Разумный патриотизм
Разработка основана на социально-философских исследованиях автора [1, 2, 3], в неё включены дидактические стихи и басни автора [4].
Материал разработки использовался в мероприятиях центра гражданского и патриотического воспитания НИУ «БелГУ» и может быть использован всеми занятыми патриотическим воспитанием как вспомогательный материал.
ВВЕДЕНИЕ
Цель данной разработки – внедрение в учебный процесс концепции разумного патриотизма для повышения эффективности патриотического воспитания и идеи патриотизма в обществе. Патриотизм – это не только чувство любви к Отечеству, но и осознанное отношение к интересам общества как к своим общим с другими людьми интересам. Общий интерес проявляется в том, что люди посредством друг друга удовлетворяют свои потребности и получают сил больше, чем по отдельности. Такая взаимозависимость людей формирует у человека жизненно важную для него моральную потребность: быть нужным, полезным, значимым другим людям. Иногда люди удовлетворяют эту свою потребность ценой своей жизни. (Ссылаясь на такую абстракцию общего интереса, некоторые власть имущие, наживают миллиарды за счет благополучия и жизней других людей.)
Основная потребность людей – это потребность в безопасности. (Пишу это под вой тревоги.) Развал СССР был катастрофой. Сейчас наши враги руками отделенной и одурманенной части нашего народа вбивают понимание этого в наши головы снарядами и ракетами. Вместе с тем, помимо прочих действий, словами ведут убеждение, что и Российскую Федерацию надо разделить. Во время развала СССР масса людей не осознавала катастрофичности развала СССР и его последствий для себя лично. (Образец отсутствия разумного патриотизма.) Нам жизненно необходимо, чтобы наши сограждане всех этносов и с различным отношением к религиозным учениям не только сердцем, но и умом понимали, что означает «в единстве – сила» и что развал Российской Федерации для мало кого из них не будет катастрофой много большей, чем был развал СССР.
1. НАША РОДИНА
Слово «родина» происходит от славянского «род»; в украинском, чешском, словацком, польском «родина» – это «семья»). Мать рождает ребенка. Родина, отчизна (отечество) – это страна, которая рождает человека как своего гражданина, как общественное существо. От земли, культуры и от общества своей страны люди получают свои силы.
Люди наследуют родину от предков. Родина моих дедов и отца – дореволюционная Россия. Это – наша общая историческая, Родина. Её после революции разделили на союзные республики, а после враги разделили на отдельные государства. Делили внешние враги, которые усиливали внутренних сепаратистов, и эти сепаратисты. На нашу долю приходится, как сказал наш президент, «возвращать и укреплять».
Защитники отечества должны знать, где границы их отечества, которое они должны унаследовать от отцов и праотцев. Враг разделил это отечество до вашего рождения не просто, чтобы властвовать над разделенными ослабленными частями, а чтобы фактически уничтожить наш народ. Защитник Родины не может признавать окончательной никакую победу врага и должен возвращать то, что отвоевал враг. Разумный патриот не может признать правильным и законным развал врагами его исторической родины, родины его отца и дедов.
Исторической Родине – России-СССР
Разорванная Родина моя!
В тебя враги извне вбивают колья.
Мне это душу заливает болью,
Стихом пролившейся уже через края.
Родной Союз, твоя былая мощь
Изранена, но всё же не убита,
Ты и сейчас способен нам помочь
То находить, в чём благо и защита!
Уверен поседевший ветеран:
Единством прирастает мощь отчизны
Внутри неё и в единеньи стран,
В союзах с нею для грядущей жизни.
В единстве сила Родины моей,
Семьи сотрудников, сплоченных в общем деле,
В которой нужен каждый из людей,
Как клетка, что нужна в здоровом теле.
2. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА, МИРОВАЯ И РУССКОЯЗЫЧНАЯ
Из природных ресурсов народ строит свою культуру. Культура – это все ценности, созданные трудом.
В противостоящих России бывших советских республиках уничтожают историческую память, переписывают историю, перепрошивают мозги оставшегося населения. Всё больше их люди отделяются от русскоязычной культуры СССР, большой России. Но это не особая национальная русская культура. Это общая многонациональная культура объединения (семьи) народов СССР. Русский язык как язык межнационального общения позволил создать мощную мировую сверхдержаву. Этот язык обеспечивал успешность кооперации народов СССР, сохраняющих свои особые языки. Он позволил накопить и использовать больше знаний, чем это могло коренное население любой из республик на своем языке, просто потому, что этот язык объединял в России больше людей и больше ресурсов.
Культура и русский язык
Разноязычные культуры
Чем можем мы соизмерять? –
Тем, сколько их литературы
Сумели знания вобрать;
Богатством ценностей, в какие,
Смогли те знанья воплотить
Числом творений каковые
Способны мир ошеломить;
Для скольких из людей привычен
Язык в работе и в быту,
Насколько петь не ограничен
Про жизнь, природу, красоту.
Русскоязычная культура –
Одна из главных на земле.
С ней сверхдержавы режиссура
Полмиром делалась в Кремле.
Народ единый мощной силой
С культурой этой обладал,
Её сегодняшней России
И ближним странам передал.
Культуру славную реально
Творили люди всей страны
Той, где границы есть формально,
Но ими не разобщены. –
Все, кто Советского Союза
Простор считал за общий дом,
Кому одна служила Муза,
Кто общим связан был трудом,
Стоял за Родину в окопах,
В могилах братских, чьи сыны,
Кто ни во сне, ни в гороскопах
Не ждал межбратственной войны.
Можно попытаться заменить русский язык английским, который объединяет не с народами СССР, а с коллективным Западом.
Но не для того пирожок берут в руки, чтобы делать крепче, а для того чтобы съесть мягоньким. Ненужную конкурентную промышленность уничтожить, землю скупить подешевле. Культура же аборигенов – это средство, которым аборигены превращают природные ресурсы в свои ценности. Поэтому заграничные господа заинтересованы взять от нашей культуры всё, что им выгодно, а нас по возможности оставить с культурой достаточной, чтобы обслуживать добычу ресурсов для них.
Немилость
... Но если культура чужая
Доступный ресурс забирает,
Хулят её, страсть выражая:
Пусть вместе с другим умирает.
Такие чужие культуры
На разную дурь подвигают,
Уродуют в карикатуры.
А ценности в них разлагают.
3. ЧТО ЗНАЧИТ «В ЕДИНСТВЕ – СИЛА»?
От взаимовыгодного объединения в обществе люди получают общественный прирост сил, сверх простого сложения их отдельных сил. Каждый получает свою долю от этого прироста сил и становится сильнее, чем был бы вне общества. Изгой из общества, без всего, что получил от него (включая знания), не жилец. Основные виды объединения: простая кооперация, а также горизонтальное и вертикальное разделение труда.
1. Объединение одинаковых сил (простая кооперация).
Пример: Каждый из 3-х соседей у себя в хозяйстве поднимал сам 50 кг. Объединились для сотрудничества двое, каждый в своем хозяйстве смог поднимать по 100 кг. Объединились с третьим. Каждый у себя смог поднимать 150 кг.
Закон 1: чем больше людей взаимовыгодно сотрудничает, тем они сильнее, а чем меньше – тем слабее.
Один из трёх соседей отделился. Каждый из двух остальных с взаимной помощью другого стал поднимать не 150 кг, а 100 кг, т. е. в 1,5 раза меньше. Отделившийся у себя опять стал поднимать не 150 кг, а 50 кг., а т. е. в 3 раза меньше сам по себе.
Закон 2: чем меньше людей выходит из взаимовыгодного сотрудничества, тем больший прирост сил они теряют.
Но «один не воин». Важно, что общество вынуждено защищаться от некоторых других обществ. Объединившись втроем, вместе в сумме они поднимали 450 кг (совокупный продукт их общества). Это их общая сила по отношению к другим объединениям. В этом отношении два остальных вдвоем вместе в сумме стали поднимать 200 кг., т. е. в 2,25 раза меньше. Отделившийся один стал поднимать 50 кг., т. е. в 9 раз меньше, чем исходное объединение, и в 4 раза меньше, чем два оставшихся в меньшем объединении.
Закон 3: по отношению к другим недружественным объединениям общая сила всего объединения выступает как сила члена этого объединения. Чем больше сила общества данного человека, тем больше его собственная сила, которая даёт ему безопасность в отношении недружественных обществ. Примерный показатель уменьшения сил от отделения от общества – то, насколько в мировой экономике доля отделившейся части меньше, чем была доля неразделенной страны. Но еще из этой уменьшенной доли надо вычесть те силы, которые уйдут на конфликты, а то и на войну с другими отделившимися частями. (Внешние субъекты, делят страну, ради своих выгод, а не выгод отделившихся.)
(Пример с подъёмной силой – идеализированный. В нем не учтён расход рабочего времени, но всё же.)
2. Объединения разных равноправных сил (горизонтальное разделение труда).
Пример, – разделение труда между фермером, сапожником, портным, кузнецом, столяром и т. д. в деревне. Каждый пользуется продуктом труда всех других. Ни один не может, по крайней мере, исправно делать всё, что делают другие. Другой пример – международное разделение труда. Разные страны производят разные продукты, обмениваются ими, каждая пользуется тем, что производят многие другие страны.
Закон 4: чем меньше видов необходимой ему продукции производит кто-то, тем больше он зависит от других.
3. Объединение управляющей и управляемой сил (вертикальное разделение труда).
Пример: Одни заняты умственным трудом, другие – физическим. Они взаимно дополняют силы, способности друг друга. Вместе они способны к современному производству. Без этого разделения труда, люди вернулись бы к каменным орудиям.
Однако тот, кто занят умственным трудом, управляет тем, кто занят физическим. Те, кто производят информацию, управляют теми, кто добывает природные ресурсы (энергию и вещество) и теми, кто производит продукцию из этих ресурсов. Кто управляет, тот берет большую долю из общественного прироста сил. Быть управляющим выгоднее.
В таком объединении человек может быть: товарищем командиром или товарищем подчиненным, предпринимателем или работником, крепостником или крепостным, рабовладельцем или рабом, вождем или членом общины и др. В подобных же ролях могут быть страны.
Вывод: нашей стране желательно быть как можно более самоуправляемой и как можно меньше быть в роли подчиненной.
Без своей доли общественных сил, средств и знаний человек не может выживать, делать то, что он ест, одевает, и т. д.
Разберемся, что такое общественная (социальная) сила, из чего состоит, в чем заключена.
Вообще сила человека – это его возможность что-то сделать. «Есть сила», значит то же, что «может». Что может, такая и сила. Она возникает из объединения людей. Чем больше эта сила, тем больше свобода.
В действительной социальной силе есть семь частичных сил (способностей): 1 – сказать, что хочет делать, 2 – желать это делать, 3 – описать словами чем, как и т. д. это делать; 4 – образно представлять как это делать, 5 – действовать органами тела, 6 – действовать средствами; 7 – способность предметов изменяться под действием средств. Например, чтобы обезвредить огневую точку бойцам нужны силы: 1) принять приказ делать это, 2) захотеть это сделать, 3) знать на словах, когда, чем, как и т. д. это можно сделать, 4) представить себе как это сделать, 5) действовать на средства, достаточные для выполнения приказа 6) средствам действовать как предусмотрено (оружию стрелять и т. д.), 7) огневой точке быть уязвимой от действий этими средствами. Составные силы перечислены сверху вниз, от управляющих к управляемым, от определяемых к определяющим, но 1-2 ; это части силы желания, а 3-4 ; части силы познания. Сила желания в целом управляет силой познания в целом. Меньшая по энергии и веществу, но бо;льшая по информации, управляющая сила приводит в действие бо;;;льшую по энергии и веществу силу. Управляющий тратит меньше, а получает больше, чем управляемый.
Закон: в кооперации вертикальным разделением труда и вкладываемых сил, выгоднее быть управляющим.
Присоединять могут не как равноправного партнера, а как источник управляемых сил.
Строение и исток социальных сил и свобода
Нужны для дела силы всем,
Таких и сколько надо, семь:
(1) Сказать: «Хочу я это дело!»
(2) И чтобы чувственность хотела.
(3) Сказать, как сделать и (4) представить,
(5) Себя подвигаться заставить,
Тем двинуть (6) силы средств, (7) предметов, –
Все вместе – наша сила это!
Делам, для коих хоть единой
Из них не хватит, – не бывать.
Объединяемся с другими
Сил недостатки восполнять.
Приростом сил, что получаем,
Живёт всё общество и мы,
И тем приростом поднимаем
Благополучье и умы.
В приросте сил от единенья –
Исток свободы выбирать,
А без него удел – мученья,
Плюс к ним – свобода умирать.
Когда зовут тебя к свободе,
Смотри – к реальной или «вроде».
Не то, лишат прироста сил,
За счёт которого ты жил.
Действительная социальная сила сделать что-то – это соединение где и когда надо всех семи частичных сил именно для этого дела. Если хотя бы одна частичная сила не соединится с другими, где и когда надо, то действительной социальной силы для этого дела не будет. Воин вооруженный самым лучшим оружием, который, например «всего лишь» не хочет воевать, или «всего лишь» не знает, как использовать оружие, не имеет в себе действительной военной силы.
Вообще частичные социальные силы человека могут быть:
1) действительные в полном соединении для данного дела;
2) действительные в полных соединениях для других дел;
3) резервные в неполных соединениях;
4) теряемые в неполных соединениях.
Притом в одинаковых сочетаниях материальных ресурсов могут быть разные по качеству и по величине социальные сил.
Сказанное означает, что учет ресурсов (знаний, энергии, материальных средств и предметов действия) – это далеко не то же, что расчет действительных социальных сил для данного дела. При избытке нужных ресурсов может не быть нужных сил.
Любой человек не полностью знает, какие эти резервные и теряемые потенциальные частичные силы, и отчасти заблуждается насчет того, что он может или мог бы. Проверяйте, что вы можете, в деле.
Взаимное дополнение одинаковых сил и разных частичных сил происходит в кооперации. Чем больше людей кооперируются, тем больше сил, а значит, тем больше свобода. Отделение, которое уменьшает силу, уменьшает и свободу. Стремление «освободиться» от тех, в объединении с кем получали свою силу – это ложное стремление к свободе.
СССР разваливали предатели и неразумные патриоты. Последним казалось, что отделят свою республику, значит, ее освободят. Но разваливалась могучая супердержава. Отлаженное разделение труда давало большой общественный прирост сил. Разделение республик каждую из них сделало слабее и несвободнее. Промышленность ряда республик отделили от ресурсов РФ. Конкурентам же на западе вся территория СССР нужна в основном как источник природных ресурсов. В объединении с западным миром им выгодно усиливать эти республики лишь в военном отношении как орудия разрушения РФ.
4. ПОЧЕМУ СТРАНЫ ВОЮЮТ, НО СОТРУДНИЧАЮТ?
Взаимовыгодное сотрудничество дает прирост сил и увеличение свободы. Однако некоторые страны воюют.
Воюют, из-за того, что агрессор хочет отнять у другой страны её природные ресурсы. Премьер-министр Англии Тэтчер, сказала, что на территории России (СССР) экономически целесообразно проживание 15 миллионов человек. (Из 350 миллионов). Такое вот планировалось освобождение наших ресурсов, от нашего населения, чтобы эти ресурсы мог потреблять Запад. Ему выгодно, чтобы бывшие братские республики стали воевать и уничтожать это лишнее население, особенно в Российской Федерации.
Страны сотрудничают, но воюют также и для того, чтобы получить большую долю прироста сил от международной кооперации.
Делёж общественного прироста сил
На всех прироста сил нам мало.
Взял больше – прочим меньше стало.
Хоть жить без общества не можем,
Но кость одну на многих гложем,
И потому немало злости
В делёжке этой самой кости.
Немало социальной силы
Конфликты разные сгубили,
А вместе с тем и сил природы –
Тех, коих меньше год от года.
За малость выгоды своей,
Бывает, губят тьму людей.
Право своей страны на справедливую долю такого прироста и на свои ресурсы приходится защищать и армии. Но такая война идет между врагами-сотрудниками. Кому-то может быть сложно понять, как можно вести переговоры и заключать сделки с врагами. Но политика и война – всего лишь средство для экономических побед. Более того, исключение из сотрудничества, из международного разделения труда путём санкций – это один из способов ослабления противника и ведения гибридной войны.
5. ДЕЛЕНИЕ НА ДРУЗЕЙ И ВРАГОВ
Защитник отечества – это его друг и враг его врагов. Но считать себя чьим-то другом и быть им – это не одно и то же. Не зря говорится: «Глупый друг – злейший враг». Воин также должен уметь налаживать дружеские отношения с сослуживцами с мирным населением и др. От этих отношений может зависеть жизнь и его, и тех, кого он должен защищать. Часто сложно оценить то, дружественны или враждебны чьи-то действия. Дружественное и враждебное, усиливающее и ослабляющее в них могут быть смешаны. Те, с кем вместе употребляют алкоголь или наркотики, кажутся друзьями, но реально враги.
Кто друг
Кто делает сильнее – друг,
Кто ослабляет – враг,
Но, кто есть кто для нас на круг,
Мы знаем кое-как.
Вражда и дружба в отношеньях
Замешаны, как винегрет.
Ты друг к нему в своих решеньях,
А в деле польза есть и вред.
Коль польза в нем преобладает,
В тебе он другом обладает...
Те, кто сотрудничают с наибольшей взаимной выгодой, тратой своих сил получают наибольшие новые силы. Они связаны общим интересом. Но, что человек может сделать сейчас и сможет в будущем, он осознаёт лучше или хуже и соответственно действует умнее или глупее.
6. ПАТРИОТИЗМ. ПАТРИОТЫ РАЗУМНЫЕ И НЕРАЗУМНЫЕ
Патриотизм – это сознательное стремление усиливать отечество. Но выбор средств и путей этого усиления может быть верным, а может быть и обманчивым. Одни усиливают, другим только кажется, что усиливают. Усиливающий патриотизм противостоит лжи ослабляющего патриотизма.
Патриотизм желания блага Родине, любви к ней, выраженный в словах и чувствах, – главная, управляющая часть целостного патриотизма. Но патриотизм разума, доказательное знание о том, за что и почему разумный человек не может не любить свою родину, основная, определяющая часть целостного патриотизма. Любить Родину надо потому же, почему любишь свое живое тело. Родина в целом составляет твоё социальное тело. Какими бы ни были болезни в нем, но твоя социальная сила – это доля сил этого социального тела. Да, Родина связана с другими странами кооперацией. Но, эта кооперация не исключает угрозу существованию и твоей Родине и тебе лично.
Патриотизм желания слеп без патриотизма разума. Недостаток разумного патриотизма и был в значительной мере причиной безучастности массы людей к развалу СССР.
Разумный патриот считает правильным следующее.
«Могу быть сильным только в сильном отечестве. Его силы, потребности и интересы – мои собственные. Мои силы – это доля сил моего общества, поэтому его развал – это катастрофа и угроза моему благополучию и жизни раньше или позже».
Граждане страны всех национальностей, имеют равные права на сосуществование и взаимовыгодное сотрудничество, на использование и развитие многонациональной русскоязычной культуры, на поддержание своей национальной культуры как части культурного многообразия страны.
Отношение разумного патриота к религии указывает народная мудрость: «На Бога надейся, а сам не плошай!». Разумный патриотизм – об этом «не плошай». Разумные патриоты должны рассчитывает реальные силы в этом мире, учитывать и те силы, которые создают различные религиозные верования. Надо учитывать в частности то, что надежда на Бога дает массе наших людей силы для борьбы с врагами традиционных ценностей и для выживания. Разумный патриотизм проявляется в установке президента и священнослужителей нашей страны на межконфессиональное согласие, необходимое для единства общества и на борьбу против религиозных деятелей и нацистов, которые противодействуют такому согласию и единству общества.
Страны всего мира – партнеры, связанные сотрудничеством, но некоторые из них враги в гибридной войне, с которыми надо договариваться, устанавливать союзы, как можно более выгодные, но и воевать. Они пытаются санкциями отделять нашу страну от этого сотрудничества, этим наносят ущерб и себе. Свободу даёт сила, а силу даёт выгодное объединение, а не такое отделение, которое ослабляет.
Все граждане страны должны быть или становиться разумными патриотами. (Общество, давая человеку социальную силу, вправе направлять её на свою пользу.)
Патриот ослабляющий родину (то, что он определяет как родину) – лжепатриот. Есть также лжепатриоты, которые, ради собственных корыстных интересов просто лгут о том, что они патриоты.
Неразумный патриот может совершать следующие ошибки.
Во-первых, неразумный патриот мог считать, что освободить его республику – это значит развалить СССР и отделить эту республику от других и от РФ. Он не рассчитывал величину той доли общего прироста сил, которую республика получала в СССР и что в союзе (в основном с РФ) она получила, развитую промышленность и культуру. Неразумный патриот, например, Украины считал, что отделение его республики от того союза, в котором она получила свою силу, не уменьшит эту силу. Он считал, что его республика выиграет, так как не будет «кормить» Москву. Но это «кормление» было частью взаимовыгодного обмена продукцией. Этот обмен в рамках разделения труда между республиками давал огромный прирост сил самой Украине. Сокращение разделения труда между Украиной и Российской Федерацией вело к значительному уничтожению промышленности Украины и к превращению ее из промышленной державы в аграрную. Неразумный патриот не ответил на вопрос: «В каком качестве, для чего Запад заинтересован использовать присоединяемую к нему Украину?». Как оказалось, для приобретения ее природных ресурсов, для того, чтобы вооружить жителей Украины и устроить взаимное уничтожение двух частей недавно единого народа…
Вот пример того, как такое отделение освобождает. В СССР свободная поездка из одной республики в другую занимала намного меньше времени, чем когда республики «освободились» и появились таможни на границе между ними. Та же поездка, но уже почему-то несвободная, стала занимать на пару часов больше времени. Переход республик к открыто враждебному противостоянию делает поездки вообще опасными для жизни.
Уничтожается промышленность той или иной республики, которая рассчитана на кооперацию с РФ и не нужна западным конкурентам. Результат – республика становится в разы слабее, чем в составе СССР. Безвизовым, правда, стал в некоторых республиках выезд в Западную Европу. Свободнее стало тем, кто хотел уехать в Европу. Кто-то уехал с семьей. А многие оторвались от семьи и поехали зарабатывать на ее жизнь. Европа усилила себя относительно дешевой рабочей силой.
Эту рабочую силу она отняла у республики и её экономики. Коллективный Запад делил СССР не для того, чтобы отдельные республики стали сильнее и самостоятельнее, а для того, что получить из бывшего СССР как можно больше ресурсов для себя. Это деление не ради освобождения жителей «порабощенных» Российской империей, а ради освобождения ресурсов от этих жителей. Чтобы такое освобождение делать руками самих жителей бывшего СССР, неразумных патриотов отделившихся республик использовали для враждебных действий по отношению к РФ. «Свобода» от промышленности, «свобода» от своей земли и война с РФ, чтобы «освободиться» от жизней своих людей и ослабить РФ – такой итог «освобождения» своей республики неразумными «патриотами». Конечно, какой-то шайке власть имущих всё это выгодно, и просто власть кормит, и за продажу Родины деньги дают. Не тот настоящий патриот, кто кричит, что он за свою страну, а тот, кто её реально делает сильнее. А в планах западных «освободителей» подобным же образом «освободить» одни части РФ от других и стравить между собой для «освобождения» от «лишнего» населения.
Во-вторых, неразумный патриот может признавать исключительной хозяйкой своей республики только одну основную нацию и её язык может утверждать единственным государственным языком. Он, как ему кажется, возвышает свою нацию над другими, но в реальности обособляет, отделяет её от других, уменьшает их поддержку и ослабляет её, хотя ему кажется, что усиливает. Такой национализм противопоставляет господствующую нацию остальным. Это усиливает национальную рознь. Когда такой национализм сочетается с открытой фашистской диктатурой, инакомыслящих уничтожают или вынуждают уехать из республики. Республика может разделиться.
Лжепатриотизм
Разумен патриот России всей,
Её народа мощного оплота.
Внутри ж изъятых из неё частей,
Возникли тех частей лжепатриоты.
Враги России – родины отцов,
Истока сил, богатства и свободы.
Местами их, как обозлённых псов,
На бой с РФ уводят кукловоды.
Там льётся кровью лжепатриотизм
В людей «ненужных» самоистребленьи
По воле тех, кому чужая жизнь –
Напрасное ресурсов потребленье.
Лжепатриот – кто не признав корней,
Без интересов верного учёта
Уменьшил силу родины своей
Как исполнитель вражьего расчёта.
7. ВОЙНА. ГИБРИДНАЯ ВОЙНА. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА, ЕЕ ЦЕЛИ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА
Война вообще – это взаимное уничтожение сил противников ради управления государством. Обычная война ведется смертоносным оружием (пушки, бомбы и прочее). Но в атомной войне могут погибнуть все, победителей не будет. Поэтому ведут гибридную войну. Это – такая война, в которой противники всеми своими силами уничтожают любые враждебные силы другого не только смертоносным оружием. Воюют во всех сферах жизни: в экономике, в науке, в образовании, в искусстве, здравоохранении... Любой успех одной стороны – это поражение другой, если не получается присвоить плоды чужого успеха. Но основа жизни общества – его экономика. Она дает возможность содержать и применять армию как средство решения экономических задач.
Надо понимать экономическое преимущество информационной войны в гибридной войне. Частичные действия соизмеряются по затратам энергии. При этом важно, что управляющие силы требуют меньших затрат энергии, чем управляемые. В этом смысле управляющие силы меньше, чем управляемые. Поэтому информационная война, в общем, выгоднее. А в информационных духовных действиях наиболее выгодно словами действовать на способность говорить о желанном и способ¬ность желать. Если слов недостаточно, применяют более основательные средства.
Главные цели информационной войны
Идет война за фразы о желанном:
За главные слова: «Чего хочу».
В ней объясненье искаженным данным,
Умам со страхом: «Лучше промолчу!».
***
Добиться цели слов войной
Бывает выгодой двойной:
Слова убойнее ракет
Подчас, а трат особых нет.
Любое слово оцени
В его влиянии на силы,
Чтоб средствами такой войны
Тебе мозги не ослепили.
Какие бы слова и кто бы ни говорил, оценивайте, кого они делают сильнее – вас и ваших друзей или врагов. Носители словесной и образной информации (листовки, громкоговорители, сети Интернет и др.) иногда могут действеннее, чем летальное оружие обезвредить противников. Защитник Родины должен уметь пользоваться словом как оружием.
Враги в информационной войне используют слова для манипулиро¬ва¬ния мыслями о желанном. Они пытаются сделать так, чтобы наши военные не хотели воевать, граждане не уважали власть и порядок, чтобы полезное для нас считали вредным и наоборот. Мы должны понимать это и отвечать им взаимностью.
Свобода словоупотребления
Словами смеют называть
Всё что угодно, как угодно:
Безумство умным признавать,
Провозглашая всенародно.
Свой укрепляя интерес,
С головоломным извращеньем,
Дела, на кои «путал бес»,
Звать Божьей воли воплощеньем.
Одно и то же с двух сторон,
На выбор вам, с кем быть хотите:
Разведчик – для врагов шпион,
Убийца – им освободитель
(Кому, зачем и от кого?).
Все те, кто ценят так несхоже,
Являют, кто и за кого,
Кому, чьи выгоды дороже.
В войне надо уметь обманывать врагов любыми способами. Мины ставятся так, чтобы быть незаметными для противника, ставятся надувные изображения военной техники, снайпер маскируется всеми доступными способами, контрразведка передает противнику дезинформацию и т. д. В информационной войне используют и правду, вредную для противника, и нагло лгут, маскируя ложь, разоблачают чужую ложь и т. д.
Созданием обманчивой видимости завлекают на крючок.
Очарование видимости
Червяка Карась узрел
И обрадовано съел.
На крючке у Карася
Радость вылетела вся.
Съесть, казалось бы, приятно,
Да не выплюнуть обратно.
Карасю еда – червяк,
А уху поест рыбак.
Тем, кто любит червяков,
Надо знать про рыбаков.
Ты глазам не просто верь:
Что за видимым – проверь!
Мало знаешь – не суди!
Сам себе не навреди!
Многие люди во все времена устремляются к нарисованным для них заманчивым, но недостижимым целям, к обманчивой видимости.
Осёл и морковка
В дороге пред ослом
На удочке морковка.
К ней шёл он напролом!
К ней – силы и сноровка!
Итог усилий тех –
Ослиная работа,
В которой был успех,
Но не его расчёта.
Знай, прежде чем путём
Желанным устремиться,
Что нереально в нём,
А что осуществится,
Вдруг миф из сладких слов,
Что пред тобою брезжит, –
Морковка для ослов,
Какую кто-то держит.
Сильнейшее информационное оружие и средство манипулирования желаниями – смех. Смехом унижают и уничтожают. Даже тот, кто не боится ничего другого, боится смеха.
Словами действуют на наши слова о желанном и на наши желания юмористы-сатирики. Говорят с насмешкой о том, что считают плохим. Если мы смеемся, значит, согласились. Работают на самом высоком уровне и это уже не смешно. А сколько чужой крови может юморист пролить на войне – это увидели.
«Смех без причины – признак дурачины». А смех над тем, над чем не надо бы смеяться? Зачастую таким был смех на кухнях от антигосударственных анекдотов, написанных специалистами по мани¬пу¬ляции сознанием.
Тетеря и смех
Уселась, о еде мечтая,
На ветвь тетеря молодая.
Под нею окажись лиса
И в смех: «Да что за чудеса?!
Пристойно ли приличной птице
На жалкой веточке ютиться?!
Она же под тобой чуть дышит.
Дунь на нее – ее колышет!»
Тетерю смех лисы тревожит.
На ветке усидеть не может.
Вся в мыслях: «Ветка – просто смех,
А я уселась как на грех!».
Заёрзала да отцепилась
И. в лисьих лапах очутилась.
Тот, кто дурачить любит всех,
Нередко применяет смех.
Кто на уловку поддаётся,
Над тем, что жизнь хранит, смеется.
А на такое не ропщи,
Не то отправишься в ощип.
И лесть (уже сказал Крылов),
И смех – бичи дурных голов.
Юморист-сатирик который зарабатывает на смехе, может делать смех самоцелью. Разумный же патриот может высмеивать то, что ослабляет страну, но в общем итоге усиливать ее своими словами.
«Задорнов до «перестройки» смеялся, что в России не столько видов кефира, сколько за границей, и прочее. А после перестройки отмечал, что вот юмористы посмеялись над СССР и его не стало. Смех юмориста, который ослабляет страну, – враждебный смех.
Уж какие ресурсы отдали за кефир и прочий ширпотреб, ни в сказке сказать!
Власть над смехом
Кто теряет власть над смехом,
Будет дурнем для потехи,
Будет вынужден расстаться
С тем, над чем начал смеяться,
Где-то дружно посмеялись
И с ресурсами расстались.
Им задаться бы вопросом:
«Не останемся ли с носом?».
«Истинные слова» – говорят об истинном суждении, т. е. об истине, т. е. о правде. Иногда говорят «Сила в правде»? Но, правда-истина даже записанная – это всего лишь мысль. Чтобы стать силой, её должны признать и реализовать люди с подходящими средствами. А тем, от кого это зависит, может быть невыгодно, признать правду. Их может делать сильными ложь, в которую другие люди верят и считают истиной. Поэтому, особенно в информвойне, они гнобят правду-истину разными способами. Чтобы правда, т. е. истинные мысли о том, что нужно людям, и о действительности, стала действительной силой, она должна стать знанием таких людей, у которых есть все средства и интерес для ее использования. Правда «должна быть с кулаками».
Как умеют гнобить правду-истину
Замалчивать; топить во лжи; считать за ложь, за заблужденье;
Высмеивать; перевирать и ложно толковать сужденье;
Ко лжи приравнивать ее; повторами навеять скуку;
То запрещать, уничтожать, то брать для критики «науку»;
Что надо, истинным считать, а всё невыгодное ложным;
Маскировать за правдой ложь;
«двойной стандарт» свой счесть возможным;
Тех, кто доверчив, оглуплять, и, в глупости удостоверясь,
Слепой добиться веры в ложь и в то, что истина есть ересь;
А автора назвать, лжецом, глупцом, заблудшим, сумасшедшим;
Пугать, арестовать, убить тех, кто стал истину нашедшим, –
Мешать ей в тех людей войти, из записи или беседы,
Кто против истины врагов, добудут для себя победы.
Этот стих о том, как могут препятствовать правде-истине те, кому она не выгодна. Это – сокращенное изложение сути стиха «Как гнобят правду-истину».
После развала СССР стали раскручивать Интернет. Это – своего рода центральная нервная система всего человечества и такой мировой советчик. Интернет – исключительно полезное средство перепрошивки мозгов у людей. Так что у нас есть задачи: организация суверенного безопасного Интернета и обучение людей умению пользоваться Интернетом без вреда для себя и для страны, чтобы люди научились отличать, где их дурят.
О пользе некоторых сетей
Паук пораскинул на веточках сеть.
В ней пользу букашки смогли усмотреть –
Сигналить друг другу по той паутине,
Так кое-кого уже нет и в помине.
Легко в ней не понявшим суть насекомым
Сигналить бесстрашно чужим и знакомым,
Укрыться в ней может букашечка-детка –
На то, что крупнее, рассчитана сетка.
Да и паучки-конкуренты в сети
Не слишком мешают, что нужно, найти.
Увы, с неизбежностью в жизни бывает:
Один добывает – других убывает.
Коль надо, сигналь, да не будь простаком,
Забывшим, что соткана сеть пауком,
А он не способен без пользы своей
Еду упустить и наделать сетей.
Бывало, что мужья по мобильному телефону сообщали своей супруге о здоровье, а противнику, где их можно убить. Наши любимые гаджеты – это и удобное средство связи, и оружие врага, которое может быть обращено против нас. Враги создают специальные службы сетевого воздействия на психику, чтобы настраивать своих людей против нас, наших людей против наших властей и т. д. Цель – ослаблять нас духовно, уничтожать наши духовные силы. Враги создали сетевое управление войсками
8. УРОКИ РАЗВАЛА СССР
Могучий СССР в союзе со странами Варшавского договора был сверхдержавой. Он был способен не просто противостоять Америке и Западу, а поддерживать равновесие в мире и прогресс человечества. однако распался, точнее его развалили. В. В. Путин признал это катастрофой. Почему это получилось? Что нам надо, а что не надо, чтобы сохранять и укреплять Россию. Для того, чтобы вполне осознавать свое право на свою историческую Родину надо знать действительную историю её развала. Надо оценить глупость, подлость, несправедливость и антинародность этого развала, чтобы научиться на ошибках и не повторять их.
Начнем с глупости. Ко времени распада СССР главный в нём был у нас за главного философа. Руководство наше оказалось в идеологическом кризисе. Сами главные плохо соображали. Коммунизм что-то не получается. Самим жить хочется как богатые на Западе. Кто должен научить, как перейти к такой жизни. Конечно американцы. Их консультанты и инструкторы стали советчиками нашей власти.
О пользе чужого ума
Известно людям: у Игната
Не голова – ума палата,
Хоть он прилюдно не кичится
И не стремится отличиться.
Сосед Семён его советам
Всё следовал и в том, и в этом,
Да не домыслил, что Игнату
Хотелось по соседству хату.
В итоге изгнан был Семён
Из своего подворья вон.
В твои дела бы ум чужой не лез,
Когда б не видел шкурный интерес.
Коль ты печёшься о себе самом,
С оглядкою живи чужим умом.
Да хоть советчик – родственник иль кум,
Знай интерес, какому служит ум.
Учитывай, при всем к ним уваженьи,
Что кому выгодно при данном положеньи:
А вдруг – вражда, хотя был раньше дружен,
Так и совет его тебе совсем не нужен.
Старайся трезво думать о таком,
Так сам, гляди, не будешь простаком.
Подготовили советчики смену власти. К досаде тех, кто был у власти, изменения были совсем не такие выгодные, как они надеялись. Вместо собственного распоряжения ресурсами большой страны они получали роль посредников в передаче ресурсов отдельных республик во власть внешних хозяев.
Многие наши люди в СССР стали томиться от застоя. Им захотелось перемен. Особенно молодежь была склонна к переменам. Казалось, что новое будет лучше. Типа, новые джинсы, новые кроссовки... новая жизнь. Руководитель страны предложил её перестроить, поменять правила жизни в ней. Но желающие могут получить неприятные результаты. Не зря есть китайское ругательство: «Чтоб ты жил во время перемен».
Мартышка и перемены
Застой мартышке хуже плена,
Нужна ей в жизни перемена!
И начала она менять:
Задачи жизни изменять,
Затеяв в доме перестройку,
«Старьё» тащила на помойку;
С друзьями старыми порвала
И в результате нищей стала.
Что ж, в мире многие менялись,
Да с чем остались, коль остались?
Не грех, чтоб с пользою меняться,
С последствиями разобраться.
До того, кто возглавил перестройку, прежнего старика руководителя страны, дважды менял другой и вскоре умирал. Эти старики были неспособны на большие перемены. Торговать родиной ради своего отдаленного будущего – не тот возраст. Народу казалось, что молодой энергичный главнюк будет лучше. Получили молодого. Он возглавил шайку предателей, перестройку страны и движение к развалу. Народ в массе не смог оценить эти перемены, разумный патриотизм в достаточной мере не проявил. Союз и развалили вследствие этого.
В следующей басне – продолжение истории с возом из басни Крылова. Начинается цитатой.
Воз и Блоха
«Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись».
Стоял бы он, была бы скука.
Вдруг Волк, откуда ни возьмись.
Что на возу лежало, слопал
И тройку спорщиков прибил.
Так, Лебедь крыльями отхлопал,
Под камнем Рак лежал без сил,
На берегу зевала Щука;
На части развалился воз.
Угробить общее не штука,
Желая лучшего до слёз.
На Лебеде Блоха селилась,
Что страстно всех в полёт звала,
Та к Волку в шерсть переместилась
И беспечально в ней жила.
К морали вывод тут неволен:
В развале был, кто им доволен.
Не грех узнать, влезая в споры,
Кому полезны те раздоры.
Запад нам пел об открытом обществе, предлагал устранить «железный занавес» объединиться с ним. Своя страна разваливается, зато такое объединение. Но в каком качестве нас присоединяли? Масса обывателей в ходе перестройки надеялась на то, что откроемся миру, уберем железный занавес и будем жить как на западе, т. е. иметь такой же ширпотреб, такие же модные штаны с дырками, такое же множество видов кефира и т. п. Но не спрашивали и не предвидели, кто, насколько и за счет чего будет сильнее в новом объединении.
Пирог и заслонка
Мечтал пирог в печи, в тепле
Да за заслонкою железной,
Куда ни мышь, ни кот не лезли,
Раскрыться миру на столе.
А как случилось то на деле,
Пирог разрезали да ели.
Нельзя быть в роли пирога
Открытого зубам врага!
Стремись, коль хочешь сохраниться,
От ртов прожорливых прикрыться!
Армия СССР была слишком хорошим заслоном от притязаний на пирог ее ресурсов. Разделили СССР. Для защиты ресурсов Российской федерации осталась значительно меньшая армия, но и её постарались ослабить. От ресурсов России-СССР Запад хорошо подкормился. Заводы резали на металлолом, который шёл за границу. Сейчас западные политики предлагают населению отдельных субъектов Российской Федерации стать самостоятельными хозяевами ресурсов расположенных на территории этих субъектов. Пирожок ресурсов готовят к дальнейшему разрезанию и поеданию. Единой армии Российской Федерации, которая заслоняла бы от их прожорливых ртов эти ресурсы, не будет. Защиту прав жителей на ресурсы своих субъектов, превращенных в самостоятельные государства с многократно ослабленными армиями, Запад предлагает взять на себя. Разумеется, как бы по желанию этих субъектов. Вот только для кого и от кого они будут защищать эти ресурсы?
Мышки и Кошка
Не поделили мышки крошку.
Их рассудить призвали Кошку.
Так по решенью этой Кошки
Нет ни мышей, ни этой крошки.
Решило, что в итоге будет,
Желанье жрать у той, что судит.
Арбитров надо выбирать
С учётом их желанья жрать.
Запад продолжал отделять от РФ отделившиеся республики. Их делал врагами Российской Федерации. С помощью этих врагов Запад намерен поделить РФ и ее ресурсы. В бывших республиках стали формировать, поддерживать идейно и деньгами нацистов. Нацистов стали использовать для проведения «цветных революций». В них меняли правительства на более зависимые от США и Западной Европы. Люди, у которых нет профессиональной подготовки, чтобы управлять государством, начинают управлять политиками.
Нацистами в основной массе делают тех, кто в обычном обществе не преуспевал бы. Но в нацистской организации они получают деньги и власть. Дальновидностью они не страдают. Стране хуже, но им не хуже или в ухудшениях обвиняют врагов.
Масса советских людей была воспитана в доверии, что их руководители – слуги народа, которые заботятся о нем. Что развал страны – это путь к гибели и нерождению миллионов людей им было не очевидно. Не ясно и многим жителям отделившихся республик с перепрошитыми мозгами, куда их вели и ведут очередные президенты, или кукловоды президентов. На территориях стран действуют явные и неявные иноагенты. Они организуют людей для действий, которые во вред стране и её народу.
Вперёд к чему (овечья история)
Прямая ровная дорога.
Овечки двигались толпой.
Пастух служил им в роли бога.
Трава была и водопой.
Был этим стадом выбираем
Баран, что впереди идёт,
Казалось им, что будет раем,
Тот край, куда он приведёт.
Звучали громкие призывы
Давать тем, кто мешает, бой,
Идти вперёд, доколе живы.
А впереди их ждал. убой.
В оплату ж дали пастуху
Одёжину на их меху.
Вперёд стремились, видно, сдуру,
Не зная, не сдерут ли шкуру.
Узнали бы, чем жив пастух,
Пока не испустили дух.
Ненавидь врага, а не нацию.
Реадьный враг на Украине многонационален. Общее у всех: последыши Бандеры и фашистских прихвостней. Это наследники тех полицаев, предателей, учатников СС Галачины и т. п.
Ты называешь всех врагов в конфликте хохлами. Тебе что, надо, чтобы и те украинцы, которые сбежали в Россию и те русские, которые жили и живут на Украине быдли твоими врагами.
Язык дурня плодит его врагов
Язык мой – враг мой… - это он множит число моих врагов.
Дурной язык множит врагов.
Чтобы разделять и властвовать, вводят в речь националистические клички. Употребление этих кличек, которыми одних людей отделяют от других, или огульное объявление жителей противной стороны людьми второго сорта – это лжепатриотические действия. Они могут только казаться патриотическими. В действительности же это – увеличение враждебности и враждебной силы противника. Пытаться наносить ущерб нацистам националистическими кличками, или принижением национальностей, значит, помогать нацистам. Наши клички для противостоящих искусственно украинизированных русских допустимы политические, а не националистические. Мы противостоим внешним охотникам до наших ресурсов и тем, кто стал их марионетками для взаимного уничтожения ранее единого народа. Надо перевоспитывать не вполне благонадежных беженцев с Украины в Россию, а не пополнять ими армию врага.
Националистические клички
«Хохлы», «кацапы», «москали» -
Славян кликухи – для деленья,
Для разграбления земли,
Где в братстве жили поколенья.
Россия – наш единый дом,
Так надо перейдя сраженье,
Вновь возрождать нам в доме том
Единство, дружбу, уваженье!
В нем под привычные закуски
Свою обычную нальём,
По-украински и по-русски
На общем празднике споем!
Враги страны используют любую истинную и ложную информацию, чтобы нарушить единство населения нашей страны, расшатать ее внутреннюю устойчивость, устроить массовые проявления недовольства против политики президента, правительства страны. Разумный патриот умеет разоблачать происки врагов,
Но наперекор врагам память народа о нашей исторической Родине жива на всем ее пространстве. Эта память проявляется в их враждебных национализму действия по отношению к флагу Победы в Великой Отечественной войне, и к памятникам, которые сохраняют память о едином народе победителе. В памяти массы людей действуют символы: флаг победы и образ Родины-матери.
Разочарование людей в символах, объединяющих народ, – это ущерб в информационной войне. Избегать таких разочарований – стратегия.
9. РАЗУМНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РУКОВОДИТЕЛЮ СТРАНЫ
Идёт продолжение Великой Отечественной войны с фашизмом и нацизмом, за нашу Родину. Она поднимается. Много лет велась работа под руководством нашего президента В. В. Путина по дезинформации американских кураторов и, вопреки им, восстановлению армии и экономики, нужных для выживания России. Для усиления страны и для победы необходимо единение под руководством президента и взаимная поддержка.
Верим
Союзным государством Русский мир
Поднимется, преодолев разруху,
В нем музы нам из обновленных лир
Добавят сил сердцам, умам и духу!
Народы вольные русскоязычный мир
Сплотит для обретенья общей силы.
Он защитит себя, как богатырь,
И земли Родины, что нам нужны и милы!
Разумное отношение патриота к руководителю страны.
1. Эффективность действий президента по усилению России – главное в его оценке.
2. Любой лидер знает не всё и не во всём прав. Важнее не частные ошибки, а общие результаты, к которым идем.
3. Что может президент, определяется тем, что могут управляемые им люди. Президент опирается на общество в целом. Непосредственно опирается на управлящую часть, через нее на управляемые массы. Опирается на группы, между которыми нет достаточной справедливости и есть противоречия. Опирается на людей с разными национальностями, социальными функциями, знаниями, отношениями к религиям и др., объединяет этих людей в общем деле. У всей России есть общий враг, который хочет ее делить, чтобы властвовать и отнимать ресурсы для себя. Важнее, чтобы наши люди, а не чужие, делили наши богатства. Важнее, чем компромиссы президента с нашими внутренними противниками, то, усиливает ли он в общем страну против внешних врагов.
4. Всё человечество усиливается тем общим приростом производительных сил, который получает от разделения труда и от взаимного дополнения частей этих сил. Все в мире состоит и производится из вещества, энергии и информации. Наши партнеры-противники имеют преимущество в той информации, которая воплощена в знаниях, технологиях, высокотехнологичной продукции. Зато у нас есть преимущество в обладании энергией и веществом (материалами). У них управляющее, а у нас основное. Разделенная Россия намеренно превращается Западом в сырьевой придаток. Это плохо. Но информация, знания без энергии и вещества бесплодны. Имея энергию и вещество можно получать знания. У нас не слабая позиция. Для нас лучше не отдавать иностранцам распоряжение нашими природными ресурсами, а обменивать их по необходимости в интересах нашей страны. Наш президент выбирает то, что лучше для нас, мы выбираем нашего президента. Объективное условие для выбора: как кладовая ресурсов для внешних потребителей страна обречена либо выстоять в постоянной гибридной войне, либо на гибель.
5. Наши враги культивируют нацизм, как способ уничтожения лишнего для них населения нашей исторической Родины. Нацисты смертельно опасны для нашей страны, для ее народа, для ее государства, для русскоязычной культуры и тех, кто считает ее своей культурой. В противодействии нацистам и их покровителям разумно поддержать нашего президента.
6. Люди с их физическими и духовными способностями – главный носитель социальных сил общества. Разумно поддерживать установку президента на рост народонаселения нашей страны.
7. Разумно делать то, что возможно, чтобы установка президента на защиту интересов нашей страны, выразилась в научно обоснованной идеологии, которая есть выражение этих интересов государством. Сама Конституция России должна быть выражением общих интересов страны и составной частью государственной идеологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтобы укреплять Родину, добиваться единства и целостности нашего общества нам надо быть разумными патриотами и не стоит именоваться «имперцами». Разумные патриоты открыты для взаимовыгодного сотрудничества со всеми и воюют, если надо, для обеспечения безопасности страны и её союзников, а не для захвата и ограбления фактически и исторически чужих территорий.
В гибридной войне, чтобы эффективно действовать, защищая Родину, разумность требуется вдвойне. Это странная война, в которой, воюя, торгуют, а, торгуя, воюют. Основное и решающее оружие – эффективная экономика. В ней на каждый полезный результат надо получать как можно меньшим расходованием природных ресурсов, в том числе ресурса допустимого загрязнения среды. В ней главный полезный результат не масса продуктов для общества потребления, а здоровое, образованное население страны, оптимальность воспроизводства населения и жизнеспособности общества.
Без прочной экономики и производства оружия военным воевать будет нечем. Важно органично встроить военно-промышленный комплекс в экономику страны. Важна как никогда экономическая эффективность военных служб и действий. Надо рассчитывать. Потери от поражения могут быть намного дороже затрат на обустройство обороны.
Надо учиться воевать информацией, духовными силами, действовать не только на тела и технику, но и на желания и знания людей, на их духовные силы. Надо научиться рассчитывать свои силы и силы врагов, как материальные, так и духовные. Надо своих людей научиться ставить в такое положение, чтобы не мог возникнуть интерес сбежать с поля боя, не выполнить требования Боевого устава, не обустроить должным образом оборону, не сделать все возможное для сохранения боевой техники, и т. д. В армии должна быть исключена безответственность.
Чтобы нас не уничтожили, мы должны побеждать.
Теоретическое обоснование вышеизложенного см. в 1-3.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жалдак Н. Н. Социальные силы (от марксистского к кибернетическому пониманию): Очерк практической философии. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. – 268 с.
2. Жалдак Н. Н. Место категории «интерес» в системе категорий социаль¬ной философии марксизма. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «Бел-ГУ», 2016. – 192 с.
3. Жалдак Н. Н. Познавательная логика вопросов и ответов. / Н. Н. Жал¬дак. – Москва : Издательство Ипполитова, 2023. – 224 с.
4. Жалдак Н. Н. Практическая философия в стихах. – Москва : Издатель¬ские решения, 2019. – 220 с.
Свидетельство о публикации №124090504745