Обретение духовных качеств
В духовной практике.
Настоящее развитие на духовном пути начинается только с обретением
Устойчивости в своих устремлениях
И действиях. На этом уровне происходит избавление
От материальных страданий.
Человек наделяется
Всем необходимым для духовной жизни.
Устойчивость имеет две разновидности:
Первая относится непосредственно к процессу преданного служения,
А вторая – к качествам,
Благоприятным для духовной практики.
К благоприятным качествам относятся смирение,
Почтительное отношение
К другим, доброжелательность и сострадание.
Иногда, эти качества
Можно наблюдать в преданном, который обрел власть
Над своими чувствами, но ещё не достиг постоянства
В преданном служении.
С другой стороны, иногда можно заметить отсутствие смирения
И сострадания у того, кто достиг такого постоянства.
Не имеющие опыта духовной жизни не способны осознать
Истину духовного роста. Сильное стремление
И вкус к выполнению духовной практики являются на этой ступени
Критериями духовного развития искателя.
Шестая ступень – духовный вкус. Когда преданный помещает в своё
Сердце золотой медальон духовной практики, сияющий огнем
Устойчивого стремления
И приводимый в движение
Своей собственной энергией, в нём просыпается духовный вкус.
На этом уровне уходит желание
Славы и почёта. Когда человек испытает высший духовный вкус, он откажется
Ото всех низших материальных вкусов. Вкус
К духовной практике настолько силён, что заставляет
Искателя забыть обо всём остальном, потому что он начинает
Проникать в глубокие слои сущности человека – в сверхсознание.
В отличие от предыдущих стадий,
На стадии обретения вкуса духовная практика не вызывает
Ни малейшей усталости,
Вкус быстро рождает непреодолимую тягу
И устремлённость к духовности. В качестве примера
Можно привести мальчика, который, благодаря прилежному
Ежедневному изучению писаний,
Быстро постигает
Их смысл и в дальнейшем не встречает
Никаких трудностей в учебе, более того, он получает
От неё всё большее и большее удовлетворение.
Смысл появления духовного вкуса можно понять на следующем примере.
Из-за больной
Печени, человек может перестать ощущать вкус сладкой пищи, и сладкие
Леденцы будут казаться ему безвкусными. Однако тот же сахар
Является для него лекарством. Понимая это, больной
Соглашается ежедневно есть сахар,
Хотя он и может казаться ему горьким.
Постепенно, по мере выздоровления, к нему возвращается способность
Чувствовать сладкий вкус сахара.
Точно так же,
Сердце человека, заражённое невежеством и другими сквернами,
Излечивается
С помощью целительных видов духовной практики, и, в конце концов,
К нему возвращается вкус.
Привязанность к духовной практике бывает двух видов: 1) вкус
К преданному служению, обусловленный его внешней привлекательностью
И 2) ничем не обусловленный вкус.
Под внешней привлекательностью
Подразумевается внешняя привлекательность
Религиозных атрибутов. Например, человек, развивший вкус первого типа,
Испытывает
Наслаждение от пения
На духовные темы только в том случае, если его мелодия приятна
На слух и певец обладает
Хорошими вокальными данными.
Такого преданного можно сравнить
С человеком, имеющим плохой аппетит,
Который, получив приглашение сесть к столу, сначала осведомляется
О разновидностях блюд и их вкусовых качествах.
Причина такого отношения кроется в остатках
Материальных желаний
В сердце. Таким образом, если привязанность
Преданного к духовной практике основывается лишь на их внешней привлекательности,
Следует понимать, что его сердце ещё не очищено от скверны материальных желаний.
Человек, развивший вкус второго типа, испытывает необычайное
Наслаждение от духовной практики при любых обстоятельствах,
Независимо от того, где, когда и как она осуществляется.
Его привязанность не обусловлена внешними факторами духовной практики.
Если, однако, он замечает
Привлекательные особенности того или иного вида служения, его переполняет
Радость,
И он ликует от восторга.
Сердце такого человека полностью свободно
От скверны материальных желаний. В такие моменты он может думать так:
«Мой друг, зачем ты променял
Сладкий нектар имени Господа на бессмысленные разговоры
О жизненных наслаждениях, материальном комфорте
И прочей суете? Что я могу тебе сказать?
Я и сам не менее грешен. Получив по милости
Духовного учителя
Драгоценный бриллиант духовной практики,
Я, несчастный,
Не сумел понять его ценность. Завязав
Его в полу своих одежд, я отправился на поиски осколков перламутровой раковины –
Искры призрачного счастья,
Мерцающей на берегу океана
Мирской жизни. Мотаясь
В бесплодных поисках, я попусту растрачивал годы своей жизни. Забывая
О Боге, я просто проявлял свою слабость.
Каким же надо быть лжецом, в каком заблуждении
Надо находиться, чтобы испытывать наслаждение,
Слизывая едкую слизь банальной мирской жизни, и оставаться
Безразличным к нектару духовной практики
О, как низко я пал!
Нет таких грехов, которых бы я
Не совершил,
Даже будучи дряхлым, сгорбившимся стариком, лишь ради того, чтобы угодить
Своему ненасытному желудку. Не знаю, существует ли такой ад, где я
Смогу искупить свои злодеяния и сколько мне суждено там страдать».
Так искатель,
Достигший стадии духовного вкуса, с отвращением вспоминает
Своё прежнее состояние сознания.
Ибо, он находит такую ценность и такой вкус, по сравнению с которыми
Его прошлая жизнь покажется бессмысленной. Вскоре
Он становится подобен
Пчеле, вкушающей нектар сладкого плода с древа духовной жажды.
Не желая
Ни на минуту покидать общество преданных, он слушает и говорит
С ними на духовные темы, наслаждаясь
Своими внутренними переживаниями,
И забыв
Обо всём остальном. Он теряет вкус к мирской жизни и целиком посвящает
Себя
Непрерывной духовной
Практике. Невежественные люди, видя это, думают, что он сошёл с ума.
Но учительница танцев духовного
Вкуса сама берет его за руки и обучает
Новому танцевальному шагу,
Совершенствуя его блаженный танец
Медитации и служения Господу. Постигая науку запредельного танца
Под её руководством, он испытывает невообразимое и не поддающееся описанию
Блаженство.
Подсобн. лит-ра Досым Омаров
Свидетельство о публикации №124091301204