Еврейский суд

В Сангедрине должен быть кворум
( с сайта Еврей. ком )
 

Написано: «Судей и надзирателей поставь себе во всех вратах твоих, которые Всевышний дает тебе» (Дварим, гл. 16, ст. 18).

Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) пишет, что назначение судей — повелительная заповедь Торы. Необходимо учредить суды со всей соответствующей инфраструктурой. В стране и во всех ее областях — в городах и весях, в центре и провинции. Чтобы судьи и надзиратели побуждали людей соблюдать Тору и заповеди. Чтобы наставляли и направляли заблудших, даже против их воли. Чтобы учили удаляться от зла и творить добро. Чтобы определяли наказание злодеям и следили за его исполнением.

Когда существовал Бейт hа-Микдаш (Иерусалимский Храм), в Лишкат hа-газит (зал тесаного камня) заседал Сангедрин. Когда он был в полном составе, то назывался Главным. В любом случае, в заседании по установлению закона должно было участвовать не менее 23 судей.

Сангедрин 23-х — назывался Малым. Судьи рассаживались по кругу, чтобы видеть друг друга.

Намек на требование кворума мы находим в словах — «Пуп твой подобен полной чаше (в оригинале — аган) в форме полумесяца, в которой не оскудеет вино» (Танах, Шир hа-Ширим — Песнь Песней, гл. 7, ст. 3).

«Пуп» — это намек на Сангедрин, который заседал в самом центре мира. Подобно тому, как пуп — центр туловища.

Слово «аган» мы перевели, как чаша, но оно еще созвучно со словом «агана» — защита.

И действительно, Сангедрин служил защитой всему миру, ибо олицетворял собой справедливость и правосудие. А это — базисные основы, на которых держится мироздание.

«Саhар» означает серп полумесяца. Он отражает свет солнца. А Сангедрин отражает Свет Торы и законов Всевышнего.

«Не оскудеет» — когда один из судей собирался выйти, проверяли, останется ли без него 23 судьи. И если обнаруживалась нехватка — ему не разрешали выйти.

Перед Сангедрином располагались ряды учеников. Чем сильнее был ученик, тем ближе к Сангедрину было его место. И если для кворума в Сангедрине не доставало одного судьи — присоединяли ученика, что сидел ближе других. Так самый «продвинутый» ученик становился начинающим судьей.

Прежде чем поселиться в каком-то городе в Израиле, человек проверял, есть ли там врач и учитель детей, и заседает ли в этом городе Малый Сангедрин, состоящий из 23 судей. Иначе, в городе селиться нельзя...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 


Рецензии