Единый день дурака

«Не только страна, но и град всякий, и даже всякая малая весь, — и та своих доблестью сияющих и от начальства поставленных Ахиллов имеет, и не иметь не может», — писал великий и ироничный Салтыков-Щедрин в «Истории одного города». — Взгляни на первую лужу — и в ней найдешь гада, который иройством своим всех прочих гадов превосходит и затемняет. Взгляни на древо — и там усмотришь некоторый сук больший и против других крепчайший, а следственно, и доблестнейший. Взгляни, наконец, на собственную свою персону — и там прежде всего встретишь главу, а потом уже не оставишь без приметы брюхо и прочие части».
Сколько таких малых и больших городов в России… 
И у каждого своя история. И в каждом свой градоначальник.
Времена не меняются. Вспомним, как искали головотяпы-глуповцы себе глупого князя, а нашли умного, да хитрого, который и посадил на их головы пройдоху вора-новотора.
Поищем и мы, тем более такая возможность предоставлена теперь,  и на это имеется не один день, как раньше, а целых три.
— Посылал я сущего вора — печалился князь, — посылал одоевца по прозванию «продай на грош постных яиц» — и тот оказался вор же. Кого пошлю ныне?
«Долго раздумывал он, кому из двух кандидатов отдать преимущество: орловцу ли — на том основании, что «Орел да Кромы — первые воры», или шуянину — на том основании, что он «в Питере бывал, на полу спал, и тут не упал», но, наконец, предпочел орловца.
Затем князь еще раз попробовал послать «вора попроще», и в этих соображениях выбрал калязинца, который «свинью за бобра купил», но этот оказался еще пущим вором, нежели новотор и орловец. Тогда князь выпучил глаза и воскликнул:
— Несть глупости горшия, яко глупость! «И прибых собственною персоною в Глупов и возопи: — Запорю!»
С этим многозначительным княжеским словом начались в России исторические времена.
А наш родной город Глупов, «производя обширную торговлю квасом, печенкой и вареными яйцами, в согласность древнему Риму, на семи горах построен, на коих в гололедицу великое множество экипажей ломается и столь же бесчисленно лошадей побивается. Разница в том только состоит, что в Риме сияло нечестие, а у нас — благочестие, Рим заражало буйство, а нас — кротость, в Риме бушевала подлая чернь, а у нас — начальники». А главная задача начальника доложить высшему начальнику, что он де обеспечил максимальное участие вверенного ему народонаселения в поисках нового головы. Документальным фактом участия должна послужить обязательная фотография участника с места встречи с будущей управленческой надеждой…. 
Ибо новый князь «прибых собственною персоною в Глупов» обязательно возопит:
 — Запорю!
Да памятует градоправитель, что не от кого иного слава Российской империи и прибытки казны умножаются, как от обывателя.
Так-то. Братики-сударики…


Рецензии