Выполнение долга

Безусловно, очень трудно определить грань между тем,
Что действительно необходимо для развития нашей преданности, и тем,
Что может стать
Для этого только препятствием.
Есть вещи, которые остаются актуальными на любом из этапов
Нашей духовной жизни – те, от которых не следует отказываться
Ни в коем случае. В первую очередь к этой категории относится выполнение
Своего долга, как материального, связанного
С взаимоотношениями с обществом, так и духовного, связанного
С взаимоотношениями с Богом.
У Л.Н.Толстого
Есть рассказ «Три вопроса». Главный герой этого рассказа – царь –
Искал
Ответы на три вопроса: «Какое время самое важное?
Какой человек самый важный? Какое дело самое важное?»
Вот к чему привели его эти поиски. Для того же, чтобы узнать
Вернее ответы на свои
Вопросы, он решил спросить
Об этом у отшельника,
Про мудрость которого шла великая слава. Отшельник
Жил в лесу, никуда не выходил и принимал только простых
Людей.  И потому царь оделся в простую
Одежду и, не доезжая со своими оруженосцами до жилья отшельника,
Слез с коня и один пошёл к нему.
Когда царь подошёл к нему,
Отшельник
Перед своей избушкой копал гряды. Увидев царя,
Он поздоровался с ним и тотчас же опять принялся копать.
Отшельник был худ и слаб
И, втыкая лопату в землю и выворачивая  комья земли, тяжело дышал.
Царь подошёл к нему и сказал: –
Я пришёл к тебе, мудрый отшельник, просить тебя
Дать мне ответы на три вопроса: какое
Время надо помнить и не пропускать, чтобы потом не раскаиваться? Какие
Люди самые нужные, с какими,
Стало быть, людьми надо больше и с какими
Меньше заниматься? Какие
Дела самые важные и какое
Дело из всех надо делать прежде других? Отшельник выслушал царя,
Но ничего не ответил, а плюнул в руку и опять
Стал ковырять землю. – Ты уморился, – сказал царь, –
Дай мне лопату, я поработаю за тебя. –
Спасибо, – сказал отшельник и, отдав лопату, сел на землю. Вскопав
Две гряды, царь
Остановился и повторил свой вопрос. Отшельник ничего не ответил, а встал
И протянул руку к лопате: – Теперь ты отдохни; давай я, –
Сказал он. Но царь не дал лопаты и продолжал копать.
Прошёл час, другой; солнце стало заходить за деревья, и царь
Воткнул лопату в землю и сказал: –
Я пришёл к тебе, мудрый человек, за ответами
На мои вопросы. Если ты не можешь ответить,
То так и скажи мне, я
Уйду домой. – А вот кто-то бежит сюда, – сказал
Отшельник. – Посмотрим, кто это? Царь
Оглянулся и увидел, что из леса, точно, бежал бородатый человек.
Человек
Этот держался за живот руками; из-под рук его текла кровь. Подбежав
К царю, бородатый человек упал
На землю и, закатив глаза,
Не двигался, а только слабо стонал.
Царь вместе с отшельником раскрыл одежду человека. В животе его была
Большая рана. Царь,
Как умел, обмыл её и своим платком и полотенцем отшельника перевязал.
Но кровь не унималась, и царь несколько раз снимал
Промокшую теплой кровью повязку и вновь обмывал
И перевязывал рану. Когда кровь унялась,
Раненый очнулся и попросил
Напиться. Царь принес свежей воды и напоил
Раненого. Солнце между тем совсем зашло,
И стало свежо.
Царь с помощью отшельника перенес раненого человека в келью и положил
На кровать.
Лежа на кровати,
Раненый закрыл глаза и затих.
Царь же так устал от ходьбы
И работы,
Что, прикорнув на пороге,
Тоже заснул и таким крепким сном, что проспал
Так всю летнюю короткую ночь, и когда утром проснулся, долго не мог понять,
Где он и кто тот странный
Бородатый
Человек, который лежит на постели и пристально смотрит на него блестящими
Глазами. –
Прости меня, – сказал бородатый человек слабым голосом, когда увидал,
Что царь проснулся и смотрит на него. – Я не знаю тебя
И мне не в чем прощать тебя, – сказал царь. –
Ты не знаешь меня, но я знаю тебя.
Я – тот
Враг твой, который поклялся отомстить тебе за то,
Что ты казнил моего брата и отнял у меня мое имущество. Я знал,
Что ты пошёл один к отшельнику, и решил убить тебя,
Когда ты будешь возвращаться. Но прошёл целый день, и тебя
Всё не было. Тогда я вышел из засады, чтобы узнать,
Где ты, и наткнулся на твоих оруженосцев. Они узнали меня,
Бросились на меня и ранили. Я убежал от них.
Но, истекая кровью, я помер бы, если бы ты
Не перевязал мою рану. Я хотел убить тебя, а ты спас мне жизнь.
Теперь, если я останусь жив,
И ты захочешь этого, буду как самый верный раб служить
Тебе и то же прикажу сыновьям моим.
Прости меня. Царь был очень рад тому, что ему так легко
Удалось примириться с своим врагом,
И не только простил его, но обещал возвратить ему его
Имущество и, кроме того,
Прислать за ним своих слуг и своего врача. Простившись с раненым,
Царь вышел на крыльцо, отыскивая глазами
Отшельника. Прежде чем уйти от него,
Он в последний раз хотел попросить его
Ответить
На заданные ему вопросы. Отшельник
Был на дворе и, ползая на коленях подле вчера вскопанных гряд, сажал
В них огородные семена. Царь подошёл к нему и сказал: –
В последний раз, мудрый человек, прошу тебя
Ответить мне на вопросы. –Да ведь тебе уж отвечено, – сказал
Отшельник, присев на свои худые икры и снизу вверх глядя
На стоявшего
Перед ним царя. – Как отвечено? – сказал царь. – А как же? – сказал
Отшельник. – Если бы ты вчера не пожалел мою слабость, не вскопал за меня
Эти гряды, а пошёл бы один назад, тот молодец напал бы на тебя,
И ты бы раскаялся,
Что не остался
Со мной. Стало быть, самое настоящее время было то, когда ты копал гряды,
И я был самый важный
Человек, и самое важное
Дело было мне добро сделать. А потом, когда тот прибежал,
Самое  настоящее время было, когда ты за ним ходил,
Потому что, если бы ты не перевязал
Его рану, он бы помер, не помирившись с тобой. Стало быть,
И самый важный человек был он,
А то,
Что ты ему сделал, и было самое важное дело.
Так и помни, что самое важное время
Одно: сейчас, а самое важное оно потому, что в нём одном
Мы властны над собой;
А самый нужный человек тот,
С кем сейчас сошёлся, потому что никто
Не может знать, будет ли он ещё иметь дело
С каким-либо другим человеком, а самое важное дело –
Ему добро сделать, потому что только для этого послан человек в жизнь.
Ответы, которые он получил, были таковы.
Самое важное время –
Теперь и сейчас, то есть настоящее.  Это то время,
Когда мы что-то можем сделать.
Самый важный человек – тот, кто рядом. А самое важное дело –
Выполнять свой долг. Царь, выполняя свои долги,
Предоставленные судьбой был спасен
От смерти, и ещё приобрел
Настоящего друга. А отшельнику самое важное была вся жизнь –
Он использовал её как духовную  практику.
Выполнение долга является главной
Потребностью сохранения
Гармоничной жизни на Земле, а в широком понимании –
Сохранения
Всего материального мира. Если каждый
Не выполнял свой долг
Должным образом, то общество деградировало бы, а в мире воцарился бы хаос.
Однако, в духовной жизни оно
Является только первым шагом
К Всевышнему Господу. С момента рождения ребенка у него уже появляются
Различные долги, и они постоянно
Будут увеличиваться в течение всей жизни.  Они составляют
Долги
Перед родителями, предками, потом детьми,
Женой (мужем), обществом, нацией,
Государством, природой и так далее.
Мы должны отдать все эти долги.
Долги
Образуют предписанные обязанности от природы.
Например, в детстве, находясь в беспомощном состоянии, мы
Полностью зависим от своих
Родителей и имеем возможность поддерживать себя только за их
Счёт.
Этот долг
Мы отдаём, воспитывая своих детей и заботясь о родителях. Многие свои
Потребности, такие как потребность в образовании,
Здравоохранении, обороне, мы полностью удовлетворяем
За счёт общества. Соответственно, мы должны приложить свои старания
В поддержании социальной инфраструктуры.
Мы сейчас используем всё богатство достижений культуры,
Науки и искусства, оставленное нам предыдущими
Поколениями ищущих и творческих людей. Безусловно, перед ними
Мы тоже в долгу.
Мы отдадим в какой-то степени этот долг,
Если постараемся понять и внедрить
В жизнь их
Духовное наследие. Ещё к нашим долгам относится долг перед животными,
Услугами которых мы пользуемся,
И перед природой,
Благодаря которой
Мы получаем воздух, воду, пищу, свет, тепло. Животным мы должны
Стараться не причинять ненужных страданий и по мере сил заботиться о них.
Что касается сил природы, мы должны
Осознать их присутствие  и хотя бы мысленно благодарить их,
Понимая, что находимся от них
В зависимости. В общественной жизни каждый должен выполнить
Свой предписанный природный
Долг честно и полностью.
Кто-то может сказать: «Зачем всё это? Не лучше ли только служить Богу,
Ни на что другое не отвлекаясь?» Это может, и было бы лучше, если бы мы
Были свободны ото всех своих привязанностей, кроме привязанности к Богу.
Но пока до такого уровня нам далеко, поэтому мы
Не можем полностью отказаться
От материальных потребностей.
Вместо этого мы должны
По возможности максимально использовать их
Для самореализации. Иначе
Наша
Обусловленность материальными потребностями будет только расти.
Сама идея служения кому бы то ни было будет вызывать у нас отторжение.
Если же мы
Всё будем воспринимать, как возможность выполнить свой долг, наша жизнь
Будет постепенно становиться урегулированной, сердце начнёт очищаться,
Ненужные привязанности будут уходить. Тогда жизнь
Станет одухотворённой, и мы
Можем освободиться от всех материальных привязанностей. Вот тогда мы
И сможем подойти к уровню полного предания Богу, и оно станет
Нашей единственной обязанностью и желанием.
Это является итогом духовной практики.
Самый высший долг – долг перед Всевышним Господом. Мы должны
Удовлетворить 
Его своим чистым преданным служением.
Если сможем выполнить
Этот долг до конца, то мы выполним
Все остальные долги, которые являются производными
От этого главного долга.
 До этого момента каждый в общественной жизни должен
Выполнить свой предписанный долг честно и полностью. Каждый должен
Выполнить свой природный долг как отец, мать,
Сын, дочь, брат
И других родственных связей,
А также как гражданин, честный работник и служащий и так далее.
 Далее, ни при каких обстоятельствах нельзя отказываться
От помощи окружающим – то, что выходит за границы наших обязанностей,
Но является насущной потребностью для тех,
Кто рядом с нами.
Тогда судьба нас наградит своей милостью. Каждый
Может помочь кому-то тем,
Что у него в избытке, а у другого в дефиците. Не следует думать о себе,
Как о бедняке,
А о другом, как о богаче.
Мы можем бескорыстно отдать ближнему то, чем обладаем –
Деньги, вещи, время, усилия или хотя бы искренне пожелать ему счастья.
Бедняков нет – ведь у каждого есть хоть что-то. И нет богатых –
Каждому чего-то да не хватает.
Все эти правила и предписания дают каждому
Возможность жить гармоничной жизнью, а искателю,
Постепенно очищая своё сердце, в дальнейшем твердо встать на духовный путь.

Подсобн. лит-ра Досым Омаров


Рецензии