Закатиться словом - вверхтормашкой... Пленная или

Закатиться словом - вверхтормашкой... Пленная или Пленённая...
Татьяна Летнева
О ПОЭЗИИ...
из переписки откровенной ответностью на реплики журналиста, писателя, прозаика…

Из письма… "Привет, честно говоря, зависла на названии. Как-то не по-русски оно выглядит. Согласно нормам нашего языка, должно быть или ""ВЛЮБЛЁННОСТЬЮ ПЛЕНЁННАЯ" или "ВЛЮБЛЁННОСТИ ПЛЕННАЯ". Не знаю, что по каким-то своим соображениям ты норм не придерживаешься. Не понимаю, почему. Если можешь (и хочешь), объясни, какую цель ты этим достигаешь?"

Искренней ответностью… Татьяна Летнева

Не жди от меня научно-популярной статьи о назначении поэзии и побуквенного соответствия смысла строк. Как поэт, сейчас говорю о незримой, невидимо - эмоциональной стороне рождения, отражения и поэтического восприятия строки вдохновения. У истинного поэта своё лицо, оно индивидуально и узнаваемо, т.е. неслучайное. Мы все в плену у жизни, обстоятельств, мыслей, чувств, действий... и всегда стоим перед выбором.
Не стоит делать правилом то, что является исключением...
Что касается поэзии, не говори про норму, настоящая поэзия всегда выходит за пределы…
Вот попробуй объяснить: "... рыдать законченностью фраз...", в этом стихотворении столько "спотыкачного" для понимания...

«Рифма - камень, призрак, след и крик,
Сверх познанием наполнен он и роком,
Мыслеформы - знаком без иных улик,
Удержаться б на краю... без срока

И шаманить, и бильярдить страстно,
И в горячий шоколад – мурашки –
Постигать непостижимое - опасность!
Закатиться словом - вверхтормашкой

Вмиг спустится в неизвестность, мрак,
В пропасть, образы шальные - разом,
Жизни на краю не перекрыть никак,
Лишь бы возгораться точной фразой.»
(с) http://stihi.ru/2020/04/13/2371 Татьяна Летнева

В поэзии необходимо почувствовать вкус и необычность слова…

 «Белый стих прозрачней полёта кисти…
белый стих назову тетивой, звенящей…» Игорь Бурдонов

«Растает снег зимы,
Но вновь на землю вернётся облаками,
Перевернётся белым в Небо,
Затем опять слетит вмиг опереньем,
Белым стихом, плескаясь рифмами и в прозе,
Сти-хо-тво-рень-ем, белым – белым…
И образностью, и сравненьем смелым…»(с)

«Так с нами говорить стихами белыми Наш Бог поэзии умеет…» (с)"Вкус белого стиха..."  http://stihi.ru/2022/01/22/8472 Татьяна Летнева

Но обязательно уточнимся… в частном всегда живёт общее и наоборот. Однако, совершенно очевидно, и что поэзия всегда - через личность, через личное и сердцем, чувством, поступком и выстраданным, пережитым словом, и мыслью.
Разве непонятно сказал в предисловии к изданию «Влюблённостью пленная» поэт, писатель, философ, эссеист, публицист Черногории, Милутин Мичович, поэт поэта всегда поймёт…

«Слово - чудо и слово – душа, совсем необычная, невидимая, чудом пронизанная, и пронизывающая человека в самое сердце поэзией. В поэтических произведениях автора и это очевидно, поскольку автор, Татьяна Летнева… «Влюбленностью пленная». Эта пленность любовью - её свобода, её жизнь. Надо сказать, или уточнить, что и парадокс, как суть жизни, рождает поэзию. Свобода и мудрость - открывает путь к сердцу человека» (с) Милутин Мичович.

Каждому дается понять другого ровно настолько, насколько дано свыше... Чужая душа потемки... И не стоит втискиваться в чужое, так, как в собственную одежду, если не зацепило, не вклинилось, не впечаталось даже одним словом... Поэзия дышит нюансами, чувством, интуицией, а не логикой...Не стоит "силой" понимать.

"...
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль, изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.
Внимай их пенью — и молчи!» (с) Тютчев
   
Есть, например, в прозе Андрей Платонов, настолько великий, насколько корявый, в живописи – Пабло Пикассо, весь из углов и перекосов, такой, что мама не горюй... тонкие материи, что снаружи кажутся иными, нестандартными, не терпят отмычек, тем более кувалд, они сами проникают, причем, дыхание в слове, дух слова, этот самый мучающий нюанс, бывает чаще всего выше основного, он диктует восприятию...
Ум и чувство не тождественны. Но без чувства нет жизни, движения, яркости отражения.
В слове сразу всё становится поверхностным и ложным, если не пройдено и пронизано неравнодушным ритмом, и глубиной сердца – всегда чувствуешь неискренность, веришь только открытости, обнажению, духу откровения…
Существует энергетика, которая передаётся и через время, и через расстояния. Поэзию не понимают - ее чувствуют, "эмоционируют", ею шаманят, а не препарируют, ею потрясают, лечат, тем особым, чаще всего непонятным словом и проникновением. Непонятое останавливает, требует задуматься, приблизиться…
И трудно понять откуда и почему, не пронзило... отойди, посмотри, послушай...
не лезь в драку... само придёт откровением или забвением.

Люблю стихи в прозе, моя любимая поэзопроза… в ней всегда есть нюанс неожиданного переплетения, яркие, яростные или сверх нежнейшие, мягкие, закруглённые или закрученные ракурсы и стремительные повороты, как в танце, в движении, мозаика чувств и ритма, чередование необычного с простым и очаровательного с состоянием ВДРУГ...
Над пропастью, да, во ржи, поэзией души вместе с конями Вселенной, что летят птицами, парящими, огнянностью, устремлением горят - смотри, словно острокрылые стрижи, росчерком треугольников... так высоко - беде не достать! дум и чувств – бездонность и всегда телесной одеждой - жаром сердец... Болью слов отразиться в ночи на необъятном полотне звездном, росчерком нетленности вечной… Молчи. Тишина, слушай, как ночь нежна... и Любви полёт или сон - траекторией бесконечной...

«Мы разные, мы все такие, разные...
И лишь созвучием нам дорог жизни час…
Всё в нас – от отрицания до восторга, От страстной очевидности до торга.
Сопережить и воспринять в себе Чужой души, живой и бьющийся экстаз…
Вот истина. «Мурашек должен пробежать».
Лишь откликом в других мы живы... и другие в нас…»(с)
http://proza.ru/2007/07/18-380Татьяна Летнева.

Когда понятие любовь становится творческим откровением, отражением, восприятием, многоплановым и многоракурсным ТИРОМ в словах, то, как заметил и определил поэт, Игорь Бойко, это и в его предисловии к «Влюблённостью пленная», можно прочитать, становится понятно, потому что сближение равно не одному прочитанному стихотворению, а пристальному присутствию и интересу к творчеству другого, надо сказать, если еще и впустят в чуть приоткрытую дверь души, потому что, чтобы было понято… зацепило… это сочетание двух присутствующих слов… «Влюблённостью пленная».
Хочется понятнее? например, так: «в плену у влюблённости», да? Нет!
Но когда без состояния влюблённости в жизнь, без восторга, надежды, удивления, подъема, полётности, веры в любовь, от телесного до Небесного, несмотря ни на что… невозможно жить… скажи неизбитым, нестандартным отражением... сможешь?!
Не у всякого это получается, именно поэтому, «Влюблённостью пленная»… иначе никак…

«Чем короче, тем труднее сказать о сути чьего - либо творчества, тем более, как выражаются, одним словом. И всё же попытаемся. Будь то лирика камерная, гражданская, эзотерическая, философская – в поэтическом мироздании Татьяны Летневой главное слово – Любовь. Вокруг него живут остальные слова, к нему на его свет они тянутся стаями, как корабли на воде, рыбы под водой, мотыльки в воздухе, ростки из земли, а в стихии четвёртой – души поленьев - за пламенем, и, наконец, в стихии пятой - херувимы - за Богом». (с) Игорь БойкО.

Я тоже за чистоту слова и за родной язык… Я тоже за совершенствование и развитие…
Татьяна Летнева, то бишь, я, с духом поэзии, не ломающая каноны, а такая, как Бог велит… Пусть другие скажут потом, но пока живая, то – поэтический посредник между Небом и Землёй… в пространстве неисчерпаемой Любви…

Давай не будем отдаляться, давай притягиваться...

P.S. В силу повышенного интереса к данной теме дополняю свой ответ,
публикуя пояснение, как автор стихов "Влюблённостью пленная" http://stihi.ru/2013/12/13/2191, http://stihi.ru/2013/12/13/2191?ysclid=m10n0e3xm6797400434
а теперь и песни в исполнении композитора из Волгограда, Александра Волченко. https://yandex.ru/video/preview/5209367177981554932
"Песня «Влюблённостью пленная…» - грустная песня о потере близости, кто - то написал, что это песня о любви - мечте, а песня же о разлуке и утекающем мгновении, об искре приближения, о несостоявшемся… поскольку так быстры и переменчивы чувства, и настроения, и обстоятельства…
И, о, Боже, как талантливо и гениально сумел это сделать, дополнив и музыкой, и исполнением, Александр Волченко. Благодарю безмерно!
Уточняю, именно о состоянии хрупкости и тонкости, о нюансах и проявлении невидимых ощущений улетающей или тающей Любви!
Пленная, потому что невозможно вырваться из уз чувствования и приближения, это как захват в плен, и ты словно связан по рукам и ногам, не можешь и не хочешь освободиться... но нужно, непременно, нужно, это внутреннее и внешнее принуждение… поэтому пленная… "Любить, как на войне сражаться, с собой, в себе, с другими - вне... И подчиняя, подчиняться Любви, тебе, себе, судьбе…(с)татьяна Летнева http://stihi.ru/2007/05/29-2307?ysclid=m10n27wg3m34780681
О правильности слова "пленённость" говорят те, кто не любил так и не разрывался от противоречий уже глубокого состояния влюблённости… у чувств любви столько сторон проявления и в слове, и в чувстве. Но словами не каждый поэт может это выразить на сильнейшем эмоциональном фоне и уровне.
Тем, кто мыслит образами стандартов, стереотипами, тем, кто хочет поучать… могу сказать, мне не 17, читай, наоборот, и мои, без ложной скромности, поэтические перлы отмечены многими наградами Союзов писателей, десятилетиями собиралось в душе прожитой жизнью и обстоятельствами, но всегда отмечалось признанием… никто не сумеет так описать невидимый круговорот чувств, так говорят… «И держаться с Богом неизменно, постигая дух Поэзии - экстаз, умирать и возрождаться непременно! И рыдать... законченностью фраз» (с) http://stihi.ru/2020/04/13/2371?ysclid=m10mxolp6556096533 Татьяна Летнева.
Часто не одному хотелось, может быть, задеть, зацепить автора, обвинить в безграмотности, самодеятельности, но это ближе к понятию… «творческая зависть», что есть и у учителей, и у поэтов, что - то не слишком чистое, скорее, мутное… и это вовсе, уверяю вас, не только страсть к правописанию и грамматике, и к чистоте русского языка…
Есть авторские неповторимые нюансы, это выстраданное слово и смыслово, и образно.
Хотя говорят, что стихи не объясняют, но тот, кто наделён тонким чутьём, кто проникновенно способен чувствовать другого, тот поймёт сразу… его именно эти «неправильности» зацепят, углубят восприятие, значит, автор достиг своего, значит, всё правильно…
Уточняю ещё раз, здесь только в одном слове ПЛЕННАЯ совсем иной оттенок чувства, пленённая – понятие ближе к восторгу, к позитивности восприятия, а пленная, это непростой крест познания самого себя и другого… и временного отрезка отношений… Разницу чувствуете? А в наше время войн особенно с повышенным отношением и проницательностью между строк...
Слушайте сердцем слова, будьте добры к иному, что приближает к глубинам понимания не только себя, но и другого, тем более, поэта. Без чувства, без открытости, почти откровения, большой Поэзии нет, без возвышенности чувств и мыслей Поэзии нет, без искренности, противопоставления и, главное, без Любви к человеку и жизни, нет настоящего поэта, и нет настоящей Поэзии.
"И рисуется сад... Листопадом подряд… А под деревом яблоки - Перезревшие души - Молчаливо лежат... Не закинуть на ветки назад… Но без слов говорят… Вот любви звездопад!"(с)
Татьяна Летнева.
И, безусловно, с уважением к иному восприятию без драки, зависти, войны))
Всех благ, вдохновения и творчества, и мирного Неба над головой.


Рецензии
Благословясь, начну сызнова, но теперь с финала)))))
Сперва поблагодарю за пожелания)))
Потом за мои удовольствия от приятности чтения - лёгкое у автора перышко, подозреваю, что серебряное)))
Про перезревшие души и звездопад любви - как раз мне по вкусу пришлись)))
*
Про ПЛЕННУЮ и ПЛЕНЁННУЮ. Много справочных источников русского языка подсказывают, что преимущественно первая применяется в буквальном, а вторая - в переносном смысле и поэтому вторая в данном контексте уместнее.
*
На счёт сентенции "стихи не объясняют".
Я полагаю, если кто достаточно умел упросить-замотивировать, отстимулировать, заманипулировать и всяко иначе приневолить дать ему объяснения, тот и получит желаемое... в виде чужого субъективного мнения. И куда станет его применять?
Лично мне невдомёк: зачем так утруждаться? Кому, например, не нравятся вообще стихи или конкретных Асадова, Маяковского, тому и консультации сторонние про те стихи не желанны, не востребованы и бесполезны. Или мне одному так кажется?))))
*
Славно, что в тексте рассыпаны ссылки на стихи - предпочитаю лично знакомиться и коллекционировать шедевральные впечатления))))
*
С уважением, интересом и благодарностью за приглашение,
Ваш читатель,

Алхимик Пятьдесятседьмой   25.09.2024 18:32     Заявить о нарушении
Спасибо большое за неравнодушное прочтение. Тронута, Алхимик, углублённым восприятием и желанием проявить ваши интерпретации, как неизбежность продолжения читательского отклика на данный текст. Эта книга и всё, что связано с ней для меня очень важны. НИкому не позволю её обижать. Конечно же, обратила внимание и благодарна за букву, что стронули с места. Сейчас всё на месте. Очепятка.
С нетерпением буду ждать ваших результатов.

Татьяна Летнева   24.09.2024 15:21   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Татьяна!)))
"Тот, кто даёт быстро - даёт вдвойне"(с)
В реале меня зовут Владимир.

Алхимик Пятьдесятседьмой   25.09.2024 00:28   Заявить о нарушении