Более или менее известная история
Уже отмечалось, что в 1687 году на левом берегу реки Иня чатскими татарами был основан Тогучин ясачный или Тогучин II. Следовательно, Тогучин I в это время уже существовал.
Вместе с тем, в научной работе профессора Уманского В.П.* достоверно и убедительно, на основе архивных документов доказано, что до начала последнего десятилетия XVII в., до момента, когда северная граница Телеутских владений была отодвинута с р. Ини на р. Бердь, на территории контролируемой враждебно настроенными к русским телеутами, не могло появиться ни одно русское селение. Редкие охотники: русские, чаты, телеуты принявшие русское подданство (выезжие телеуты), заходившие на промысел в междуречье Ини и Берди, именуемое «Таволган» рисковали своей жизнью или пожизненным пленом.
Однако документально подтверждено, что в конце XVII века на современной территории Тогучинского района были основаны 3 населенных пункта: деревня Изылинская (Большая), основана в 1691 году служилыми людьми на р. Изылы; д. Калтырак, основанная в 1691 году пешим казаком Михаилом Кузнецовым и казачьим сыном Степа-ном Гутовым на р. Калтырак; д. Гутова, попавшая на карты С.У. Ремезова, основанная в среднем течении р. Ини, на ее правом берегу казачьим сыном Яковом Гутовым была.
Других русских населенных пунктов, основанных до начала XVIII на современной территории Новосибирской области в архивных документах и научных работах историков не упоминается.
Оставим разрешение этого спора будущим исследователям, а пока поговорим о тех событиях, которые, всё-таки, нашли своё отражение в архивах.
И, в первую очередь, это ревизские сказки – документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII – XIX веках. Уже в первой ревизии, проводившейся в 1718 – 1724 годах, упоминается деревня Тогучинская.
Анализируя результаты последующих ревизий, можно сделать неутешительный вывод: прирост населения был весьма скромным. Причина этого кроется вовсе не в тяжёлых условиях жизни (хотя, были они далеко не тепличными). С конца 17 века были открыты Салаирские прииски. В 1747 г началась приписка южной части Томского уезда к Алтайским заводам, которые перешли в ведение царского кабинета. К 1761 г. все населенные пункты Томского уезда были приписаны к Алтайским заводам. Поселения района, образовавшиеся к этому времени, были приписаны для обязательных работ к Салаиру, находившемуся в 90 км от Тогучина по реке Иня. Население приписных сел исполняло заводские повинности: выжигали древесный уголь, вывозили руду, поставляли рекрутов для рудников и приисков.
Отток населения на юг, имевший место до последней четверти XVIII в., замедлил рост крестьянского населения деревень, в том числе и Кайлинской волости, к которой тогда относился Тогучин. Крестьянское население волостей, расположенных на большом расстоянии от Алтайских заводов находилось в более худших условиях по сравнению с населением деревень, расположенных ближе к заводам. Для выполнения работ: заготовки древесного угля и дров, ремонта и прокладки дорог, опалки лесов и т.д., крестьяне должны были добираться самостоятельно, иногда пешком, затрачивая на дорогу до заводов и обратно домой до полутора месяцев, не считая времени пребывания на заводах. Приписным крестьянам отдаленных от заводов деревень оставалось мало времени на ведение своего личного хозяйства, которое приходило в упадок, а иногда и полностью разорялось.
О бедственном положении крестьянских хозяйств северных волостей горного округа, приписанных к заводам, сообщается и в записке генерал-адъютанта Н.Н. Анненкова, обследовавшего в 1851 г Алтайский горный округ, в которой он сообщал, что селения северных волостей, за немногими исключениями, представляют вид скудный, а некоторые и бедный: «дома малы, непокрыты, дурно огорожены, одежда ветхая, нередко изорванная». Крестьяне приписных деревень привлекались так же к обустройству почтовых и земских трактов, проходивших по территории волостей, приписанных к заводам».
В результате изложенных выше обстоятельств некоторые малодворные деревни к середине XIX века прекратили свое существование окончательно либо временно. Даже в некоторых крупных по меркам XVIII века старожильческих деревнях количество дворов сократилось.
Крестьяне сокращение дворов в своих деревнях объясняли тем, что «народ на перевод пошел» – постепенно вырождались целые фамилии.
В конце XVIII века через территорию будущего Тогучинского района был проложен Томско-Барнаульский почтовый тракт.
Кузнецкий уезд совместно с Алтайской горной конторой отправили в 1760 году изыскателей, которые стали искать ближайшую дорогу для тракта Томск-Барнаул. Они к 1769 году наметили тракт. Расстояние от Томска до Барнаула 410 вёрст. По этой дороге запланировали поселения через 20-30 вёрст, так как, например, новобранцы в сутки могут пройти 25-30 вёрст с грузом в полтора пуда (22 кг). Тракт окончательно приняли в 1784 году. В это время пошёл слух, что сама императрица Екатерина посетит свои владения на Алтае и этот тракт в её честь назвали Екатерининским. Но она не приехала.
Любой человек имел право участвовать в аукционе на право в течение года владеть ямщицким станом. Он должен был иметь шесть пар лошадей для государевой почты и государевых перевозок и неограниченное количество лошадей для других нужд. В конкурсе участвовало по несколько человек с 12 по 29 декабря ежегодно. Победитель конкурса должен был нанимать ямщиков, отвечать за содержание стана, за провизию, воду, дрова, корм для лошадей и т. д. Чтобы купить стан, этот человек отдавал 260-300 рублей. Из этих денег платил и ямщицкому писарю, который был обязательно на каждом стане. Он вёл учёт, записывал всех проезжающих через этот станец. Каждый стан делал ежегодный отчёт.
Каждая деревня выбирала смотрителя дорог. Чаще всего это был разночинец. Он должен был полностью обустраивать гати, после паводка обновлять мосты, верстовые столбы, соблюдать ширину дорог и обрабатывать обочины. Самая узкая дорога – три сажени (6 метров), тракт 6 саженей (12 метров).
В любое время года участок дороги и тракта, отведённый деревне, должен был содержаться в идеальном порядке. Поэтому крестьяне часто не успевали справляться с полевыми работами, так как очень много работали на тракте и были заняты на заводских работах.
Ямщик с почтой должен был за день проезжать 60 вёрст. На стане были часы, чтобы следить за прибытием ямщиков. Они съезжались в одно время. Час отводился на еду, передачу почты и т.д.
По территории будущего Тогучинского района тракт сначала проходил через деревни Осиновка – Изылы – Вассино – Анафониха, а с 1880–1885 годов – через Долгово – Гутово – Кудрино – Боровлянка. Причины прохождения тракта этими маршрутами понятны: в районе деревни Изылы через р. Иня имеется достаточно мелкий брод, что касается второго маршрута, то в районе села Гутово тоже имеется брод, к тому же, этот маршрут более короткий.
Тракт не проходил непосредственно через Тогучин, но несколько улучшил логистику перемещения населения Тогучина и соседних деревень к алтайским заводам и обратно.
Значительно активизировалась жизнь в Сибири с началом 20 века. Столыпинския реформа стимулировала приток населения за Урал. Не прошло это событие и мимо Тогучина. На его современной территории, по разным сведеньям, находилось от трёх до семи населённых пунктов с индивидуальными названиями, органами самоуправления, общественными амбарами, кладбищами и пр.: Тогучин первый, Тогучин второй, Старая деревня, Бугры, Тамбовка… Всё это росло и развивалось и, даже, революция и Гражданская война не оказали особого влияния на этот процесс.
Со временем большая часть новых поселений прекратила своё существование. Дело в том, что само расположение переселенческих поселков зачастую было весьма неудачным, если сравнивать их с расположением старожильческих деревень на данной территории. Старожильческие селения ставились в XVIII в. в благоприятных местах, на возвышенных берегах рек, крестьяне тогда сами выбирали место, где им селиться и жить. С поселками же начала ХХ в. дело обстояло иначе. Крестьянам разрешали селиться только там, где переселенческие чиновники «нарезали» участки, у переселенцев по существу не было выбора. Неудачное расположение многих поселений, основанных в наших краях по Столыпинской реформе, обусловило бедность жителей, дефицит ресурсов, в том числе чистой воды, а также раннюю смертность жителей. В связи с этим люди переселялись в более благоприятные для жизни места.
В 1922 г. в Тогучине была открыта церковь, а, следовательно, населённый пункт приобрел статус села.
В 1929 году началось строительство новой ветки Томской железной дороги «Новосибирск - Кузбасс» (в дальнейшем – часть Зап.-Сиб. ж.д.). Строительство железной дороги коренным образом изменило экономико-географическое положение Тогучина. С возведением дороги сразу же стали возникать предприятия, обслуживающие железнодорожный транспорт. Благодаря строительству железной дороги Тогучин из небольшой деревушки в 1932 году превратился в районный центр, здесь были сформированы собственный райком ВКП(б), районный совет депутатов трудящихся и его исполнительный орган — райисполком, райком ВЛКСМ, райвоенкомат, районная прокуратура, суд, отдел НКВД. По условиям статуса райкомов, райком ВКП(б) начинает издавать районную общественно-политическую газету как орган коммунистической агитации и пропаганды, а также информирования населения.
Уже в 1935 году для обеспечения связи нового центра Тогучина с железнодорожной станцией был построен мост через реку Иня.
Год спустя Тогучин стал рабочим поселком. А накануне победы в Великой Отечественной войне — 30 апреля 1945 года — решением Новосибирского совета депутатов Тогучин получил статус города.
В послевоенные годы город активно рос и развивался. Появлялись новые предприятия, учреждения культуры, здравоохранения и образования, строились жилые дома, развивалась инфраструктура.
Впрочем, об этом информации гораздо больше, её не нужно собирать по крохам.
Достаточно обратиться в районный архив или взять подшивку районных газет за тот или иной год.
* Уманский В.П. Телеуты и русские в XVII – XVIII веках. Новосибирск: Наука, 1980 г.
Свидетельство о публикации №124090800633