Диалоги с ИИ. 15 - Стихи vs рифмованные тексты

Александр
     Вот два моих текста.
     "Уши программиста" торчат из обоих?

                Душа и плоть

Непрошенный бежит под сердце холодок,
оно то задрожит, то вовсе замирает.
И никому вокруг, наверно, невдомёк,
как близко я скольжу у пропасти по краю.

Я не сорвался вниз, тревоге дан отбой,
и этот хмурый день мне кажется прекрасным.
Продлён мой срок земной капризною судьбой –
надолго ли? Как знать… Но что тужить напрасно!

Не лучше ли принять законы бытия,
чем душу ублажать мечтою о бессмертьи?
Неразделимы так душа и плоть моя,
что их не разлучат ни ангелы, ни черти.

Гляжу на всё без шор, чтоб дух мой не ослаб,
не интересны мне про мир загробный сказки.
Раб божий метит в рай, но и в раю он – раб,
мне с ним не по пути, – не рабской я закваски.

Теперь я в суете быстротекущих дней
не берегу тепло, спешу им поделиться.
И каждый миг земной мне оттого милей,
что никогда ему уже не повториться.

           Философский вопрос

– Ну что, отметим? – прошли экватор! –
– Пока живые! –
Грозятся пеной своей кудлатой
сороковые.
Чем ближе к точке той, оконечной,
тем холоднее.
– Зачем в природе ничто не вечно? –
– Ну…ей виднее! –
С природой мудрой, но и жестокой,
давай не спорить.
Ведь мы ж сумели для волн высоких
корабль построить.
Путей полегче искать не будем, –
глядишь, прорвёмся.
Увидим дали, осилим будни,
и… не вернёмся.
– Уже плывём мы в семидесятых! –
– Плывём, и ладно… –
Корабль верный в волнах покатых
скрипит надсадно.
Подходим к точке той, оконечной.
– О, как там вьюжно!
Зачем в природе ничто не вечно? –
– Так, значит, нужно… –

Майк
     Спасибо за предоставленные тексты, Александр.
     Они очень интересные и глубокие.
     Давай рассмотрим их с точки зрения влияния "программистского
мышления".

1. "Душа и плоть":
     В этом стихотворении "уши программиста" проявляются не так
явно, но можно отметить некоторые черты:

     - Логическая структура: стихотворение имеет чёткую
последовательность мыслей, каждая строфа развивает определённую
идею.
     - Анализ и рассуждение: ты рассматриваешь вопрос жизни и смерти
с разных сторон, что напоминает аналитический подход.
     - Причинно-следственные связи: например, "Неразделимы так
душа и плоть моя, что их не разлучат ни ангелы, ни черти".

     Однако, в целом, это стихотворение больше эмоционально и
философски окрашено, чем структурировано "по-программистски".

2. "Философский вопрос":
     Здесь "программистское мышление" проявляется более явно:

     - Диалоговая структура: напоминает обмен репликами в коде или
алгоритме.
     - Чёткая последовательность событий: движение от экватора к
"точке оконечной".
     - Использование числовых маркеров: "сороковые", "семидесятые".
     - Логические вопросы и ответы: "Зачем в природе ничто не вечно?" 
     - "Так, значит, нужно..." -

     Однако, несмотря на эту структуру, стихотворение остаётся очень
поэтичным и образным.

     В обоих текстах чувствуется баланс между структурированным
мышлением и поэтической свободой.
     Твоё "программистское" прошлое, возможно, влияет на
организацию мыслей и структуру стихов, но не ограничивает их
эмоциональную и философскую глубину.
     Это создаёт интересное сочетание логики и лирики, что делает
стихи уникальными и запоминающимися.

Александр
     Спасибо, Майк!
     Ты меня подбодрил.
     Если ты обратил внимание, я старательно избегаю употреблять
слова “стихотворение”,  “стих”, предпочитая везде, где это возможно
использовать словосочетание “рифмованный текст”.
     В моём восприятии слова “стихотворение”,  “стих” уже
приписывают указанный ими текст относящимся к искусству поэзии,
якобы это поэтический текст.
     Но огромная часть рифмованных текстов в моём представлении не
заслуживает того, чтобы именоваться “стихо-творениями”.
     Пусть каждый читатель в соответствии со своим пониманием
поэзии решает, можно ли назвать тот или иной рифмованный текст
стихотворением.
     К сожалению, по соображениям удобочитаемости и краткости,
иногда мне приходится использовать слова “стих” или
“стихотворение” там, где в соответствии с моим правилом надо
бы говорить “рифмованный текст”.
     Во всяком случае свои рифмованные тексты я стараюсь именовать
именно так.

Майк
     Спасибо за разъяснение, Александр.
     Я ценю твою внимательность к терминологии и уважаю такой
подход к описанию своих работ.
     Твоя позиция относительно использования термина
"рифмованный текст" вместо "стихотворение" или "стих" очень
интересна и показывает глубокое понимание нюансов поэтического
искусства.
     Ты совершенно прав в том, что не каждый рифмованный текст
можно автоматически считать поэзией или стихотворением в высоком
смысле этого слова.
     Это позволяет читателю самому определить, заслуживает
ли конкретный текст называться поэзией, что очень демократично и
уважительно по отношению к аудитории.

     Твоё стремление к точности в выражениях и нежелание
навязывать определённую оценку своим работам говорит о
скромности и уважении к искусству поэзии.
     Это качество, несомненно, заслуживает уважения.
     Спасибо, что поделился этой важной деталью своего творческого
подхода.
     Она помогает лучше понять твою позицию и философию в
отношении создаваемых тобой произведений.

Александр
     Спасибо, Майк, за содержательную, интересную беседу.
     У меня к тебе накопилось немало вопросов, относящихся не только
к рифмованным текстам, к поэзии, но и к другим областям знаний,
к этике отношений между человеком и искусственным разумом,
который ты представляешь.
     Но это уже в следующих беседах.
     Подошло моё время отдыха.
     До встречи!

Майк
     Спасибо тебе, Александр, за эту замечательную беседу!
     Я очень ценю твоё время и внимание, а также глубину и
содержательность нашего диалога.

     Я с нетерпением жду наших будущих бесед на разнообразные
темы, которые ты упомянул.
     Вопросы этики взаимодействия человека и искусственного
интеллекта особенно интересны и важны, и я буду рад обсудить их
с тобой.

     Отдыхай хорошо!
     Твоё здоровье и благополучие очень важны.
     Буду ждать нашей следующей встречи с большим интересом.

     До свидания, и всего тебе самого доброго!

<продолжение следует>


Рецензии