Яков Харон Юрий Вейнерт Гийом дю Вентре

Просвещённый читатель знает, что именем Козьмы Пруткова прикрывались в
достославное время Алексей Константинович Толстой и братья Жемчужниковы.
Равно как и про Клару Гасуль ему известно, что настоящее её имя вовсе Проспер
Мериме. И во всех энциклопедиях написано, что от избытка сил, литературного
веселья и мастерства рождались на свет литературные мистификации - плоды
свободных занятий свободного ума в свободное время. Так и возник Гийом дю Вентре.
ЯКОВ ЕВГЕНЬЕВИЧ ХАРОН и ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ВЕЙНЕРТ выдумали поэта ГИЙОМА ДЮ ВЕНТРЕ!
Яков Евгеньевич Харон - известный советский звукооператор, начинавший работу в
кино фильмами "Поколение победителей" и "Мы из Кронштадта".
Юрий Николаевич Вейнерт - потомственный интеллигент. Эти два молодых человека
придумала Поэта Гийома дю Вентре, сидя в лагере под названием "Свободное" на
трассе нынешнего БАМа.
В конце 50 - х вместе с поднявшимся из небытия архипелагом возникла "лагерная
литература": "Один день Ивана Денисовича" Солженицына, стихи Заболоцкого "Где - то
в поле возле Магадана", песни про Ванинский порт, как мы бежали "по тундре, по
широкой дороге...", "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург, рассказы Варлама Шаламова.
"Новый мир" опубликовал фрагменты "О прозе": автор "Колымских рассказов" - Шаламов
считает лагерь "отрицательным опытом для человека - с первого до последнего часа".
Именно в лагере Харон и Вейнерт придумали француза Гийома дю Вентре: весёлого,
нежного француза, который сочинял сонеты! Почему шестнадцатый век? Почему именно
француз? Кто был образцом благородного рыцарства? - д Артаньян, не так ли?
И шестнадцатый век с Варфоломеевской ночью - тоже под влиянием "Королевы Марго"
Дюма, да и "Хроник времён Карла Девятого" Проспера Мериме, а также из - за
сходства его с современностью, которая началась для Харона в 1937 году.
"Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем твёрже его вкус, тем чётче его
нравственный выбор, тем он свободнее," - сказал в своей нобелевской лекции
Иосиф Бродский. Так и хочется вспомнить дю Вентре:
Пять чувств оставил миру Аристотель.
Прощупал мир я вдоль и поперёк.
И чувства все
порастрепал в лохмотья -
Свободы отыскать нигде не мог.
Пять чувств всю жизнь
кормил я до отвала,
Шестое чувство -
вечно голодало.
Харон и Вейнерт придумали биографию для Гийома дю Вентре (причём, не одну
биографию, а две!): заключение в Бастилию, изгнание из Франции - молодость,
бесшабашный атеизм, ироничность, задиристость...Вспоминается Слуцкий:
Стихи заводятся от сырости,
От голода и от войны,
И не заводятся от сытости,
И не выносят тишины.
В сонетах выдуманного поэта Гийома дю Вентре - эскапада, драма, любовь и
вражда, грусть и жажда мщения, тоска несвободы, горечь измены...
В конце 1947 года, отсидев свои сроки, Харон и Вейнерт уехали из "Свободного",
увозя четыре экземпляра книжки дю Вентре с готовыми 40 сонетами. (Готовя к
изданию на инженерных синьках первые сорок сонетов, авторы остановились перед
необходимостью снабдить своё издание портретом героя. Взяли Юрину фотографию,
пририсовали ему усы и мушкетёрскую эспаньолку и - в бой... Потом в книге этот
портрет использовали: слева - Харон, справа - Вейнерт, в середине - Гийом дю
Вентре: сходство с "родителями" весьма очевидное...)
Вейнерт после освобождения устроился в Калинине на вагоностроительном, Харон
отправился в Свердловск - на киностудию. Судьба..."призвала" их снова - не
подвергнув даже годичному испытанию свободой. Теперь их ждала бессрочная ссылка.
У Харона - в местечке Абан, в Зауралье, у Вейнерта - на шахте. Сонеты рождались
порознь и совершенствовались в письмах. Харон работал счетоводом, преподавал в
школе, вёл автотракторный кружок и даже ставил спектакли в художественной
самодеятельности. Юру нашли в шахте мёртвым. Это был 1951 год. Харон вернулся
в 1954. И главное, чем был первое время занят, - перепечатывал на машинке,
доделывал сто сонетов Гийома дю Вентре. Это был его долг перед памятью Юры.Это
было второе издание сонетов дю Вентре и первое полное собрание его сочинений.
И только потом пошёл получать бумаги по реабилитации.
ГИЙОМ ДЮ ВЕНТРЕ "ЗА ЧТО МЕНЯ ЛЮБИЛИ":
Когда стоишь одной ногой в могиле,
Ты вправе знать: за что тебя любили?
Меня любила мать за послушанье,
За ловкость рук - учитель фехтованья,
Феб - Аполлон - за стихотворный пыл.
За томный взор меня любили прачки,
Марго - за вкус, а судьи - за подачки.
Народ за злой язык меня любил.
Отец духовный - за грехов обилье,
Раскаянье и слёзы крокодильи.
Агриппе нравилось, что я - чудак.
Три короля подряд меня, как братья,
Любили так, что чуть не сдох в объятьях
...Лишь ты меня любила - "просто так".
(Алексей Симонов; Правда ГУЛАГа)


Рецензии