Черные квадраты на черном фоне
Всё ведём себя, как дети,
Всё твердим, что жизнь – не та.
Никого ещё на свете
Не спасала красота.
Чёрный ужас белы снеги
В кровь окрашивал не раз.
И зачитанный «Онегин»
Никого ещё не спас.
Возмущаться нет резона,
Сколь о лучшем ни моли.
Ни скульптура, ни мадонна
Никому не помогли.
И, бессилием распяты,
Виноваты без вины,
Все мы «чёрные квадраты»,
Что на чёрном не видны.
Вот так и не понял, зачем надо было сочинять это стихотворение. С самого начала режет слух несоответствие скачущего частушечного ритма и мрачного, пессимистического смысла. Но это полбеды, беда в самом смысле, порочном и бездушном. Можно сколько угодно упражняться в интеллектуальном скепсисе, но есть факты. Есть такие факты – люди в страшных условиях, в тюрьме и лагере, в голоде и холоде, в блокаде спасались благодаря высокому и прекрасному – стихотворению, воспоминанию, молитве, вере в свою правду. Вере в победу, наконец! И в наше трудное и трагическое время как-то особенно досадно это читать.
Но довольно. Обратим внимание на слабую связность стиха. Если жизнь не та, разве из этого следует, что красота никого не спасала? Кстати, не о духовном ли спасении речь в знаменитом выражении о спасительной красоте?
«Сколь о лучшем не моли». Я запнулся об это «сколь», ясно, что надо бы сказать «сколько». А слово сколь вообще-то означает «насколько, как», согласно словарю Ожегова. Сколь много… Сколь неожиданно, столь и прекрасно. Вот здесь это слово на месте, а в стихотворении чужеродно.
Скульптура, мадонна даны как бы в перечислении-противопоставлении (ни – ни). Но Мадонна может быть и скульптурной работой. «Пьета». «Мадонна Брюгге» - две знаменитые скульптуры Микеланджело.
«Виноваты без вины»? Мне кажется, тут самое время вспомнить, что уныние считается смертным грехом, а его, уныния, тут столько, что читать неприятно. И когда стихотворение заканчивается, как-то логично слышать о черных квадратах, что не видны на черном. Ну и хорошо, что не видны.
Свидетельство о публикации №124090706491
Аврутин, значит... "признанных и, так сказать, маститых авторов, тех, что печатаются в толстых журналах и антологиях, получают ордена и медали, являются лауреатами бесчисленного количества литературных фестивалей и премий, работают в редакциях и возглавляют писательские организации"
зачем Вам это?
бесталанных в этой прослойке большинство, факт этот — известный, и было так всегда
заходите к настоящим, ищите там и тогда будет интересно
Дмитрий Холостой 10.10.2024 12:11 Заявить о нарушении
Эрнст Эренберг 10.10.2024 14:29 Заявить о нарушении