Культурный полюс Таруса! Ландшафты-стихи-стихии!
Подобно лире –
Известен во всём мире.
В 1890 году живописные ландшафты Тарусы
произвели сильное впечатление на В.Д. Поленова.
К 1910-м годам Таруса стала дачным городком,
пользовавшимся популярностью в интеллектуально-творческой среде.
Выставочно-просветительский проект «Культурный полюс. Таруса»,
который объединяет более 100 живописных, графических, скульптурных
и мозаичных произведений мастеров, чье творчество неразрывно связано с Тарусой —
Поленова, Борисова-Мусатова, Штейнберга, — и художников «Тарусской школы».
Василий Поленов - художник с уникальной способностью улавливать духовную атмосферу, чей 180-летний юбилей со дня рождения отмечается в 2024 году.
Выставка «Культурный полюс. Таруса» обращает внимание на лучшие традиции национального искусства — лирический пейзаж и авангард, которые стали фундаментом для формирования целой плеяды ярких современных художников, на которых повлиял «гений места».
Выставка позволяет посетителям поразмышлять о феномене «места силы» для художника.
Таруса - это явление, объединяющее художников разных стилей и направлений, взаимно обогащающее их через сотворчество и не умаляющее при этом неповторимого художественного почерка каждого.
Это уникальное место, подарившее столько вдохновения художникам и замечательных произведений,
ещё не раскрывшее всецело свой потенциал, способной украсить самые разнообразные выставочные проекты.
Творчество художников складывалось в русле мироискусстничества. Тонкие поэтические акварели, выполненные в приглушённых тонах, прихотливые линии рисунка, природные мотивы с водоёмами и изгибами деревьев невольно увлекают взор и чувства в прекрасное!
Работы Борисова-Мусатова отличаются поэтичностью и символизмом, он является продолжателем философско-созерцательной линии в русском искусстве. Таруса – место духовного притяжения – внесла в работы мастеров нечто общее.
Многие работы навевают строки-мысли, подобные строкам Марины Цветаевой:
Чудно плывут облака,
Лентой холмы огибая,
Тихая и голубая
Плещет, чаруя, Ока.
Натура для художника – «повод для настоящего творчеств и… повод неисчерпаемый, потому что натура бесконечно богата» /Александр Подколзин./
Скромная природа средне-русской полосы как нельзя лучше отвечала созданию «душевного искусства», впитавшего лучшие традиции русской пейзажной живописи ХIХ - первой половины ХХ века с её поэтикой и лиризмом.
В Тарусе родились многие зимние пейзажи, в которых пластическими средствами художником передавалась новизна переживаний, ощущений, достигалась слитность с природой, а то и почти нерукотворность!
« Я человек, который верит, что что-то высшее, несомненно, существует» /Владимир Башлыков./
«Всевысший – БОГ – Бесконечное Обогащение Гармонией,–
всевысший бесконечный поток Знаний и Умений Вселенной,
передаваемый каждому и всем во Вселенной…» /Серж Пьетро 1/.
«Слово «ТАРУСА» восхищает своей звонкостью - зачаровывает каждого любящего природу РУСА!» /Серж Пьетро 1/.
Таинственная мягкость тарусского, среднерусского ландшафта определяет становление художественно-русского языка – живописности тональной в тональности пейзажа!
Пейзаж – это состояние души, её отклик на красоту.
Человек в пейзаже – это мимолётный прохожий и таинственный соуччастник происходящего.
Мир – это каждое мгновение Вселенной - пейзаж - благодарственный праздник, чудо краткости и момента вечности!
«…моя жизнь уже стала частью … пейзажа» /Марина Дрезнина/
«…юмор и ирония должны присутствовать как в жизни, так и в пейзаже» /Татьяна Файдыш/
Форма превращается в знак, играющий с символикой цвета.
Картина – это всегда ребус!
«Картина, пейзаж – это для художника словно талантливый стих - увлекающая стихия. Серж Пьетро 1»:
Марина Цветаева, 1910-1911:
«Ах, золотые деньки!
Где уголки потайные,
Где вы, луга заливные
Синей Оки?
Старые липы в цвету,
К взрослому миру презренье
И на жаровне варенье
В старом саду. …»
Пастернак – Цветаевой:
« Какие удивительные стихи Вы пишете!
Как больно, что сейчас Вы больше меня!
Вообще – Вы – возмутительно большой поэт.»
Цветаева – Пастернаку:
« Ты читателя в себя вводишь, я - вывожу, раскрепощаю.
Я – одна секунда в жизни читателя, толчок.
Дальше – его дело, действие. Ты видимое превращаешь
в невидимое (явное делаешь тайным),
Я – невидимое в видимое (тайное - явным).»
«Картина – это всегда влекущая тайна, увлекающий ребус!
Природа на картине – это для наслаждающегося ею искус:
сделать тайное – явным, раскрепостить аромат природы
и почувствовать её неповторимый вкус!» /Серж Пьетро 1./
Свидетельство о публикации №124090601880