Аспазия

https://www.youtube.com/watch?v=NuyuNCCIQT4&t=18s
Колыбельная за печкою поет сверчок из фильма «Долгая дорога в дюнах»



Аспазия — латышская поэтесса и драматург, жена Райниса.
Аспазия (латыш. Aspazija; настоящее имя Йоха;нна Эми;лия Лизе;те Ро;зенберга

Мир поэзии великой латышской поэтессы Аспазии уникален. Каждое созданное ею стихотворение таит в себе частицу этого уникального мира - загадку её души, её сердца, её судьбы


Мой путь навеки предопределен.
И я иду по жизни, пламенея,
В себе негаснущий огонь лелея,
Что изначально в сердце был зажжен.



 И неизменной её приверженности Истинному, Возвышенному, Прекрасному:

Не утопаю в мелочном, земном,

И лишь возвышенным живу, великим,

Под низменного тяжким гнётом никну,

Предвестник гибели моей – кандальный звон…



Гордости лёд

Поведаешь ветру,

Он тайну схоронит,

Тебя приголубит,

Утешит, укроет —

Слезами зальёшься,

Пусть видят лишь росы,

А ты улыбнёшься

В ответ на вопросы.

Доверишься людям,

Никто не поможет,

А их пересуды,

Лишь горе умножат.

Пусть жгучие боли

Невыносимы,

Но стоны твои

Остаются немыми,

Пусть слово твоё

И сладко, как мед,

Но сердцем владеет

Лишь гордости лёд.


Колыбельная за печкою поет сверчок из фильма «Долгая дорога в дюнах»


За печкою поет сверчок
Угомонись, не плачь, сынок
Вон за окном морозная
Светлая ночка звездная
Светлая ночка звездная
Светлая ночка звездная
Что ж коли, нету хлебушка
Глянь-ка на чисто небушко
Видишь, сияют звездочки
Месяц плывет на лодочке
Месяц плывет на лодочке
Месяц плывет на лодочке
Ты спи, а я спою тебе
Как хорошо там на небе
Как нас с тобою серый кот
В санках на месяц увезет
В санках на месяц увезет
В санках на месяц увезет
Будут орехи, сладости
Будут забавы, радости
Будут сапожки новые
И пряники медовые
И пряники медовые
И пряники медовые
Ну, отдохни хоть капельку
Дам золотую сабельку
Только усни скорей, сынок
Неугомонный мой сверчок
Неугомонный мой сверчок
Неугомонный мой сверчок

В 1894 году между супругами начинается «роман в письмах» длиною в три с лишним десятилетия. Когда Райнис находится на временном поселении в Пскове и в ссылке в Слободском Вятской губернии, а Аспазия лишь иногда имеет возможность навещать его, тогда происходит самый интенсивный обмен письмами. В них супруги делятся новостями, мыслями, суждениями. В 2009 году уникальный исторический документ — переписка двух творческих личностей мирового масштаба (2 499 писем Райниса и Аспазии на латышском, немецком, русском языках) — был включен в Национальный регистр программы UNESCO «Мировая память».


Кот-спасатель и другие

Аспазия очень любила котов. Даже часть своего наследия она завещала приюту для бездомных животных. Любовь к усатым-полосатым родилась у маленькой Эльзы тогда, когда ее буквально спас большой серый кот. Девочка упала в пруд и стала тонуть. Кот стал свидетелем случившегося и бросился к родительскому дому, громко мяукая. Животное привело к пруду родителей Эльзы, и девочка была спасена. Так кот стал ее другом. К слову, других приятелей у девочки не было. Дружить с детьми слуг ей было нельзя — мать воспитывала девочку принцессой.

    Однажды единственного товарища будущей поэтессы покусали собаки. Эльза всячески ухаживала за питомцем, но выходить его не удалось. «С того момента я стала другой», — скажет позже Аспазия.

С того момента коты всегда жили с ней. Билле Кастенькова, Ингус Круминьш, Микус Трепович — все это имена и фамилии (!) ее любимцев. Причем фамилия коту давалась по месту, где он был найден. Кастенькова — в коробке (от лат. kaste — коробка), Круминьш — в кустах, Трепович — на лестнице.
Котов Аспазия считала умными животными и даже использовала их в качестве индикатора людей. Если в дом заходил человек и кот к нему шел, ласкался, то такой человек хороший, а если кот забивался в угол и был явно не расположен к гостю, то, возможно, и разговаривать с таким человеком не стоит.

«С Аспазией в писательство вошла душа», — сказал в 1904 году литературный критик, когда многие ее значимые работы еще даже не были написаны. Мир поэзии поэтессы уникален. Каждое созданное ею стихотворение таит в себе частицу этого уникального мира — загадку ее души, ее сердца, ее судьбы. «Вся моя жизнь в моих работах», — однажды скажет Аспазия.




    В начале ее карьеры в одном издательстве ей сообщили: «Вы никогда не станете поэтессой». В это время она работала служанкой у богачей (к слову, потрудиться она успела на разных поприщах: была и швеей, и учительницей, и актрисой). Однажды, когда она глядела в окно, ей показалось, что одна звезда сияет специально для нее, и она сказала себе, что станет писательницей. Кстати, тот издатель впоследствии извинился за свой несбывшийся прогноз.

«Мухи не обидит» — эта фраза точно про Аспазию. Она верила в реинкарнацию, а значит, и в то, что в своей прошлой жизни обычная муха, возможно, была человеком… Поэтесса уверяла, что она, несмотря на очевидное, не станет после своей смерти котом. «Я буду лесной уткой», — говорила она. И нет причин ей не верить. Вероятно, эта птица сейчас летает где-то в небе над Афинами…




Награды
Орден Трёх звёзд III степени
Крест Признания II степени № 6 16 ноября 1938


Рецензии