Sine nobilitate - Снобы

ПРОЛОГ

Секрет лежит в определении
И есть ли смысл в понятии том,
А также, чьё Вам важно мнение,
А чьё Вам мнение нипочём.

Патрициев есть  мнение, снобов, -
Им голубая кровь нужна.
Нувориши - тем важно, чтобы -
Счёт в банке - признаком ума.

В пивной важней “чтоб уважали”
И пили лишь на брудершафт.
Блатные - чтоб язык их знали,
Кто фраер, кто щипач, кто так.

Так умники писали гимны,
И хором говорили “За”,
Им в Новодевичьем могилы,
При жизни дачи за - “Ура”.

Их мнения, как и мнение власти,
В расчёт не следует нам брать.
Мораль и честь - вот в нашей власти,
Что эталоном принимать.



SINE NOBILITATE

Предполагается, что слово сноб происходит от латинского сокращения s. nob. - от лат. sine nobilitate “неблагородного происхождения”.


Название сверху на латыни
Дало понятию “snob” начало.
Да, сноб бывал тогда и ныне,
Значение слово поменяло.

Так в Риме звали тех плебеев,
Кто выбился старанием “в люди”,
Не став с патрицием “равнее”,
Но бывший круг ему, как слуги. 

Прошли века, родились классы,
По Дарвину, как и по Марксу,
Но те дворяне, родом старше,
Себя ценили выше массы.

Закрыт был вход простолюдинам
На их собрания и попойки.
А снобом звали тех, кто ниже
И с поведением недостойным. 

В эпоху равенства и братства
Понятие “сноб” опять сменилось -
Сноб - это тот, кто не из знатства
С другим общается, как милость. 

Кто нос задрал повыше крыши
Из-за чинов или богатства
А все вокруг с значением мыши
И не ровня ему, не братство.

Осталось слово, но значение,
Как перевертыш поменяло.
Но все мы знаем, без сомнения,
Кто сноб и где его начало. 




МЕЧТАЕТ НЕ О ВОЛЕ РАБ

Мечтает не о воле раб,
А о своих рабах.
             Юрий Нестеренко,
              «Поэма пощёчин»

Все четверо - проклятье нам,
Но все же в списке том   
Авгур поставил раньше всех
Раба, что стал царем.
               - Редьярд Киплинг,  перевод Льва Блуменфельда


Так было испокон веков -
Под именем другим
Боролся яростно холоп
Чтоб был сам господин. 

Чтобы других таких как он
В ярмо своё загнать,
Заставить их пахать под стон...
Ему ли то не знать!

Он много лучше кандалы
И лучше плеть создаст.
И улучшение тюрьмы
И лагерей каркас.

Из тех, которых сам бежал,
Закроет выход, брешь.
Науку в Шушенском познал,
Таких попробуй, срежь. 

Страшнее нет того раба,
Кто вырвался в князья.
И было то не раз, не два...
То помним вы и я. 


РАЗНЫЕ РАБЫ

"От трех трясется земля, четырех она не может носить:
Раба, когда он делается царем,
Глупого, когда он досыта ест хлеб,
позорную женщину, когда она выходит замуж,
и служанку, когда она занимает место госпожи своей".
              - Книга притчей Соломоновых Гл. 30, стихи 21-23


Рабы бывают разных видов:
С клеймом на лбу и на душе,
К галерам в кандалах прибитым
И в смокинге.  И в неглиже.

Раб может быть героем в битве,
А позже целовать сапог,
Своею окружённый свитой
Других, приниженных рабов.

Раб не ярлык, не положение,
А состояние души.
Пусть грудь в крестах, но сожаление,
За что кресты те получил.

За то, что сам невинных мучил
По приказаниям свысока?
Брал дочек чьих то, чьих то внучек
Кто "враг народа" был тогда?

Раб честно выполнял приказы
И даже перевыполнял.
Служил рабом не для показу,
Душою рабство принимал.

Рабы бывают разных видов,
Но страшен тот, кто раб в душе.
То на арене друга в спину....
То в жизни всех продал уже.





СНОБИЗМ НЕВЕЖД

Поскольку я не получил надлежащего образования, некоторые высокомерно полагают (это я точно знаю), что имеют основание критиковать меня, ссылаясь на то, что я ничему не учился. Они утверждают, что я, не имея ученого опыта, не могу надлежащим образом трактовать вопросы, за решение которых берусь.
          - Леонардо да Винчи

Патрициям полегче в мире -
У них с пелёнок гладкий путь.
Их мысли не о том, как выжить,
А лишь, где выгодней смекнуть.

У них и связи и ресурсы,
Есть имя, титул и молва...
Им двери открывать не нужно,
Другим закрытые всегда.

Они, рождённые в рубашке,
Произрастали в парнике
И все желания, как в сказке:
Сказал - исполнилось уже!

Да - воспитание, манеры,
Что можно и нельзя сказать...
Но это ли являлось мерой
Чтоб "Человеком" их назвать.

Мы знаем тех, кто шёл труднее
Дорогой полною преград,
Кто достигал всего - умея
Своим умом, не веря в блат.

По мне, дороже те плебеи,
Кто всем патрициям назло,
В любимом деле преуспели,
Пусть в жизни им не так везло. 

Сократ, Христос и Леонардо,
И Ньютон - вышли из низов,
А те, кто выше ихней касты -
Как презирали тех богов!

Считали - "неуч" Леонардо,
Юродивым прослыл Сократ.
Невежеству - снобизма карту
И чванство возрастёт в сто крат.




ДЕЯТЕЛЬНОЕ НЕВЕЖЕСТВО

„Нет ничего страшнее деятельного невежества.“
          —  Иоганн Вольфганг Гёте

.
Да, ироничен был Эйнштейн,
И Леонардо из Джоконды
С насмешкой смотрит на людей
И знает, мы их - недостойны.

Все звания, почести, регалии
Посты и подхалимов вой
Дают бездарности признание -
Так часто видим мы порой.

Иезуиты от науки
Травили тех, кто им не мил.
Кто видел дальше... Эти суки -
За ними тысячи могил. 

В Александрии ГипатИя
Была растерзана толпой
Во имя бога, что любили
Ещё до ведьм. О род людской!

Сгорел в костре Джордано Бруно,
Был арестован Галилей,
Вавилов умирал так трудно
Голодной смертью средь зверей.

Лавуазье - великий химик
На гильотине кончил жизнь,
Как много гениев травили
За расу также как за мысль.

Теории множества создатель
Похоже был сведён с ума.
Да, Кантор - гений, основатель,
Но зла научная среда. 

Сократ, Христос и Леонардо,
И Ньютон - вышли из низов,
А те, кто выше ихней касты -
Как презирали тех богов!

Считали - "неуч" Леонардо,
Юродивым прослыл Сократ.
Невежеству - снобизма карту
И чванство возрастёт в сто крат.

Тем, сытым с властью и лощённым
Важней был собственный уют
Да и соперник умерщвленный...
Иезуиты всех наук!



СНОБИЗМ КАК ГРЕХ

Божественная справедливость допускает… чтобы дьявол безнаказанно обманывал людей, но не терпит, чтобы эти люди, несчастным образом обманутые и совращенные им, остались безнаказанными.
               -  Бенедикт Спиноза


Гордыня - грех, один из смертных
И из грехов он самый сложный.
Все шесть других к ней - непомерной
Логически свести возможно.

И даже если сам добился
Себя все местно проставляешь
Ты этим просто  унизИлся
Но может этого не знаешь.

Гордишься, что знаком ты с теми
Известными, иль кто у власти.
Чужим заслугам нету места,
Лишь прославлять себя со страстью.

Есть те, кто с чувством превосходства
Шлёт яд собратьям по перу
Рецензией - мол "это плохо,
А я вот так ещё могу".

Снобизм - тот грех похуже многих
Известен Вам, известен мне.
Принадлежит тому - на троне
Собой возведенным себе.

Гордиться можно, даже нужно
Тем что внутри, в твоей душе.
Не вынося ее наружу -
Грех изживешь ты тот в себе.




КРИТИЦИЗМ СНОБОВ

Легче найти ошибку, чем истину.
         -  Иоганн Вольфганг Гёте


Есть те, кто с чувством превосходства
Шлёт яд собратьям по перу
Рецензией - мол "это плохо,
А я вот так ещё могу".


Как много критиков на свете,
Ошибки ищут здесь и там.
И мы их слушаем, как дети,
Как будто что откроют нам.

Как будто чувствуют всё тоньше,
Ведь звания есть и есть апломб.
Как будто знают они больше,
Хоть знаем, что глаголет сноб. 

Де-конструируют и вскроют
Убитый ими свежий труп.
А автора живым зароют…
Почёт приносит этот труд.

Суждения их прямолинейны:
Недосказал, недораскрыл,
И препинания - неверны.
А, в целом, недопонял смысл. 

Намного критик знает лучше,
Вот он не так бы написал!
За это их доходы тучней,
Чем автора, кто голодал. 

Кто все прочувствовал и вынес
Своё дитя в своей душе.
Теперь он видит тела вынос.
А критик критиков - клише. 

 

Снобизм - тот грех похуже многих
Известен Вам, известен мне.
Принадлежит тому - на троне
Собой возведенным себе.




ХОЧУ БЫТЬ СТОЛБОВОЙ ДВОРЯНКОЙ

Не хочу быть чёрною крестьянкой,
хочу быть столбовою дворянкой.
            - А. С. Пушкин,"Сказка о рыбаке и рыбке".


А кто такие те крестьяне,
Кто “чёрными” звались в то время?
А “столбовые” кто дворяне
Среди других дворян с имением?  (1)

Кретьянин “чёрный” - это тот,
Кто был свободным, неподвластным
Помещикам.  Платил налог
Москве и князю безнаказно.

Он мог забросить плуг, соху;
Податься в город на старание
И даже мог (как на духу)
Служить, записанным в дворяне.

Так было только до Петра .
При нём их имя  поменялось -
Стал “государственным” батрак
И вольной воли не осталось.

При старой Киевской Руси
Были князья, но не дворяне.
Дворянство завели цари
За службу при дворе, в уставе.

Различие среди дворян
При Пушкине имело смысл -
Чтоб отличить старинных ряд
От тех, кто выскочкою слыл.

При Грозном имена дворян
В  “столбцы”  записаны бывали -
Чей род недавний - вот изъян
Им столбовые не прощали.


  «Чёрные крестьяне» и «столбовые дворяне» — из разных эпох.
Когда исчезли первые, вторые еще не появились. Выбирать между ними было невозможно. Поэтому старуха замахивалась на прыжок во времени.



ИЗ ГРЯЗИ

Кто был героем до того,
Потом героем быть не может,
Ведь тот кто встал из ничего -
Того уж точно зависть сгложет.

Простейший путь себя поднять -
Загнать соперников под землю,
Их очернить, оклеветать...
Хоть способ грязный, зато верный. 

Все те, кто выбрался наверх,
Кто шел по головам,  по трупам.
Те, кто сегодня нимб надел
Рога прикрыл и свят как будто.

Я узнаю их по речам,
По обещаниям, оправданию,
По наглости и по глазам,
По запаху, что источают.



ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ И ОБРАТНО

Александр Данилович Меншиков - 1673-1729

"Из грязи в князи и обратно",
Народной мудрости слова,
Но показал это наглядно
И лучше всех - герой стиха. 

Мальчишкой был он денщиком,
Лакеем значит у вельможи,
Но острый ум (был острослов)-
Светлейшим князем стать поможет.

За всё он брался.  Исполнял
Без жалоб и без оправданий.
Генералиссимусом стал
И ордена и много званий.

Бывал он царский фаворит,
В опале был, потом в Сибири,
За ним история стоит
Побед страну что сотворили.

Драгун он вёл в опасный бой,
В любом бою был первым в схватке.
Ценил и царь его. Король
Давал награды высшей марки.

Он был неграмотным. Его
Приказы, письма и доклады
К царю, к жене - до одного
Писались писарем все складно.

Но принят был самим Ньюто’ном 
В учёных королевских ранг.
Пусть не был русским он Платоном,
Но здравый смысл ему был брат.

Был награждён он орденами
Всех самых важных государств. 
Лишён он их, а также званий…
У грязи свой всегда устав.



Александр Данилович Меншиков - 1673-1729
— русский государственный и военный деятель, ближайший сподвижник и фаворит Петра I, генералиссимус, адмирал, первый Санкт-Петербургский генерал-губернатор , президент Военной коллегии, Граф (1702), князь (1705), светлейший (1707)

После смерти Петра I способствовал воцарению Екатерины I, стал фактическим правителем России : «первый сенатор», «первый член Верховного тайного совета» (1726), при Петре Втором — генералиссимус морских и сухопутных войск.

8 сентября 1727 года подвергся опале, лишён имущества, званий и наград. Под арестом с 8 сентября 1727 по 4 апреля 1728, затем сослан с семьёй в Сибирь, где через полтора года умер.

В 1714 году Александр Данилович Меншиков был избран членом Лондонского королевского общества. Письмо о принятии было написано ему лично Исааком Ньютоном,  Меншиков стал первым русским членом Лондонского Королевского общества.

Кавалер орденов:

Орден Святого апостола Андрея Первозванного (10 мая 1703)
Орден Святого Александра Невского (30 августа 1725)
Орден Белого орла (Речь Посполитая, 1 ноября 1705)
Орден Слона (Дания, 1710)
Орден Чёрного орла (Пруссия, 1713)




СНОБ - ЖАН-ПОЛЬ МАРАТ

Граждане, друзья отечества, вы на пороге гибели… Приготовьтесь мстить за свои права, защищать свою свободу, искоренять ваших непримиримых врагов.
              - Жан-Поль Марат, из речи 21 июня 1791 года 
       

Был сын врача, а его брат
В Санкт-Петербурге сделал дом.
В Лицее он преподавал
Французский Пушкину потом.

Но это так, для справки вам,
А наш герой бродил по свету.
Везде немного врачевал…
Не признавал авторитетов.

Был снобом. Громко презирал
Вольтера, Ньютона и прочих…
Своих друзей он предавал,
Но это было правда после.

Был откровенным он в речах,
Всё обличал “врагов народа”,
Пыл с гильотиной внушал страх -
Его ораторства итогом.

Писал о рабстве, о цепях,
Богатых, бедных и голодных…
Он конституцию создал
Для революции пригодной.

Он требовал - давай делёж,
А нет, возьмём чужое силой.
Был за монархию и, всё ж,
Дал короля под гильотину.

Убитый девушкой простой      
За то, что ввёл террор в обычай,
Был врач и журналист, герой.
Он “Друг Народа” носил имя.

За это он и был убит.
Та девушка пошла отважно
На смерть, чтоб смерти прекратить...
Что для неё так было важно.


Жан-Поль Марат (1743-1793) — политический деятель эпохи Великой французской революции, врач, радикальный журналист, один из лидеров якобинцев. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал с сентября 1789. Вместе с М. Робеспьером руководил подготовкой восстания 31 мая — 2 июня 1793, отнявшего власть у жирондистов. Один из наиболее ярых сторонников якобинского террора, заложивший основы революционной диктатуры.

 Мари Анна Шарлотта Корде д’Армон  более известная как Шарлотта Корде — французская дворянка, убийца Жана Поля Марата, казнённая якобинцами.




ЭПИЛОГ

Утенок гадкий стал прекрасным,
Как нравится нам эта сказка.
Но чаще в жизни, как неясно,
Все в детстве только и прекрасны.

Наверно где то воспитание,
Иль гены в этом виноваты
Но только многие утята
Всю прелесть детства быстро тратят.

Быть может мать у них завскладом,
Или отец гусь важный в главке.
И дети водятся лишь с равным
Или с полезным, так ведь надо.

А если родились в столице
На некоторых печать величия.
К провинциалам смесь презрения
Или же просто мина безразличия

И вырастают те утята
Прелестны в детстве и пушисты.
И вдруг пред нами гадкий лебедь
С которым лучше не водиться.


 


Рецензии
Добрый вечер, Оскар! С большим интересом и удовольствием всё прочитала!

С благодарностью за Ваш труд - Лариса

Лариса Чех2   21.09.2024 21:16     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Лариса!

Оскар Хуторянский   22.09.2024 15:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.