Эксперименты над людьми в психологии и социологии

В 1951 году были опубликованы результаты серии исследований, демонстрирующих власть конформизма в группах. Это получило название «Эксперимент Аша». Испытуемый и семь специальных актёров отвечали на простые вопросы о сравнении длины отрезков. Когда семь «обычных» человек уверено давали явно неверный ответ, растерянный испытуемый зачастую поддерживал мнение большинства, хотя ясно видел, что ни они, ни он не правы.


Конформность — изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.

Зачастую в качестве синонима используют слово «конформи;зм» (от позднелат. conformis — «подобный; сообразный»). Но последнее в обыденном языке означает приспособленчество, приобретая негативный оттенок, а в политике конформизм означает соглашательство и примиренчество[. Поэтому в социальной психологии разделяют эти два понятия, определяя конформность как чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определённого стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению. Причём давление может исходить как от конкретного человека или малой группы, так и со стороны общества в целом. Конформность — свойство личности, выражающееся в склонности к конформизму, то есть изменению индивидом установок, мнений, восприятия, поведения — в соответствии с теми, которые господствуют, по мнению личности, в её окружении. При этом господствующая позиция не обязательно должна быть выражена явно или даже вообще существовать в реальности



В 1954 году психологом Музафером Шерифом был проведён психологический эксперимент «Пещера разбойника». В эксперименте участвовали 22 мальчика одиннадцати-двенадцати лет. Они были разделены на две группы. Между ними устраивались соревнования с призами для победивших и наказанием для проигравших. В итоге группы стали настолько агрессивными друг с другом, что исследователям приходилось физически их разнимать. Целью исследования было доказать тот факт, что при конкуренции за скудные ресурсы конфликт неизбежен.

В 1959 году психологи Леон Фестингер и Меррилл Карлсмит провели эксперимент, в результате которого появилось понятие «когнитивный диссонанс». Участники выполняли очень утомительные и монотонные задания. После их выполнения испытуемых просили «помочь эксперименту продолжаться» в обмен на различную сумму денег. Всё, что испытуемым нужно было сделать, это просто сообщить следующему «студенту», ожидавшему за пределами зоны тестирования (который тайно был сообщником), что задания, включённые в эксперимент, были интересными и приятными.

В 1961 году психолог Стэнли Милгрэм из Йельского университета провёл социальный эксперимент, известный как «Эксперимент Милгрэма». В нём «учитель» под руководством и некоторым давлением «экспериментатора» бил током «ученика» за неверные ответы (на самом деле «ученик» был специальным актёром и никаких ударов током не получал). Результат эксперимента: «это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета».

В 1968 году психологи Джон Дарли и Бибб Латане представили результаты своего исследования «Эффект свидетеля». Были проведены три эксперимента, вывод: люди, оказавшиеся свидетелями чрезвычайной ситуации (например, ДТП, преступления), не пытаются помочь пострадавшим, если люди вокруг этого не делают (каждый из очевидцев считает, что помочь пострадавшим должен не он, а кто-нибудь другой, стоящий рядом).

В 1971 году в Стэнфордском университете американским социальным психологом Филиппом Зимбардо был проведён эксперимент, вошедший в историю под названием «Стэнфордский тюремный эксперимент». Он представлял собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной поведенческой модели. Добровольцы играли роли охранников и заключённых и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологии. Заключённые и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем «охраннике» обнаружились садистские наклонности, а «заключённые» были сильно морально травмированы.

С 2010-х годов появилось такое явление как «Психологические эксперименты над людьми при помощи Интернета», в частности, через социальные сети. Например, в 2014 году Facebook исследовал реакции своих пользователей после временного удаления опредёленных типов эмоционального контента из их новостной ленты. Эксперты расходятся во мнениях, можно ли считать подобное именно экспериментами «над людьми», так как согласно общепринятым правилам и руководствам, исследователи должны напрямую взаимодействовать с объектом. Также отмечается, что «социальные сети обладают огромным потенциалом в качестве источника данных, предоставляя доступ к труднодоступным предметам исследования и группам, фиксируя естественные, „реальные“ реакции испытуемых и предоставляя доступные и эффективные методы сбора данных».


Рецензии