Безмолвный проповедник

Для души русского православного человека, без сомнения, будут интересными и почти драгоценными жилище и утварь родоначальника царственного дома Романовых.
Боярское подворье Романовых в Зарядье ведет свою историю с XVI века.
После всех превратностей, какие испытал Романов двор, в течение веков, уцелела до нашего времени боярская каменная палата, современная рождению Царя Михаила Феодоровича, как древнейший в Китай-городе памятник гражданского зодчества и остаток боярских палат, соответственных образу жизни в XVI веке. Ей не однократно угрожали разрушением и время, и пожары, опустошавшие эту многолюдную часть древней столицы.
Неизвестно, существовал ли этот двор до 1547 года и был пощажен тогда ужаснейшим  пожаром, в которым, по выражению летописца, «железо, яко олово разливашеся, и медь, яко вода разстаяваше»; потому что от города за рвом на площадке не горели дворы по Варварской улице. Но едва ли мог он сохраниться при нашествии Девлет-Гирея в 1571 году, когда, кроме Кремля, выгорела вся Москва. По восстановлении Москвы, не был оставлен в запустении и двор Романовых.
В конце XVI века, по соседству с Романовым двором уже было возведено «англинское» подворье, которое своим происхождением обязано сношениям Англии с Россией; оно пожаловано Англинской компании Царем Иваном Васильевичем в 1555 г.
Наличие того и другого здания в 1586 году подтверждает очевидец англичанин Иероним Горсей, который писал: «Англинское подворье стояло в Китае-городе, позади Гостинаго двора, на Варварке, у церкви святого Максима Исповедника, где находился двор Никиты Романовича Юрьева Романова».  Этот знаменитый боярин и воевода не чуждался сближения с англичанами. «Они имели доступ к этому шурину Царя Ивана Васильевича, и один из них, приказчик подворья давал уроки в латинском языке юному Феодору Никитичу, отцу Царя Михаила Феодоровича, в последствии Митрополиту Ростовскому, под именем Филарета, а с 1619 года, Патриарху всероссийскому. То был старший из шести сыновей Никиты Романовича, прижитый им от второй его супруги Евдокии Александровны, из роду князей Горбатых-Суздальских. Горсей даже описывает нам методику преподавания языка, бывшего тогда дипломатическим не только у европейских, но даже у восточных дворов. Учитель писал для Феодора Никитича латинскую грамматику русскими словами для легчайшего чтения.
После смерти родителя своего, Феодор, как старший сын, наследовал родительский двор, который обозначен на чертеже Москвы 1614 года.
Когда весь Китай город, в 1611 году, предан был поляками огню, тогда едва ли уцелели деревянные здания на Романовом дворе; но двор не долго оставался в запустении. По восшествии на престол Михаила Феодоровича, он вскоре был возобновлен. прежний наследственный двор Филарета Никитича с того времени стал именоваться старым Государевыми двором. В записных книгах Московского стола 1626 года Палата эта изображена на Годуновском чертеже Москвы В этом родовом дворе своем не только Михаил, но, вероятно, и отец его Феодор Никитич вступили в жизнь.
Следуя заветной мысли Венценосного Родоначальника своего Михаила Феодоровича,   Государь Император Александр Николаевич ознаменовал священное коронование свое в  древней столице России. Высочайшим повелением восстановить в первоначальном виде эту прародительскую палату, как священный памятник рождения первого царя из колена Романовых, важный для отечественной археологии и истории, едва ли не единственный в своем роде в Москве. Для этого по Высочайшему приказу, учреждена была особая комиссия под председательством князя М. А. Оболенского,  состоящая из И. М. Снегирева, архитектора Ф. Ф. Рихтера, А. Ф. Вельтмана, Б. В. Кене и архитектора А. А. Мартынова.
С этой целью комиссия, учрежденная для восстановления Романовской палаты, старалась соединить в ней все то, что могло напоминать о царских пресвятых родителях, как назывались прежде царские предки. И сие торжественное и достопамятное освящение начала работ совершено было августа 31-го дня 1858 года.
Словами Митрополита Филарета: «Это будет безмолвный проповедник, который в некотором отношении может быть превосходнее говорящего; потому что не прекращает порученной ему проповеди и таким образом она доходит до целого народа и до многих последовательных его родов».


Рецензии