О заре в сапогах, испачканных кровью

Если вам нужен образ прошлого, настоящего или будущего, вообразите сапог, топчущий лицо человека ... "
Из несказанного Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом

Несказаницы.Что это? http://www.stihi.ru/2017/04/20/9716

***

Если вам нужен образ будущего, вообразите сапог, топчущий лицо человека — вечно. И помните, что это — навечно. Лицо для растаптывания всегда найдется. Всегда найдется еретик, враг общества, для того чтобы его снова и снова побеждали и унижали. Все, что вы перенесли с тех пор, как попали к нам в руки, — все это будет продолжаться, только хуже. Никогда не прекратятся шпионство, предательства, аресты, пытки, казни, исчезновения. Это будет мир террора — в такой же степени, как мир торжества. Чем могущественнее будет партия, тем она будет нетерпимее; чем слабее сопротивление, тем суровее деспотизм. Голдстейн и его ереси будут жить вечно. Каждый день, каждую минуту их будут громить, позорить, высмеивать, оплевывать — а они сохранятся. Эта драма, которую я с вами разыгрывал семь лет, будет разыгрываться снова и снова, и с каждым поколением — все изощреннее. У нас всегда найдется еретик — и будет здесь кричать от боли, сломленный и жалкий, а в конце, спасшись от себя, раскаявшись до глубины души, сам прижмется к нашим ногам. Вот какой мир мы построим, Уинстон. От победы к победе, за триумфом триумф и новый триумф: щекотать, щекотать, щекотать нерв власти. Вижу, вам становится понятно, какой это будет мир. Но в конце концов вы не просто поймете. Вы примете его, будете его приветствовать, станете его частью.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/quote/187209-1984-dzhordzh-oruell


***
Заря в сапогах
идеальная спецслужба
Александр Дугин

1.Дон Жуан из Провинции

Просматривая интернетовские дискуссии в "Гостевой книге" великолепного российского сайта LENIN: , я обнаружил странный постинг,подписанный неким "Дон Жуаном из Провинции”. Дискуссия между авангардными патриотами и занудными, прозрачно предсказуемыми "гайдароидами" велась относительно КГБ. Юные полуграмотные мондиалисты развивали привычный тезис: мол, "все патриоты - стукачи и сотрудники спецслужб". Им в ответ евразийцы выдвигали разнообразные (чаще всего насмешливые) контраргументы. Вот фрагмент реплики "Дон Жуана из Провинции" в этой дискуссии:
"О доносах. Люди, работающие в КГБ, доносы никогда не писали. Их писали люди творческие и другие виды информаторов. Каждый советский человек позднесоветского периода, имеющий отношение к мало-мальски серьезной деятельности, особенно гуманитарной, имел одного или нескольких кураторов. Эти кураторы собирали информацию (доносы), иногда помогали ведомым, иногда мешали. Это был социальный мастер-слэйв код. Такой игры избегали единицы... Расплата будет позже и всерьез. Положительные ценности Евразии будут утверждены в следующем акте. В этом акте (пока) будут вопли и смерть, наказание и пытки, вырванные языки и отрубленные ногти, вой и метель из глаз...На этот раз из Чечни придут (уже приходят) совершенно новые солдаты. Боже, как я ждал этого момента, когда кровь и боль, судороги и грязь разбудят сердце нашей ярости! Спецслужбы Евразии созидаются сейчас. Это новое континентальное КГБ. Мета-КГБ. Не знающее жалости, ироничное, в золотых перчатках, с сербской тоской, с малиновой искрой в глазах. На сей раз без ватных конвойных штанов. Такое, каким оно в страшных снах снилось саксофону Клинтона. Солярное трансцендентное КГБ. С кожаными крыльями древних летучих зверей. С биноклем и тростью, с ядовитым перстнем и заводной бомбой. КГБ...
Я уже видел их, они допрашивали моего приятеля. По пустяку. Но — это золотая заря. Заря в сапогах."

Сетевые либералы и прочие огрызки уходящей эпохи "внешнего управления" не замедлили, ужасаясь, укорить "Дон Жуана из Провинции" в том, что "он сам — сотрудник органов". Нелепое обвинение, ведь в интернете каждый выбирает профиль по своему усмотрению. Профессии, пристрастия, системы мировоззрений становятся фрагментами увлекательной игры в текст, которая тем интереснее, чем изысканней и богаче культура участников.
Это бывает нечасто. Проект :LENIN: именно таков. Поэтому вполне может оказаться, что кровожадный "Дон Жуан из Провинции" в real'е тихий свободолюбивый художник, а сетевые борцы за "права человека" — сотрудники правоохранительных органов с фашистскими симпатиями. Все может быть. Тема, однако, поднята серьезная…

2.Социальный рычаг патриотических реформ: поиск субъекта

Очевидно, что для реализации Евразийского Проекта необходим совершенно новый социальный рычаг. Перевод страны на рельсы патриотизма, сохранения (и укрепления) территориальной целостности и суверенного развития по собственному национальному пути требует новой касты, нового социального слоя. Такой активный элемент не может сформироваться ни в партийных структурах, ни в среде чиновничества, ни в бизнес-кругах. Здесь есть активные и жесткие люди, способные добиваться поставленных задач любыми средствами. Но это отдельные фигуры, а не массовое социальное явление. Партии взращивают клановые, сплошь и рядом истеричные кадры, пассионарность которых (если она имеется) уходит в лозунги, крики, в пар, в пустоту. Даже если партии исповедуют партиотизм, они всегда тяготеют к демагогии, а на практическом уровне их действия целиком зависят от чиновничества или бизнес кругов. В определенные моменты истории партии, действительно, становились мобилизующим социальным организмом, аппаратом прямого действия. В сегодняшней России это не так. Простая и нежизненная калька с западных обществ, существующая больше для проформы и основанная на принципах "общества спектакля". Самой успешной и популярной партией становится не та, которая наиболее последовательна и логична в мировоззрении, в политических диагнозах и поступках, но та, которая обладает более привлекательным успокаивающим и внушающим доверие "имиджем" для масс.

Чиновники имеют свои недостатки. Аппарат устроен так, что пассионарность в прямом смысле скорее мешает карьере, чем помогает. Чиновник небыстр, нерешителен, действует с оглядкой и неторопливо. Магия поста и чина действует сама по себе. В определенные периоды и в четко очерченных границах такой подход полезен. Это социальный центризм, он препятствует анархии, предотвращает сползание в хаос. Благодаря косности определенной части российских чиновников многие губительные начинания либералов были сорваны. Так что патриотические заслуги евразийского чиновничества в саботаже либеральных реформ не меньше заслуг оппозиционных антиреформаторских партий. Однако для фазы активного созидания этот класс абсолютно непригоден. Более того, до определенной степени, в природном стремлении сохранить “статус кво” он будет только мешать...

Наконец, бизнесмены. Это, действительно, новые пассионарии, успевающие продумать и сделать в сжатые сроки столько, сколько иные поколения и иные социальные пласты не способны в течение десятилетий. Но в большинстве своем ими движет чистая корысть, поиск индивидуальной наживы. В центре оказывается даже не клан, не группа, не "семья", а сугубо личный интерес. Такой подход начисто исключает служение высшему идеалу — государственности или Национальной Идее. Логика торговца следует за интересом, а не за идеалом. И сами по себе предприниматели остовом патриотического возрождения стать не могут. Скорее, в определенных вопросах они будут служить ему препятствием.

Остаются спецслужбы. Это — государственные люди, но отличающиеся от остальных государственных людей тем, что постоянно имеют дело с обратной стороной событий. Где царит более жесткая модель поведения, где многие правовые предпосылки отменены, где вещи видятся так, как они есть, а не так, как они представляются вовне, непосвященным.

Люди спецслужб сочетают в себе основные предпосылки для того, чтобы стать хребтом евразийского Возрождения. Они — чиновники, но более дисциплинированные и централизированные. Они — патриоты, потому что патриотизм профессионально воспитывался в них на ведомственном уровне, при профессиональной подготовке. Более того, постоянно имея дело с "врагом", они лучше других учатся делить всех на "наших" и "ненаших". А это деление, по мнению немецкого юриста Карла Шмитта, является главным условием адекватного политического самосознания (См. Карл Шмитт "Понятие Политического"). И наконец, многие сегодняшние представители спецслужб имеют опыт предпринимательской деятельности, так как на волне "либеральных" чисток многие из них (вынужденно или добровольно) были вброшены в коммерческий сектор.
Сегодня пора собирать камни. Восстанавливать структуры. Выходить на новый виток государственного строительства. КГБ, действительно, возвращается. Но каким оно должно быть на новом историческом этапе?

3. Континентальный КГБ и права евразийского человека

Главной целью "континентального КГБ" должна стать реализация Евразийского Проекта. Основные вектора его сегодня очевидны:

- противодействие американской гегемонии в планетарном масштабе во всех стратегических областях (включая экономику, политику, культуру, информатику и т.д.);

-воссоздание мощного евразийского суверенного Государства на основе Российской Федерации и стратегической интеграции стран-участниц СНГ;

- создание структуры экономических, военных и политических альянсов с другими великими державами Евразии (концепция Евразийского Военного Партнерства);

- мобилизационное развитие экономики России в рамках широкого "таможенного союза";

- политическая стабилизация России, переход к евразийской двухпартийности, маргинализация экстремизма в экономической, национальной и социальной сферах;

- реализация новой доктрины Национальной Безопасности и Оборонной Доктрины.

Очевидно, что осуществление такого плана потребует как легитимной, так и не совсем легитимной (и даже совсем не лигитимной) деятельности. Россия сейчас находится во все еще болезненной ситуации, когда агенты влияния геополитического противника имеют легальные основания для продолжения своей сомнительной деятельности, занимают высокие посты в Государстве, располагают мощной политической, информационной и финансовой поддержкой. Искоренить это только с помощью юридически стопроцентно авторизованных методов вряд ли удастся. Возрождение Государственности в критические периоды и связанные с этим нормативные модели не могут быть юридически описаны никакими кодексами. Это историческое решение, требующее невероятной мобилизации всех ресурсов, дикого напряжения сил, осуществления головокружительных авангардных действий.

Воля к такому повороту российской жизни сегодня, безусловно, есть. Она имеет воплощение и в исполнительной власти, и в политической структуре (дрейфующей в сторону гармоничной евразийской двухпартийности), в самой атмосфере общества, в логике экономических процессов, диктующих необходимость новой (пусть ограниченной) автаркии.

Но эта воля должна быть облечена в общность, в группу, в класс. Этим классом и должно стать возрожденное КГБ. Не ФСБ, не абстрактные "силовики", не соцветье специальных ведомств, отвечающих за узко специализированную область. Настоящий КГБ дивного континентального масштаба, призрак которого стращал Запад, его правительства, его народы когда-то…

Такого героического, макиавеллически всесильного, всезнающего и всемудрого КГБ, в реальности не существовало. По меньшей мере, катастрофа перестройки и либеральных реформ заставляет думать, что мы имели дело с блефом, с легендой, с мифом.
Но это значит, что КГБ — это дело будущего. Не для борьбы с бессильными кучками диссидентов и художников, не вписывающихся в жесткие нормы советской культуры, — для осуществления великой войны континентов нужна спецслужба нового типа, Тотальная Спецслужба, по ту сторону лживых мелко-гуманитарных химер.

Существует не одно человечество, а два. И у каждой половины — свои права и обязанности. Одна половина (меньшая), "пресловутый "золотой миллиард", противопоставила себя всем остальным. Она беззастенчиво насаждает свои представления о жизни и смысле, диктует свою хозяйственно-культурную волю,требует, чтобы все народы земли склонились перед идолом "нового мирового порядка" с дебильной физиономией американских подростков-дегенератов Бивиса и Батхэда.

У остального человечества свои права и свои цели. Они многомерны и различны. Но все солидарны (должны быть солидарны) в одном — в единодушном отрицании Pax Americana (мира по американски”).

Континентальное евразийское КГБ, солярное КГБ, должно быть инструментом этой второй половины человечества. Ведь никакого возрождения России, никакого реального суверенитета, никакой стратегической, культурной, политической, социальной и экономической независимости в американоцентричном мире России не видать. Идеологи "нового мирового порядка" — такие, как Збигнев Бжезинский — недвусмысленно дают понять, какой бы им хотелось видеть грядущую Россию: слабой, расчлененной, депопулизированной, покорной, зависимой и послушной. Идеал Бжезинского, который, между прочим, является одной из главных фигур на противоположном — атлантистском — полюсе спецслужб, несовместим с идеалом национального и государственного возрождения России.

Новый орден призывается на геополитическое служение. Во имя защиты прав евразийского человека...

И снова прав анонимный интернетовский "Дон Жуан из Провинции"… Солдаты и офицеры, приходящие из Чечни, никогда не станут прежними. Довоенными. Эрнст Юнгер сказал о войне, что "Она — наша мать".

Эта чеченская война — мать нового евразийского человека, нового россиянина. Преданный Государству и народу, разумный, дисциплинированный и ответственный в вопросах службы, страстный и жестокий в осуществлении поставленной цели пассионарий нового КГБ хочет увидеть свет.

Опираясь на лучшие традиции советских спецслужб, помня о гнетущем опыте унижения и скитаний по коммерческим структурам в темное либерал-демократическое безвременье, устремленная в великое будущее, евразийская спецслужба неизбежно будет чем-то совершенно новым — консервативным, с одной стороны, и революционным, с другой...

Это должно стать своего рода "новой опричниной". Особенно на первом и самом сложном этапе, когда предстоит сокрушить цитадель крепкой, засевшей в важнейших секторах нашего общества, агентуры влияния. Полномочия этому новому классу надо делегировать в тех же пропорциях, что во время ведения военных действий.

Война континентов продолжается. И у Правителя не будет иной альтернативы, кроме как решиться рано или поздно на этот шаг.

Date: 28-03-2000


***

Александр Бурьяк
Глобальный фашизм


       (По поводу статьи А. Дугина "Заря в сапогах".)

  Сначала о том, что такое фашизм и почему он не очень нужен.
Надо различать фашизм как идеологию, философию, манеру чувствова-
ния, и фашизм как политическую практику. Первое -- культ сильной
личности, избранности, борьбы, самопожертвования, власти. Второе
-- то, что получается, когда люди, более или менее искренне и
последовательно придерживающиеся этого культа, пробуют осчастли-
вить собой общество.
  Можно определить политический фашизм как тяготение к такой
организации общества, которую отличают в ярко выраженной форме
следующие признаки:
    жесткая иерархия;
    доминат государственного аппарата, подчиненное положение
      (а в пределе -- полное отсутствие) негосударственных
      образований в обществе;
    отсутствие у рядовых граждан возможности сколько-нибудь
      существенно влиять на правительство;
    мощная демагогическая пропаганда;
    навязывание всем единой идеологии;
    развитая система шпионажа за согражданами;
    репрессии против политических оппонентов;
    широкое использование внесудебного преследования;
    значительное имущественное и правовое неравенство граждан;
    настроенность властей решать внутренние и внешние проблемы
      насилием;
    сохранение рудиментов представительной власти, используемых
      для сокрытия сути "режима".

  Все мы хотя бы немного фашисты. Но мало кто способен удержаться
на своем "немного", когда окружающим хочется всё больше и больше.
Начинающийся фашизм, можно сказать, где-то даже и прекрасен --
если абстрагироваться от того, что вытворяют иногда "рыцари
дубинки и касторки". Но, не имея внутреннего тормоза, фашизм в
своей борьбе с деструкцией в обществе быстро проскакивает "точку
оптимума" и сам становится деструктивным.
  Все творческие апологеты фашизма (Юлиус Эвола и пр.) -- личнос-
ти, влюбленные в придуманный ими фашистский миф, на который
реальный фашизм похож не более, чем коммунистическая утопия Ивана
Ефремова ("Туманность Андромеды") -- на реальный  коммунизм с
советским лицом. Положительные достижения любого фашистского
режима -- это достижения его начального периода, полученные до
того как, сформировавшийся после "фашисткой революции" правящий
слой успел загнить. Дальше бывает в лучшем случае небольшое про-
движение вперед по инерции. Но даже и такие успехи выглядят впе-
чатляюще лишь при условии, что не будешь обращать внимания на
потери, которые за ними стоят. Если режим понемногу отстреливает
свою "верхушку" -- как это было при Сталине -- то имеет место
некоторое обновление руководящих кадров, и застойный период нес-
колько отодвигается. Если же отстрела не производят, деградация
наступает за несколько лет.
  Революционные фашистские режимы легко вырождаются в бюрократи-
ческие авторитаристские. Авторитаристские режимы вполне способны
мобилизовывать огромные человеческие ресурсы: на рытье какого-ни-
будь канала, на строительство какой-нибудь пирамиды, на какой-ни-
будь военный поход. Но они мало способны организовать выработку
сколько-нибудь сложного интеллектуального продукта -- поскольку
такой продукт предполагает свободу творчества и борьбу идей.
Поэтому даже масштабные проекты, которые авторитаристским режимам
под силу, реализуются с довольно низкой эффективностью.
  СССР -- недавний и яркий пример того, что случается с общест-
вом, которое оказывается целиком в руках бюрократии. Начиная с
1960-х, СССР двигался, можно сказать, в основном по инерции за
счет сталинских достижений. Всё сделанное за это время ничтожно
по сравнению  с тем, что могло бы быть сделано, если бы не
засилие загнившего партийно-государственного аппарата.
  Фашист-авторитарист успешно получается не только из фашиста-
революционера, но и из чиновника, пришедшего во власть с либе-
ральными лозунгами, но не удосужившегося обеспечить формирование
реальных противовесов себе в государстве и обществе.
  Из ортодоксальной фашистской идеологии авторитарист оставляет
себе только две вещи: иерархию и насилие. Героическим от него и
не пахнет: скорее, это уже антигерой, жертвующий другими ради
своей блажи. Нет у него и трогательного отношения к собственным
врагам: он стремится их попросту уничтожить -- вместо того, чтобы
по-фашистски любить и беречь за то, что они не дают расслабляться
и загнивать и что у них можно что-то заимствовать. И даже можно
что-то в себе оправдывать их существованием. А еще ведь, имея
врагов, можно приятно рисковать, переживать радость борьбы и упо-
ение победами. А смерть врага означает перемещение упомянутых
выгод в область воспоминаний. Она также означает риск появления
новых врагов: еще не изученных, а возможно, и слишком опасных.
Конечно, бывают случаи, когда врагов все-таки выгоднее уничто-
жать, но, по-видимому, эти случаи довольно редкие. Но авторита-
ристу всё это чуждо. Он понимает только эстетику иерархической
пирамиды -- и понемногу достраивает эту свою пирамиду, уничтожая
всё, что не может быть в неё включено.
  Причастность к власти настолько возбуждает некоторых людей, что
их возбуждение компенсирует им все связанные с такой причастнос-
тью издержки. Конечно, мы имеем в таких случаях дело с воспетой
Фридрихом Ницше "волей к власти". Правда, собственной власти у
большинства этих людей оказывается немного, но зато они получают
возможность переживать предвкушение власти и свою реальную
косвенную причастность к ней.
  Одинокая "воля к власти" -- рядом с которой не стоят ни состра-
дание, ни чувство справедливости, и за которой нет никакой четкой
программы преодоления общественных пороков, привнесения в общест-
во чего-то очень нужного и не слишком спорного -- это "воля к
власти" патологическая, социально-вредная. Если люди с одинокой
"волей к власти" оседлывают какую-нибудь в принципе здравую идею,
то можно считать, что этой идее сильно не повезло: в связи с нею
уже не случится почти ничего, кроме насилия, злоупотреблений и её
же дискредитации.
  Причина авторитаризации обществ состоит в том, что у всякого
человека, приобретающего власть, появляется мощный соблазн широ-
кого использования насилия. В самом деле, чем утруждать себя
спорами с оппонентами, стараться не давать поводов для критики,
делиться с кем-то благами и быть вечно озабоченным укреплением
своей коалиции, легче (гораздо легче!) затыкать оппонентам рты, а
самых упрямых своих противников и вовсе ликвидировать. На первых
порах это местами дает большой положительный эффект -- за счет
экономии усилий. Но что случается потом, через несколько лет
(в лучшем случае через несколько десятков лет)? Во-первых, прене-
брежение интересами других людей становится все более и более
привычным, а это вызывает всеобщее озлобление. Во-вторых, в зна-
чительной степени утрачивается способность адекватно воспринимать
реальность и вырабатывать сложные решения. В-третьих, в отсутст-
вие необходимости опасаться массового неодобрения значительно
усиливаются некоторые пороки, а именно тяга к роскоши и тщесла-
вие. Первое ведет к пустой трате ресурсов, второе -- к культу
личности. В результате наступает деградация: вождей, правящего
слоя, общества. Далее случается кризис, революция, гражданская
война, интервенция, оккупация, распад страны, вымирание населе-
ния, в лучшем случае -- приход к власти сверхлиберальных лидеров,
которые сначала повергнут общество в другую крайность, а потом
уступят место авторитаристам следующей волны.
  Конечно, в обществе должны быть иерархия, порядок, шпионаж,
ограничения свободы слова, но в разумных пределах. Обстоятельства
могут требовать некоторого временного изменения этих пределов в
ту или иную сторону -- но изменения в интересах общества, а не в
интересах правящей касты, которая не способна обеспечить обществу
благополучие, но хочет удержать власть любыми способами.


Фашизм в России.

  Надо различать либералов по инстинкту и либералов по тактичес-
кому выбору. По-видимому, очень многие из либералов являются
либералами лишь потому, что в свое время в политике им довелось
попасть именно в либеральную "экологическую нишу", а не в какую-
нибудь другую. Подвернись им карьера в перспективной коммунисти-
ческой или фашистской партии -- они не преминули бы за нее
ухватиться.
  Неразборчивость такого рода сильно облегчается тем, что между
либерализмом и фашизмом нет никакой непреодолимой противополож-
ности. Экономический, сексуальный, "развлеченческий" либерализм
может вполне уживаться с политическими репрессиями. Поэтому
вполне живучим оказывается фашистский режим, использующий
либеральную демагогию и жестко преследующий тех, кто не одобряет
утвержденной государством версии либерализма.
  Ползучая фашизация либерального государства -- без больших
потрясений, путём постепенного расширения власти бюрократии -- не
есть нечто маловероятное. Ограничения гражданских прав будоражат
народ, если обрушиваются на него внезапно. Если же "закручивать
гайки" постепенно (в течение лет пяти-пятнадцати), то можно обой-
тись без эксцессов. Когда достигнутый уровень огосударствления
и репрессий становится привычным, для перехода к следующему не
оказывается больших препятствий  -- ни моральных, ни политичес-
ких, ни каких-то еще.

                *  *  *

  Люди ходят во власть большими косяками. Иные способы занятия
важных должностей обычно оказываются значительно менее эффектив-
ными. У всякого косяка есть вожди, идеологи, спонсоры, "серые
кардиналы", борзописцы, "мальчики на побегушках" и т. д. Косяк
может иметь в своей основе партию, несколько партий, партийную
фракцию, племя, землячество, профессию или что-то еще. Косяки
бывают разного масштаба: региональные, национальные, междуна-
родные. Бывают более сплоченные, бывают менее сплоченные. Во
всякий момент какие-то косяки эксплуатируют власть, какие-то
уже штурмуют ее, какие-то еще только пробуют сформироваться.
  Всякий сформировавшийся большой косяк страшен своей обезличен-
ностью и своей инерционностью. Но самое страшное начинается,
когда косяк идет на косяк: начинается гражданская война.
  В России началось схождение в новый большой косяк. Отбор в него
ведется по единственному признаку: преобладающему стремлению
участвовать во власти. Идеология вторична: выбирается та, которая
в текущий период представляется самой "проходной". В конце 1980-х
сбивались в революционно-либеральный косяк, теперь -- в бюрокра-
тическо-фашистский под видом патриотического.
  Мистическая струя в идеологии нового косяка обеспечивается
неким А. Дугиным -- автором плодовитым, мутным, местами очень
зажигательным и уже довольно сильно "раскрученным". Из Дугина
("Заря в сапогах" / "Континентальный КГБ и права евразийского
человека"):
  "Главной целью 'континентального КГБ' должна стать реализация
Евразийского Проекта. Основные вектора его сегодня очевидны:
- противодействие американской гегемонии в планетарном масштабе
  во всех стратегических областях (включая экономику, политику,
  культуру, информатику и т. д.);
- воссоздание мощного евразийского суверенного Государства на
  основе Российской Федерации и стратегической интеграции
  стран-участниц СНГ;
- создание структуры экономических, военных и политических
  альянсов с другими великими державами Евразии (концепция
  Евразийского Военного Партнерства);
- мобилизационное развитие экономики России в рамках широкого
  'таможенного союза';
- политическая стабилизация России, переход к евразийской
  двухпартийности, маргинализация экстремизма в экономической,
  национальной и социальной сферах;
- реализация новой доктрины Национальной Безопасности и Оборонной            
  Доктрины."

  Ну, до сих пор чаще были не "основные вектора", а "основные
векторы", но это ничтожная мелочь (к тому же, наверное, спорная),
которая может случиться со всяким. А соль приведенных тезисов в
том, что в них не просматривается никаких выводов из позорного
прошлого. Нет никакого нового понимания. По сути -- всего лишь
предложение сбиться в косяк и попробовать еще раз подмять под
себя Россию, некоторые близлежащие страны и чуть в меньшей
степени -- половину остального мира. Торопитесь записываться в
косяк. В самом деле, зачем мудрствовать, если "жизнь -- борьба"?
Всего-то и надо, что сплотиться и действовать порешительнее и
понаглее. И не церемониться. И лучше атаковать первыми, в темноте
и сзади. И без пощады. Реализуй свою жизненную силу, дай волю
своей "воле к власти". Греби под себя, сколько сможешь, а
историки тебя оправдают. А что общая дырявая лодка человечества
уже очень сильно раскачивается, так это еще как посмотреть. На
наш этап борьбы ее, наверное, хватит.
  А может, новое и существенное запрятано в "доктрине Националь-
ной Безопасности" и "Оборонной Доктрине"? Или еще дальше? Ведь
неспроста, наверное, автор так уверенно излучает исторический
оптимизм. Может, и запрятано, но, скорее всего, нет, так как мы
имеем дело с "традиционистом".
  Поскольку вся эта торжественная идеологическая галиматья под-
носится в очень качественном оформлении, то надо думать, что
сплочение косяка уже зашло достаточно далеко, чтобы под такого
рода пропаганду кто-то стал выделять деньги. Один такой миф спо-
собен нейтрализовывать патриотов на десяток лет.
  Я думаю, обвинениями типа "так ты ж фашист!" писателя Дугина
не заденешь. Он знает, кто он. И он будет только самодовольно
улыбаться. За ту неконкретную муть, которую гонит с важным видом
этот салонный позер, привлечь его к ответственности не удастся.
В сущности, фашизм как идеология довольно уязвим для критики
(конечно, только тогда, когда фашисты пробуют высказывать что-то
конкретное, а не мутить). Но если идет постепенная фашизация
массового сознания параллельно с фашизацией социальной практики,
то с рациональной критикой фашизма уже никуда не сунешься.


Фашизм в США.
 
  С сайта новостей lenta.ru [25.11.2002]:
  "БУШ ПОДПИСАЛ ЗАКОНОПРОЕКТ О МИНИСТЕРСТВЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ. Президент США Джордж Буш в понедельник подписал
закон о создании нового Министерства национальной безопасности.
"Сегодня мы сделали исторический шаг в деле укрепления обороны
Соединенных Штатов и защиты граждан нашей страны от опасностей,
которые несет с собой новая эра", -- сказал Джордж Буш. Главой
министерства американский президент назначил Тома Риджа, его
заместителем стал руководитель ВМС США Гордон Ингланд. В
структуру нового министерства войдут 22 уже существующих
федеральных ведомства, в том числе секретные службы, береговая
охрана, таможенные органы."
  Ближайшие аналоги такого  Министерства национальной безопас-
ности:
1) Главное управление имперской безопасности (РСХА) в Третьем
   Рейхе;
2) Министерство государственной безопасности (МГБ) -- в СССР.

  Кстати, вспоминается, с каким упоением в 1991-м году русские
придурки делили КГБ на ФСБ, СВР и т. п.!

  Подумать только, всего какой-нибудь год назад я имел возмож-
ность писать:
  "Некоторые полезные вещи можно заимствовать в государственном и
общественном устройстве США. Принципом американского государства
является обеспечение противовесов. Президенту противостоит
конгресс, федеральной власти -- власть штатов, полиции штатов --
Федеральное бюро расследований, Центральному разведывательному
управлению  -- Агентство национальной безопасности, школьной
администрации -- попечительский совет. И т. д. Противостоящие
учреждения помогают друг другу выявлять недостатки в работе:
не слишком погрязать в коррупции, бюрократизме, перетягивании на
себя одеяла. Если над ними и создаются общие органы управления,
то лишь с координационными функциями. Государству в целом
противостоит "частный сектор", а им обоим -- совокупность
общественных организаций. Благодаря использованию противовесов
Соединенные Штаты за более чем 200 лет своего существования
не имели ни одной революции, пережили всего одну гражданскую
войну и ни разу не поменяли конституции. При всех недостатках
американского общества его принцип противовесов представляется
здравым и доказавшим свою эффективность. Если фашизм понимать
как тяготение к иерархии, то США -- очень антифашистское
общество. (Для США было бы очень неплохо, если бы в дополнение к
противовесам, существующим внутри страны, существовали и внешние
противовесы стране как целому. Когда-то таким противовесом был
СССР. После исчезновения СССР Соединенные Штаты лишились
сдерживающего фактора и стали легче идти на внешнеполитические
акции, имеющие сомнительную полезность даже для самих США.)"
  Зачем понадобилось Бушу Это Министерство национальной безопас-
ности? Неужели только для пропаганды? Но была же какая-то корди-
нация в деятельности спецслужб и до сих пор. Ведь еще совсем
недавно можно было говорить примерно так:
  "Разведывательное бюро США -- учреждение, через которое ЦРУ
осуществляет координацию деятельности 'разведывательного сооб-
щества' -- совокупности учреждений правительства США (или их
подразделений), занимающихся специальной деятельностью. В
"разведывательное сообщество" входят:
    Центральное разведывательное управление (ЦРУ);
    Агентство национальной безопасности (АНБ);
    Разведывательные службы армии, ВМС, ВМФ, Корпуса морской
      пехоты;
    Федеральное бюро расследований (ФБР);
    Государственный департамент;
    Министерство финансов;
    Министерство энергетики и др."

  Еще один показательный факт (с сайта lenta.ru, 15.12.2002):
  "ЦРУ ПОЛУЧИЛО ЛИЦЕНЗИЮ НА УБИЙСТВО ТЕРРОРИСТОВ. ЦРУ получило
полномочия на убийства лиц, рассматриваемых в качестве "лидеров
террористов", сообщает Reuters. Список таких лиц уже рассмотрен
и утвержден Белым домом. Убийства будут совершаться в случаях,
'когда в захвате нет необходимости, а потери среди гражданского
населения могут быть минимизированы', -- сообщил один из предста-
вителей разведки США. Джордж Буш препятствовать физическому
устранению террористов не намерен. Согласно президентскому реше-
нию, активисты 'Аль-Каеды' являются врагами и законными целями
для силовых ведомств. В подготовленный ЦРУ список, помимо Осамы
бин Ладена и Амана Аль-Завахири вошли еще около 25 человек,
которых представители разведки назвали 'худшими из худших'."
  "Президент США издал письменное распоряжение, позволяющее ЦРУ
выслеживать и убивать террористов без дополнительных санкций со
стороны властей. Создание секретного списка является частью
усилий спецслужб, направленных на уничтожение террористов за
пределами традиционных полей сражений, например, в таких странах,
как Йемен."

 
Фашизм в Западной Европе.

  "Белорусская деловая газета" (17.06.2002.):
  "НОВОСТИ. УСИЛЕНИЕ СПЕЦСЛУЖБ. Как сообщило английское издание
The Observer, на закрытой встрече представителей европейских
полиций, разведок, таможен и акцизных управлений в апреле
текущего года в Гааге, подготовлен документ "Совещание экспертов
по киберпреступности: сохранение информации", принятие которого
позволит получать доступ ко всем e-mail-сообщениям, распечаткам
телефонных разговоров, содержимому сайтов и статистике посещения
интернет-ресурсов гражданами ЕС. Телефонные номера, набранные
абонентом, место, откуда произведен звонок, и личные данные
человека, оплатившего разговор, - все это должно будет
сохраняться. Компании, занимающиеся хостингом сайтов, будут
обязаны копировать пароли пользователей, фиксировать, какие сайты
они посещают, и сохранять данные о тех ресурсах, на которых для
подписки требуются данные о кредитной карте или какие-либо
банковские реквизиты. При обработке e-mail-сообщений будет
фиксироваться отправитель письма, адресат, содержание послания и
точное время его отправки. Все это подается, конечно же, под
соусом борьбы с терроризмом, но защитники гражданских прав
серьезно обеспокоены. Главный эксперт по защите информации и
директор Фонда исследований информационной политики Ян Браун
заявил: 'Типично, что столь значительное изменение в контроле над
частной информацией вырабатывалось в секрете. Похоже, что для
введения новых правил Британия надавила на остальных членов ЕС. В
99% случаев они будут применяться как надо. Но как насчет 1%?'."
  No comments.


Выводы.

  Фашизм наступает глобально: разросшиеся национальные бюрокра-
тии, разросшаяся международная бюрократия под предлогом защиты
населения от "глобального терроризма" (иначе говоря, от продукта
их собственной деструктивной деятельности) без большого шума
ликвидируют разные противовесы, свободы и права, препятствовав-
шие установлению тотального бюрократического контроля над
обществом.
  Конечно, во всякий момент в обществе можно выявить тенденции
очень разные, в том числе противоположно направленные. Некоторые
из них вполне развитые, некоторые едва просматриваются и, может
быть, не разовьются никогда. Но само собой ничего не случается:
все тенденции определяются мнениями, влечениями, высказываниями,
действиями людей. Каждый имеет возможность хотя бы немного
повлиять на мир. Каждый хотя бы немного ответственен за то, что
происходит, и в несколько большей степени -- за то, что будет
происходить. Бывает довольно легко остановить тенденцию, когда
она только "набирает обороты". И оказывается невозможно что-либо
сделать с ней, когда она уже преодолела "критическую точку" и
"пошла в разнос", как двигатель, у которого испортился регулятор
скорости. Сегодня у нас пока еще есть возможность остановить
глобальное наступление "практического" фашизма -- авторитарной
бюрократии.
  Опасность огромна. Способность к самосдерживанию не является
добродетелью большинства -- и она ещё менее распространена среди
одержимых "волей к власти", а ведь их хватает во всяком обществе.
Обычно они сбиваются в кучки, но это еще не очень опасно. Требу-
ющая решительного противодействия угроза возникает тогда, когда
кучки выстраиваются в большой косяк. А выстроиться в большой
косяк этим людям совсем не сложно: они понимают друг друга с
полуслова и не тратят времени на обсуждение идеологических
тонкостей, деталей своей программы и тем более -- моральных
проблем.
  По большому счёту, они ничему не учатся. Их альфа и омега:
жизнь -- борьба. Преимущественно борьба за власть. В этом они
неутомимы, принципиальны, а иногда даже талантливы. Их идеология
разрешает им делать с тобой ВСЁ. Сама природа якобы дала им на
это право. Для укрепления своей власти они будут убивать и тайно,
и явно. Без тени сомнения. Под очень правильными предлогами. На
большее они не способны. На большее способны другие -- те, с кем
ЭТИ никогда по своей воле делиться властью не будут, потому что
рискуют быть выброшенными за ненадобностью.
  "Заря в сапогах" может быть только кровавая -- и сменяющаяся



***
Мейерхольд, Всеволод Эмильевич
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Имя при рождении Карл Казимир Теодор Мейерхольд
Псевдонимы Доктор Дапертутто[источник не указан 1059 дней]
Дата рождения 28 января (9 февраля) 1874[1][2]
Место рождения
Пенза, Российская империя[4]
Дата смерти 2 февраля 1940[2][3][…] (66 лет)
Место смерти
Москва, СССР[2][1]
Гражданство
 Российская империя
 РСФСР
 СССР
Профессия
театральный режиссёр, актёр
Театр Московский Художественный театр
Награды Народный артист РСФСР— 1923
IMDb ID 0583462
Логотип Викитеки Произведения в Викитеке
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Мейерхольд за чтением «Чайки» Антона Чехова в Царском селе, 1898 год
Все;волод Эми;льевич Мейерхо;льд (при рождении Карл Казимир Теодор Майерхольд; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold, впоследствии Мейерхольд-Райх; 28 января [9 февраля] 1874[1][2], Пенза[4] — 2 февраля 1940[2][3][…], Москва[2][1]) — русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист Республики (1923).

Биография

Здание 2-й мужской гимназии в Пензе, которую окончил Мейерхольд
Карл Казимир Теодор Мейерхольд был восьмым ребёнком в лютеранской семье винозаводчика Эмилия Фёдоровича Мейерхольда (ум. 1892) из рода Мейерхольд фон Риттерхольм[5][6], и его жены, балтийской немки Альвины Даниловны (урождённой Неезе).[7]

В 1895 году окончил Пензенскую 2-ю мужскую гимназию, в которой позже учился актёр немого кино Иван Мозжухин (здание гимназии по ул. Володарского, 5 сохранилось, сейчас в памятнике истории и культуры федерального значения располагается управление образования Пензы).

После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году, по достижении совершеннолетия (21), принял православие и изменил имя на Всеволод — в честь любимого писателя Всеволода Гаршина[8].

В 1896 году перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко.

В Художественном театре
В 1898 году окончил училище и вместе с другими выпускниками, в том числе Ольгой Книппер и Иваном Москвиным, вступил в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра. В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 (26) октября 1898 года открылся театр, играл Василия Шуйского.

В постановке чеховской «Чайки» Мейерхольд играл Треплева, а в 1901 году стал первым на русской сцене исполнителем роли Тузенбаха в «Трёх сёстрах». Среди ролей, сыгранных на сцене Художественного театра — принц Арагонский в «Венецианском купце» Шекспира (1898), Иоанн Грозный в трагедии А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», Иоганнес в «Одиноких» Гауптмана.

После МХТ
В 1902 году с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вместе с Александром Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название «Новая драма (Товарищество новой драмы)»[9].

В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей, гастрольные выступления проходили на подмостках Тбилиси, Севастополя, Николаева.

В мае 1905 года Константин Станиславский предложил Мейерхольду подготовить спектакли «Смерть Тентажиля» Мориса Метерлинка, «Комедия любви» Генрика Ибсена и «Шлюк и Яу» Герхарта Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть на Поварской улице в Москве[10].

Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение[11]. Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счёл возможным выпускать их на публику[12].

Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу»[13]. В октябре 1905 года Студию закрыли, Мейерхольд вернулся в провинцию[12].

В 1906 году Вера Комиссаржевская пригласила его в Петербург — стать главным режиссёром её Драматического театра на Офицерской улице. За сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, в том числе: «Гедду Габлер» Генрика Ибсена, «Сестру Беатрису» Мориса Метерлинка, «Жизнь человека» Леонида Андреева.

В 1907 году ставит «Балаганчик» Александра Блока, идёт от текста. Спектакль стал началом «театра условности» в России. Сотрудничество с Комиссаржевской оказалось кратким. При Мейерхольде в театр перестали ходить, труппа оказалась на грани разорения. Вера Фёдоровна уволила Всеволода Эмильевича. Оскорбившись, он дважды подавал в суд, однако его претензии сочли необоснованными[14].


Режиссёр Императорских театров
В 1912 году в Териоках Мейерхольд поставил спектакль по пьесе испанского драматурга XVII века Кальдерона «Поклонение кресту» (двумя годами ранее он ставил эту пьесу на «Башне» у Вяч. Иванова с В. Шварсалон в роли Эусебио). Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. В имении писательницы Марии Крестовской в Молодёжном (фин. Mets;kyl;) нашли прекрасный сад: от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница — сценическая площадка.

Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения». Затею не воплотили по техническим причинам, спектакль поставили в помещении. Но с тех пор идея театра на открытом воздухе («походного театра») занимала Мейерхольда[15][нет в источнике].

Императорские театры

В Александринском театре Мейерхольд поставил пьесы «У царских врат» Кнута Гамсуна (1908), «Шут Тантрис» Эрнста Харта, «Дон Жуан» Мольера (1910), «На полпути» Артура Пинеро (1914), «Зелёное кольцо» Зинаиды Гиппиус, «Стойкий принц» Кальдерона (1915), «Гроза» Островского (1916), «Маскарад» Лермонтова (1917). В 1911 году поставил в Мариинском театре оперу Глюка «Орфей и Эвридика» (художник — А. Я. Головин, балетмейстер — М. М. Фокин).

После революции

Б. Григорьев. Портрет В. Мейерхольда, 1916

Мейерхольд с радостью принял революцию и в 1918 году вступил в РКП(б).

Поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» Маяковского (1918 год). В марте 1918 года в кафе «Красный петух», открытом в бывшем Пассаже Сан-Галли, поставил пьесу Блока «Незнакомка»[16][17].

С мая 1919 по август 1920 года жил в Крыму и на Кавказе. Пережил несколько смен власти, его арестовывала белая контрразведка.

Заведовал Театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса по приглашению наркома просвещения Луначарского (сентябрь 1920 — февраль 1921).

В 1920 году начал активно вводить в театр программу «Театральный Октябрь». Вводит на Курсах мастерства сценических постановок преподавание биомеханики как теории движений, и в 1921 году использует этот термин для занятий сцендвижением[18]. В 1921 году поставил вторую редакцию Мистерии-Буфф в Москве.

ГосТиМ

Портрет Мейерхольда кисти Александра Головина
Основная статья: Государственный театр имени Вс. Мейерхольда
Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТиМ) создали в Москве в 1920. Первоначальное название — Театр РСФСР-I, с 1922 — Театр Актёра и Театр ГИТИСа[19], с 1923 — Театр им. Мейерхольда (ТиМ); в 1926 театру присвоили статус государственного[20].

Параллельно Мейерхольд руководит Театром Революции (1922—1924).

В 1928 году ГосТиМ едва не закрыт: режиссёра заподозрили в измене. Отправившись с женой за рубеж для лечения и переговоров о гастролях, Мейерхольд задержался во Франции. В тот же период из зарубежных поездок не вернулись Михаил Чехов, возглавлявший МХАТ 2-й, и руководитель ГОСЕТа Алексей Грановский. Мейерхольда заподозрили в желании остаться[21]. Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр[21].

В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом. Михаил Чехов встречался с Мейерхольдом в Берлине, вспоминал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, об его страшном конце, если он вернётся в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так (точных слов я не помню): с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? — он ответил: из честности»[22].

В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Зинаида Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда, его обвиняли в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо, где упрекнула его, что он не разбирается в искусстве.

В апреле 1935 года вместе с супругой получил (наряду с Немировичем-Данченко и Александром Таировым) личное приглашение на Весенний фестиваль в Спасо-хаусе — роскошный приём в резиденции американского посла в Москве. Среди гостей были также наиболее крупные представители партийной, государственной и военной элиты СССР[23].

8 января 1938 года театр закрыли. Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра имени Вс. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года[24].

В мае 1938 года Константин Станиславский предложил безработному Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им оперном театре. После смерти Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой «Риголетто».

Мейерхольд высоко ценил дарование композитора Сергея Прокофьева, неоднократно пытался поставить оперу «Игрок», балет «Стальной скок», однако желание режиссёра не было осуществлено, как и в случае с оперой «Семён Котко».

Арест и расстрел

Фотография НКВД после ареста

20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД. Вскоре (15 июля) она была убита неустановленными лицами.

После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. В январе 1940 года Мейерхольд писал Молотову:

…Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам […] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток…


Предписание В. В. Ульриха о расстреле осуждённых. В списке Я. О. Боярский, М. Е. Кольцов, В. Э. Мейерхольд и другие

Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года. Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение.

О месте захоронения Мейерхольда пишет журнал «Театрал»: «Внучка Мейерхольда Мария Валентей ещё в 1956 году добилась его политической реабилитации. Но не зная тогда, как и когда погиб её дед, установила на могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище общий памятник. Ей, актрисе и возлюбленной жене, и ему. На памятнике выгравирован портрет Мейерхольда и надпись: „Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду и Зинаиде Николаевне Райх“».

В 1987 году ей стало известно и подлинное место захоронения Мейерхольда: «Общая могила № 1. Захоронение невостребованных прахов с 1930—1942» на Новом Донском кладбище. По решению Политбюро от 17 января 1940 года № II 11/208, подписанному лично Сталиным, тогда расстреляли 346 человек. Их тела кремировали, и прах, ссыпанный в общую могилу, смешан с прахом других убитых.

В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.


***
Булат Окуджава
Песенка о солдатских сапогах

Вы слышите: грохочут сапоги,
и птицы ошалелые летят,
и женщины глядят из — под руки?
Вы поняли, куда они глядят?
Вы слышите: грохочет барабан?
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней…
Уходит взвод в туман — туман — туман…
А прошлое ясней-ясней-ясней.
А где же наше мужество, солдат,
когда мы возвращаемся назад?
Его, наверно, женщины крадут
и, как птенца, за пазуху кладут.
А где же наши женщины, дружок,
когда вступаем мы на свой порог?
Они встречают нас и вводят в дом,
но в нашем доме пахнет воровством.
А мы рукой на прошлое: вранье!
А мы с надеждой в будущее: свет!
А по полям жиреет воронье,
а по пятам война грохочет вслед.
И снова переулком — сапоги,
и птицы ошалелые летят,
и женщины глядят из — под руки…
В затылки наши круглые глядят.


Рецензии