Другие времена - другие нравы...

          Открыв советские буквари или книги, мы увидим множество иллюстраций, на которых дети чинят одежду, поливают цветы, варят кашу, засаживают огород или помогают наводить чистоту. Помню, как мы любили своего папу и старались всячески ему помогать. Когда он собирался на службу или в наряд, я, к примеру, пришивала недостающую пуговицу к рубашке или шинели, старшая сестра гладила эту рубашку, а младшая начищала ластиком пряжку(бляху) на портупее. Ещё каких-то 35 лет назад образ ребёнка, у которого есть домашние обязанности и навыки самообслуживания, был привычным. Сегодня же он вызывает дискуссии. Одни родители жалуются, что не могут приучить детей к домашнему труду, другие сочувствуют ребятам, которые "и так перегружены учёбой", третьи напоминают, что сейчас доступны любые сервисы, поэтому превращать детей в прислугу незачем…

          Я выросла в полной семье - образованной, читающей, интеллигентной. Мама была бухгалтером, а папа - военным. Поэтому в доме всегда придерживались определённого распорядка, и за каждым из детей была закреплена определённая комната, которую мы должны были прибирать, по очереди мыть посуду, гулять с собакой и ходить в магазин. Родители работали и их целыми днями не было дома, а папа вообще на всё лето уезжал на полигон, откуда привозил нам какую-нибудь живность, будь то ёжик, галка с подбитым крылом или зайчонок. Мы были несказанно рады питомцам и ухаживание за ними тоже ложилось на наши детские плечи. С нами жила бабушка, мама моей мамы, на которую была возложена основная хозяйственная миссия, но родители справедливо считали, что бытовая деятельность ребёнка направлена на оказание помощи взрослым. Труд - основа человеческой жизни. Для того чтобы создавать материальные, интеллектуальные, духовные ценности, человеку приходится прикладывать усилия - трудиться. Не секрет, что трудовая деятельность развивает интеллект, положительно влияет на формирование активной личности, улучшает навыки социализации. Чтобы физически и психологически подготовить человека к труду, важно с малых лет заниматься его трудовым воспитанием.

         С нас папа спрашивал очень строго, по военному. Если ему не нравилось, как был помыт пол, то он мог вылить ведро с грязной водой, как на палубу, и снова заставить перемывать. Мы плакали, так как нас уже ждали друзья на улице, но снова брали тряпку и оттирали полы, которые раньше были деревяными и крашеными, а потом покрытые лаком. Поэтому после мытья вручную нужно было тщательно ополоснуть и отжать тряпку, а потом протереть ещё раз пол. Мебель раньше тоже была другая - полированная, и если несколько раз приложиться к ней руками, то оставались следы от пальцев, и мама требовала натирать шкафы специальным средством, мягкой салфеткой, чтобы не оставалось разводов.
         А как раньше мыли окна! Это целый процесс: набирали в тазик тёплой воды с мылом и смывали тряпкой грязь со стёкол, потом меняли воду и ещё раз проходились по стеклу. Затем брали газету, сминали её в комок и тёрли стёкла до блеска, а солнечные лучи подтверждали, как мы вымыли окна - если были разводы, снова приходилось оттирать их тряпкой, потом газетой. А сейчас что? Побрызгали на окно специальным средством для мытья стёкол и прошлись салфеточкой. Всё! Да и полы нынче другие - ламинат или линолеум - пропылесосил, протёр флаундером(шваброй) и "гуляй Вася!". Межкомнатные двери тоже приходилось мыть каждую неделю, потому как они были деревяные и покрашены белой эмалевой краской. А сейчас двери разных цветов и оттенков, грязи не видно. Многие прибегают к услугам клининга - приехала бригада уборщиков, "навела марафет", получила деньги - всем хорошо. 21-й век одним словом!
          
          Бабушка нас учила готовить и стряпать. Благодаря ей мы сейчас кормим своих детей и внуков разнообразными блюдами, зная множество секретов - как приготовить вкуснее и  полезнее. Учась в четвёртом классе, я уже могла печь блины и варить какао, а сестра училась во втором и варила борщ на всю нашу большую семью, предварительно сбегав в магазин и купив литровую банку заправки и сметаны. Брату чаще доставалось мыть посуду, но он быстро убегал с дружками, а потом, когда его ругала мама за безответственное отношение, он прятался в туалете и сидел там, пока мама "остынет". Но зато он с ней ездил и ходил в магазины,  помогая нести тяжёлые сумки, также передвигал мебель, когда делался очередной ремонт в квартире.

          Правильное трудовое воспитание помогает ребёнку вырасти активным и целеустремленным. Труд подготавливает детей к жизни, мотивирует на достижение результата в учёбе и трудовой деятельности. Константин Ушинский доказал, что важно развивать привычку к свободному труду и внутреннюю потребность в нём, иначе человек не сможет испытывать радость от результатов своей деятельности и будет деградировать. Василий Сухомлинский, основываясь на практическом опыте работы с детьми, писал, что идущий от сердца труд обогащает жизнь ребёнка здесь и сейчас, позволяет ему проявить свои таланты и ощутить тонкость духовного мира другого человека, если что-либо было сделано не только для себя. Поэтому я также строго спрашивала со своих детей и они выросли достойными людьми, ответственными и трудолюбивыми.
          С малых лет дочка и сын помогали дедушке и бабушке(моим родителям) на дачном участке: копали грядки - у каждого была своя, где они сами выращивали морковку и лук, укроп и петрушку, предварительно посеяв семена, ведь труд в природе способствует и развитию наблюдательности, любознательности, воспитывает интерес и уважение к людям, которые им занимаются. Дед объяснял детям, что любить природу - это значит бережно относиться к живому, к результатам труда, за что папе большое спасибо!
           Потом и мы с мужем приобрели садовый участок, где дети нам тоже помогали, а повзрослев, отдыхали там "на полную катушку" с друзьями. Мы не запрещали, ведь "как поработаешь - так и отдохнёшь, как отдохнёшь - так и поработаешь", - не зря гласит русская пословица!

           Но внуки уже не такие. Не зря говорят, что хорошие времена рождают слабых людей. Жизнь вокруг изменилась и в связи с этим возникают новые соблазны: интернет, развлекательные центры, "Пицца миа", мопеды, питбайки, скутеры, всевозможные квесты... Поэтому младших детей приходится принуждать к работе более жёстко, чем хотелось бы. Я частенько вступаю в конфронтацию с внуком, который не хочет застилать свою постель, халатно относится к ухаживанию за питомцем - черепахой, забывая покормить, убрать и помыть террариум, приводя в пример его маму, мою дочь, которая уже в третьем классе варила суп, а я в это время строчила конспекты по проведению уроков в школе, в промежутках давая ей ценные указания, как лучше и вкуснее приготовить блюдо. И никогда ни сын, ни дочка не просили денег за выполненную работу, а сейчас многие родители считают, что раз они получают заработную плату, дети тоже заслуживают денежного вознаграждения. Психологи не рекомендуют использовать деньги для поощрения детей за труд, поскольку существует риск, что ребёнок в дальнейшем откажется помогать "за просто так" и это имеет место быть! А мы в детстве сдавали стеклотару, которую предварительно копили(стеклянные бутылки из под газировки, молока, минералки), тщательно их мыли, выстаивали длинные очереди и потом счастливые бежали в магазин, а уж там "отрывались по полной"! Теперь же у внука своя банковская карточка, на которую мы забрасываем деньги и он распоряжается ими, как считает нужным. Но тем не менее, мыть за собой посуду, выносить мусор и ходить в магазин за продуктами он приучен и делает это не напрягаясь, что есть хорошо. И как говорила моя любимая бабушка: - "Жизнь научит лапти плесть!"

         "Другие времена - другие нравы" - со временем меняются обычаи, ценности, традиции и моральные нормы общества. То, что было принято и считалось нормой в прошлом, сейчас может быть неприемлемым или устаревшим. Но, тем не менее, труд - это то, что по-настоящему развивает человека. Деятельность прокачивает способности. Прогресса можно добиться только упорным трудом. И я считаю, что это аксиома!


Рецензии