(«Сия суть словеса, яже глаголах к вам еще сый с вами, яко подобает скончатися всем написанным в законе Моисеове, и пророцех, и псалмех о Мне».) Видите, Он говорит: «Пока ещё был с вами, говорил вам». То есть теперь Он, хотя и явился им, но уже не с ними. Он уже в другом состоянии. И как в это ни трудно поверить, но каждого из нас ждет это состояние, в которое попал Господь наш Иисус Христос после Воскресения Своего. Меня неоднократно посещает мысль такая. Что скорее всего, всё настоящее, настоящая жизнь, она начнется после смерти только. На этой земле всё вот так вот будет трудно. Каждый день – с болью, с кровью, с огромным терпением. Но этих дней не так много, как кажется. И поэтому у Бога надо просить терпения. Главное, чтобы было терпение. Чтобы был внутри мир. Чтобы ты не тяготился этими днями – да, трудными, неподатливыми, но чтобы ты, наоборот, утешался. Чтобы ты утешался. Не воспринимал жизнь как проклятие. Наоборот – как преддверие рая. Чтоб ты даже никуда не торопился. Да, эта жизнь – это предощущение, предвкушение. Предвкушение должно быть рая. А не ада. Можно так жить, чтобы уже здесь на земле начинать правду Царства Небесного, правду Царства Божиего. В творчестве, любовью, трудом, семьёй, богослужением… Всеми вот такими светлыми, добрыми, хорошими вещами. И работать сердцем, сердцем работать в добрую сторону. Каждый день. Это будет светлая жизнь. Хорошая. И тогда ничего страшного не будет в том, что всё начнется только после смерти. Всё начнётся, но ты уже сейчас начинаешь. Сейчас, день за днем, если ты правильно живешь! Господь будет помогать тебе. Не скучать, а наоборот, утешаться каждый день! Сердцем питаться от Божией пищи! Это совсем другая жизнь. Когда есть и терпение, и мир, и доброта, и любовь, и вера. И всё это зависит от того, смирится человек или нет. Есть в нем это богоугодное смирение и сердце сокрушенное доброе или нет. Всё зависит от этого. Да, гордость дает некоторое утешение, такое кажущееся. Если вы увидите в жизни какое-то уродство, которое человек с яростью отстаивает, даже с каким-то куражом, - это точно имеет основанием гордость. Всё уродливое – оно от гордости. Этим утешением надо пренебречь, выкинуть его в помойку. Потому что это большой очень обман – всякое ощущение, что ты что-то из себя представляешь. Что ты что-то такое значишь. И не малое. А чувство собственной греховности и ничтожества – это целительная такая, плодородная почва. Для того, чтобы всё хорошее в твоей жизни произошло. Потому что дело не в нас, а в Боге. Чтобы мы не мешали Ему. Чтобы мы, да, вот с этим чувством собственного ничтожества, творили волю Божию. Когда ты-то сам ничтожный, но ты будешь ощущать величие Божие!.. И через это Божие величие ты сам начнешь являть это величие Божие. И вот тогда-то ты и станешь ВЕЛИКИМ. Не своим величием, а Божиим величием. Бо-жи-им! У нас нет никакого своего величия! Мы станем великими, если станем простыми – вот, прям, простыми - совсем простыми! И исполненными чувством собственного ничтожества. И вот тут-то величие и начнет прорастать. Понимаете, какая диалектика! Какая, вообще, мудрость! Это вот всё так и есть, как я говорю. Перестанешь мешаться сам себе, у себя под ногами, и станешь самим собой. Забудешь о себе – опять, станешь собой. Убедишься в своем ничтожестве – и станешь великим. Вот, жизнь, она вот и состоит из одних таких сплошных парадоксов. И если это поймешь, вся тягота уходит, всё становится просто, легко. И светло. Так что вина тяжелых состояний – на самом человеке. Сам человек виноват в своих тяжких состояниях, больше никто не виноват. Вон как всё просто! Смири себя, сокруши, да!.. И все проблемы уйдут.
из вечерней беседы с семьей 9.05.2021
http://proza.ru/2024/09/10/1639
http://stihi.ru/2022/10/26/5019