Горе российского ума
Читаешь стихи или эссе людей разных возрастов, наклонностей, разного рода занятий, образовательной подготовки и убеждаешься в том, что люди ХОТЯТ высказать свои мысли. Часто им даже не важно, в какой степени эти мысли созрели. Важно, что есть ПОТРЕБНОСТЬ поделиться тем, что роится в голове. Такая мыслительная активность свидетельствует о том, что обмен мыслями очень важен для людей, как обмен энергией. Но когда энергетический источник тусклый, с перепадами напряжения, мигает, мы понимаем, что он низкого качества. Вот так и с мышлением. Если мышление не сформировано, если автор изливает в общее пространство первое, что пришло ему в голову, если не следит за смыслом и значением слов, значит, его мыслительные способности низкого качества. И как быть? Молча сидеть в своем углу? Потребность мыслительного общения ни в коем случае не надо подавлять - это идет в ущерб развитию личности. Но как поднять уровень мысли? Как решить проблему качественного мышления? И вообще ставится ли такая проблема в обществе как одна из главных? Что-то не видно и не слышно, чтобы была такая нацеленность и озабоченность. Никого не беспокоит разброд, легковесность мыслей, пренебрежение грамотностью, волюнтаризм в языке, который является инструментом мысли. А ведь всё это относится к ключевым проблемам развития человеческой индивидуальности и культурного развития страны в целом.
Ума в России много. Но горе российского ума в том, что в нем нет отточенности. Этот ум похож на природный драгоценный самородок, который существует как есть, без необходимой качественной обработки. Как выглядят природные алмазы? Они мутные, тусклые, покрыты коркой и имеют неправильную форму. Для того, чтобы из алмаза появился сверкающий бриллиант, необходим целый трудовой цикл, который включает в себя обдирку, то есть удаление лишнего, наносного, огранку, полировку, промывку. То есть над самородком работают мастера. Вот так и с умом. Для того, чтобы ум был ясным, целенаправленным, сосредоточенным, плодотворным, умел ставить вопросы, решать сложные задачи, анализировать, творить, необходимо над ним потрудиться, придать ему необходимый качественный уровень. Кто это должен делать? В первую очередь, безусловно, воспитатели и педагоги. На чем у нас сконцентрировано образование? Главным образом на объеме информации, на заучивании определенной базы знаний, но никак не на процессе мышления, не на качественном образовании ума. Педагог чаще всего закладывает в учеников совокупность сведений по своему предмету, транслируя то, что незыблемо записано в учебниках, а учебники нередко пишут не понятно кто и главное - как, исходя из каких критериев? Известно, что российское образование, и школьное, и высшее, в последние годы подверглось такой модификации, что из него ныне уходят остатки здравого смысла. Можем ли мы при этом говорить о развитии мышления?
Между тем вопрос остается открытым. И для того, чтобы общество способно было развиваться, необходимо позаботиться о культуре мысли. В образовательный процесс с раннего возраста должны быть включены специальные дисциплины, ориентированные на развитие мышления. В младших классах это может быть "Азбука мысли", в средних классах - "Увлекательное мышление", в старших классах - "Интеллектуальный творческий анализ". Важно использование всевозможных игровых форм и коллективного обсуждения. В высших учебных заведениях формирование и оценка образования должны опираться не на объем предметных данных, а на мыслительный процесс.
Что же включает в себя этот процесс, какие важные составляющие?
- Опыт наблюдения, сосредоточенность и увлеченность;
- Умение видеть и рассматривать вещи и явления с разных сторон, не ограничиваясь тем, что нравится, что привычно или выгодно;
- Внимание к детали, умение подмечать наиболее важные, характерные черты и признаки, из которых складывается целое;
- Умение видеть и принимать необычное, нетипичное, выходящее за рамки готовых знаний и представлений;
- Умение формулировать вопрос, способность акцентировать внимание на наиболее существенных проблемах;
- Культура мыслительного поиска: умение прислушиваться к себе, внимательно слушать собеседника, принимать противоположную точку зрения;
- Умение ясно формулировать мысль, отбрасывать лишнее, концентрировать внимание на главном;
- Умение глубоко и всесторонне анализировать и делать обоснованные и доказательные умозаключения.
- Способность не зацикливаться на достигнутых знаниях и умениях, искать в них новые потенциальные пути и возможности.
Это далеко не полный перечень тех важных аспектов, из которых складывается культура мышления. Важно понять, что эта культура не явится сама собой, её необходимо пробуждать, растить, воспитывать, культивировать целенаправленно и усердно, потому что от этого зависит и выбор ценностей, и качество разумной жизни. Еще во времена античности мыслители проникли в суть ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО мышления. То есть такого мышления, которое помогает познавать тайны жизни, рассматривая все ее неуловимые нюансы. Нам пора воспользоваться этим ключом, который где-то затерялся, но пора его найти и открыть дверь познания с помощью всесильной МЫСЛИ.
Свидетельство о публикации №124091304474
Как верно и точно выразили мысли о культуре мышления!
Согласна полностью!
И Великие говАривали:
"Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять. И поэтому, главное дело совершенствования — работать над мыслями." (Лев Николаевич Толстой).
Хочется добавить ещё цитату:
"Люди перестают мыслить, когда перестают читать." (Д. Дидро)
Читающего человека можно определить сразу, даже по паре предложений.
Спасибо за удовольствие!
Приятно, когда мысли совпадают!
Всего доброго!
С теплом, Аля
Аллэд 11.11.2024 00:48 Заявить о нарушении
Галина Шаптала 11.11.2024 18:48 Заявить о нарушении