2024. Лето. Италия - одним файлом

саркофаг – выбор – круговорот – sacra conversazione – падение – астроном – Сан-Джузеппе – вертикаль – после Праксителя – клуатр отшельника – площадь – конная статуя – скрытое и открытое – туман – внутренний двор – вблизи от Рая – спрятался–не виноват – Большая лошадь – последняя попытка – взаимопроникновение – Пифагор – пейзаж и мохито – цвета заката – замок на холме – rissёu – бронзовый всадник – промах – фонтан – мгла над заливом – окно – четырехголосие – impression – метафизический пейзаж – дом над обрывом – куст – невидимый – флагшток – волны – на причале – солнце сквозь облака – здесь и сейчас – хмурый день – одинокая прогулка – горизонт – кроны пальм – башня на берегу – Nymphaea alba – rota – blau


САРКОФАГ

граненым кристаллом
опалом
аквамарином

высится
светится
саркофаг

охрусталенный
полностью
сверху донизу

поставленный на торец
в полный рост

административный
хайтек-погост

приманка для пилота
в контактных линзах


ВЫБОР

надкусив обсыпанное
мраморной крошкой
яблоко

стянув поврежденное
место
стальными скобами

остановишься
растерянно
между зданиями

горизонтальным
и вертикальным

предлагающими
на выбор

бегство куда-то вдаль
от обступающих
проблем и несчастий

или полагающуюся
по договору
компенсацию
денежную
и немалую
за утрату
чего-то смертельно
важного
но не счастья


КРУГОВОРОТ

по ходу стрелки
или против
оглядывая площадь
все смешаешь

но смешаны и без тебя
портал церковный
колонна льва
стеклянный
небоскреб
палаццо
и еще одно
и снова церковь

и где-то под землей
метро

есть круг другой
изображаемый водой
перегоняемой по трубам
и третий где вода
бежит сама собой
и четвертый
пятый и шестой
седьмой восьмой девятый

устав
от этой карусели
мелькания веков эпох
ждешь остановки
ищешь площадь Данте
и не находишь

веб-карта знает лишь via
улицу с таким названием
длинную прямую

она ведет на запад
и приводит к замку
где спрятан
мрамор
белый и бессильный


SACRA CONVERSAZIONE

пять замерших фигур
шестой ягненок
с дружелюбным взглядом

и материнская рука
поддерживающая
подбородок

анатомический рельеф

связки сухожилия
мускулы
вместо нормальной
детской пухлости

вместо нежной сиены
трупный гризайль

вишневый цвет зловещ

шаг
неестественно широкий
и голова в кудрях

доверчиво-веселым
взглядом смотрит
маленький гимнаст
на постетителей

прильнув
к барашку

отец укрылся
за портьерой

сомнение на лице
печаль

но пальмовая ветвь
сулит победу


ПАДЕНИЕ

бронзовый всадник с грохотом валится
словно дешевый лом

металл встречается с кварцем

конец приключению

власти и равновесию

путешествию за синим цветком


АСТРОНОМ

в старинном перестроенном палаццо
найти пусть не уют
приют
для наблюдения за Марсом

немецкий телескоп
бумагу стол
матрац

и сад внизу
где возится с цветами
знаток земной природы
ботаник и аббат

как странно
посещая Бреру
пройти беспечно
мимо двери
не зная
что здесь работал
тот чье имя
помнишь с детства
Скиапарелли


САН-ДЖУЗЕППЕ

фасад
три раза появившийся
на снимках

похож на дверь в стене
из повести английского
фантаста

пройти три раза мимо

тоска и любопытство
живут недолго в век Интернета

фамилия Рикини

один из первых образцов
ломбардского барокко

есть фотогалерея
история и план

всего лишь церковь


ВЕРТИКАЛЬ

мрамор бронза
дешевый свинец

лесная глушь
роскошный дворец

стоит ли беспокоиться
каким будет конец


ПОСЛЕ ПРАКСИТЕЛЯ

являя скрытое
ты славишь суть

поверхность ложь

снимая слой за слоем
обнажишь костяк

на полпути
застынешь Цицероном

свободно перебросив
собственную кожу
через плечо

представив мускулы
и сухожилия

на обозрение
служителям туристам

но утаив страницы тома
опертого на левое бедро

название мышцы
уточнит Везалий
vastus lateralis

мы знаем больше
чем Пракситель

века летят


КЛУАТР ОТШЕЛЬНИКА

тесный дворик
покрытый галькой

обсаженный кустами
деревцами

деревянная скамья
с высокой спинкой
некрашеная

из просторной кадки
у подлокотника слева
густо поднимаются
широкие листья

длинные
острые на конце

в дальней стене
арка

за ней
подвесной фонарь

чуть дальше другая арка
другой фонарь

потом новая арка
черная в глубине

что там
не разобрать


ПЛОЩАДЬ

три мира
три эпохи

считай прилежнее
получишь больше

там жертва мафии
с простреленным виском

здесь архитектор
взбирается на купол
чтобы отметить завершение
строительства прыжком

и мученик без кожи
между ними

и тот
с венцом

и голуби

и праздные туристы


КОННАЯ СТАТУЯ

всадник отважный
и гордый
со шпагой в руке
на лошади изнуренной

может быть двойнике
подстреленного Маренго
носившего императора
в день поражения

у рачительного мастера
все идет в дело

воин сияет
в июньском свете

три пополудни

в тени пьедестала
кто-то мирный и смуглый
прокручивает ленту соцсети


MAGNIS ET PRAESTANTIBUS

небо
синее и пустое

отсюда видны лишь
макушки и плечи статуй

двор
куда нет входа
откуда нет выхода

души великих
застывшие по периметру

каменный вазон посредине

через край
перекидываются
тонкие вялые плети плюща

вход закрыт
но двор не заброшен

так настоящее смотрит
сверху на прошлое


СКРЫТОЕ И ОТКРЫТОЕ

стена скрыта ложным фасадом
как это принято
во время ремонтных работ

на виниловой сетке большое
фото рассвета над горным озером

с помощью редактора
мастер добавил к изображению
механизм
многочисленные шестеренки
заключенные в позолоченный
корпус

такой же корпус
только увеличенный
плывет по озеру

этакий жюльверновский
плавучий остров

на нем танцуют два парня
и девушка

в левом нижнем углу слоган
«золото оформляет свет выявляет»

реклама швейцарских часов-скелетонов


ТУМАН

где-то возле Гамбурга
высятся горы

туман с моря часто
заволакивает их подножья

бывает он поднимается
так высоко
что оставляет на виду
лишь считанные вершины

их может увидеть странник
если окажется на одной из них

он стоит на краю обрыва
выставив левую ногу
опираясь правой рукой на трость

мы видим его со спины

его взгляд устремлен
поверх тумана
к синеющей на горизонте горе

в это время где-то возле Милана
по широкой равнине
бредет огромное стадо овец

равнина в голубой дымке
над горизонтом занимается
бледный рассвет

два пастыря затерялись
среди овец


ВНУТРЕННИЙ ДВОР

горят фонари
тени у стен и деревьев

бюст Александра
обновленный
гладкий и белый
над пересохшим
фонтаном

сфера такого же цвета
на лужайке у ресторана

из фибергласса
трех с половиной метров
в диаметре

вскрытая
разбитая
по экватору

кто-то принял ее
за утреннее яйцо всмятку

изъян в скорлупе
обнажает механизм
мертвый
бездейстующий
как и фонтан Александра

лужайки недавно подстрижены
дорожки подметены

от столиков у стены
доносится итальянский

все фонари исправны


ВБЛИЗИ ОТ РАЯ

прямо напротив
в сторону покрытых пледом колен
и бессильно раскинутых ступней
лоток с лучшим в мире мороженым

на другом берегу темная
остроконечная гора св. Спасителя
на вершину вас доставит фуникулер

недавно покрашенная скамья

чуть больше километра до Рая

цветы кипарисы пальмы
вода блестит
ясный июльский день

что еще пожелать
умирая

II

неподалеку под деревом умирает
философ
мраморно-белый

напротив через озеро
гора обещающая спасение

таблички рассказывают
о растениях
украшающих извилистый
променад

из них например можно
узнать что карликовое деревце
с шарами из обрезанных веточек
напротив скамьи
особый вид кипариса

фантазия выкидывает кульбит

и на миг представляется
что эти шары изображают
химическое строение
недавно открытого вещества

модель эликсира бессмертия


СПРЯТАЛСЯ – НЕ ВИНОВАТ

небо ясное
день ярок

у подножия горы
белеют дома Парадизо

в пальмовой роще
сумрачно и прохладно

отсюда удобно
смотреть на горы и озеро

стволы и листья
соединяются в красивую
рамку

чудо укромных мест
знакомое с детства

здесь тихо
прохладно

здесь
безопасно

спокойно
и хорошо

здесь тебя никто
не найдет

даже главный
смотритель парка


БОЛЬШАЯ ЛОШАДЬ

круп лошади
cavallo
в виде расколотого овала

спина холка шея
раскроены разворочены

лошадь осела
на задние ноги

передние вытянуты
грудь поднята

голова повернута
будто в испуге

ось тела
продолженная
пройдя над озером
уткнется в селение Парадизо
и гору Сан-Сальваторе

вдоль узкой линии парка
по набережной
мимо здания банка
похожего
на шестеренки
выступающие из-под
полированной оболочки
сфер Помодоро
безжалостно
оглушая сиреной
несется машина скорой


ПОСЛЕДНЯЯ ПОПЫТКА

так гладок
что скользит бессильно

рельеф лица
едва намечен

рука висит отдельно

сквозит сквозь окна
бледный свет полудня

финал всех дел
трудов

желания любви
и жажды примирения

последний взгляд
последний скол

последняя попытка
оправдаться

шесть дней

а дальше праздность


ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ

на экране тв
бывает
смешиваются
строки изображений
создавая безумный паззл

айсберг и океанский лайнер
проникают друг
в друга
перемешиваются слоями

из этого столкновения
возникает нечто невероятное
похожее сразу на снежную гору
палубы лестницу

нечто
причудливо-комфортабельное

нечто
что может позволить себе
лишь тот кто
уверенно чувствует себя
не только
в центре жизни
но и в ее окрестностях

у кого есть опыт
воля к счастью
и капитал


ПИФАГОР

эта гладкость
полупрозрачность

зеркальность
прочнее мрамора

время не оставляет
царапины

неуязвимый
нетающий лед

существование
не течет

громоздится
кристаллами

солнце
умножающееся в стекле

обещает
больше чем настоящее


ПЕЙЗАЖ И МОХИТО

горы лежат грядами
как волны

отдаленные
синее туманнее

к самой дальней
прикасается
небо

белое у гряды
темнеющее к зениту


ЦВЕТА ЗАКАТА

в мелком чистом пруду
косяком носятся
красные
рыбы

шумит
искусственный
водопад

над его истоком
скрытый ветвями грот

бюст в кардинальской
шапочке с четырьмя углами
повернут на запад

лицо исчеркано

шрамы свастика и
сумма без результата
SOLE + ELISA

камень не ощущает
минерал не видит

но кто знает
может быть эти глаза
спящие днем
пробуждаются к вечеру

и следят не мигая
за остывающим солнцем

медленно угасающим
позади Апеннин Пьемонта
опускаясь ниже и ниже
пока наконец звезда
не скрывается полностью

оставляя гореть
над фортом Бегато
цвета заката


ЗАМОК НА ХОЛМЕ

фуникулер
ползет к вершине

холмы вместо
ровной пустыни

развалины замка
открыты для посещения

зелень на подступах
аккуратно подстрижена

три невысокие пальмы
в тени бастионов

вряд ли под ними скрыт
чистый источник

но воду подземную
можно купить в бутылке

лучше однако виски
или кофе макьято

в расчете что
проснется воображение

и сделает тебя единственным
владельцем этого замка

облокотившись на балюстраду
ты будешь смотреть
на зубцы бастиона
верхушки пальм
купола крыши
гавань
причалы

и думать
все было не зря
я сумел связать концы и начала


RISSЁU

собор полосатый
помесь зебры с жирафом

пасмурно

в чашку макьято
падают капли
дождя

якорь на берегу
чугунный кальмар

на площади странник
чьи пожитки
умещаются в сумке

вместо легких
у него пустота

сквозь которую
видны струи фонтана

концерт начинается
через полчаса

слышно
как разыгрываются
музыканты

––––––––––––––––––––––––––––––
rissёu (рисо') – мозаика из гальки (местн. лигурийское)


БРОНЗОВЫЙ ВСАДНИК

укрывшись в галерее
на главной площади
за чашкой кофе
вглядываться в бронзу
изображающую
всадника и лошадь
что не чета
другой усталой
но живой
той с кем ты встретишься
чуть позже
у своей берлоги
вмиг оседлаешь
и помчишься вдаль
к молчанию
во мрак
в темнейшую из ночей
куда и дерзкий
Филиберт не знал
дороги


ПРОМАХ

плоть уязвима
пока не стала бронзой

тогда ей нипочем
и плети и дожди

и постамент не нужен

сама себе
и щит и панцырь

спеша обнять
отлитую из бронзы
лошадь

он выбежал под дождь
раскинув руки

и промахнулся
обняв
живую плоть


ФОНТАН

там в нижнем мире
под раковиной-чашей
морские гады
с пятачком свиней

а выше скалы
кили
снова камни

и наконец
ступни
торс
шея
голова

решительность
в чертах лица

шар глобуса

рука протянутая
к горизонту


МГЛА НАД ЗАЛИВОМ

патронесса города
провожает туристов

мгла над заливом
и полуостровом

белый паром
встречается с яхтой
из белого дуба

в кресле на палубе
высокий
полуслепой
старик
вырывает
страницы из книги
и бросает их
за борт

чаек не видно
и это странно

их заменяют
три фока
и бизань яхты

листы бумаги
летящие по ветру
плывущие по воде
тоже можно
принять за чаек

мгла спускается
ниже ниже
ниже

покрывая залив

название яхты
едва читается

Anonyme


ОКНО

зеленая стена
окно в стене
лазурь воды
охряные дома

причаленные
яхты корабли

в зеленой раме

окно
не дверь

хотя за ним обрыв

как в том рассказе

в стене из зелени
просвет
и райский вид

соблазн
для пилигрима

не уступай ему

путь долог
к маяку

по узкой
и крутой
тропе

лишь взгляд
и мимо


ЧЕТЫРЕХГОЛОСИЕ

верхний голос
кроны пальм
(у воды)

бас
три автомашины
(ближе)

альт
уличные фонари

тенор
деревца пониже


IMPRESSION

три линии синего
от темного к светлому
вода берег небо

трехслойный коктейль
для глаз
но не для языка

три зеленые свечки
деревья
идут к воде
друг за другом

настроение создает
их линия
ритм

и дымка
затягивающая пейзаж


МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ
(IMPRESSION 2)

есть вода
есть берег
есть небо

вариации одного цвета

берег
противоположный
темнее воды
внизу
но светлее неба
синего цвета

другой холодный тон
зелень вблизи

три дерева с кронами
похожими на
верхушки рогоза
спускаются
к озеру

глагол
использован
метафорически

все объединяет
осенне-сумрачный
колорит

в котором
ничто не шевелится
не горит

есть что-то вневременное
в этом пейзаже
случившимся летом
не осенью


ДОМ НАД ОБРЫВОМ

стена из грубых камней
она подпирает склон

дорога вдоль этой стены
ее освещает
шестигранный
фонарь

тут же дерево
ветви подняты
словно руки
на «будем как солнце»

густой кустарник
похожий на мох

распахнутая
решетка ворот

море горы закат
отражаются
в арочных окнах


КУСТ

горы озеро берег
забелены инеем

так видит камера

ни кипарисов
ни пиний

лестница каменная
ведущая к террасе

ограда сплошная
без балясин
зернистая штукатурка

возле первой ступени
послеполуденным
фейерверком
горит куст
с фиолетовыми цветами


НЕВИДИМЫЙ

в минималистском споре
хвои воды и неба
он четвертый невидимый
случайно собравший
этих трех видимых
на линии взгляда
вместе


ФЛАГШТОК

маленький замок
крепостца
вот все что нужно

стены которые
не пробить
ядрам

камни которые
не разгрызть
морю

башня с флагштоком
для единственного
жильца

живого

подземелье
за семью дверями
на семи замках каждая
для духов и привидений


ВОЛНЫ

волны у побережья
Сан Теренцо
бегут меняя цвет
рождая пену
крошась о камень
самоубийцы
невозвращенцы


НА ПРИЧАЛЕ

его улыбка
pandan
ясному дню

голова на уровне
piano terra
прибрежных зданий

место выбрано точно
верно

возле каждой щеки
дома
тех кто ушел на дно

но это не повод
для грустных воспоминаний


СОЛНЦЕ СКВОЗЬ ОБЛАКА

сегодня
облака скроют небо
спрячут верхушки гор

останутся камни на берегу
брызги волн

сверкающая
будто осыпанная солью
широкая полоса на воде

поверх мелкой ряби

и воспоминание о слюде
из детской коллекции минералов


ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

на площадке между маршами
старой лестницы
в узком ущелье
от стены до стены
за столиком
под высоким тентом
разбить бивак
устроить наблюдательный пост

глядя попеременно
вверх вниз
на стены окна ступени
автомобили
прохожих

всматриваясь в самого себя

чувствуя слитность
с улицей морем
пьющими кофе
горожанами
облаками
прошлым и будущим
с целым миром

и полную отделенность от всего и вся


ХМУРЫЙ ДЕНЬ

на террасе Маринеллы
одинокий посетитель

море справа
море слева

небо в тучах
буря близко

камни влажные блестят

капитаном
быть неплохо

одиноким
морским волком

видеть днем
и в снах под утро

пену волн
вместо ягнят


ОДИНОКАЯ ПРОГУЛКА

белые пятна
на бурых камнях

включения алебастра
или чьи-то останки

высохшие монстры
лигурийских пучин

небо набухло

первые капли

чаек не видно

ты здесь один


ГОРИЗОНТ

узкая дорожка променада
влажная терракота
идет зигзагом
на повороте ограда
сливается с горизонтом
ни корабля
ни паруса
ни лодки
ни рыболова
горизонт пуст

он только линия
призрачная
иллюзорная
разделяющая
оттенки серого
воды залива
и облачного покрова

за поворотом откроется
полуостров
новый оттенок серого
и темная линия
терракоты
извивами продлевающая
маршрут


КРОНЫ ПАЛЬМ

темные
на фоне серого неба
как и соседние
кипарисы пинии
но сохранившие энергию
вспышки взрыва
в баллистически
искривленных
изогнутых
словно следы фейерверка
линиях


БАШНЯ НА БЕРЕГУ

пруд болен оспой

инвалиды из мрамора
обмениваются взглядами
вздохами

те
что без глаз
или
без головы
усталыми жестами

смолосемянник
Pittosporum heterophyllum
покрывает им плечи
шею
а то и кудри
там где они сохранились

со стороны моря территорию парка
обрезают железнодорожные рельсы

туннель ведет
к сложенной из камня
башне на обрывистом берегу

очертаниями напоминающей
шахматную фигуру
туру

и морю
молочно-серому


NYMPHAEA ALBA

цвет светлого песка
и цвет граната
чередуются на арках
отделяющих террасу
от cortile
королевского палаццо

возле крайних арок
слева справа
кипарис и пальма

их вершины вровень
с балюстрадой
протянувшейся
над крыльями дворца
и над аркадой

кувшинка белая
Nymphaea alba
покрыла сплошь
овальный пруд
зелеными листами

шесть цветков раскрыли
чашечки лилового оттенка

мозаичный пастух
из белой гальки
ведет двух мулов
к мельнице

фигуры в темных пятнах
но с целыми носами
молчат у стен

день кажется
печально-безмятежным


ROTA

Траян и Юлий
каменные истуканы
учителя и образцы
по обе стороны
от колеса фортуны

подняться
пусть на миг
в зенит

быть лучшим

семнадцать мраморов
увековечат имя
и воин бронзовый
на бронзовом коне

но где же сын
и внук

где памятник
живой

о милая Медея


BLAU
BLAU

бастионы
и синие горы

здесь беззащитен
там в безопасности

дело не в старых
пушках
не в обрывистых
склонах

исключи из пейзажа
башни стены
вершины
бурые крыши
зеленые кроны
и сочти что осталось


Рецензии