Священномученик Димитрий Беневоленский
Священномученик Димитрий,
10 октября 1883 года родился,
В Вышнем Волочке, Тверской губернии,
В семье Михаила Беневоленского, священника.
Дмитрий Михайлович учился сначала,
В Тверской, затем в Санкт-Петербургской Духовной семинарии,
Которую в 1909 году окончил,
И поступил при Николо-Столпенском монастыре на учителя должность.
В 1911 году умер священник в селе Островино,
Дмитрию Михайловичу сан священника принять было предложено.
В том же году он обвенчался с дочерью Ивана Алексеевича Тихомандрицкого Анной,
Которой было лет шестнадцать.
Ее отец занимался строительством приволжской железной дороги,
Один из сыновей Михаил, стал священником, а дочери опекали детей приемных.
Дмитрий Михайлович, 21 ноября 1911 года,
В сан священника к Дмитриевской церкви села Островно был рукоположен.
Отец Димитрий, став священником,
Все свои силы и время отдавал делу церковного служения.
Понимая, какое хор имеет для храма значение,
Он со тщанием подбирал певчих и организовал прекрасное церковное пение.
Несмотря на то, что приход был небогат,
О. Димитрий для храма новый колокол заказал,
На что все свое столовое серебро отдал,
В 1919 году он был переведен в село Паношино, в Троицкий храм,
Вышневолоцкого уезда,
Сюда к нему приехал его отец Михаил Беневоленский,
Который здесь скончался и в Удомле,
Был похоронен.
В январе 1929 года властями были разработаны документы,
О необходимости усилить гонения на Православную Церковь.
Не миновало гонение и приход села Паношино,
16 января 1929 года отец Димитрий и староста храма Александр были арестованы.
Батюшка был обвинен, что совершил торжественное богослужение,
28 октября 1928 года с целью возбуждения суеверия в населении.
Для извлечения таким путем материальных выгод.
В том, что помогал священнику устроить богослужение, старосту обвинили.
28 октября состоялся крестный ход с иконой Николая Чудотворца,
Причем все было совершено с религиозным подъемом.
Случилось бы это в иное время, все осталось бы без последствий,
Но власти как раз приняли решение об усилении гонений.
Отец Дмитрий и староста были арестованы и в Тверскую тюрьму попали,
Прихожане полюбили отца Дмитрий и ходатайствовать о его освобождении стали.
23 января 1929 года, следователь священника допросил.
Батюшка ответил, что для поддержания религиозного чувства крестный ход устроен был.
От платы за выполнение треб он отказался,
И служба была проведена по всему селу бесплатно.
Следователь и старосту Александра Васильевича Щеголева вопрошал,
О чем священник в храме проповедовал?
Он ответил: «В проповедях Беневоленский говорил о борьбе с пьянством,
Хулиганством и Сектантством»…
29 января дело было передано в суд Вышневолоцкого уезда,
И заседание состоялось 16 апреля.
Суд счел обвиняемых виновными и приговорил священника,
К штрафу в размере 100 рублей, а старосту к 6 месяцем заключения.
Сыновей священника, как детей лишенцев из школы исключили,
К сестрам Анны Ивановны – Ольге и Клавдии их в Саратов отправили.
Гонения продолжались, они ужесточились в 1930-е в начале,
Местные власти колокола снимали, церкви закрывали.
ОГПУ священников арестовывало,
Закрытия храмов были приурочены к празднику Рождества Христова.
4 января 1930 года, правление колхоза в Паношино решили закрыть храм в селе и в Николо-Стан.
Некий Вихров, с насмешкой женщинам говорил, что 9 января будут снимать колокола.
В то же день он пошел к о. Дмитрию домой, чтобы узнать,
Будет ли он закрытию церкви препятствовать?
- Как же это можно потерять среди верующих авторитет?
Этот вопрос надо поставить на церковный Совет.
В сочельник, 6 января, руководство колхоза начало расширенно заседать,
Присутствовали не все колхозники, а те, кого было «нужно позвать».
На собрании обсуждали вопрос приобретения трактора и где средства найти?
Если снять с церкви колокола, то трактор как раз можно приобрести.
7 января Вихров, Иван и Татьяна Голубевы пришли в храм,
Во время Рождественсокго богослужения посреди храма стали кричать:
- Нам церковь и звону не надо. Снимем колокола. Мы вам все равно служить не дадим!
- Церковь наша, не мешайтесь, батюшка, служите – прихожане ответили им.
Батюшка сказал: «У вас есть разрешение РИКа на закрытие?
Такового не оказалось и безбожникам пришлось удалиться.
Позже, Вихров и коммунист местный,
В доме которого о. Дмитрий снимал комнату, написали в ГПУ заявление:
Дом священника для всех верующих района является центром,
Каждую ночь у него кто-то ночует из верующих.
Каждый день он кого-нибудь принимает,
И трапезой угощает.
Хозяин дома в письме заявлял:
Как-то я спросил: «Снимет ли он сан?»
- Я убежден в правоте своей веры, да!
И священнического сана не сниму никогда!
- Значит вам нужен старый царский строй? – Да!
Прошу принять меры и к «своим» его убрать.
5 февраля о. Димитрий был арестован, как и староста храма,
Иван Ильич Колокольцев и священник села Новый Стан о. Павел.
В марте обвиняемые были допрошены,
Никто из них не признал себя виновным.
25 апреля 1930 года, к трем годам ссылки о. Павел Богоявленский был приговорен.
Наказание было условным, и он был освобожден.
Священник Димитрий Беневоленский и Колокольцев Иван,
Были сосланы на три года в Северный край.
В мае 1933 года закончился срок ссылки о. Димитрия, вернулся домой он.
И св. архиепископом Фаддеем был в храм села Синево-Дуброво определен.
Но пришлось здесь прослужить ему не долго,
Летом 1937 поднялась волна гонений, и 12 ноября он был арестован снова.
20 ноября о. Димитрия вызвали для заполнения анкеты, на допрос – на следующий день.
Допрашивал начальник Сонковского районного отдела НКВД.
Следствие было всего один день. Допрошены лжесвидетели были,
Которые, говорили,
Будто священник, являясь враждебным, антисоветски настроенным,
Вокруг себя формировал антисоветские элементы настроенные.
Провокационные слухи о войне распространял,
Отказаться от выборов в Верховный Совет СССР колхозников призывал.
- Вам предъявляется обвинение в деятельности контрреволюционной,
На срыв колхозного строительства направленный,
Подтверждаете ли вы это?
- Нет. Никогда не вел деятельности антисоветской.
27 ноября 1937 года был расстрелян Протоиерей Дмитрий.
И погребен в братской могиле.
Место его погребения было скрыто властями,
И остается неизвестным до сего дня.
автор стиха, помощью Божией - Виктория Скитёва
14.09.2024
Свидетельство о публикации №124091404502