Наташа Ростова - Война и мир... Заметки чуть-чуть
Признаюсь – Наташа Ростова для школьников это образ чистоты, влюбленности и искренности чувств… Их прямо заставляют (сужу по себе в школе 55 лет назад) писать сочинения на тему «Наташа Ростова»…
Возможно да, есть что-то в этой героине Толстого, что может подтолкнуть наивного читателя рассуждать о Наташе Ростовой в таком ключе…
Но это – Толстой… Он настолько монументален и многолик, глубок и противоречив возможно, что его романы надо читать, имея свой личный опыт, знания и понимание многих вещей…
Толстой написал «Войну и мир» в 60-х годах 19-го века…
«Анна Каренина» написана позже на 10 лет примерно.
У Толстого был определенный взгляд на женщину. С одной стороны, будучи молодым, он писал, что гуляет по парку, надеясь найти «тело в кустах»… О том, что ему нужна женщина…
Итак – Бондарчук, конечно, фильм снял гениально. Может сейчас не все готовы смотреть эти старые фильмы, эстетика, техника другие, но я с большущим удовольствием смотрю старые фильмы. Недавно пересмотрел «Бассейн» с Делоном, Шнайдер и Биркин. Это искусство, настоящее. Я не смотрю российские современные комедии, это ширпотреб, как и музыка Русского радио. Посмотрите «Мечтатели» Бертолуччи, «Смерть в Венеции», Ларса фон Триера, Ханеке, Тарковского, «Любовь» Гаспара Ноэ, и вы поймете – что такое настоящее кино и настоящее искусство.
Помню, читал где-то, на каком-то кино-конкурсе в Италии в кафе сидели посетители-киношники, когда в кафе вошел Бондарчук, все встали в знак уважения к его таланту.
Книги – это другое. «Анна Каренина» для меня величайший роман Толстого. Я думаю о судьбе Анны Карениной, и меня прошибает на слезу, такова сила настоящего искусства. Не знаю, много ли найдется сейчас людей, которые думают об Анне Карениной…
Я писал о романе, вот ссылка - http://stihi.ru/2021/09/11/5096.
Повторяться не хочется.
Но – к сути: итак, как мне стрельнуло в мозгах при просмотре серии «Война и мир» о Наташе Ростовой – Толстой слишком глубок, чтобы говорить о Наташе Ростовой однобоко и однозначно, Наташа Ростова – Это Анна Каренина в молодости. Тот же эгоизм и та же чувственность (Чехов бы назвал такую чувственность пошлость). Чувственность – в данном случае абсолютная похоть, которую человек, пытаясь подкрасить словами о любви (как Ростова – о любви к Курагину), слезами, причитаниями и пр. словесной и эмоциональной мишурой, конечно оправдывает себя. Что бы не сказали мне о Наташе Ростовой школьные преподаватели литературы ( чаще всего в литературе они ни хрена не понимают), но Наташа Ростова изображена Толстым как абсолютно отрицательный персонаж. Недаром где-то позже в конце романа Безухов видит Ростову дома, как она собирается подмывать какашки многочисленных детей, думает о ней – «толстая самка». Я пытался найти эту фразу в романе, но наскоком мне это не удалось.
Было ли это нажитым Толстым личным опытом, не знаю. Он настолько велик как писатель, что личный опыт скорее всего толкал его к размышлениям. И это уже не личный опыт.
Да, мы не знаем, что думал Толстой о своей героине Наташе Ростовой. Но в «Анне Карениной» он ясно показал, что такое искупление.
Наташа Ростова только переживала со слезами свой поступок, но наступило ли в романе раскаяние – сейчас не могу ответить, надо прочитать роман. Т.е. Толстой дал ей прощение в виде Безухова.
В «анне Карениной» Толстой более жесткий, он отправил Анну под колеса поезда.
Анна Каренина своей смертью искупила свою вину перед семьей, сыном, дочерью. Это в смысле вопроса раскаяния и возмездия. Наташа Ростова слишком самка и эгоистка, чтобы кидаться под колеса, ну да – «самка», толстая, а Анна Каренина это чрезвычайно трагическая личность.
Для Толстого семья и обязанности в семье были превыше всего. Наказание существует. Кто накажет – это вопрос выбора совести, нравственности и внутренней порядочности.
Анна Каренина – это не слабенькая, слезливая, размякшая от любых влюбленностей Наташа Ростова.
Да, Каренин в романе может вызвать отталкивающее впечатление, хрустящие пальцы, оттопыренные уши, достаточно бесчувственный и уж тем более не привлекательный физически и сексуально. Хотя последнее определение не характерно для литературы 19-го века, но описание в романе Вронского и Анны в начале романа свидетельствует именно о том, что Толстой знал, что такое эротичность и сексуальность. И это противопоставление эротичности и сексуальности чувству долга в семье подтверждает замысел Толстого и его нравственные установки.
Каренин в сцене рождения дочери от Вронского сильнейший эпизод, его чувства и эмоции, описанные Толстым, эмоции Анны Карениной – сложно найти в литературе более сильную сцену. И Каренин принял дочку Анны. Это для понимания – что правильно и нет в отношениях.
И конечно Янковский в фильме Соловьева «Анна Каренина» - это шедевр.
В фильме Бондарчука Болконского играет Тихонов. Курагина – Лановой. Возможно не очень к месту, но Лановой – это не «мой» актер… Не воспринимаю. Начиная с «Алых парусов». Внешность ему мешала. Но это так, между прочим. Савельева сыграла оч.хорошо.
Итак – Наташа Ростова. Если бы мне пришлось писать сочинение о Наташе Ростовой, то боюсь, что она бы заслужила самые отрицательные эпитеты.
Возможно я бы вспомнил ее первый поцелуй, трепетность и прочее, возможно грамотным критикам и тонким ценителям было бы приятно об этом писать, но понимание цельности натуры заставляет меня в тех ее первых поступках видеть начала той личности, которая подло кинулась в обьятия Курагина и низко поступила с Болконским.
Если бы Толстой писал «Войну и мир» после «Анны Карениной, то возможно финал Наташи ростовой был бы другим.
И да – это просто несколько слов о героях гениального Толстого…
Свидетельство о публикации №124090404591
Валерий, спасибо. Наслаждение знакомиться с твоими текстами. Всегда интересно, всегда пища для размышления. Уважение безгранично.
( У Толстого для меня - "Воскресение".)
(«Бассейн» с Делоном очень и давно любим. И ещё люблю "Искатели приключений" с ним же.)
Валентина Ветер 08.11.2024 04:53 Заявить о нарушении
Валерий Кувшинчиков 08.11.2024 11:40 Заявить о нарушении