки!"
Девушка-голем, с тесьмою на рукавах,
Наспех пришитой, широкой, зелёно-красной,
Зла и жестока, всегда и во всём права,
Солнечный день превращаешь легко в ненастный.
Создана тёмною силою побеждать,
Ходишь тропинкою узкою, лесом, полем;
Вьётся поклонников преданных рядом рать,
Не понимая, что с ними бездушный голем –
Глиняный, бронзовый, может быть, золотой,
Бродит по свету, себе не находит места
И, подойдя, за невидимою чертой
Шепчет протяжно: "Привет, а у нас фиеста."
Я улыбаюсь ей, смело гляжу в глаза,
Но на душе одиноко и мрачно-пусто.
Неба пленяет бескрайняя бирюза,
Ветка сирени ломается с тихим хрустом...
Девушка-голем в ладони берёт цветы,
Ищет пятилепестковые для удачи,
Но не находит. Крадётся из темноты
Девы поклонник, печален и озадачен.
Он виноват, что красавицу полюбил,
Правду забыл, лжи служил много зим и весён.
Лето ушло, растеряв жаркой страсти пыл,
Рыжей лисицей гуляет по свету осень...
=======================================================
Наверное, нужно такие стихи записывать, именно чтобы стряхнуть дурман летних романов… Такая терапия. Читатель, как правило, тоже в теме…
ВДНХ (Жиль Де Брюн)
Тоннели грохотом наполнив,
метро несло нас через тьму.
«Не прислоняться» – знай и помни.
Но нет, не верь теперь уму.
Подземье небу не советчик,
и рельсы птицам не указ.
А людям что – маршрут да вещи,
держись за поручень, рука.
Но где-то там – моря и звёзды,
равнины, горы, острова.
Простор, восторг, пьянящий воздух.
Порыв обнять и целовать.
Неважно, дюймы или мили
разметили края земли.
Погаснуть, как Маяк без Лили,
светить – где лилии цвели.
А чтоб цветы не увядали –
пусть станут строчками стиха.
За счастье не дают медалей,
весь день нам хо… (ВДНХ)
В вагоне, через тьму летящем,
звучи для нас, весенний горн!
К любимым – прислоняйтесь чаще.
Любви – все станции попкорн : ))
=======================================================
«К любимым прислоняйтесь чаще» – в контексте метрополитена – это прям замечательная строчка. Да. Ради такой остроумной строки можно записать стихотворение. Автор в полном праве. Потому что это его личная находка. Он выиграл)
ЛЕСТНИЦА НА НЕБЕСА (Тимофей Бондаренко)
То ли вздох, то ли стон
Отлетел шепотком,
И растаял в полночном бреду.
То ли явь, то ли сон -
Я один босиком
По хрустальным ступеням иду.
Не доносится звук,
Жизнь внизу кружит круг
В беспредельно прозрачной воде.
Нет ни боли, ни мук
И Амур спрятал лук,
Я гляжу с высоты на людей.
Не свербит в ранах гной,
Боль не скрутит дугой,
И в душе не колышется муть.
Где-то там, подо мной,
Рядом с ней спит другой,
Положивши ей руку на грудь.
Мне почти всё равно -
Жизнь внизу как кино,
Ни слезинки в усталых глазах.
Этот путь выше бед,
И вокруг ровный свет,
Только -
холодно на небесах.
=======================================================
Мне нравятся стихи про сны. И да – самое удивительное в этих записанных в рифму снах, что автор всегда где-то наверху. И это правильный взгляд. Сверху вниз. В любых обстоятельствах. Даже в таких вот грустных – когда любовь куда-то подевалась.
ВОКЗАЛЬНОЕ (Александр Анатольевич Андреев)
В беготне пропахших мазутом дней
И в унылой точности расписаний
Наши встречи стиснуты всё плотней
Неизбежной горечью расставаний.
Остаётся память в тревожных снах,
И она острее любой иголки.
Наше время спрятано в небесах,
Как твоя ладонь под моей футболкой.
Нам бы нежность, милая, уберечь,
Не прощаться спешно в лучах неона.
Что оставит завтра от наших встреч,
Кроме струй дождя на окне вагона?
========================================================
Очень простое, очень какое-то дворово-городское стихотворение. Без понтов и выпендрежа. Хорошо получилось. И не надо более ничего ему. Стихотворение очень цельное. Но не из тех, что крепко сшиты, а просто оно всё вот такое – как игрушечка глиняная. Она или вся целиком есть – или осколки, которые сами по себе уже ничего не обозначают.
В БЕЗМОЛВИИ ТВОЁМ (Марго Сергеева)
бессоница
чуть приглушённый свет
обрывки слов
безмолвие вселенной
смотри
на стыке этих двух миров
есть только мы
всё остальное тленно
есть только сны
в которых зимний сад
нас осыпает звёздною порошей
снежинок разноцветных конфетти
ложатся на твои ладошки
и будет ночь
которым несть числа
крупинки звёздной пыли на ресницах
я растворяюсь в снах
что б каждый раз
в безмолвии твоём довоплотиться
========================================================
Сны и любовь. Да. Самые темы для поэтов. Красивое.
*** (Валеева Мария)
В неизбежности – грусть. С веток валятся ржавые листья,
Под порывами ветра
хрустят и плетутся в ногах.
Отрастает к зиме меланхолия шубою лисьей,
Чтоб потом, к снеготаянью слезть, задержавшись в клоках.
Отыскав позволенье замедлиться
в ритмах погоды,
По спирали влекомая временем, не обернусь,
Разглядев, – в увядании зреет надежда на всходы,
Предвкушение новых витков прорастает сквозь грусть.
====================================================
Грусть. Да. Но ведь и надежда подарена). Первая строфа мне понравилась посильнее второй. Она полна хороших и точных к словам наблюдений. Это говорит об умении автора разглядывать приметы и предметы…
МУЗЫКА ДОЖДЯ (Александр Савостьянов)
Трепетность вокала
Повторить нельзя! –
Свежестью ласкала
Музыка дождя.
В быстром темпе звонких
Луж сомкнулся круг!
Ветер, вырвав зонтик,
Кружит по двору.
Сонных капель танцы
Замедляют ритм.
Томное анданте
На душе царит.
…Гром с Олимпа грянул,
Солнцу дав сигнал! –
Даже дождик рьяный
Капать перестал...
=========================================================
Такое стихотворение хочется тут же продолжить «Вот и молодец!». Потому что стихотворение такое – незатейливое и не требующее от читателя усилий. Как не требует от нас усилий вдох и выдох, или лежание на траве)
Ну вот. Закончил чтение. Закончил свои попытки сказать что-то внятное о стихах… Хотя вряд ли я имею уже право говорить о стихах. Два года уже как стихи оставили меня. и я не написал ни строчки.
Но роль читателя стихов – это ведь тоже важная часть поэтической жизни русского слова? Ну вот я хоть таким вот образом прислонился к стихам.
Спасибо всем участникам. Мне очень полезно оказалось прочесть махом тридцать штук стихов, и не просто прочесть, а подумать над своими ощущениями.
Я не хочу расставлять прочитанные стихи в каком-то там порядке, пытаться устроить тут соревнование. Каждый из авторов знает, что это занятие дурацкое и не имеет под собою никаких серьезных оснований, кроме вкусовщины читательской или (что хуже) желания выступить в роли судии и главного начальника.
Поэтому я выбираю одно лишь стихотворение. Выбираю его по простой причине. Оно отличается от всех, как, к примеру, отличается в вагоне метро ярко и неожиданно одетый для буднего дня пассажир.
ГЛОТОК (Сергей Иванов 126)
Солнце в районе часа,
Тучам наперекор,
Влило хмельного кваса
В жадные губы штор.
Шторы запахли медно,
Бронзово и грешно,
Солнце, сверкнув победно,
Втиснулось к ним в окно.
Жёлтой таблеткой страсти
Форточке под язык.
Губы искали счастья,
Кваса просил кадык.
Свидетельство о публикации №124091405682
Александр, здравствуйте и спасибо. Чудесный обзор. Не конкурсный, а человеческий! Когда я увидела, кто у нас эксперт, очень обрадовалась. Предыдущее наше общение меня растревожило слегка. Но, слава Богу, Вы в строю. И нашли гениальный,кмк, выход- одно, наиболее на Ваш взгляд, ст.е!(Кстати,я бы его не самым ярким, а самым поэтичным в Подборке, назвала)
И остальные не обошли внимание. Браво
Я сознательно дала ироническое, хоть и не очень веселое,если задуматься, ст.е. Что-то от путеводителя в нем тоже есть)) подумала я. И это определило мой выбор)Среди серьезных и сложнвх- без расчета на шорты и бриджи:)
Желаю Вашей музе поскорее найти тропинку к высшему дому. Пусть слова будут лёгкими, но не легковесными.
Искренне и благодарно,
Екатерина Чаусова 19.09.2024 00:39 Заявить о нарушении
Екатерина Чаусова 19.09.2024 00:41 Заявить о нарушении
Очень рад увидеться с вами. Действительно и меня немного раздергало во время последнего нашего разговора.
Я очень рад что это легкое стихотворение - такой быстрый рисунок по мотивам жизни - оказалось вашим.
Мы похоже не похожи ни на что на этом свете)
Ну вот я просто рад. Не знаю почему. Спасибо вам, что не сердитесь на меня.
Чен Ким 19.09.2024 08:44 Заявить о нарушении
Я тоже очень рада вам и вашей реакции. Надеюсь ещё пересечёмся где-нибудь.
Мира и добра!
Екатерина Чаусова 23.09.2024 02:07 Заявить о нарушении