Истоки доброты Ирины Лебощиной

«И мы в сердце храним тех педагогов, которые не только учили нас играть ноты, но подарили нам свою любовь».


     На этой неделе начал свой разбег новый учебный год, с которым мы поздравляем учеников, студентов и преподавателей. «Не смейте забывать учителей!» - навсегда о тех, кто смог привить, донести, воспитать то, что потом для многих станет ориентиром на всю оставшуюся жизнь.
   Этот год знаменателен ещё и тем, что выдающемуся в России РМК им. Г.и А. Пироговых исполняется сто пять лет. Наша героиня Ирина Лебощина – его выпускница, окончившая впоследствии Московскую Государственную консерваторию им. П.И.Чайковского. Она привлекает к себе особое внимание, ибо благодарность и благоговейное отношение к истокам,  качество в наше жёсткое время не просто редкое, а уникальное. О своих учителях, сформировавших её нравственно-эстетические идеалы, она и поделилась в самом начале учебного года.

 
Ч. 1. Учиться на Гинзбурга

 У Ирины Лебощиной всё начиналось так же, как у многих. В школе был кружок игры на фортепиано, где на неё обратила внимание учитель музыки, посоветовав маме отдать ребёнка в музыкальную школу. На приёмных экзаменах в ДМШ №5 сидел тот самый Гинзбург, которого сегодня именуют легендарным не только потому, что выдающийся музыкант на днях отметил своё девяностолетие. Он славен тем, что всегда зрел в корень и мог разглядеть талант уже в зародыше. Так случилось с Ириной. Геннадий Борисович очень скоро сказал родителям, что девочке нужно заниматься музыкой и вокалом  серьёзно, потому что у неё «даже есть шанс… стать солисткой Большого театра». Особенно это напутствие действовало, когда юное дарование, как и многие в определенном возрасте, помышляло музыкальную школу бросить.
   Ирина, вспоминая историю своего музыкального образования, начинает с самого начала, вершиной чего по сей день является для неё Гинзбург. Очень редко можно услышать от выпускников престижного вуза имя первого преподавателя. Человеком, на которого упал взгляд девочки на приёмных экзаменах в ДМШ, оказался Геннадий Борисович, и других вариантов, кем стать и куда пойти учиться, у неё больше не было никогда. Она шла учиться «на Гинзбурга», хотела иметь свой хор и так же работать с детьми. Ирина хорошо училась по всем дисциплинам, но самыми любимыми для неё оставались уроки Гинзбурга.

   Сегодня о ней говорят как о продолжателе традиций выдающегося хормейстера, на которого хотела быть похожа. Она сама хорошая вокалистка, работает с обработками Гинзбурга, используя его репертуар, старается быть столь же чуткой и внимательной к ученикам.

 

В 2019 году Ирина Лебощина стала Лауреатом Второй премии IV Областного конкурса профессионального мастерства "Учитель и ученик".

   Ирина Лебощина – талантливый педагог ДШИ № 4, в её активе – лауреатство Областных, Всероссийских и Международных конкурусов, маленькие вокалисты хормейстера известны в области и за её пределами. В разговоре о ней хотелось бы привести отзыв её консерваторского педагога на рабочую программу, написанную Ириной для ДМШ.

Заслуженный деятель искусств России, профессор МГК им. П.И.Чайковского Борис Иванович Куликов:
 
« Большая, сложная, глубоко прочувствованная работа И.П. Лебощиной для ДМШ и ДШИ может надёжно ориентировать труд учителей пения, ибо в ней с профессиональной последовательностью и с аналитической зоркостью претворяется богатый опыт певческой педагогики. Её «Программа» воспринимается как живое руководство в воспитательных процессах, т.к. автор всецело погружена в вокальную стихию, обладает многолетним и взыскательнейшим личным певческим опытом и высокой квалификации мастерством хормейстера».

 
Никак не могу повернуть собеседницу к разговору о ней, а её это никак не смущает

- Я и говорю о себе, потому что люди, которым я обязана всем в профессии, и есть моё самое большое богатство. Моя корона, если хотите. И бриллиантов в ней много. Часто можно услышать, что  все мы родом из детства. Пятая музыкальная школа – это остров счастья в моей жизни. Всё продумывалось до мелочей директором Ниной Валерьевной Гончаровой, память о которой хранится не только  в моём сердце. В наше время в школе был расцвет творчества Владимира Фёдоровича Бобылёва и Геннадия Борисовича Гинзбурга. Гончарова добилась присвоения школе имени Бобылева, открыла его скрипичный конкурс. Мы, ученики Гинзбурга, считаем, что уже при жизни Геннадия Борисовича на здании школы могла бы появиться доска с информацией о том, что в ней больше пятидесяти лет работал выдающийся музыкант. Его знает и любит весь город, но он почему-то не входит в число почётных его граждан.  Нельзя ли это исправить?

    Ирине везло и дальше. Она поступила в музыкальное училище к прекрасному педагогу Н.Л. Сергуновой, а чтением хоровых партитур занималась со студентами  Н.М. Пантелеева, которая и зародила в девушке мечту о Московской консерватории. До Ирины поступлений в МГК из Рязани не было сорок лет.


Ч. 2. Родители дарят жизнь, Учителя – жизнь добрую


Ирина вспоминает:

– Сама атмосфера Московской консерватории уже обладает огромной воспитательной силой.
Профессора говорили, что Большой зал – наш самый главный учитель. Мы старались не пропускать концертов, ходили и слушали, впитывали, чтобы получить необходимую огранку. Конечно, консерваторию делают её педагоги. Это намоленное место: Танеев, Рахманинов, Чайковский. Ты ощущаешь дыхание великих предшественников. И мы в сердце храним тех педагогов, которые не только учили нас играть ноты, но подарили нам свою любовь.
  В Рязани к консерваторской атмосфере меня готовила Надежда Михайловна Пантелеева, обладавшая высочайшей культурой преподавания и широким кругозором. Теперь особенно понимаешь, что учат не постулаты и нравоучения, а тот мир, в котором живёт твой педагог, энергия, которой он тебя заряжает. Если мы работали над произведением, Надежда Михайловна вводила меня в эпоху, знакомила со временем, в котором жил композитор. Музыка, и литература с изобразительным искусством, и архитектура. Музыкант обязан многое  знать, чтобы понимать смысл изучаемого произведения: что влияло на композитора, почему так, а не иначе он услышал свою тему. Почему, например,  таким ликованием звучит фортепианный концерт Грига? Потому что он написал его, когда родилась дочь. Надежда Михайловна – выпускница Московской консерватории, стала для меня очень гармоничным продолжением работы Геннадия Борисовича. Её отличала такая же высокая степень культуры, интеллигентность, образцовая речь, скромность и доброта. Очень приятно, что в 2022 году к столетию Н.М. Пантелеевой  в колледже открыли памятную доску.
   В Москву я поступила со второго раза, но провал многое мне дал и показал, над чем нужно работать. И мы работали с Надеждой Михайловной весь год, чтобы я поступила.
   
    И снова мне повезло. Я училась у Заслуженного деятеля искусств России, профессора Бориса Ивановича Куликова, который с 1974 – 1990 был ректором МГК. Сам же он учился у великих  Александра Свешникова и Клавдия Птицы. Аристотель говорил, что „учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие добрую жизнь.“ Но мы должны быть открыты и доверять им, только тогда возможно развитие. Учение можно назвать воссоединением с педагогом, что и даёт результат. Очень прочная и очень хрупкая связь учителя с учеником. Нужно бояться её разрушить. Я не из музыкальной семьи, и разве могла  себе представить, что стану студенткой Московской консерватории!

Только моим учителям, начиная с самого главного и первого – Геннадии Борисовича Гинзбурга я обязана такому повороту в моей судьбе.


 

               
31.08 – 2. 09. 2024
"Новая газета" № 32, о5. 09 - 11. 09. 2024


Рецензии
Достойно о достойной женщине!

Вадим Константинов 2   06.09.2024 09:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим!

Миоль   06.09.2024 12:53   Заявить о нарушении