Гете и Гегель

Слышал забавную историю. Оказывается Гёте хорошо знал Гегеля. Они познакомились, когда Гегель ещё работал в Йенском университете, а Гёте курировал его работу.

Для гениального автора "Фауста" Гегель представлял из себя эдакий человеческий курьёз. Сколько-нибудь всерьёз он его не воспринимал. Однако разговаривал с ним всегда очень вежливо и почтительно, не желая его обидеть. В споры с философом он предпочитал не вступать.

Желая, впрочем, проверить: верно ли его восприятие личности Гегеля? - он однажды пригласил того на обед, на котором присутствовалa его невестка. Кто будет с ними обедать? - он специально не сказал.

В ходе трапезы Гегель разгорячился и начал шумно излагать свои идеи. При этом, как всегда, он использовал чрезвычайно абстрактные понятия, понятные, по большей части, только ему самому. Он говорил так много и энергично, и настолько погрузился в свои мысли, что не заметил, что остальные в разговор с ним уже не вступают.

После его ухода Гёте спросил невестку: "Что ты думаешь об этом человеке?"

- " Честно говоря, я затрудняюсь сказать. То ли он блестящий ум, то ли городской сумасшедший. Но, по мне, верно последнее".

- "Поздравляю тебя" - заметил Гёте с усмешкой. "У нас в гостях был самый известный философ Германии. Георг Вильгельм Фридрих Гегель".

Однако один раз Гёте с Гегелем в спор всё-таки вступил. Это зафиксировал в своих записях Иоганн Эккерман.

18 октября 1827 г. философ, будучи в гостях у Гёте, решил объяснить свои построения простым человеческим языком.

"- Собственно, диалектика, — сказал Гегель, — не что иное, как упорядоченный, методически разработанный дух противоречия, присущий любому человеку, и в то же время великий дар, поскольку он дает возможность истинное отличить от ложного".

Тут уже Гёте не мог смолчать. Конечно, любому человеку в его мышлении свойственны противоречия. Но разве они помогают нам отличить истинное от ложного? Сейчас наша мысль подумает одно, а потом - противоположное другое... Сейчас мы считаем верным одно, а через некоторое время отказываемся от своих убеждений.

Получается даже прямо наоборот. При таком подходе всё становится зыбким и непрочным. Само понятие непререкаемой истины исчезает. Процесс нашего мышления становится всем, а истина - ничем.

'— К сожалению, — заметил Гете, — эти умственные выверты нередко используются для того, чтобы ложное выдать за истинное, а истинное за ложное".

Гегель парировал. "Бывает и так,... но только с людьми умственно повредившимися".

Такой гегелевский аргумент досаждает Гёте ещё больше. Ведь больны не те люди, которые недостаточно искусно владеют диалектикой, а те, которые ей слишком увлекаются. Сама диалектика не вполне здоровое занятие.

И писатель решает указать философу, где он может найти вечную истину.

Гете: "Вот я превыше всего и ставлю изучение природы; оно не допускает такого болезненного явления, ибо тут мы имеем дело с истинным и бесконечным. Природа немедленно отвергает как несостоятельного всякого, кто изучает и наблюдает ее недостаточно чисто и честно. К тому же я убежден, что она в состоянии даровать исцеление больным диалектикой".

Из уст Гете звучит без обиняков. Философы, занимающиеся диалектикой, в умственном затмении. А, возможно, и интеллектуально не честны.

Гегель на эту шпильку не отвечает. Важный разговор, который так интересно начался, обрывается.

Такое скептическое отношение Гёте к философии Гегеля объясняется ещё тем, что он вообще считал, что философия в лице Канта достигла своего естественного предела.

Кант, по его мнению, показал, что философия не может разрешить ни одного своего вечного вопроса. А познание истины возможно только на путях научного исследования мира. Занятия, которым Гёте тоже начал пытаться заниматься.

Эккерман приводит в своём дневнике размышление Гёте на эту тему.

"Я рассказал Гете об одном приезжем, который недавно прослушал курс лекций Гегеля о доказательстве бытия божия. Гете согласился со мной, что такие лекции уже не ко времени...

—  Кант, бесспорно, оказал нам великую услугу, проведя границу, дальше которой человеческий дух проникнуть не способен, и оставив в покое неразрешимые проблемы".

По сути, позиция Гёте вполне созвучна позиции современной науки.

Где призраки, свой человек философ.
Он покоряет глубиной вопросов,
Он всё громит, но после всех разносов
Заводит новых предрассудков тьму.

( Гёте "Фауст")


Рецензии