Мы с Флобером за ценой не постоим
АННА КАРЕНИНА
"Моя Анна надоела мне, как горькая редька. Я с нею вожусь, как с воспитанницей, которая оказалась дурного характера; но не говорите мне про нее дурного или, если хотите, то c осторожностью, она все-таки усыновлена» — так описывал свой труд Толстой в письме 1876 года к двоюродной тетке Александре, фрейлине императо рского двора".
...так бывает в жизни: приглянется какая-нибудь изящная безделица и ты уже оказываешься во власти желания приобрести её.
И вот она уже принадлежит тебе и ты не можешь налюбоваться ею: всё вертишь её в руках и так и этак, то к глазам приблизишь, то отставишь и вот ты уже изучил её до мельчайших подробностей, до каждого извива линий, оттенков цвета, шероховатостей фактуры материала и постепенно ты остываешь и то, что ранее казалось прелестной и долгой забавой, постепенно наскучивает и начинает раздражать и бесить.
И никуда уже её не задвинуть и выбросить жалко - рука не поднимается...
Сам Толстой никогда и никого не любивший в жизни (краткий период ухаживаний и чувственных моментов, испытанных им в молодости относительно Софьи Андреевны - не в счёт), не понимал по каким ЗАКОНАМ должна жить его героиня и он мурыжит её нещадно и безжалостно на протяжение всего романа.
Мне всегда было любопытноь сравнить двух героинь двух романов: толстовскую Анну Каренину и флоберовскую Эмму Бовари.
Обе молоды, чувственны, хороши собой, обе замужем за нелюбимыми мужьями, у обеих есть дети и обе до поры до времени соблюдают внешние приличия.
Обе живут в состоянии душевно-телесного томления и с обеими происходят разительные превращения.
Но если Анна, долго и нудно сопротивляется зову плоти, не в силах бросить вызов светским устоям и решиться на адюльтер, то Эмма не задумываясь , с головой ныряет в пучину чувственных перверсий, растворяясь без остатка в сладком греховном дурмане!
В конце-концов, и Толстой и Флобер убивают своих героинь, но если смерть Анны (точнее совокупность причин, приведших её к суициду) нелепа, надумана, нелогична и вызывает читательское недоумение и даже досаду, то смерть Эммы - более чем логически оправдана и объяснима: Эмма сколько могла боролась за своё счастье, а стало быть - за жизнь и только абсолютно исчерпав все ресурсы, дойдя до тупика , принимает яд.
Но даже на этой стадии Эмма продолжает цепляться за жизнь, она думает о судьбе мужа и дочери и её душевные и физические муки вызывают у самого автора (по его же собственным признаниям) нестеппимые рези в желудке, словно это не выдуманная им героиня приняла отраву, а он сам.
Смерть Эммы вызывают у читателя чувства жалости и сострадания.
Все коллизии флоберовского романа точны, последовательны и гармоничны, в отличие от толстовских, кои во многом проистекают от мозговых шараханий автора.
Свидетельство о публикации №124091203930