Ничего тайного 31

Несмотря на то, что существует немало образовательных программ, само определение «образовательный процесс» имеет не только понятные, но и строго очерченные границы.

Есть традиционный подход – с более авторитарной педагогикой, а есть и такой, где преобладает не только воздействие учителя на ученика, а их взаимодействие.

Не собираюсь подробно останавливаться, а тем более – анализировать, какое направление лучше: в каждом есть свои плюсы, а применение того или иного метода может варьироваться – в зависимости от предмета, и даже от конкретной изучаемой темы.

В образование всегда была включена воспитательная функция. В советской педагогике это так и называлось: учебно-воспитательный процесс. Впрочем, и сегодня: «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения» - где «воспитание» стоит даже первым номером.

Хотя многие современные учителя используют оба понятия как равнозначные, что совершенно логично. Обобщая, получаем вполне ясную, но сложносоставную панораму, которая включает в себя множество разнообразных и разносторонних аспектов, объединённых определением «образовательный процесс».

То есть, с данным понятием и с обозначением его основных функциональных составляющих – проблем не возникает. А вот, если где-нибудь в публичном месте употребить словосочетание «преобразовательный процесс», то сначала перед тобой возникают округляющиеся глаза.

А после разъяснения термина – образуются кривые усмешки, усиленные древними народными присказками, типа: «Горбатого – могила исправит» и традиционным заключительным недоумением: «А как вы себе это представляете?»

Неимоверная сложность преобразования человеческого сознания, а именно – вывода его из инерционного ветхозаветного состояния, представлена в Новом Завете очень объёмной и лаконичной вопросительной формулой: «Итак, если свет, который в тебе – тьма, то какова же тьма?»

Наша тьма - вовсе не абстрактная философская величина, а вполне конкретная физическая среда, состоящая из когнитивных искажений, многие из которых уже не одно поколение являются постулатами и признаются инерционным сознанием безоговорочно.

Из этой же тьмы искажений, априори, принимаемой за свет истины, произрастают уродливые ошибки ситуационного мышления, стоящие многим людям здоровья, а то и преждевременного ухода из жизни.

Безусловно, что всё познаётся в сравнительной степени: но если в пространство, которое привычно освещено ночником в 6 ватт, направить армейский прожектор Б-200, мощностью 30 киловатт, то у здешних обитателей это вызовет отторжение, негодование, ярость неприятия.

И можно потом сколько угодно убеждать, что 6 ватт – это полная тьма, особенно в сравнении с армейским прожектором, под лучами которого – неизмеримо светлее, а значит – гораздо лучше, всё равно - это будет отвергаться и дальше, физической невозможностью воспринять столь резкие перемены.

Любая попытка изменить инерционное состояние человеческого сознания с помощью Нового Завета, подлинная сила которого сопоставима разве что, с квазаром – одним из самых ярких объектов во Вселенной, приведёт к ещё более мощному психологическому дискомфорту, а главное – к автоматическому и всеобъемлющему отторжению того, что никак не сопоставляется с окружающей действительностью.

Но преобразовательные алгоритмы Евангелия вполне возможно направить не на людей, а на их производных – литературных персонажей, а также – проанализировать уже привычные сюжетные линии прозаических и поэтических произведений в Новозаветной парадигме.


Рецензии