Другие времена - другие нравы...
Я выросла в полной семье - образованной, читающей, интеллигентной. Мама была бухгалтером, а папа - военным. Поэтому в доме всегда придерживались определённого распорядка, и за каждым из детей была закреплена определённая комната, которую мы должны были прибирать, по очереди мыть посуду, гулять с собакой и ходить в магазин. Родители работали и их целыми днями не было дома, а папа вообще на всё лето уезжал на полигон, откуда привозил нам какую-нибудь живность, будь то ёжик, галка с подбитым крылом или зайчонок. Мы были несказанно рады питомцам и ухаживание за ними тоже ложилось на наши детские плечи. С нами жила бабушка, мама моей мамы, на которую была возложена основная хозяйственная миссия, но родители справедливо считали, что бытовая деятельность ребёнка направлена на оказание помощи взрослым. Труд - основа человеческой жизни. Для того чтобы создавать материальные, интеллектуальные, духовные ценности, человеку приходится прикладывать усилия - трудиться. Не секрет, что трудовая деятельность развивает интеллект, положительно влияет на формирование активной личности, улучшает навыки социализации. Чтобы физически и психологически подготовить человека к труду, важно с малых лет заниматься его трудовым воспитанием.
С нас папа спрашивал очень строго, по военному. Если ему не нравилось, как был помыт пол, то он мог вылить ведро с грязной водой, как на палубу, и снова заставить перемывать. Мы плакали, так как нас уже ждали друзья на улице, но снова брали тряпку и оттирали полы, которые раньше были деревяными и крашеными, а потом покрытые лаком. Поэтому после мытья вручную нужно было тщательно ополоснуть и отжать тряпку, а потом протереть ещё раз пол. Мебель раньше тоже была другая - полированная, и если несколько раз приложиться к ней руками, то оставались следы от пальцев, и мама требовала натирать шкафы специальным средством, мягкой салфеткой, чтобы не оставалось разводов.
А как раньше мыли окна! Это целый процесс: набирали в тазик тёплой воды с мылом и смывали тряпкой грязь со стёкол, потом меняли воду и ещё раз проходились по стеклу. Затем брали газету, сминали её в комок и тёрли стёкла до блеска, а солнечные лучи подтверждали, как мы вымыли окна - если были разводы, снова приходилось оттирать их тряпкой, потом газетой. А сейчас что? Побрызгали на окно специальным средством для мытья стёкол и прошлись салфеточкой. Всё! Да и полы нынче другие - ламинат или линолеум - пропылесосил, протёр флаундером(шваброй) и "гуляй Вася!". Межкомнатные двери тоже приходилось мыть каждую неделю, потому как они были деревяные и покрашены белой эмалевой краской. А сейчас двери разных цветов и оттенков, грязи не видно. Многие прибегают к услугам клининга - приехала бригада уборщиков, "навела марафет", получила деньги - всем хорошо. 21-й век одним словом!
Бабушка нас учила готовить и стряпать. Благодаря ей мы сейчас кормим своих детей и внуков разнообразными блюдами, зная множество секретов - как приготовить вкуснее и полезнее. Учась в четвёртом классе, я уже могла печь блины и варить какао, а сестра училась во втором и варила борщ на всю нашу большую семью, предварительно сбегав в магазин и купив литровую банку заправки и сметаны. Брату чаще доставалось мыть посуду, но он быстро убегал с дружками, а потом, когда его ругала мама за безответственное отношение, он прятался в туалете и сидел там, пока мама "остынет". Но зато он с ней ездил и ходил в магазины, помогая нести тяжёлые сумки, также передвигал мебель, когда делался очередной ремонт в квартире.
Правильное трудовое воспитание помогает ребёнку вырасти активным и целеустремленным. Труд подготавливает детей к жизни, мотивирует на достижение результата в учёбе и трудовой деятельности. Константин Ушинский доказал, что важно развивать привычку к свободному труду и внутреннюю потребность в нём, иначе человек не сможет испытывать радость от результатов своей деятельности и будет деградировать. Василий Сухомлинский, основываясь на практическом опыте работы с детьми, писал, что идущий от сердца труд обогащает жизнь ребёнка здесь и сейчас, позволяет ему проявить свои таланты и ощутить тонкость духовного мира другого человека, если что-либо было сделано не только для себя. Поэтому я также строго спрашивала со своих детей и они выросли достойными людьми, ответственными и трудолюбивыми.
С малых лет дочка и сын помогали дедушке и бабушке(моим родителям) на дачном участке: копали грядки - у каждого была своя, где они сами выращивали морковку и лук, укроп и петрушку, предварительно посеяв семена, ведь труд в природе способствует и развитию наблюдательности, любознательности, воспитывает интерес и уважение к людям, которые им занимаются. Дед объяснял детям, что любить природу - это значит бережно относиться к живому, к результатам труда, за что папе большое спасибо!
Потом и мы с мужем приобрели садовый участок, где дети нам тоже помогали, а повзрослев, отдыхали там "на полную катушку" с друзьями. Мы не запрещали, ведь "как поработаешь - так и отдохнёшь, как отдохнёшь - так и поработаешь", - не зря гласит русская пословица!
Но внуки уже не такие. Не зря говорят, что хорошие времена рождают слабых людей. Жизнь вокруг изменилась и в связи с этим возникают новые соблазны: интернет, развлекательные центры, "Пицца миа", мопеды, питбайки, скутеры, всевозможные квесты... Поэтому младших детей приходится принуждать к работе более жёстко, чем хотелось бы. Я частенько вступаю в конфронтацию с внуком, который не хочет застилать свою постель, халатно относится к ухаживанию за питомцем - черепахой, забывая покормить, убрать и помыть террариум, приводя в пример его маму, мою дочь, которая уже в третьем классе варила суп, а я в это время строчила конспекты по проведению уроков в школе, в промежутках давая ей ценные указания, как лучше и вкуснее приготовить блюдо. И никогда ни сын, ни дочка не просили денег за выполненную работу, а сейчас многие родители считают, что раз они получают заработную плату, дети тоже заслуживают денежного вознаграждения. Психологи не рекомендуют использовать деньги для поощрения детей за труд, поскольку существует риск, что ребёнок в дальнейшем откажется помогать "за просто так" и это имеет место быть! А мы в детстве сдавали стеклотару, которую предварительно копили(стеклянные бутылки из под газировки, молока, минералки), тщательно их мыли, выстаивали длинные очереди и потом счастливые бежали в магазин, а уж там "отрывались по полной"! Теперь же у внука своя банковская карточка, на которую мы забрасываем деньги и он распоряжается ими, как считает нужным. Но тем не менее, мыть за собой посуду, выносить мусор и ходить в магазин за продуктами он приучен и делает это не напрягаясь, что есть хорошо. И как говорила моя любимая бабушка: - "Жизнь научит лапти плесть!"
"Другие времена - другие нравы" - со временем меняются обычаи, ценности, традиции и моральные нормы общества. То, что было принято и считалось нормой в прошлом, сейчас может быть неприемлемым или устаревшим. Но, тем не менее, труд - это то, что по-настоящему развивает человека. Деятельность прокачивает способности. Прогресса можно добиться только упорным трудом. И я считаю, что это аксиома!
Свидетельство о публикации №124090804260