Сны и сновидения, Сладкая сладость и Красивая крас

© flamingo

07.09.2024

15.30




После знакомства с творчеством молодого, но именитого поэта, порекомендованным мне уважаемым мною писателем, возник повод поговорить, вернее — поразмышлять о современной поэзии. Моя vis-;-vis с интересом и некоторым огорчением выслушала моё мнение, не совпавшее с её оценкой и впечатлением. Наверное, мои доводы, приведённые в качестве аргументов в пользу сложившегося у меня мнения, не были убедительны для неё. Но она задумалась. Я тоже задумалась, пообещав вернуться к творчеству рекомендованного автора. Дискуссия навела на размышления, почему именно я не была столь впечатлена прочитанным. Размышления распространились не только на прочитанное в рамках рекомендаций, но и на вообще на всю современную поэзию. Конечно же, на всю ту современную поэзию, с которой довелось познакомиться именно мне. Априори ВСЯ современная поэзия не может быть предметом обсуждения и размышлений — нельзя объять необъятное, я сужу только о том, что попало в моё поле зрения, чему я по тем или иным причинам уделила внимание.
 Лично на мой взгляд, поэзия — вид искусства, оценка плодов которого больше любого иного зависит от личного внутреннего восприятия. У каждого свой личный взгляд на то, какими должны быть стихи: повествовательными, философскими, романтичными или романтическими, описательными — опций очень много.
В последнее время в силу интереса к этому вопросу я часто обращаюсь к стихотворным работам, представляемым на всевозможные конкурсы, премии, турниры. Конечно же, не в качестве жюри —  таких ступеней я как автор ещё не достигла да и вряд ли доведётся. Просто как человек интересующийся процессом и судейства, и участия в конкурсе. Мои наблюдения привели меня к неоднозначному, лично для меня непонятному и печальному выводу, что в современной поэзии в победители выходит та поэзия, те стихи, те авторы, которые избрали для себя какое-то удобное русло, в котором и текут по течению странных запросов и не менее странных сложившихся предпочтений как читателей, так и призванных судить и оценивать экспертов всех мастей и достоинств. Процветает и побеждает в турнирах, конкурсах и премиях всех рангов поэзия, которую можно назвать "поэзией ни о чём". Нет, там, конечно, есть какой-то смысл, зачастую — выверенная форма, ритм, рифмы, метафоры... Авторы стали очень энциклопедически подкованными, с лёгкостью жонглируют терминами, именами собственными и нарицательными. Иногда сравниваешь авторов, представляющих в стихах такую перегруженность информацией, с впечатлительным героем книги Джерома К. Джерома "Трое в лодке, не считая собаки": читая медицинскую энциклопедию, он обнаружил у себя симптомы всех описанных в энциклопедии болезней и случаев, кроме беременности, которой у него не могло быть просто потому, что он мужчина. Так и нынешние авторы: такое впечатление, что открыли энциклопедию о древних богах, исторических событиях и "имплантируют" выуженную там информацию в каждую строку своего творения. Не все такие, но "несть им числа", к сожалению.
Читаешь творения современных поэтов, часто — поэтов-лауреатов всевозможных премий, вроде бы нравится, красиво, мелодично, ритмично — всё на месте, как говорится, но... О ЧЁМ именно стихи — конкретно и не скажешь. Задаёшься вопросом: "А САМ автор знает, что именно он хотел сказать своими такими вроде бы очень красивыми стихами?" Прочитаешь одно, два, пять стихотворений — выводов, итогов-то, кроме того, что просто красиво, и нет! Через пять минут и рассказать не можешь, о чём прочитал, не говоря уже о том, чтобы процитировать хотя бы строчку. Стихи из серии "сны и сновидения" — проснувшись, мы редко можем рассказать о наших приключениях во сне, забываем увиденное, даже находясь ещё во власти Морфея. Многострочные, многострофные. Стихи ради стихов. Красивость ради красивости. Размышляя о такой поэзии, я вспоминаю свою бабушку — она категорически не любила пирожное "Безе", любимое и популярное как у кондитеров, так и у любителей сладкого. Она называла эти белоснежные облачные шапочки "сладкая сладость": положил на язык, сахар растаял — И ВСЁ, никакого удовольствия, с таким же успехом можно было съесть просто кусочек рафинада! То есть сладость ради сладости. Так и нынешняя, возведённая в ранг "премиальной", поэзия: витиеватая витиеватость, красивая красивость. А смысл-то где? Где смысл-то?


Рецензии