Советская Москва
Население столицы быстро росло: если в 1923 году его численность составляла около 1,5 млн человек, то в 1936 году уже около 3,6 млн человек.
В городе началось интенсивное развитие транспортной инфраструктуры.
Так, в 1924 году в Москве открылось автобусное движение, в 1933 году был запущен первый троллейбусный маршрут, а в 1935 году для пассажиров открылась первая линия метрополитена. В 1932—1937 годах для решения проблемы водоснабжения города был построен канал Москва — Волга, после чего Москва получила неформальный статус «порта пяти морей». В 1935 был принят генеральный план реконструкции города. В то же время историческая застройка центра города подверглась выборочному уничтожению; был разрушен ряд храмов и монастырей, в числе которых архитектурные шедевры XVII века церковь Успения на Покровке и храм Святителя Николая Большой Крест, храм Христа Спасителя, Страстной монастырь. С 1932 года в Москве было уничтожено не менее 426 памятников мирового значения.
Строительство первой линии Московского метро
С начала 1930-х, в годы индустриализации, в Москве интенсивно развивается промышленность, в первую очередь металлообрабатывающая, машиностроительная, электротехническая; были построены крупные предприятия авиа- и автомобилестроения. В это время страна и город нуждались в высококвалифицированных кадрах, поэтому в Москве быстрыми темпами развивается сеть высших и средних технических учебных заведений — в столице были созданы Московский финансово-экономический институт, Московский энергетический и Московский авиационный институты, Институт механизации и электрификации сельского хозяйства, горный, нефтяной, геологоразведочный, станкостроительный и полиграфический институты, Институт стали и сплавов, Институт цветных металлов и золота и другие.
Также важным направлением поддержки индустриализации была реализация достижений науки на производстве. Город внёс существенный вклад и в этой отрасли. В тридцатые годы в Москве была создана целая сеть научно-исследовательских и проектных институтов технического профиля, крупнейшими из которых были: Реактивный научно-исследовательский институт, Институт машиноведения, Экспериментальный научный институт металлорежущих станков, Научный автотракторный институт, Центральный институт авиационного моторостроения, Энергетический институт, Всесоюзный институт лёгких сплавов, Всесоюзный институт электромеханики и электромашиностроения и многие другие. Подавляющее большинство из них входило в систему Академии наук СССР. В это время в городе также развиваются средства массовой информации, издается много газет, с 1939 года организовано регулярное телевизионное вещание.
Проекты переименования
В советский период, а именно в 20-е — 50-е годы XX века, периодически поднимался вопрос о переименовании Москвы с тем, чтобы дать столице СССР более «революционное» название.
Так, 23 февраля 1927 года группа советских административных работников из 216 человек направила на имя Председателя Всероссийского центрального исполнительного комитета М. И. Калинина ходатайство, в котором просила переименовать Москву в город Ильич, мотивируя это тем, что В. И. Ленин — «основатель свободной Руси».
Однако данному ходатайству официального хода не дали.
В 1938 году нарком внутренних дел СССР Н. И. Ежов, ссылаясь на «мнение трудящихся», предложил переименовать столицу в Сталинодар, но данная идея была отвергнута И. В. Сталиным. В 1953 году, после смерти Сталина, вновь был поднят вопрос о переименовании Москвы — на этот раз в город Сталин, но изменившаяся вскоре политическая конъюнктура не дала реализовать и это предложение
Свидетельство о публикации №124090701822