Миссия выполнима...

25 сентября 1894 года —  день памяти преподобного и богоносного Сергия Радонежского — был отмечен торжественным празднованием столетнего юбилея православия в Северной Америке, разрешенным Святейшим Синодом по представлению преосвященного Николая, епископа Алеутского, о чем было напечатано в №3 «Церковных ведомостей» от 15 января того же года.      
Много было написано об освоении в середине XVIII века Северной Америки русскими промысловыми людьми, которые несли в душе православную веру. Но еще долгое время не было там проповедников священнослужителей, облеченных властью совершать церковные таинства и нести слово Божие местным народам.
Нам, русским людям, искренне хочется верить, что в отличие от западных крестоносцев, служение вере и проповедь слова Божия, несли сугубо духовное начало, не замешанное на политике, корысти и личных выгодах. Русские миссионеры от веры стремились в суровые вновь открытые земли движимые исключительно духовными и нравственными началами. А вот причины, побуждавшие к  организации этого миссионерства купцов и промышленников пушнины, чиновников и государственных деятелей не были, да и не могли быть по их природе столь альтруистичны.               
Казалось бы вполне благородной первопричиной духовного просвещения и организации  миссии послужило прошение купца города Рыльска Григория Ивановича Шелехова, около 1748 года рождения, который еще в 1776 году отправился с Сибирь на поиски счастья, имея кроме этого "скромного" желания еще и 50 000 рублей капиталу, полученных им от богатых сибирских промышленников братьев Демидовых.   
В компании с богатым курским откупщиком купцом Голиковым Шелихову удалось расширить дело и освоить вновь открытые земли и острова.
Однако минуло немало времени, прежде чем 16 августа 1783 года экспедиция Шелихова выступила в море в составе трех кораблей. А спустя почти год 21 июня (по другим данным —  июля) 1784 года Шелихов прибыл наконец к острову Кадьяк, населенному воинственным народом, который еще в 1761-1776 годах с успехом отражал попытки немногочисленных русских промышленников вести освоение местных природных богатств.
Каким образом шло освоение острова эскпедиционерами Шелехова доподлинно не известно. По одним источникам Шелехов, действуя преимущественно ласками, подарками, да посулами склонил местное население к союзу, по другим — жестко подавлял любое недовольство местного населения. А скорее всего, зная по сохранившимся описаниям характер Григория Ивановича, можно предположить, что действовал он излюбленным методом кнута и пряника.      
Борьба за пушнину Северной Америки к концу XVIII столетия приобретала нешуточный характер.
В ходе дальнейших исследований Шелеховым в жесткой конкурентной борьбе с другими российскими и английскими купцами были освоены также и другие острова Северной Америки. В компании с богатым курским откупщиком купцом Голиковым Шелихову удалось расширить дело и освоить вновь открытые земли и острова. Он был акционером большинства экспедиций, подвизавшихся в Америке. Из 36 кораблей, возвратившихся с промыслов в течение 21 года, с 1777 по 1797 год, Шелихов участвовал своими капиталами в снаряжении 14 кораблей, а один принадлежал ему полностью («Иоанн Рыльский»). Принадлежавшие Шелихову совместно с купцом Голиковым суда доставляли пушнины больше чем на 300 тысяч рублей каждое.
Предприимчивый Шелехов по возвращении в Иркутск стремится закрепить достигнутое на уровне государственных уложений, для чего отправляется в Петербург за поддержкой своего проекта, состоящего из девяти пунктов.
Высочайшим повелением Екатерины II компании Шелехова было отказано в его грандиозных планах, очевидно, принимая во внимание общее политическое положение России в этот период. В 1787 году началась война с Турцией, в 1788 году — война со Швецией. Все внимание приходилось сосредоточить вновь на европейском континенте.
Однако, за проявленные заслуги Шелихову и Голикову были пожалованы шпаги и медали «для ношения на шее с портретом ея величества на одной стороне, а с другой с изъяснением, за что даны».
Неутомимым покорителям Северной Америки оставалось ждать изменения политической ситуации, и их время настало.   
Именно по ходатайству Шелехова в 1793 году на остров Кадьяк была отправлена духовная просветительская миссия, а для обучения местного населения ремеслам и основам земледелия по высочайшему представлению — мастеровые, кузнецы, слесаря,  а также 10 семейств хлебопашцев их числа ссыльных для организации на острове земледелия. 
По тщательному рассмотрению Святейшим Синодом был отдан приказ в Валаамскую обитель, как наиболее близкую по условиям пребывания монахов, чтобы выбрать из братьев и послать на остров Кадьяк в Павловскую гавань желающих в миссию.       
Миссию, отправленную по Высочайшему повелению в 1793 году, состоявшую из восьми духовных монашествующих особ с архимандритом Иоасафом во главе от Валаамского монастыря составили: архимандрит Иоасаф (в миру Болотов), иеромонах Ювеналий (из горных офицеров), иероманах Афанасий, иеродьякон Нектарий, монах Иоасаф, монах Герман, иеромонах Макарий. От Коневского монастыря в миссии были иеромонах Макарий и иеродьякон Стефан (из бывших морских офицеров). При миссионерах были отправлены еще два церковных служителя, о которых история не сохранила никаких сведений. Да и сохранившиеся сведения о самих миссионерах сведения крайне скудны.
Наконец после долгих и многотрудных странствий в 1794 году русская православная миссия прибыла на освоенные русскими территории в Северной Америке, где и началось ее героическое служение…
Так как миссионеры прибыли на остров Кадьяк, где и был сооружен первый деревянный православный храм, то по названию острова ее принято называть Кадьякскою.               


Рецензии