Выбор Олега Паршева по летнему лонгу
Неплохое выдалось лето на ЛФР, сразу замечу.) Без труда выбрал десять стихотворений. А едва не выбрал 17.) Все они очень разные, общее в них только одно – они не такие как все, у автора есть свой голос, своё видение мира. На мой взгляд, конечно; всё достаточно субъективно.) А вот то, что выбранные стихотворения своеобычные, можно сказать, уникальные – это меня натолкнуло на мысль поразмышлять о том, куда мы (современная русская поэзия) идём, о тенденциях, о завтрашнем дне. И о том, что происходит прямо сейчас.
Аспектов же, между тем, несколько. Отмечу, во-первых, что мейнстрима сейчас как такового нет. Скажем, ещё несколько лет назад почти-мейнстримом являлся нарратив. А вот ныне он редкая птица на поэтических полях.) И многие при виде его, должно быть, только пожимают плечами: мол, это вчерашний день. Нет, нарратив, конечно, себя не изжил.) Он был, есть и будет, но свою значимость потерял.
Экспериментальная поэзия так и осталась экспериментальной. Постмодерн уже не воспринимается как именно постмодерн (а я ещё застал времена, когда он казался чем-то новым и необычным, хотя, сказать по чести, приём этот известен с незапамятных времён). Сейчас же постмодерн – не более чем просто ещё одна (уже привычная) система образов. Мистичность-сказочность тоже уже никто не отмечает отдельно. Словом, всё смешалось в доме Облонских.) И не просто смешалось, а слилось, синтезировалось в некий новый организм, обрело свойства симбиота.
Во-вторых, сетевая литература (т.н., как некоторые пренебрежительно говорят, «сетература») в наше время становится основной. Наверное, ещё лет пять назад (тем более, десять) публикация в бумажном «толстом» журнале являлась неким знаком качества, означала принадлежность к, скажем так, элите. Но в наши дни бумажная литература (в первую очередь, поэзия), себя исчерпала. К сожалению, скажу я, к огромному сожалению! Поскольку вырос я на книгах. И оттого ничего кроме сожаления у меня это не вызывает. (О, этот незабываемый запах новенькой книжки!.. она же – книга – казалась живой, была другом и учителем…). Но то, что бумажная литература находится на стадии вымирания, это, увы, неоспоримый факт, с которым следует считаться. А оттого и здесь мы видим смешение разных, с позволения сказать, уровней поэзии. (Да, я уверен, что бумажная литература никогда не умрёт окончательно, но станет она чем-то очень дорогим и подарочным).
В-третьих, разделение поэзии на, условно говоря, «низкую» и «высокую» наблюдается сейчас уже и в сетевой литературе. Да, подобное разделение было всегда, но с появлением интернета всё стало заметнее. И на любой конкурс приходит масса тех, кому модераторы недрогнувшей рукой пишут суровое и краткое «НЕТ».) И отвергнутые искренне не понимают причин отказа. Ведь им же написали столько хвалебных комментов! А здесь… К тому же с появлением литературных площадок количество сочиняющих увеличилось до пределов невероятных! Это в стародавние времена были Поэты и все остальные, а сейчас всяк сам себе поэт, да и сам себе критик тоже. Можешь написать стих, можешь написать и рецензию. Ну, и чем я не поэт? Чем не критик? И… не приведёт ли всё это к совсем уж серьёзному разделению (?) на элитное и… лубочное, назовём его пока так… На поэзию для элоев и вирши для морлоков?.. Написал, и самому страшно стало…)
В-четвёртых… И, пожалуй, это самое интересное… И как раз, видимо, то, что самым решительным образом сформулирует, сформирует (уже формирует! прямо на наших глазах!) картину грядущего. Мы же все прекрасно видим, как стремительно, не по дням, а по часам, развиваются нейросети. Они уже отлично рисуют, они уже сочиняют музыку и поют. И совсем не за горами тот, день, когда они станут писать очень неплохие стихи. А как же душа? – такой вопрос задают многие. Очень многие. У нейросети же нет души! А мне думается, что у НС – душа её создателя, а у произведения – душа того, кто написал промт. Вопрос тут в другом: что с этим делать? Не отличишь же, совсем скоро совсем не отличишь: написано это человеком или сгенерировано НСеткой. Как с этим быть?.. Тут мой футурологический прогноз такой (сбудется ли? надеюсь дожить и проверить самолично):) – человек и НС уживутся (как – пока этого не знаю, но уживутся!); возможно, НС станет очередным «костылём» для поэта, для творца; а псевдопоэтов, которые будут выдавать фотографии за картину (зачёркнуто):) выдавать сгенерированное за своё как-то научатся выявлять и на конкурсах отправлять в чёрные списки. И в итоге поэзия разделится на человеческую и нейросетевую.
Так куда же мы идём?.. Плывём ли мы сейчас по реке или барахтаемся в пруду?.. Да, конечно, куда-то идём, плывём. А будущее российской поэзии (и мировой литературы в целом) зависит от того, насколько сумеют поэты (нынешние и завтрашние) обрести себя в новой реальности, найти своё место в этом будущем, которое уже наступило.
Надеюсь, человечество (и искусство, в том числе литература) успешно адаптируется в очередной раз. Ведь не пропали же в своё время, скажем, стенографистки или фонарщики, или извозчики, а ещё раньше ремесленники… Вот и мы не пропадём. Найдём выход и пойдём дальше. Между глобальным-однополярным и разнообразным-многополюсным.
А вот мой список из девяти стихотворений:
ШОРТ-ЛИСТ
10 Любовь Левитина Квадраты http://stihi.ru/2017/11/29/9458
12 Ольга Флярковская Август http://stihi.ru/2023/08/15/6299
14 Светлана Тимашева За кадр http://stihi.ru/2024/03/18/6599
19 Евгения Костюкова стану книгой http://stihi.ru/2024/01/25/2082
26 Танита Раш Вера http://stihi.ru/2024/07/01/5617
31 Линда Ангелина Связь http://stihi.ru/2020/02/23/5088
32 Александр Крупинин по садам невидимых камней http://stihi.ru/2021/10/02/527
39 Елена Наильевна я знал что всё кончается но ты http://stihi.ru/2024/05/12/5512
44 Татьяна Попова Тог зарисовки. тишина http://stihi.ru/2024/01/08/2999
Искренне Ваш, Паршев Олег
PS Да, если у кого-то есть своё мнение по поводу будущего, пишите.)
=============
Об эксперте:
ОЛЕГ ПАРШЕВ
Родился в 1961 году Волгограде. В 1992-м перебрался на свою вторую малую родину – в Пятигорск. Публикации в журналах и альманахах «Млечный Путь», «Белый ворон», «Сокровенные свирели», «Буквица», «Белый мамонт», «Новая реальность», «Пилигримы времени», «Причал», «Южная звезда». Автор песен. Призёр 6-го Международного Грушинского Интернет-конкурса, Международного литературного конкурса «8-й открытый Чемпионат Балтии по русской поэзии – 2019», Первого конкурса литературного журнала «Млечный путь», лауреат VIII Международного поэтического интернет-конкурса «Эмигрантская лира-2019/2020» за лучшее стихотворение в номинации. Работаю инженером в сфере ЖКХ.
Свидетельство о публикации №124090403869
Спасибо огромное за Ваши размышления, живые, интерактивные, несмотря на монологовость, и очень интересные. Вопрос "Куда ж нам плыть?" с давних времен живёт с нами, и вместе с временами и нами эволюционирует. Как эволюционируют наука и искусство, технологии и поэзия, и скорость эволюции нарастает так, что перезватывает дух. А Вы из тех, кто справляется со сверхскоростями))
С уважением, Вероника
Трунова Вероника 06.09.2024 19:48 Заявить о нарушении