Из библейских преданий

В сборнике представлен выборочный поэтический пересказ библейских преданий, выполненный по Ветхому Завету Библии. Разбивка на стихи и их нумерация - условные от автора пересказа

***
Стих 1

Не сразу Мир наш получился -
В пространстве Дух один носился.

Свет с тьмою вперемешку был,
Бог в первый день их разделил.

Второй день - твердь с землёю делит,
Пока ж землёй вода владеет.

На третий день собрал все воды -
Моря есть, сушь, зелёны всходы.

В четвёртый день создал светила,
Луну и солнце, звёзды - мило.

В день пятый - гадов, рыб в воде,
На небе - птиц, летят везде.

В шестой из праха, из земли -
Создал других, чтоб жить могли.

Скотов создал и человека -
Подобье божье и утеха.

Мужчина, женщина - чтоб править,
Владыки Мира, что лукавить.

Для пищи всем - трава, плоды,
И нет пока беды-нужды.

Седьмой день - можно отдохнуть,
Ведь труд закончен, Миру - в путь.

Стих 2

Для человека - сад в Эдеме,
Что на востоке, кто не в теме.

Как Рай мы знаем этот сад,
Там оказаться каждый рад.

Два дерева посередине,
Плод с одного - и вечен в Мире.

Другое дерево познанья -
«Добро и зло в чём» указанья.

Четыре там реки' текут,
Ефрат и Тигр две зовут.

Тот сад Эдемский, или Рай,
Бог - человеку: «Не страдай.

Но только дерева не трогай,
Где до познания дорога».

Животных - в помощь человеку,
Тот их назвал, что было к спеху.

Подобного себе он хочет,
Бог дал жену - ребро источит.

С тех пор и знает человек:
«Не мать-отец, жена - навек».

Им хорошо жилось в саду -
Там радость и еду найду.

Адам, так человека звали,
С женою на'ги, стыд не знали.

В саду Змей хитрый тоже жил,
К жене с советом приступил.

«С познанья древа плод отведать,
Как боги зло-добро чтоб ведать».

Жена плод съела, мужу - плод,
Познали - голый что живот.

От Бога прячутся в саду,
Но Бог всё понял на беду.

Всем наказание Бог дал.
Для Змея - ползать вечно стал.

Мужчина - от трудов устанет,
Жена - рожать при боли станет.

Адам не будет вечно жить -
Забыл плод жизни он вкусить.

Теперь хлеб в поте добывая,
Уйти им в прах - судьба такая.

Адам, жена, что Евой звать,
Должны и сад тот покидать.

Чтоб голым человек не был,
Одеждой кожаной покрыл.

Восточный выход есть из сада,
Там Херувим с мечом - преграда.

И к древу жизни не добраться,
Меч пламенеет - всем бояться.

***
Стих 3

Начался человеков род,
Познали много те незгод.

Два сына есть в семье Адама,
Они известны - это драма.

Трудился в поле Каин-сын,
Со стадом Авель-нелюдим.

Приносят жертву они Богу,
Всё, что имели, понемногу.

От Авеля Бог жертву примет,
От Каина плоды - отринет.

Обиделся брат Каин очень,
Для Авеля он смерти хочет.

И Каин убивает брата,
От Бога ждёт его расплата.

Изгнанник Каин стал теперь,
Любая впредь закрыта дверь.

Убить же Каина нельзя -
Семи коленам месть, друзья.

Но Еве Бог в беде поможет -
И семя сына Сифа вложит.

Лет девятьсот Адам тот про'жил,
Сынов и дочерей итожил.

Все жили очень много лет,
Мафусаил - старейший дед.

Родил он Ламеха, тот Ноя -
В другой главе найдём героя.

Ной жил шестьсот примерно лет,
Сыны: Сим, Хам и Иафет.

Среди людей есть исполины,
О них потом пойдут былины.

Решил Бог - возраст очень долог:
Сто двадцать лет - задерни полог.

***
Стих 4

На Мир, что со'здал, Бог смотрел -
Ведь светлым был, но потемнел.

И зло, и грех в нём процветают,
Свой путь земной все извращают.

«Всё уничтожу» - решил Бог,
В творенье Мира опыт плох.

Но Ноя Бог жалел средь всех,
Тот - праведник, не ведал грех.

Ковчег велел он Ною строить,
Семь дней дал судно обустроить.

Ной судно быстро конопатит,
Семью берёт, всем места хватит.

Бог разрешил взять скот и птицу,
По паре каждой - пригодится.

Еду в ковчег тот погрузили
И потихонечку отплыли.

Открыл Бог окна в небесах
И начался' вселенский страх.

Дождь сорок дней-ночей хлестал,
На суше жил кто, жить не стал.

Все горы скрылись под водой,
Ковчег качался у одной.

Где Арарат(1), ковчег стоял,
Все знают - пик совсем не мал.

Сто пятьдесят дней пролетело,
Закрыл Бог окна - всё мелело.

Пик показался над водой,
Решил узнать Ной, что с землёй.

Он ворона вперёд отправил,
Вернулся - голод всё ж заставил.

Потом Ной голубя пускает,
Назад его Ной принимает.

Второй раз - с веткой появился,
На третий раз - не возвратился.

Два месяца терзали душу
И Бог велел идти на сушу.

Все рады, жертву Ной сжигает,
Кто жертвой был, никто не знает.

Богу принял жертву: «Не забуду
И впредь я проклинать не буду.

Не виноваты земли эти,
Зло от людей, они же - дети.

Навечно - время сеять-жать,
Зной-холод, день и ночь видать».
__________
(1) Арарат - гора на территории современной Армении

***
Стих 5

Сказал Бог Ною: «Размножайтесь,
На землях этих расселяйтесь».

Дал люду власть над прочим Бог,
Чтоб пропитаться этим смог.

Что движется в воде, по суше,
И зелень - в пищу, но не души.

«Не есть друг друга, человеки -
Подобье божье. Так навеки.

За нарушенье будет месть.
Завет вам выдам, что-как честь.

Вам радуга - благословенье»,
Увидеть радугу - знаменье.

По этим правилам Ной жил.
Он винограда насадил.

Однажды пьяный спал в шатре,
Лежал он в полной наготе.

В отцов шатёр заходит Хам -
Не надо было видеть срам.

Уста всё братьям разглаголют,
Сим с Иафетом срам прикроют.

Но не смотрели на отца.
Отец накажет наглеца.

И Хаму, и потомкам тоже -
В рабах отныне жить лишь гоже.

***
Стих 6

С востока люди долго шли
И на равнине Дом нашли.

Народ единый был на свете -
Непонимания не встретим.

Чтобы потом гордились ими,
Решили возвеличить имя.

Задумали построить город
И башню к небу - славы голод.

Слепили много кирпичей -
В печи их обжигать скорей.

Но Богу это не по нраву:
«Гордыня - грех», отнимет славу.

Перемешал людской язык -
И порознь жить народ привык.

Народу башню не создать,
А Вавилону(2) не бывать.
__________
(2) Вавилон - древний город в Южной Месопотамии, столица Вавилонского царства, важный политический, экономический и культурный центр Древнего мира и один из крупнейших городов в истории человечества, в Новом Завете Библии - столица Антихриста и обитель пороков

***
Стих 7

В Харране(3) жил потомок Сима -
Еврей Авраам, вся жизнь вестима.

Жену Авраама звали Сарра,
Красавица, но жаль - не мама.

Бог повелел идти в Ханаан(4) -
Мол, много почести вам дам.

Народу много дам, величье.
Отказ, конечно, - неприличье.

С собой жену Авраам берёт,
И Лот, сын брата, с ним идёт.

Берёт и слуг, и всё добро,
Хоть это было не легко.

Шли на восток, потом на юг,
Там голода настиг испуг.

В Египет к северу уходят,
Где изобилие находят.

Авраам боялся, что убьют,
Жену-красу, мол, заберут.

Велел сказать ей, что сестрица.
Врать - грех, но ныне пригодится.

Красавицу взял фараон,
Богатства, почести дал он.

Когда решил на ней жениться,
Бог наказал - теперь лечиться.

За что беда - узнал владыка,
Зовёт Авраама - лгали лихо.

Наказывать он их не стал,
Всех отпустил, обоз - не мал.

Скота Авраама, Лота много -
К делению теперь дорога.

Лот - на равнине Иорданской,
Авраам - в долине Ханаанской.

В Хеврон(5) шатёр он переносит,
Дым новый жертвенник возносит.

Людей уж много - как песок,
Идти не надо на восток.
__________
(3) Харран - древний город в северной Месопотамии, в настоящее время административный центр одноимённого района в турецкой провинции Шанлыурфа
(4) Ханаан - историческая область между городами древних народов - финикийцев и филистимлян, в настоящее время включает в себя территории Израиля, Палестины, Ливана, западную часть Иордании и западную часть Сирии
(5) Хеврон - древний город, в настоящее время крупнейший город в южной части Западного берега реки Иордан, столица палестинской провинции Хеврон, расположен в 30 км южнее Иерусалима

***
Стих 8

Сын брата Авраама - Лот,
В Содоме-городе живёт.

Содом, Гоморра(6) и другие -
В порабощенье долго были.

Когда двенадцать лет прошло,
Решили, то - не хорошо.

В долине, где солёно море,
Пять царств - четыре стали в споре.

Четвёрка всё же победила,
Содом, Гоморру захватила.

Аврааму кто-то донесёт -
Племянник Лот в оковах ждёт.

Вооружил Авраам рабов -
Чуть боле триста всех голов.

Авраам «злодеев» побеждает,
Содом добычу предлагает.

Авраам добычу ту не взял -
С племянника оковы снял.
__________
(6) Содом, Гоморра - библейские города в районе Мёртвого моря, которые, согласно Библии, были уничтожены Богом за грехи их жителей, в частности, за распутство

Стих 9

Коль праведное поведенье,
Аврааму - Господа виденье:

«Потомство будет велико -
Как звёзд, считать их не легко.

Сперва пришельцами везде -
Гоненья или жизнь в нужде.

Через четыре сотни лет -
Обратно в земли, где твой след.

От Нила до реки Ефрата -
Там поселил тебя когда-то.

С моим Заветом вам дорога -
Тебе, потомкам буду Богом».

Абрааму странно показалось -
Детей у Сарры не случалось.

Та Сарра мужу указала -
Чтоб египтянка женой стала.

Агарь - служанка в доме их,
Приблизил - Сарры гнев возник.

Агарь из дома убегает,
В пустыне Ангел настигает.

Велел вернуться в Сарры дом,
Мол, сын родится в доме том.

Чтоб имя дали - Измаил,
В потомстве будет много сил.

Так стал Авраам отцом впервые,
Потомки их живут доныне.

Прошло ещё тринадцать лет,
Аврааму скоро - сто, нет бед.

И вновь видение Авраама -
Мол, Сарра тоже станет мама.

Хоть Сарре девяносто лет,
Сыны появятся на свет.

В шатре раз отдыхал Авраам,
Три путника проходят там.

В шатёр Авраам их пригласил,
Обедом Сарры угостил.

Сказал один: «Чрез год прибуду,
Тогда у вас случиться чуду.

Ребёнка Сарра принесёт,
Улыбку зря не бережёт.

Для Господа преграды нет».
Поели и - в Содом их след.

***
Стих 10

Дошли до Бога злые вести -
В Содоме нравы не на месте.

В Гоморре тоже ерунда,
Их наказать давно пора.

Бог от Авраама то не скроет,
Авраам беседу с Ним устроит.

- «Там праведники тоже есть.
Ужели это не зачесть?

Коль пять десятков их найдётся,
У Бога сердца не забьётся?»

- «Я город пощажу тогда,
Число - совсем не ерунда».

Дошёл их счёт до десяти
И надоел - пора идти.

Два Ангела в Содом приходят,
Там Лота дом они находят.

Гостей в дом приглашает Лот -
Еду, питьё не бережёт.

А утром стук народа в дверь:
«Чужих нам выдай поскорей».

- «То не по правилам, народ,
Гостей обидит лишь урод.

Берите вместо - дочерей
И уходите от дверей».

Вломились буйные всё ж в дом,
Слепцами стали там потом.

- «Спасай ты, Лот, своё семейство,
Сожжём мы город за злодейство».

Не верит Лот, что будет так,
За руки вывели - чудак.

Уйти из города велели,
Но чтоб смотреть назад не смели.

Содом, Гоморра пострадали -
Дождь серы и огня наслали.

Жена же Лота оглянулась -
В столб соляной вмиг обернулась.

Лот с дочерьми живёт в пещере,
Устроить «дело» те посмели.

Чтоб род отцова возродить,
Отца - вином им напоить.

И в спальню дочери придут -
Сынов те ночи принесут.

***
Стих 11

Как Бог сказал, у Сары сын -
Исаак, Авраам доволен им.

Но Сарра просит Авраама:
«Агарь прогнать, теперь я - мама».

Аврааму жалко Измаила.
Бог скажет: «Делай, беда - мимо».

Коль Измаил - Авраама сын,
Останется он невредим.

Народ пойдёт от Измаила,
Величье, мол, неугасимо.

Агарь наутро он отправил,
Еду, одежду, воду справил.

В пустыне кончилась вода,
К Агаре там пришла беда.

И под кустом оставит сына -
Не хочет видеть смерть, вестимо.

До Бога плач её дошел,
Сказал Бог - всё, мол, хорошо.

Агарь глаза свои открыла,
Колодец видит - это диво.

В пустыне с сыном поселились,
Сын вырос, дети народились.

Стрелок из лука - Измаил,
Жену - в Египте раздобыл.

В Фаран-пустыне(7) встал народ,
Великим там теперь живёт.
__________
(7) Фаран - библейское название пустыни на юге от современной Палестины

***
Стих 12

Решил Бог испытать Авраама -
Пока не видно тому Храма.

Велел - как жертву сына сжечь,
Мол, Богу в этом не перечь.

Авраам нарубит утром дров
И на осле покинет кров.

С ним два слуги и сын Исаак,
Идут к горе в рассветный мрак.

На той горе он сына свяжет,
Ложиться на дрова укажет.

Занёс над сыном острый нож,
Но сверху глас: «Его не трожь!»

То Ангел Бога возвестил:
«Ты Богу страхом угодил».

А в жертву принесён телёнок.
Авраам доволен - жив ребёнок.

«Гора Иеговы» - звать теперь,
Мол, к послушанию там дверь.

Вторично слышит весть от Бога:
«К благополучию дорога.

Потомков сложно будет счесть -
Как звёзд, песка». Блага та весть.

***
Стих 13

Жизнь Сарры протекла в угоде,
Почти сто тридцать на исходе.

Почила Сара - хоронить,
Авраам решил земли купить.

Он у Ефрона поле купит,
В пещере он могилу срубит.

В Хевроне в землях Ханаана,
Погребена жена Авраама.

Слугу Авраам в Отчизну шлёт:
«Жену Исааку привезёт.

Ведь сыну Исааку - сорок,
Пора жениться - возраст долог.

Жену в Хевроне - не искать,
А соплеменницу прислать».

В Месопотамию направил,
Где брат Нахор народом правил.

Богатства на верблюдов - в путь,
«Спросить согласья не забудь!»

Дошли до города Нахора
И у колодца ждут исхода.

Слуга решил так поступить:
«Невеста та, кто даст мне пить.

Напоит также и верблюдов
Без уговоров и причудов».

Вот жёны вышли от Нахора,
К красавице идёт он споро.

Напоит путника девица,
Верблюдам тоже есть водица.

Узнал - её Ребеккой звать,
Мать Милка, дед Нахор, видать.

За воду щедро расплатился -
Народ браслетам удивился.

Попросится он на ночлег
И примут - щедрый человек.

Нахора сыну всё расскажет -
Мол, просьбу он ли не уважит?

Мол, Авраам - Нахора брат.
От Бога - множество наград.

Народ, богатства - получил.
Жену для сына попросил.

Ребекку вызвала родня,
Она согласна, ждать - ни дня.

Авраам устроил свадьбу сына,
Сто семьдесят - и смерть не мимо.

Был рядом с Саррой похоронен,
В пещере дом его устроен.

Распоряженья перед смертью:
«Исааку, люди, власть доверьте».

Богатства все ему оставил,
Других сынов к востоку сплавил.

Сын Измаил великим стал -
Двенадцать он племён создал.

Те племена, что от Агари,
Все кочевать по землям стали.

***
Стих 14

Исаак Ревекку полюбил,
В благополучии прожил.

Детей лишь долго не имели,
И к Богу с просьбою посмели.

Чрез двадцать лет им чудо было -
Два сына-близнеца роди'ла.

Был первый красный и косматый,
Исав - он стал охотник знатный.

Вторым родился тихий Иаков -
Живёт он среди книжных знаков.

Отец - за первенца горой,
А мать - Иакову стеной.

Иаков-книжник постарался
И в первородстве оказался.

Исав голодным как-то был,
Тарелку супа попросил.

Похлёбка вкусна чечевична -
И брат стал первым необычно.

Теперь Исав Едом зовётся,
Поел - ушёл, так жить придётся.

***
Стих 15

Когда в стране случился голод,
Идти в Египет - то не повод.

К филистимлянам(8) держат путь,
Надеясь там - всем отдохнуть.

Исаак назвал жену сестрой,
Чтоб не убили - способ свой.

Царь то, что не сестра, - узнал,
Но гнать их из страны не стал.

Велел - никто чтоб не касался,
Исаак в долине оказался.

В Герарской(9) красочной долине,
Живёт Исаак в шатре отныне.

Благословенье Божье есть -
А, значит, урожай не счесть.

Стада их тоже велики
И в зависти все пастухи.

Филистимляне «постарались» -
С песком колодцы оказались.

Герарский царь велел уйти,
Вражду чтоб снова не нести.

Во сне Исааку скажет Бог -
Не надо, мол, ему дорог.

Благословил их жить в долине,
Колодец - жертвенник отныне.

С филистимлянами - союз,
Вражды отбросили все груз.

Там город новый основали
И Шивы город тот назвали.

Вирсавия(10) другие скажут,
Когда на город тот укажут.
__________
(8) филистимляне - древний народ, населявший приморскую часть Ханаана (от современного Тель-Авива до Газы) начиная с XII века до н.э.
(9) Герар - древний филистимлянский город и долина, славился колодцами и располагался на юге Ханаана близ египетской границы
(10) Вирсавия - древний город на юге Палестины находился в 4 км к востоку от современного города Беер-Шевы в Израиле

***
Стих 16

Состарился Исаак - слепой,
Зовёт: «Исав где, старший мой?

Иди и дичи настреляй,
Так, как люблю, еду подай.

Пред смертью дам благословенье,
Тебе, потомству - все владенья».

Жена Ребекка пожелала -
Мол, младшему это пристало.

Иакову дала наказ:
«Отца обманем в этот раз.

Ему козлёнка приготовим,
Тебя в одежде брата скроем.

Раз гладкий ты, а брат мохнат,
На руки, шею шерть и - брат».

Так получилось - что Исаак
Иакову «вручил свой стяг».

Исав вернулся, поздно было -
Благословение уплыло.

Кричит Исав: «Я отомщю,
Второй раз точно не спущу!

То первородство брат отнял,
Теперь богатства себе взял!»

Ребекке-матери, конечно,
Обоих вмиг терять - беспечно.

Уговорила Исаака:
«Иакову - уж срок для брака.

Жену не надо из Ханаана,
Пусть едет к брату до Харрана».

Ребекки брат живёт в Харране,
Исаак согласен, чтоб без брани.

Исав услышал те слова
И помутилась голова.

Его жены две - из Ханаана,
Он к дяде Измаилу рано.

Берёт там третью он жену -
Дочь дяди вручена ему.

Вирсавию покинул Иаков -
В Месопотамию без страхов.

Иаков - на пути в Харран,
Он на ночь разбивает стан.

На камень голову положит,
Сон видит, думы что умножит.

Как будто - лестница с небес
И Ангел Божий вверх-вниз лез.

А наверху сам Господь Бог -
Вещает: «Вроде, ты не плох.

Ту землю, на которой спишь,
Своим народом покоришь.

Куда бы не ушёл отсюда,
Дом будет здесь». Такое чудо.

Иаков радостным проснулся -
На память камень подвернулся.

Он клятву дал - коль Бог поможет,
Он храм на этом месте сложит.

Господство Бога признаёт,
Впредь десятину отдаёт.

Вефиль(11) - то место он назвал,
Вперёд пошёл, ведь путь не мал.
__________
(11) Вефиль - древний город, название которому по библейскому преданию Иаков дал в честь явления ему Бога, до этого город назывался Луз, располагался севернее современного Иерусалима

***
Стих 17

Иаков - на земле Востока,
Харран, где дядя, - недалёко.

Он видит в поле пастухов,
Там овцы, козы средь козлов.

Колодец камнем был прикрыт,
Стада придут все - зажурчит.

Из города спешит девица,
Краса такая - будто снится.

Иакову: «Зовут - Рахиль,
Лавана дочь, Нахора сын».

Иаков воду открывает,
К колодцу деву приглашает.

Объявит, что он - сын Ревекки,
Лавана-дядю чтят вовеки.

Рахиль бежит скорее в дом -
К отцу с известием о том.

Иаков месяц прогостит,
Лаван о плате говорит.

- «Иаков, хочешь что за труд?»
- «Жену Рахиль семь лет дадут».

Семь лет прошли и свадьбы гул,
Лаван Иакова надул.

Ведь не Рахиль увидит он,
А Лию, старшую, - закон.

Иаков в гневе, но стерпел,
Семь лет ещё ждать захотел.

Иаков две жены имеет,
Меж сёстрами же зависть тлеет.

Рахиль - бесплодна, Лия - нет,
Четыре сына - вот ей след.

Рахиль Иакову в вину:
«Дай сына мне иль я умру».

- «Не Бог» - Иаков ей ответил,
- «Пусть от служанки будут дети».

Теперь два сына у Рахили,
Иаков с ней живёт отныне.

А Лия тоже удружила -
Свою служанку подложила.

За вкусный плод Рахиль, однако,
Продаст ей ночи - смысл брака.

Вновь Лия сыновей рожает,
Но Бог Рахиль всё ж награждает.

Есть у Рахили сын - Иосиф.
Иаков об отъезде спросит.

- «Пора отправиться в Ханаан -
Приплод большой мне Богом дан».

К Лавану - просит отпустить.
- «Иаков, что тебе дарить?»

- «Давай стада с тобой разделим,
Я преумножил, в самом деле.

Ты пёстрых-чёрных мне б отдал».
Иаков сам их подбирал.

Лавану сыновья сказали:
«Добра не много ль тому дали?»

Препятствия чтоб не чинили,
Иаков, жёны в ночь отбыли.

Рахиль наследство взять решила -
И идолов часть утащила.

Лаван был в гневе с сыновьями,
Отправились в погоню сами.

Семь дней гнались, гора Галлад(12),
Нагнали, встречи той не рад.

- «Иаков, разве это дело -
Без проводов ушли вы смело?

Вы идолов моих украли,
Коварства от тебя не ждали».

В ответ Иаков: «В двадцать лет
Ты десять раз менял обет.

Об идолах - мне нет укора.
Ищи - я покараю вора».

Рахиль на идолах сидела -
Больна, мол, и до вас нет дела.

Все на горе той помирились,
Дымы от жертвенника взвились.

Там камень-памятник стоит,
Со злом идти он не велит.

Бог Авраама, Бог Нахора -
То судьи, не было чтоб спора.

Был пир и там заночевали.
Пути раздельны утром стали.
__________
(12) Галлад (Галаад) - историческая область на восточном берегу реки Иордан, ныне находится на территории Иордании

***
Стих 18

Иаков - на пути домой,
А брат Исав на брата злой.

Вот Иордан уж переходят,
С дарами к брату слуг выводят.

Известия: «Не взял дар брат,
Четыреста ведёт солдат».

Иаков стадо - пополам:
«Хоть что-то сохраню я нам».

Он Бога просит, чтоб помог -
Вернуться, ведь, сказал им Бог.

Во сне он начал с Ним бороться,
За что Израилем зовётся.

А войско брата к ним подходит,
Иаков всю семью выводит.

Семь раз поклоны брату бьёт,
В объятья ж брата попадёт.

Брат удивляется: «Богат!»,
«Бери, что хочешь» - слышит брат.

Исав дары опять не взял,
Хоть помирились - толк не мал.

***
Стих 19

В Ханаане было, у Сихема -
Возникла снова брани тема.

Иаков поле покупает,
Шатер поставил, дым взлетает.

Сихем там князь, он Дину встретил,
Дочь Лии сразу он приметил.

В свой дом берёт, лишает чести,
К Иакову: «К ней - как к невесте».

Иаков в гневе, но согласен,
У братьев Дины план ужасен.

Сказали, что женою станет,
Но не обрезаны - поганит.

Сихем народ уговорил -
Всем обрезанье сотворил.

На третий день зло совершили -
Мужчин Сихема всех убили.

Забрали скот и жён, детей,
С отцом убит Сихем-злодей.

Иаков на сынов был в гневе:
«Лишь ненависть при этом «севе».

Враги теперь здесь - все народы,
Вы принесли нам всем невзгоды».

Иакову опять виденье:
«В Вефиль идти без промедленья.

Там жертвенник Иаков сложит,
Бог земли им к ногам положит.

Всё, что Он деду дал, отцу -
Иакову теперь к лицу.

Народа будет очень много».
Израиля зовёт дорога.

На той дороге смерть случится -
Рахиль умрёт, сын народится.

Вениамином нарекли,
Дни без Рахили потекли.

Двенадцать стало сыновей,
Дошёл в Вефиль и льёт елей.

Успел к отцу он возвратиться,
В Хевроне смерть отца случится.

Прожив сто восемьдесят лет,
Познал Исаак добра и бед.

Отца два сына схоронили,
Теперь они за старших были.

***
Стих 20

Красавцем слыл Иосиф-сын,
Иаковом тот сын любим.

Во всём ему благоволил,
Одежды яркие дарил.

Иосифу - семнадцать лет,
Увидел вещий сон в обед.

Во сне: «Все перед ним в поклоне».
Пока ж - от гордости в уроне.

Раз братья вдалеке от дома -
В Сихеме стадо, всё знакомо.

Иосифа Иаков - в путь:
«Дойди до братьев как-нибудь.

Расскажешь, как у них дела,
Для стада польза ли была».

Нашёл Иосиф быстро братьев,
Но не попал он в их объятья.

Убить они решили брата -
За гордость то ему расплата.

Рувим был против: «Бросим в ров».
Одежду прочь - стал без покров.

Измаильтян шёл караван,
Иосиф продан в чужой стан.

Одежду брата мажут кровью,
Отцу отправили с «любовью».

- «Не брата ли одежда эта?
К нам не дошёл и нет привета».

Иаков: «Зверь то сына съел».
Уйти за ним он захотел.

***
Стих 21

За двадцать сребреников - раб,
В Египет добредёт, устав

Иосифа там продают,
В богатый дом его ведут.

Начальник стражи фараона,
Хозяин, всё заметил скоро.

Иосифу в делах везёт -
Бог помощь юноше даёт.

Хозяин главным ставит в дом,
Хозяйке приглянулся он.

Иосиф статный и красивый,
Взор ясен, парень не спесивый.

Но он не хочет к ней идти,
Мол, то - хозяина пути.

Обманом в спальню зазовут,
Иосиф - прочь, одежда - тут.

Хозяйка в крик: «Напал Иосиф,
Честь замарал, но муж то спросит!»

Хозяин в гневе на раба:
«В темницу!» - сложная судьба.

Но Бог и там не оставляет -
Начальник старшим назначает.

Раз виночерпий провинился,
Там с хлебодаром очутился.

Хоть были слуги фараона,
Донос - что много, мол, урона.

Однажды сны те увидали,
Иосифу их рассказали.

Он разъяснил им предсказанье,
Кому ждать смертью наказанье.

Мол, хлебодар повешен будет,
Другой свою беду забудет.

Иосиф молит попросить -
Ему свободу возвратить.

Случилось, как сказал Иосиф,
Но виночерпий не попросит.

Ещё два года пролетело,
В тюрьме Иосиф, хоть не дело.

Теперь сны видит фараон,
Понять, в чём смысл, хочет он.

Сон первый: «Семь худых коров
Сожрали тучных семь голов».

Второй сон: «Семь колосьев хилых
Семь пышных глушат до унылых».

Никто не мог то разгадать,
Стал виночерпий вспоминать.

Мол, есть в темнице раб Еврей,
Его б сюда позвать скорей.

Иосиф был отмыт, одет -
И к фараону на обед.

Поведает: «То Бога глас -
Он дважды извещает вас.

Семь лет вам будет изобилье,
Потом семь лет глад и унынье.

Чтобы страданий избежать,
Запас вам надо бы создать».

Пусть пятой частью от всего
Заполнят склады у него.

Но где найти им человека,
Чтоб сделал это «дело века»?

Искали - не нашли они,
К Иосифу опять пришли.

«Вручу печать для управленья» -
У фараона нет сомненья.

- «Но фараон - верховна власть,
Чтобы Египту не пропасть».

Иосифу на палец - перстень,
Цепь золотую и - к невесте.

На дочери жреца женили,
Решили - этим угодили.

И в тридцать лет Иосиф - главный,
В Египте он правитель славный.

***
Стих 22

Собрал Иосиф за семь лет,
Зерно, чтоб не было всем бед.

На всей земле начался голод,
Зерно отдать - пока не повод.

Когда в Египте глад случился,
Народ в несчастье обозлился.

И к фараону - весь народ,
Он им: «Иосиф давно ждет».

Иосиф начал продавать,
Что за семь лет сумел собрать.

В Ханаане тоже голод был,
Сынов Иаков отрядил.

- «В Египте хлеба вы купи'те,
От голода освободите».

Десяток сыновей собра'лись,
Вениамин с отцом остались.

Вениамина - сберегать,
С Иосифом одна им мать.

В Египет братья доберутся,
В поклоне спины их согнутся.

Иосиф братьев признаёт,
Им память это не даёт.

Иосиф обвинил: «Шпионы,
Несёте вы стране уроны».

Их на три дня он заключил,
Потом их всех освободил.

Сказал: «Конечно, хлеб продам,
Условия при этом дам.

Вы брата младшего пришлёте,
Когда до дома вы дойдёте.

В залог оставите другого»,
Их отпускает: «Вам - дорога».

В дороге чудо обретали -
В зерне все деньги увидали.

Иаков сына не отпустит -
Мол, без него он будет в грусти.

Но съёден хлеб. Опять идти,
В Египет снова им пути?

Иуда говорит отцу:
«Без брата путь нам не к лицу.

Клянусь, его я приведу
Иль наказанье обрету».

К Иосифу доходят в дом,
Он видит брата - в горле ком.

Купили хлеба и обратно,
Но счастье было их превратно.

Велел Иосиф в мешок брата -
Сосуд запрятать, ждёт расплата.

И слуги караван нагнали,
И «вора» быстро распознали.

Вернулись все они назад -
Домой вернуться, нужен брат.

Иуда просит разговора:
«Бери меня ты вместо вора.

Страдать отец Иаков будет
И в смерти лишь о том забудет».

Иосиф высылает слуг,
«Я брат ваш» - объявляет вдруг.

- «Себя вы сильно не корите,
Так Бог решил, вы лишь творите.

Не зря прода'ли вы меня,
Теперь спасётся вся семья.

Отец наш пусть ведёт народ,
В Египте голода не ждёт».

До фараона слух доходит,
Велел: «Пускай они приходят.

Есть земли для того народа,
Из Ханаана жду исхода».

И дали братьям колесницы,
Одежду, пищу, чтоб кормиться.

Исаак, а также он - Изра'иль,
Не сразу путь туда направил.

Уговорили идти к сыну,
Чтобы народу быть едину.

Собрали всё, что у них было,
Благословил Бог - дело мило.

***
Стих 23

В Египет всех привёл Изра'иль,
К Иосифу - чтоб землю справил.

Иосиф: «Надо - к фараону»,
Совет даёт, чтоб без урону.

«В Египте, коль вы скот пасёте,
То уваженья не найдёте.

Вы пастухами были дома,
А здесь - рабы для фараона».

Они всё правильно сказали,
В Гесеме(13) земли им отдали.

Иосиф с властью расплатился,
Пока там глад не прекратился.

За хлеб народ всё отдавал -
Иосиф много собирал.

Всё серебро и скот - в казну,
Затем - свобода на кону.

В рабов народ он обратил -
Тем фараону уплатил.

Иаков-Израи'ль старел,
Сто сорок лет на мир глядел.

Он призывает сыновей -
Двенадцать будет вас-ветвей.

Укажет всем - какой их путь,
То предсказанье не забудь.

«Рувим, кто первенец, - не первый,
В постель отца залез со скверной.

Раз Левий, Симеон - жестоки,
Рассеются - им впредь уроки.

Иуда - словно лев, воитель,
Пока не при'дет Примиритель.

Жить Завулону возле моря,
Морская будет его доля.

Судьею - Дан, змей на дороге,
Все путники - в большой тревоге.

А Гада - будет гнать толпа,
Но он - толпу, наверняка.

Иосиф - древо плодоносит
И над источником ветвь взносит».

Иосиф главным стал в семье,
Довольны братья не вполне.

Иаков сыну дал наказ -
Куда везти в последний раз.

Мол, в Ханаане схороните,
К Ребекке рядом положите.

Когда Иаков умирает,
Сын бальзамировать желает.

Чрез сорок дней - семья в пути,
Им в Ханаан опять идти.

У Иордана дружно встали,
Семь дней подряд они стонали.

Иаков-Израи'ль - в могиле.
В Египет надо - дом отныне.

Боятся братья, что Иосиф -
Их без отца за зло всё спросит.

Перед Иосифом все пали,
Ошибки прежние признали.

Иосиф их давно простил:
«Бог испытанье приносил.

Зато семья осталась жить
И голод нас не стал косить».

Их жизнь в Египте потекла,
Идут прекрасно все дела.

Иосиф жил сто десять лет,
В Египте есть могилы след.
__________
(13) Гесем - название местности Древнего Египта, расположенной в восточной дельте Нила

***
Стих 24

Когда три сотни лет проходят,
Евреев множество находят.

В Египте был забыт Иосиф,
Евреев фараон поносит.

- «Евреев много расплодилось,
Как бы беда не приключилась».

И повитухам он велел -
Чтоб дочек лишь Еврей имел.

«Сынов всех убивать в рожденье» -
Такое вышло повеленье.

Но Бога бабки испугались
И делать это отказались.

Шлёт фараон такой указ:
«Сынов топите каждый раз».

Одна еврейка родила,
Но сына уберечь смогла.

Три месяца когда ему -
В корзине он на берегу.

Гуляла фараона дочь -
Ребёнок мил и взять не прочь.

Служанку шлёт: «Пусть кормит мать,
Чтобы мальчишке не пропасть».

Когда подрос - отдали ей,
Та назовёт: «Он - Моисей».

Что значит - вынут из воды.
Раз во дворце - то нет беды.

Средь фараоновых детей -
Свободным вырос Моисей.

Раз он гулял и видит горе -
Надсмотрщик еврея порет.

И Моисей его убьёт,
Раба от смерти тем спасёт.

Но слух доходит к фараону -
Не надо б наносить урону.

Чтоб наказанья избежать -
Сбегает, слугам не догнать.

Жил на земле он Медиама(14),
Устроил жизнь свою у храма.

Берёт жрецову в жёны дочь,
Удачен день его и ночь.

В Египте - новый фараон,
А от Евреев - прежний стон.

До Бога вопль их дойдёт,
Срок обещаний им придёт.

Завет Бог вспомнит Аврааму,
Пора закончиться бы сраму.

Пас Моисей в пустыне стадо,
Вдруг из куста - вести', мол, надо.

То Ангел Бога из огня:
«Послушай, Моисей, меня.

Идти в Египет должен ты,
Народ устал от маеты.

Из рабства - в землю Ханаана,
Веди народ свой без изъяна».

Но Моисей растерян очень:
«Вдруг фараон и не захочет.

Он не отпустит мой народ,
Ведь люди все наперечёт.

И говорить я не умею,
Красивой речью не владею».

- «Пророком будет старший брат -
Аарон, он говорить то рад.

Вот посох - в змея обратится
И фараон вмиг удивится.

Но если будет несговорчив,
Нашлю я казни или порчи.

Ты только посох подними.
Остановить - меня моли».

В дом фараона постучится:
«Народ наш хочет помолиться.

На три дня ходу отпусти,
Ведь у жрецов мы не в чести».

На это фараон ответил:
«Ты где, какого Бога встретил?»

На посох-змея посмотрел:
«То каждый жрец создать умел».

Не отпустил народ-вреев,
Усилил гнёт от слуг-злодеев.

И Бог в Египет казни шлёт,
Гесем он только бережёт.

И воду в кровь он превращает,
И жабами народ стращает.

То мошки, мухи, саранча,
То мор и тьма - не сгоряча.

Всё Моисей пред этим скажет,
На небо посохом укажет.

Когда попросит фараон,
Молитва - и уйдёт урон.

Но каждый раз их царь обманет -
Народ он отпускать не станет.

Тогда пришла в Египет смерть -
Всем первенцам там умереть.

Народ взбунтует не напрасно -
С тем фараоном жизнь ужасна!

И фараон всех отпускает,
Что навсегда - он то не знает.

Четыреста и тридцать лет -
Вот срок в Египте рабских бед.

Был Моисей в восьмом десятке,
Повел Евреев в путь несладкий.

Богатства есть - что наменяли,
Иосиф с ними - кости взяли.
__________
(14) Медиамская земля - библейская земля, по одной из версий находившаяся в пустыне Синайского полуострова между Египтом и Красным морем

***
Стих 25
хх
Израилев народ - в пути,
Бог - с ними, чтобы им дойти.

Днём в облаке им путь наметит,
А столб огня в ночи им светит.

Довёл их Моисей к Эфаму(15),
У Чермна моря(16) быть их стану.

Но фараон - погоню вслед,
Шесть сотен колесниц - жди бед.

Народ роптал: «Идёт к нам смерть,
Нам рабство лучше смерти ведь».

Бог - Моисею: «Вас спасу -
Я воды в море унесу.

Жезл, что Я дал, ты подними -
Так море на двое дели».

Закрыл Бог с Ангелом народ,
Который Моисей ведёт.

Восточный ветер Бог подня'л,
Тем в море сушу показал.

Сыны Израиля проходят
И снова ветер - путь уходит.

Всё войско фараона тонет,
Когда вновь воды Бог нагонит.

Израильтяне - верят в Бога
И в Моисея: «Есть дорога».

хх
В пустыню Сур(17) они приходят,
Там воду горькую находят.

Вновь Моисею Бог поможет -
Для сладости деревья вложит.

В пустыне Сур настигнет голод,
Опять для ропота был повод.

Бог утром мяса им даёт -
Перепелов туда нашлёт.

И «иней» землю покрывает -
Бог «манну неба» предлагает.

Чрез Моисея шлёт указ -
Чтобы не брали про запас.

Перед субботой в день шестой -
Двойную порцию с собой.

Чтобы в субботу отдохнуть,
Потом опять им долгий путь.

Кто лишнее задумал взять -
С червями хлеб того видать.

Так сорок лет они скитались,
Небесной манною питались.

Когда воды им не хватало,
То из скалы та литься стала.

Раз воевали с Амали'ком(18),
Иисус Навин там бился лихо.

Тот посох Моисей держал,
Пока враг вовсе не пропал.

Известья тестю Моисея -
«Живёт в достатке, всё имея».

Жену он зятю привезёт
И двух сынов ему вернёт.
__________
(15) Эфам - от египетского слова, значащего «морская граница, предел», местность на границе Египта и Аравийской пустыни
(16) Чермное море - традиционно принято отождествлять с Красным морем
(17) Сур - пустыня между Палестиной и Египтом
(18) Амалик - библейский ветхозаветный персонаж, внук Исава, первый враг, напавший на евреев после того, как они вышли из Египта

***
Стих 26
хх
В пустыне у горы Синая(19) -
История была такая.

Велел Бог - Гору очертить
И Моисею - приходить.

С Иисусом Моисей пошёл,
Писал Навин тот хорошо.

И сорок дней-ночей писали,
Заветы Бога познавали.

Для жизни Заповеди есть
И жертвенник поставят здесь.

Чтоб весь народ тому был рад -
Камней двенадцать ставят в ряд.

Двенадцать - их колен число,
Что многочисленность несло.

Народ устал ждать Моисея,
Идут к Аарону, не робея.

- «Погиб, наверно, Моисей,
Нам бог бы нужен поскорей».

Аарон велел: «Снимите серьги,
Несите золото, да деньги».

Он переплавил всё в тельца:
«Вот - бог вам, чтите как отца».

Приносят жертвы, пир и пляски,
Бог увидал: «Хотят те встряски?»

И Моисей с Горы спустился,
Бесчинствам этим удивился.

Скрижали, что с собой принёс,
Разбил. «Как жить?» - опять вопрос.

Но Бога Моисей попросит -
Всех не казнить и гнев относит.

Сказал Бог: «Уберу из Книги
Тех, кто грешили, - нет отныне.

Но надо вновь точить скрижали,
Раз прежние уже пропали».

Опять идёт вверх Моисей
И на скрижалях - Свод идей.

Укажет Бог: «Куда придёте -
Вы кровь свою там бережёте.

Не смешивайтесь с чужеземцем -
Давайте чистоту младенцам.

Литых богов не создавайте -
Кумиров в свет не добавляйте».

Вернулся Моисей с Заветом,
Урок не кончился на этом.

Вновь в облаке Бог приходил,
О жизни всё он рассудил.

Попросит Бога Моисей:
«Куда идти - веди детей».

Но скажет Бог: «Создайте Храм
И приходить я буду к вам».

Народ богатства все собрал,
На Храм безропотно отдал.

Походный Храм есть у народа
И не страшна им «непогода».

Аарон при Храме главным стал,
Народ священника признал.

Чрез Моисея Бог - всём людям:
«Веду туда, где благо будет.

Есть сытно и в покое жить -
С Заветом если вам дружить.

Но если кто Завет нарушит,
Не пощажу я ваши души.

Рассею средь других народов,
Земля пуста - не будет всходов».
__________
(19) Синайская пустыня - располагается на полуострове Синай, гора Синай - в южной части полуострова, к северо-западу от современного города Шарм-эль-Шейх

***
Стих 27
хх
Опять народ Евреев - в путь,
За Моисеем - не свернуть.

Над Храмом в облаке был Бог,
Когда в покое - нет дорог.

В Фаран-пустыне как-то встали
И очень все они устали.

Оголодал уже народ
И манна не идёт им в рот.

Опять роптать: «Ушли зачем? -
В Египте мяса было всем!»

И Богу Моисей сказал:
«От этой ноши я устал».

И Моисею был ответ:
«Веди достойных, речи нет.

Твою я ношу разделю.
Народ я тоже накормлю.

И мясо из ушей полезет».
От мяса был народ в болезни.

хх
Отправил Моисей отряд -
От всех колен собрал ребят.

«Те земли, Бог что обещал,
Все осмотрите» - наставлял.

Земля обильна Ханаана -
Смотрели долго, неустанно.

Чрез сорок дней они назад:
«Народ силён там и богат.

Не надо нам туда идти,
Коль горя не хотим найти».

Лишь Халев и Иисус Навин:
«Расселимся, взнесём там дым».

Народ опять шумит: «Зачем? -
Погибнем среди чуждых стен!»

Бог в гневе: «Смеете не верить?!
Вас истреблю и не проверить».

И снова Моисей спасёт -
Гнев от народа отведёт.

Колена Халева, Иисуса -
Пойдут на земли, раз нет труса.

А остальные - вновь в пустыню,
Там сорок лет ходить отныне.

Взошли на гору - посмотреть,
Разбиты - Бог не с ними впредь.

А тем, кому в тех землях быть,
Господь велел с Заветом жить.

хх
Какой-то Ко'рей сеял смуту:
«Те Моисей, Аарон повсюду?»

Две сотни человек находит,
С курильницами в Храм приводит.

Велел Бог: «От такого - прочь!»,
Смутьяна он спускает в ночь.

Земля разверзлась под ногами -
Все в преисподню с их домами.

Тех, кто с курильницами был, -
Тем жаром в пепел превратил.

Чтоб смуты впредь им обойти,
Велел Бог жезлы принести.

От каждого колена - «знамя»,
Чей зацветёт, тот и при Храме.

Зацвел Ааронов жезл, конечно,
При Храме род теперь навечно.

Леви'тами зовётся род -
К служению лишь им подход.

хх
В пустынях Моисей опять,
Все сорок лет им там страдать.

Все те, кто Богом возмущался,
Среди уме'рших оказался.

Шли трудно, много воевали,
В долине Моавита(20) встали.

У Иордана лагерь жил,
Иерихон(21) напротив был.

Сказал Бог: «Реку перейти
И земли там вам обрести.

То Ханаанская земля -
Навечно вам мной отдана.

Мужчин - убить, девиц - в полон,
Богатства - вам. Вот мой закон».

Границы очертил им Бог,
Уделы выделить всем смог.

А Моисей собрал народ:
Сто двадцать лет, мол, не пойдёт.

За то, что их грешил народ,
Ему пути Бог не даёт.

Напомнил Моисей - как жить:
«Заветами - чтоб дорожить.

Богов - не лить, не рисовать,
Чужих богов не признавать.

А коль нарушите Завет,
Придётся вам держать ответ.

Рассеет Бог среди других,
Земель не будет никаких».

На гору Нево(22) он зашёл,
Всё обозрел и смерть нашёл.

Был похоронен он в долине,
Могила где - не знают ныне.
__________
(20) Моавитская долина (Моа'в) - историческая область в западной части современной Иордании
(21) Иерихон (Ариха) - город на западном берегу реки Иордан, в настоящее время находится на территории Палестинской национальной администрации
(22) Нево' (Небо') - гора Моисея, с которой Господь показал Моисею всю Землю обетованную, находится на западе Иордании, к востоку от северной оконечности Мёртвого моря

***
Стих 28

Иисус Навин возглавил путь,
Господь назначил - не забудь.

Народ - за Иордан вести,
Бог в облаке, с ним не грусти.

Иисус разведку в город шлёт,
Двоих блудница в дом зовёт.

Не выдаст страже от царя,
Ей и семейству то - не зря.

Вернуться юноши смогли,
Всё рассказали, что внутри.

Чтоб реку перешёл народ,
Бог снова чудо создаёт.

Он реку эту осушил -
Стеною воду завершил.

Ковчег держали посерёдке,
Как вынесли - нужны вновь лодки.

Все переходят Иордан,
У Иерихона - новый стан.

Господь Иисусу приказал,
Чтоб город он не штурмовал.

Шесть дней чтобы вокруг ходили,
Семь труб перед собой носили.

А на седьмой трубить чтоб стали
И стены рухнут, мол, те сами.

Велел - богатства, что найдут,
К его пусть Храму принесут.

Всё сделали, как Бог сказал
И Иерихон не устоял.

Убили в граде весь народ,
Развалин там теперь черёд.

Лишь только Ра'ава - та блудница,
Смогла в живых там очутиться.

Иисус сказал: «Здесь не селиться,
Впредь городу не возродиться».

А злато-серебро всё - в Храм,
Но с А'ханом случился срам.

Богатств немного он зарыл,
Бог увидал - разгневан был.

За то народ он наказал
И пораженье в битве дал.

Аха'н был родом от Иуды,
Накажут как вора посуды.

Камнями всё побьют семейство,
Сожгут за подлое злодейство.

На землях долго воевали,
Все города завоевали.

Царей земель они убили,
В пещере камнем привалили.

Бог защищал народ, конечно,
Ведь землю обещал навечно.

Всю землю, что завоевали,
Двенадцать их колен забрали.

Колену Ле'виина не дали -
Те жертвы в храмах получали.

Покой на земли ту пришёл,
Зажили, в целом, хорошо.

Иисус состарился - сто десять,
Зовёт народ - законы взвесить.

Напомнил Заповеди Бога,
Есть договор - чтить «до порога».

- «К другим богам не прикасаться,
С другим народом вам не знаться.

А коль нарушите Завет,
Рассеетесь, земли вам - нет».

В Закона Книгу всё запишет,
Народ в Сихеме то услышит.

Под дубом камень водрузил,
Народ Закон чтоб не забыл.

Закон вновь Божеский устроен,
Иисус на той Горе(23) покоен.

Когда Иисуса схоронили,
В Сихеме кости положили.

Иосифа то кости были,
Покоится им там отныне.

На той земле, купил что Иаков,
Один то из священных знаков.
__________
(23) Ефремова гора - древнее название центральной горной гряды, находящейся на западном берегу реки Иордан, к ней относилась область между Рамой и Вефиле

***
Стих 29

Проходит очень много лет,
Забыл Израиль свой Завет.

С другим народом он смешался,
Иным богам он поклонялся.

Гнев Бога снова стал большим -
Другие сетью станут им.

Под власть чужую их отдал,
Победы редкие лишь слал.

Власть Филисти'млян в Иудеи.
Жила семья - они евреи.

Родили сына, звать - Самсон.
От Бога весть пришла в их дом.

Мол, этот сын - с защитой Бога,
Не стричь волос, даже немного.

Самсон силён - рвёт льва на части,
Любые битвы - в его власти.

Влюбился как-то он в девицу,
Филистимля'нка, но годится.

Отказ ему боялись дать,
Ведь силу не хотят познать.

На свадьбе вышла у них ссора,
Самсон до дома ушёл скоро.

Наутро он остынет всё же,
К отцу невесты - так не гоже.

Отец невесты отказал:
«Ушёл, другому дочь отдал.

Бери ты младшую теперь,
Самсон захлопнул громко дверь».

Поймал Самсон тот триста лис,
Связал хвостами, факел - вниз.

Пустил в поля филистимля'н,
Урон от этого - не мал.

Войска подходят к Иудеи:
«Отдайте этого злодея.

Или сожжём мы всё у вас,
Навряд ли, бы Самсон вас спас».

Пообещали жизнь Самсону -
Мол, будет всё лишь по закону.

Самсон дал им себя связать,
Чтобы своих не волновать.

Он по дороге рвёт верёвки,
Убиты все - вот так уловки.

Пришёл Самсон однажды в Газу,
К блуднице Далиде' в дом сразу.

Владыки филисти'млян к ней:
«Узнай - в чём сила поскорей».

Самсона Далида' изводит,
От правды долго он уходит.

Однажды всё же ей признался,
Что сила - волос, и попался.

Стрижёт она клок у Самсона,
Пока он спал, не знал урона.

Бог от Самсона отступился,
Раз без волос он очутился.

Враги хватают, ослепляют,
В рабы Самсона назначают.

Проходит время, волос рос -
И Бог всю силу вновь принёс.

Гуляли как-то власти града,
Высокий дом, развлечься надо.

Самсона привели в тот зал,
Стоять между столбов он стал.

Чтобы с врагами расплатился -
Толкнул он столб, тот повалился.

Весь дом обрушился с гостями,
Под домом все - мешки с костями.

Забрали тело его братья,
Был погребён, врагам - проклятья.

***
Стих 30
хх
Царя Евреи не имели -
И люди жили, как хотели.

Все постоянно воевали,
Добро и жизни забирали.

Ковчег Завета был их Храм -
Бог Саваоф приходит там.

И служит Илия при храме,
Два сына - огорченье маме.

Когда в Храм жертвы приносили,
Кусок - к обеду уносили.

Елка'на жил во граде Рама,
Одна из двух жен - всё не мама.

Но Анна, звали так жену,
Мольбой изменит ту судьбу.

Для сына Бог даёт дорогу,
Сын вырос - возвращает Богу.

При Храме Самуил теперь,
Бог шлёт видения скорей.

Всё, что пророчил, исполнял,
Так Самуил пророком стал.

хх
С филистимля'нами вновь битва,
Разбит Изра'иль - зря молитва.

Ковчег решили взять на поле,
Ковчег окажется в неволе.

Сынов Или'и там убили,
Или'и жизнь тем прекратили.

Ковчег везут враги в Азот(24),
Зря ставят в храме - жди невзгод.

Дагона(25) статуя склонилась -
Пред тем ковчегом очутилась.

Подняли статую, но утром -
Разбита, в беспорядке жутком.

Людей болезни там постигли -
Наросты жуткие возникли.

Мышами город полон стал,
Народ от этого восстал.

Везут ковчег в другое место,
И там теперь беда известна.

Пришли владетели к жрецам:
«Скажите, прекратить как срам».

- «Из золота наросты плавить,
Пять золотых мышей добавить.

Ведь городов у нас есть пять,
От всех и надо отливать.

Всё погрузить на колесницу,
Ковчег на место возвратится.

Волы коль сами путь найдут -
Несчастья наши все уйдут».

Израильтяне вновь с ковчегом,
Но беды всё же идут следом.

Чрез двадцать лет лишь Самуил
Им путь надежды подарил.

Богов чужих велел убрать -
Тогда и в битвах побеждать.

Случилось, как он говорил, -
Разгром филистимля'нам был.

А Самуил служил к народу -
Судил и отводил невзгоды.

Все города он обходил,
Но жертвы в Раме приносил.
__________
(24) Азот (Ашдод) - один из пяти главных филистимских городов-государств наряду с Газой, Аскалоном, Гефом и Екроном, место находится приблизительно в 15 км от современного Ашкелона, между Яффой и Газой
(25) Дагон - верховное божество филистимлян

***
Стих 31
хх
Года согнули Самуила:
«Сыны путь судят», всем не мило.

Сыны пошли своим путём -
И взятки потекли в их дом.

Народ Израильтян в тревоге:
«Мы на неправедной дороге.

Давай нам, Самуил, царя,
Ведь у других цари не зря».

Не слышат Самуила речь -
Себя им лучше поберечь.

Царь сделает рабом народ
И десятину заберёт.

Бог Саваоф был тоже в гневе:
«Не я ли царь вам, как посмели?»

Не отступает всё ж народ,
Саула Бог им приведёт.

Саул - Вениамина племя,
Он выше все - такое семя.

Благословенье было Бога,
А значит - хороша дорога.

Врагов Саул всех побеждает,
Но Господа он огорчает.

На Амалика Бог пошлёт,
Чтоб уничтожить тот народ.

Богатства уничтожить тоже -
Забыть о том народе гоже.

Саул врагов разбил, конечно,
Но лучший скот забрал беспечно.

Бог благодать теперь отнимет -
Живи Саул, как хочешь, ныне.

хх
Бог Самуилу дал наказ -
Идти, мол, в Вифлеем сейчас.

И там, кто будет, скажет Он -
Благословеньем награждён.

К Иессе'ю Самуил пришёл,
Семь сыновей он там нашёл.

Избранника, однако, нет.
Восьмой пас скот, пришёл - Ответ.

Был юн Давид тот, белокур,
Глаза красивы и не хмур.

Теперь над ним Благословенье,
Всё сможет он, то - без сомненья.

Саула злой дух осаждает,
Как быть ему пока не знает.

Но кто-то дал ему совет -
Мол, гусли унесут тот вред.

И есть Давид, мол, так играет,
Что злобу всю он отгоняет.

Саул Давида призовёт
И в слуги он его берёт.

К отцу Давида отпускал -
Пасти стада отец устал.

***
Стих 32
хх
Филистимля'не и Саул
Боролись - кто кого согнул.

В долине Иудейской встали,
Слова обидные звучали.

Там Голиаф кричал врагам:
«Повержен кто - тому и срам.

Соперника я жду на поле,
Я побеждаю - вы в неволе».

Филистимля'нин был велик,
До всех ушей дошёл тот крик.

Израильтяне испугались,
Бежать они уже собра'лись.

Но чудо в поле приключилось -
Чего не ждали, там случилось.

Давид пришёл проведать братьев,
Отец послал с едой и платьем.

Услышал, какой слух идёт:
«Кто победит - награда ждёт.

Свободу тот семье добудет
И зятем тот Саулу будет».

Давид сказал: «Пойду сражаться.
Под Богом я - чего бояться».

От всех доспехов отказался -
Со львом в пустыне он сражался.

Берёт он камни и пращу:
«Врагу обиды не прощу».

Смеялся Голиаф над ним -
С юнцом, мол, справится таким.

Но первый камень - точно в лоб
И Голиафа - только в гроб.

Филистимля'не разбежались,
Израильтяне похвалялись.

Давида славит весь народ,
Саула ревность уж сосёт.

Давиду дал немного власти -
Начальником в какой-то части.

Дочь в жёны младшую отдал,
Хотя другую обещал.

хх
Саул решил убить Давида,
На людях ласков был для вида.

Жена Давиду помогает -
Он покушенья избегает.

Саула сын - Давида друг,
Спасает, когда зло вокруг.

Давид был в Раме: «Жду совета»,
Но Самуил не знал ответа.

Похоронили Самуила -
Навечно в Раме та могила.

хх
Саула царство - впредь опасно,
Бежать Давиду - это ясно.

Бродил Давид, смотрел на Свет,
Пристанища пока что нет.

Саул преследовал повсюду:
«Обиду вечно не забуду».

Давид в пещере раз скрывался,
Саул в пещере оказался.

Давиду с этим подфартило -
Убить Саула просто было.

Давид одежды край срезает.
Убить царя - то грех, он знает.

Давид наутро выбегает,
Царя Саула настигает.

Одежды край ему покажет,
Что он - не враг ему, расскажет.

И с тем Саула гнев уходит:
«Да, безобиден парень, вроде».

Ушли по разным сторонам,
С тех пор был кончен этот гам.

хх
Давида дом в Фаран-пустыне,
Разбойникам - гроза отныне.

Богач Нава'л его обидел,
Хотя стадам защиту видел.

Не дал бойцам Давида пищи,
Давид был в гневе: «Ведь не нищий!»

Навала, мол, того накажет,
Жене его - слуга расскажет.

Жена Нава'ла - Авиге'я,
Продукты прячет от злодея.

Везёт продукты те к Давиду,
Забыть попросит всю обиду.

 - «Чтоб попусту не лили кровь,
Господь велит, не прекословь».

Давид оставит мысль о мести,
Он рад бы был такой невесте.

Нава'ла вдруг постиг удар,
Когда всё от жены узнал.

Чрез десять дней Нава'л умрёт,
Давид той крови не прольёт.

Он Авиге'ю в жёны взял,
Саул ведь дочь свою забрал.

хх
Саулу - всюду неудачи,
Филистимля'нам тем нет сдачи.

Саул волшебницу зовёт,
Хоть истребил весь их народ.

Выходит Самуила дух,
Такую речь уловит слух.

- «Условье Господа не слушал -
Амалика дом не разрушил.

Господь твой род не сбережёт,
Давиду царствовать черёд».

С Филистимля'нами сражались,
Сыны - в убитых оказались.

Саул три сына потерял,
Схватил он меч, на меч упал.

***
Стих 33
хх
Дошли к Давиду страшны вести:
Саул - в могиле, сын - на месте.

Давид рыдает о Сауле:
«Царём он был, зачем согнули?»

Совет от Бога получил -
Идти в Хеврон, он там всем мил.

Семь лет Иудою он правил,
Саула сын - на весь Израиль.

Два царских дома были в ссоре,
Народ от этого был в горе.

Но сын - заколот, нужна смена -
Пошли к Давиду все колена.

Саула дочь - жену Мелхо'лу
Вернули, мол, так меньше спору.

Давиду было тридцать лет,
Он стал царём, чтоб жить без бед.

хх
Давид в Иерусалим спешит,
Сион как крепость укрепит.

Ковчег в Давидов град приносят
И храм из кедра там возносят.

Врагов Давид всех поражает,
Господь рабами награждает.

Творит Давид суды народу,
Лишь праведны дела в угоду.

В Иерусалиме взял и жён,
Их красотою поражён.

Сынов и дочерей родил,
Пока малы - покой всем был.

Но дети выросли, конечно,
И жизнь закончилась беспечна.

Амно'н-сын полюбил Фама'ру,
Сестра ему, не ведал сраму.

Сестру свою он осквернил,
За что его брат и убил.

Авессало'мом звали брата,
Он не стерпел того разврата.

Но сам злодейство замышляет,
Мятеж для власти поднимает.

В Хеврон отец его отпустит,
С тех пор Давид знал много грусти.

хх
Авессало'м подня'л народ,
«Я - царь!» - себя он признаёт.

Давид свой покидает дом,
Не хочет крови, видно, в нём.

Ушли в пустыню за Кедро'н(26),
Ковчег несли, им нужен он.

Давид, однако, скажет людям:
«Его верните, с ним мы будем.

Коль милость Бога получу,
Вернёмся мы, куда хочу».

Босой Давид народ ведёт,
От плача гул большой встаёт.

В Иерусалим заходит сын:
«Догнать отца, убить, кто с ним».

За Иордан все перешли,
Для битвы место там нашли.

Ио'ав - сына войск он главный,
К отцу ушёл, поступок славный.

Давид отдал приказ о сыне -
Не убивать, мол, мил доныне.

Давида войско побеждает,
Где сын, пока Давид не знает.

С Авессало'мом бред случился -
Он в ве'твях дуба зацепился.

Повис на длинных волосах,
А мул ушёл, изведав страх.

Ио'ав стреляет метко в сына,
Хотя дыханье невредимо.

И прячут тело в том лесу,
Камней на яму принесут.

Авессало'м пропал - беда.
Давид: «Печаль та навсегда».

Судьба Давиду не мила -
Сурова с ним она была.

Уговорят Давида править -
Не будут впредь они лукавить.

И жизнь обычно потекла -
Победы, битвы, все дела.

И испытанья приходили,
С собою язву приносили.

Давид был тридцать и три года
В Иерусалиме - царь народа.
__________
(26) Кедро'н - поток и долина, ограничивающая Старый город современного Иерусалима с востока и отделяющая Храмовую гору от Елеонской

***
Стих 34
хх
Состариться Давиду срок,
Сын Адони'я ждать не мог.

Собрал на пир друзей, братов,
Звать Соломона - не готов.

Вирсавия - мать Соломона,
Спешит к Давиду: «Жду урона.

Ты обещал, что мой сынок -
В цари войдёт, настанет срок».

Давид помазал срочно сына,
Для Адони'я царство - мимо.

Народ ликует - рад народ
И к Соломону брат идёт.

«Призна'ю» - Адони'я скажет-
«Меня коль смертью не накажут».

«Раз честен, то и не умрёшь» -
Ему пообещали всё ж.

Почил Давид, похоронили -
В Давида граде он в могиле.

хх
У Адони'и мысль - жениться,
Не та пришла на ум девица.

Ависагу' просил он в жёны,
У дома царского - препоны.

«Последняя любовь Давида!»,
Для дома царского - обида.

Вирсавия сыночка просит,
Желанье братово доносит.

«Быть может, царство тоже дать,
Раз старший?» - Соломон кричать.

Велел убить того он брата -
За просьбу наглую расплата.

Сторонники убиты тоже -
Жить средь врагов ему негоже.

Своих поставил Соломон -
Над войском, при Ковчеге, в дом.

А в жены - фараона дочь,
За Соломона та не прочь.

Семь лет в Иерусалиме строил,
Там новый дом семье устроил.

Вокруг он стены воздвигает,
Внутри - источник обретает.

Бассейны, цветники и бани -
Вся красота перед глазами.

***
Стих 35
хх
Для Соломона Путь возник,
Когда увидел Бога лик.

Явился раз Господь во сне:
«Ты, Соломон, что ждёшь себе?»

- «Мне б разума для сердца дать,
Добро и зло чтоб различать».

Угодна эта просьба Богу,
Дал мудрости ему в дорогу.

Обширный ум теперь видать -
Ни до, ни после не сыскать.

Бог дал и то, что не просил, -
Богатство, славу приносил.

хх
Молитвы справил Соломон,
Позвал гостей на пир в свой дом.

Приходят две жены-блудницы:
«Ребёнка как делить годится?»

Одновременно те роди'ли,
Один стал мёртв - не уследили.

Подмена той, что потеряла,
Другая ж ничего не знала.

«Несите меч» - царь говорит -
«Всё поровну, раз ум молчит».

Одна вопит: «Не надо так! -
Я откажусь, смерть не пустяк».

Другая говорит: «Прекрасно!
Пусть никому - и дело ясно».

И первой отдают ребёнка,
Вторая причитает звонко.

Суд Соломона оценили -
В нём мудрость Божью находили.

Так от Египта до Ефрата -
Признали власть его когда-то.

Двенадцать ставленников было,
От них богатства приносило.

Спокойно жили в Израи'ле,
Несчастья мимо проходили.

Со всеми странами дружили -
То Соломона мудрость в силе.

Три тысяч мудрых притч узнали
И сотни песен услыхали.

О всём на свете были речи,
Все с Соломоном ждали встречи.

хх
В четвёртый год - постройка Храма,
Ливанский кедр - от Хира'ма(27).

Обязанности дал народу -
Работать Господу в угоду.

Из камня этот Храм возводят,
На стены красоту наводят.

Внутри все стены там обшили -
Ливанским кедром всё покрыли.

Узоры нанесли на стены -
С уменьем не было проблемы.

На пол - из кипариса доски,
Везде - из золота полоски.

Двум херувимам воспариться -
Маслично дерево годится.

Семь лет - и Храм уже стоит,
Ковчег Завета в нём укрыт.

Храм освящён, Господь признал,
«В нём имя Господа» - сказал.

Устроил Соломон и дом -
Сокровищами полон он.

Рабами Соломон богат -
Народам покорённым рад.

За двадцать лет был труд велик -
Иерусалим улучшил лик.

И мудрость Соломона в силе,
За ней все в гости приходили.

Была там Савская царица,
Другие царственные лица.

хх
Господь второй раз появился,
Без толку случай тот случился.

Напомнил Бог - народ в почёте,
Пока Заветы свято чтёте.

К богам другим закрыт, мол, ход,
Пойдут - всю землю отберёт.

От бедствий Израи'ль устанет,
Посмешищем для всех он станет.

Сгубили жёны Соломона -
Раз много жён, то ждать урона.

Семьсот тех жён, наложниц триста,
Все развратили его быстро.

Царь постарел, а жёны - нет,
«К другим богам» - дают совет.

Стал поклоняться он Аста'рте(28),
Иные тоже все на старте.

Устроил капище Хамо'су(29)
И Мо'лоху(30), с царя нет спросу.

Господь разгневан Соломоном -
То признаёт себе уроном.

Опять пришёл Бог, объявил -
Народ такой ему не мил.

Но ради благости Давида,
Пусть царствует пока для вида.

Потом земли', мол, не найдут -
«Рабы» на место их придут.

Одно колено лишь оставит -
В Иерусалиме в Храме правит.

Царём был Соломон лет сорок,
Благой его путь был всё ж долог.

Могила - в городе Давида.
Царей покой - в величье вида.
__________
(27) Хира'м - царь Тира во времена Давида и Соломона, снабжал их древесиной из ливанских лесов, золотом и умелыми мастерами по строительству и отделке, получая в ответ пшеницу и оливковое масло
(28) Аста'рта - древнесемитская (финикийская) богиня плодородия, любви и материнства, богиня-воительница, олицетворение планеты Венера
(29) Хамос - древнесемитское божество, которому приносились человеческие жертвоприношения
(30) Мо'лох - древнесемитское божество, которому приносили в жертву детей, по одной из версий мог обозначать верховное божество


Рецензии