Мой мастер - класс. Я Живу значит чувствую

 
 Здравствуйте уважаемые родители, юноши и девушки!Возможно кто-то из вас и воспользуется моим мастер-классом. Я не против. Я только За!
Меня зовут Валентин Дмитриевич Сорокин-Солнечный. Я актер московского театра пантомимы, актер кино, режиссер постановщик оригинального жанра, педагог.
Пишу стихи, пишу картины.  Театральное творчество преподаю с 1969 года. А, имея такой запас, то и не грех поделиться с вами своим опытом. Для этого я предлагаю вам свой авторский проект «Мастер-класс», с которым я побывал и в Ростове на Дону, и в Крыму, и в Подмосковье. Прошу ВАС читать не спеша и со вниманием!
Тема моего мастер-класса  очень важная. Она касается в большей степени РОДителей, и наших детей.
Название темы: 
                «КТО Я?   «Я ЖИВУ, ЗНАЧИТ – ЧУВСТВУЮ ».
Я вижу, что в этой аудитории собрались  уникальные и одаренные люди.  Именно это я вам  сейчас и докажу.

А ДЛЯ ТОГО,  ЧТОБЫ НАМ ВСЕМ  БЫЛО  ИНТЕРЕСНО, ПРОШУ ВАС  -
 ПРИНИМАТЬ  АКТИВНОЕ   УЧАСТИЕ.            
 
  Мы  часто слышим такое выражение:
 «АХ, КАКОЙ ОН (ОНА) ОДАРЕННЫЙ!»               
     Логический вопрос:       -  КЕМ И ЧЕМ ОДАРЕННЫЙ?   
                КТО ЗНАЕТ?
КАКИЕ  ДАРЫ МЫ  ПОЛУЧАЕМ С САМОГО РОЖДЕНИЯ?               
               
                -   ЖИЗНЬ,      МОЗГ,          ПАМЯТЬ.      
Если я живу – Значит,  я чувствую, вижу и помню (запоминаю)

                ОСНОВНЫЕ ДАРЫ - ЧУВСТВА:
- Я вижу -                ЗРЕНИЕ
- Я слышу -                СЛУХ
- Я чувствую запахи -             ОБОНЯНИЕ
- Я чувствую горячее и холод -    ОСЯЗАНИЕ
- Я чувствую горькое и сладкое -   ВКУС

- Но дальше, вот что интересно! - Фундаментом для этих 5 ЧУВСТВ  являются ПАМЯТЬ. Без памяти мы не сможем осознавать себя в жизни.
КАКАЯ БЫВАЕТ ПАМЯТЬ? -             
                (ЖДУ ОТВЕТА)
1- СЛУХОВАЯ
2- ЗРИТЕЛЬНАЯ
3- МЫШЕЧНАЯ
4- ОБОНЯТЕЛЬНАЯ.
5- ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ (тактильная)


Вот! Теперь Мы знаем,  какими основными дарами, наградила нас Матушка Природа! И на основании этого, мы  уже можем прямо говорить о себе:                Я  ОДАРЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК!
Человек обязан развивать свои дары,а для этого нужны цель и стремление – чтобы целенаправленно и осознанно развивать в себе эти ДАРЫ?   
И если мы будем стремиться к цели, то каким может стать человек?
               
(кто может ответить?)        Правильно - ТАЛАНТЛИВЫМ!               
Читаю отрывок из стиха               
«Цель Творчества»   
" Цель творчества - самоотдача,   - (планомерный Труд)
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,-
Быть притчей на устах у всех…."   - (не лги себе и людям )
                (Б. Пастернак)

- В жизни мы все испытываем разные эмоциональные состояния: победы и поражения, радость и горе, взлеты и падения, мы любим и ненавидим  и т.д. Но, обязательно реагируем на происходящее. Вот стихотворение, которое я хочу вам сейчас прочитать, в нём автор попытается раскрыть для нас свою реакцию (отношение) на свой путь.  Анализирует свои действия, а в образе креста рассказывает нам о своём жизненном пути.   
Это  замечательное стихотворение написал Роберт Рождественский – оно так и называется -    «Мой «Крест».
                (Читаю)
Я шагал по Земле.
Было тяжко в душе и окрест.
На уставших плечах я тащил свой единственный крест.
Было холодно так, что во рту замерзали слова.
И тогда Я решил. Этот крест, расколоть. На дрова.
И разжёг я костер на снегу. И стоял. И смотрел.
Как Мой крест: удивленно, и тихо горел.
А потом я опять зашагал среди черных полей.
Нет креста за спиной. Без него, мне ещё тяжелей!

Что же такое Самооценка? Это умение  видеть себя, как бы со стороны, Проводить самоанализ своих действий и задавать себе вопросы:
1.  Кто «Я»? и Что я сделал, Что я делаю, и Что я буду делать?
К чему Я  стремлюсь? Каким будет Мой жизненный путь? Мой «крест».
2.  ДЛЯ ЧЕГО «Я» (человек) ОБЯЗАН УЧИТЬСЯ И РАЗВИВАТЬСЯ?
Ответ очень простой – Учиться надо для того, чтобы развивать Свой разум - уровень сознания. Свою культуру поведения, Расширять свой кругозор, Свой интеллект!
Вот для этого нам необходимо заниматься творчеством -  (Творчество от слова – Действовать, творить – созидать).               
А если действовать безграмотно и неразумно – это означает разрушать все вокруг себя. Сеять ложь, лицемерие и ненависть среди своих, самых близких. Бездействие это тоже действие!
(Читаю стих)               
Живое слово - разума Родник.
В потоке правды сокрыта сила Духа.
Мне не страшна любая «заваруха»,
Пока мой ум для творчества открыт.
   
   Валентин Сорокин-Солнечный 2023г

                А ЕСЛИ НЕ РАЗВИВАТЬ СВОИ ДАРЫ, СМОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ДОСТИГНУТЬ СВОЕГО ВЫСОКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ  - СТАТЬ ТАЛАНТОМ?                (Кто ответит?)                ПРАВИЛЬНО,-   НЕ СМОЖЕТ!
Выход один.- Надо развиваться - Творить, Действовать, Созидать.  Именно поэтому человеку необходимо заниматься творчеством! Развивать свои дары! И чем раньше, тем лучше!

 Показываю -      Элементы пантомимы и Жонглирования.
  Жонглирование развивает огромный спектр наших способностей: концентрация внимания, повышает работу левого и правого полушария мозга, память, ритмику, мышечную память, зрение, моторику и многое другое.               
   
Ещё хочу сказать, что  Мы все  - Уникальные люди!
А, Как вы думаете, в чем заключается уникальность каждого из нас?
ЧЕМ же ещё наградила нас матушка ПРИРОДА?
                Как вы считаете?                (Ждем ответ)

 - ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ВНЕШНИМ ОБЛИКОМ!   
  (В природе НЕТ такого же человека, как Я!)
Именно в этом и  заключается НАША УНИКАЛЬНОСТЬ.         
На вопрос - КАКОЙ  Я? 
                Смело можем ответить:   Я УНИКАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК!

 Но и это еще не всё! Чем же ещё наградила нас  Матушка природа?

- МЕНТАЛЬНОСТЬЮ -   ЭТО НАШЕ ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ.
                - эмоциональность
А какими бывают у нас Душевные эмоции?      (вопрос)
    (ответ)         Они бывают Позитивными и Негативными -

                ПОЗИТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ ДУШИ:
- СОВЕСТЬ,
- ЛЮБОВЬ,
- РАДОСТЬ,
- ДОБРОТА,
- СМЕЛОСТЬ, ХРАБРОСТЬ.
- ЭГОИЗМ,
- ЛЮБОПЫТСТВО И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.

                НЕГАТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ ДУШИ:
- ТРЕВОГА,
- СТРАХ,
- ЛЕНЬ,
- НЕНАВИСТЬ,
- ОБИДА,
- ЗЛОБА,
- ТРУСОСТЬ,
- УНЫНИЕ

 Состояния души - эмоции,  проявляются ВЕЗДЕ. От нашего с вами общения. Общения с родителями, со сверстниками, с учителями, с друзьями, коллегами, с животными, с природой и так далее. В любом случае человек проявляет свою реакцию  на окружающий нас мир – Но учтите, то что каждый из нас, реагирует на своем уровне развития и воспитания.
А это значит, что состояние души, во многом зависит от развития наших природных даров, - от нашего умственного развития (интеллекта). И всё это называется - воспитанием!
   
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать,
Увы, не каждый раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить!
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
- Зачатки в жизни молодые.
Чтоб верный путь им указать
Помочь в толпе не раствориться...
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.
         (Ф.И. Тютчев)

Как человек воспитан. В какой среде общения, На каком уровне развития своих даров  он находится, такая и будет его реакция на окружающий мир и обстановку.

 От педагога, учителя - ЗАВИСИТ ориентировка  умственных способностей и далее - профессиональная ориентация своих воспитанников.
      

 И так. С  разумом и чувствами мы разобрались.
Теперь давайте перейдем к вопросу,- что же такое ПАМЯТЬ?

   Вот к примеру:    От знакомых родителей или воспитанников я часто слышу такое выражение: «ОЙ,  Я НЕ УМЕЮ РИСОВАТЬ».
Отвечаю - «РИСОВАТЬ МОЖЕТ ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК»
 Есть такая книга «Улыбка Джаконды». Её написала Ариадна Жукова, заслуженный педагог и художник. Она говорит:
Для того чтобы развивать память, надо учится рисованию. Рисование развивает  память: запоминать объекты, делать свои зарисовки понравившихся объектов на природе и так далее. (цвет, форму, различия, принадлежность)
- Развивая зрительную, мышечную память, наблюдательность помогает и развитию наших  основных чувств. 
- Систематические занятия чтением, рисованием, лепкой и т.д. Это то, что нам  так не хватает в жизни! Многие даже не обращают на это должного внимания, по понятным причинам - занятости. Но есть НО! В первую очередь надо нарисовать для себя свою «картину» своей жизни! Родители! Хватит молчать! Хвалите своих детей за их первые для вас непонятные или понятные рисунки. Это ведь Их первые победные шаги в Их жизни.
Люди! Учитесь находить время для творчества в любом возрасте.
Учитесь лепить, рисовать, собирать конструкторы, модели - развивайте мышечную и зрительную память. Учитесь играть на любом музыкальном инструменте. Учитесь читать стихи и прозы, учитесь развивать свои ДАРЫ.      
Эти дары мы с вами уже знаем! И после всего сказанного мною выше, Мы смело можем сказать себе и всем:
ДА! Я -  ОДАРЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК!!! 
ДА! Я - УНИКАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК!!!

Теперь хочу обратиться к родителям по поводу воспитания своих чад.
Именно от вас, дорогие мои! От вашего РАЗУМНОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАНИЮ СВОИХ ДЕТЕЙ, ЗАВИСИТ ИХ БУДУЩЕЕ!!!!!!
                2.
                Талантливый человек   
            (Кто такой?           кто хочет ответить на этот вопрос?)
       Талант это уже опыт,  это знания и это серьёзный труд и самоотдача. По-другому не бывает.
                Только на фундаменте развития своих даров, можно построить будущее – стать талантливым.
И тогда перед вами откроются дороги в любые сферы деятельности: как -   военное искусство, медицина, строительство, конструкторское дело, театральное искусство и другие ремёсла!
 А ЕСЛИ НЕ РАЗВИВАТЬ СВОИ ДАРЫ, СМОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ДОСТИГНУТЬ СВОЕГО ВЫСОКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ  - СТАТЬ ТАЛАНТЛИВЫМ? 
 (Кто ответит?)               
ПРАВИЛЬНО,-   НЕ СМОЖЕТ!
Выход один.- Надо развиваться - Творить, Действовать, Созидать.  Именно поэтому человеку необходимо заниматься творчеством! Развивать свои дары! И чем раньше, тем лучше!
                «Без труда не выловить и рыбку из пруда»
 Одно единственное условие и решение задачи – самоотдача.
- Учиться постоянно и систематически. Развивать свои природные дары – не лениться, Наметить цель и стремиться к этой цели,  чтобы стать и быть -
-  ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ    (любовь к познанию)
- АНАЛИЗИРОВАТЬ
- ЗАПОМИНАТЬ
- НАБЛЮДАТЬ
- ФАНТАЗИРОВАТЬ
- ИЗОБРЕТАТЬ.
Ежедневная, систематизированная работа над собой. Учитесь ставить перед собой ЦЕЛЬ, строить планы на перспективу и планомерно идти вперед, решая эти задачи. И всей душою полюбить свое дело.
Да!!!!  Надо заниматься, работать и  планомерно учиться своему Любимому делу. И ТОГДА ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!

     НАБИРАЙТЕСЬ ЗНАНИЙ, - ЭТО ВАШ ОПЫТ И ВАШ БОГАЖ, ПРЕОБРЕТЁННЫХ НАВЫКОВ.
 От того, как вы живете что делаете, будет строиться вся ваша жизнь в будущем.  Это и есть ваш крест.      
«ПО ДЕЛАМ СВОИМ»  и оценивается результат! Позвольте мне прочесть замечательное стихотворение:
          «Жизнь Бумеранг»
 Жизнь бумеранг, В  науке так ведется. 
Что отдается, то  и вернется.
То, что посеял, то и пожнёшь,
Ложью пробьется ваша же ложь.
Каждый поступок имеет значенье.
Через прощенье приходит прощенье.
Вы отдаете - вам отдают,
Вы предаете - вас предают.
Вы обижаете - вас обижают,
Вы уважаете - вас уважают.
Жизнь бумеранг. Все и всем по заслугам.
Черные мысли вернутся недугом.
Светлые мысли божественным светом!
Если не думал? Подумай об этом.


***
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Борис Пастернак.


Познание – это способность действовать - наблюдать, запоминать, сравнивать, изучать явления природы и факты социальной жизни. Актерское мастерство воспитывает в человеке такие навыки, как:
 Воображение: - по сути своей это размышление о мире, но по преимуществу ОБРАЗНО МЫСЛИТЬ – это способность придавать разным явлениям природы человеческие качества. Раскрепощение личности!
У меня есть знакомая - хозяйка КАФЕ, я  предложил ей переименовать  её КАФЕ из «Детский пир» в «Творческий Мир». Где можно будет собираться детям и взрослым. Где бы каждый столик (посетитель кафе) мог поделиться своими творческими способностями:- Прочитать стихи, басни, спеть песню, сыграть на гитаре, принести свою картину или рисунки, сыграть миниатюру ИТД. То есть всё то, чем человек  уже владеет или пытается овладеть.
Для творческого человека это очень важно и необходимо. Поверьте мне. Я знаю.
 
  Когда мы читаем разные художественные произведения, то слышим: «ветер стонет и плачет», «река нашёптывала старинные былины», «стул крякнул подомной, как селезень», «стекла запотели» - хотя у стекол нет потовых желез». Это все мы можем назвать – художественный образ. Именно эти образы, создаваемые актерами на сцене, заставляют волновать умы и души зрителей, или слушателей музыки.
Когда существует образность в спектакле или в музыке – это настоящий праздник души.
Воспитанникам я предлагаю такие занятия на образность, как:  «Я и музыка», «Я и стихотворное произведение», это может быть басня, стих, поэма, сказка. Рассказываем и Делаем этюды.

Например:      Петр Ильич Чайковский написал муз произведение «Времена года».
А сколько их, и какие времена года мы знаем?                (Жду ответа)
- Кто знаком с этим произведением?      (показываю, как мы учимся слушать и понимать музыку. Закройте глаза.., и так далее).
Такая же история и со стихотворным произведением. (учимся оживлять басни на этюдах) Кто учил басни И.А. Крылова?

Почему человеку в любом возрасте  полезно изучать стихотворную форму и прозу классических авторов? И чем раньше это происходит, тем лучше.
Потому, что, читая, изучая наизусть, декламируя вслух эти формы, человек невольно пропускает их через себя – через свое сознание, через свое «Я».   Тем самым он получает серьёзные навыки самоанализа, образности мышления, навыки анализировать происходящее вокруг себя,  развивая память и фантазию. (они присутствует во всех проявлениях жизни). Читайте, Учите и Раскрывайте тексты стиха и прозы для себя.
 Что такое ЭТЮД?   -  небольшое произведение, упражнение импровизационного характера, служащее для развития и совершенствования техники актерского мастерства. Занятия этюдами – основа мастерства актера.
Этюд в переводе с латыни – усердие, старание.
Темы для этюдов должны быть разными: «Кричать», «Ходить по улице», «Кушать», «Одеваться», «Умываться», «Совершить покупку», «Знакомство с животным» и так далее.
А что означает слово -  ТЕАТР ( греческое происхождение). Основное значение – МЕСТО ДЛЯ ЗРЕЛИЩ. А зрелище – означает - смотрю, вижу – это действие.
Зрелищный вид  искусства - это синтез различных искусств: литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства
пантомимы, жонглирования и других видов ремесел, обладающих собственной спецификой. Отражение действительности, конфликтов, характеров (их трактовка и оценка этой идеи в предлагаемых обстоятельствах). Утверждение тех или иных идей, с помощью драматического действия и жанра исполнения. - Главным которого, является АКТЕР.
Во все времена, ТЕАТР представлял собой КОЛЛЕКТИВНОЕ творчество. Умение общаться друг с другом. В нем участвуют, помимо актеров, режиссера и сценариста:-  художник сценограф, композитор, хореограф, бутафоры (работники сцены), осветители, костюмеры, гримеры и многие другие.
Театр играет роль развития мирового сообщества. ТЕАТР отражает уровень культуры в целом.
Какие театры существуют, если раскрыть более глубокий смысл?

(Кто может ответить на этот вопрос?)
- домашний –
- школьный
- кукольный
- музыкальный
- драматический
– пантомимы
- балета
- театр эстрады
- сатиры
- кинотеатр
- фронтовой
- Военный театр боевых действий
И так далее.
                СЦЕНА
Почти во всех театрах есть сцена – площадка для действия, так называемые – театральные подмостки. Именно на них действуют мастера сцены АКТЕРЫ.
                АВАНСЦЕНА
 От французского слова (avant-scene), передняя часть сцены.
                МИЗАНСЦЕНА
Расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля.
Основы развития мастерства:
 Жонглирование мячиком считается – самое начало для развития.
Пластика
Ритмика
Художественное слово - Сценическая речь.
«Я и музыка» музыкальный анализ.
Фехтование.
Работа над этюдами.
Это все те дисциплины, которые я предлагаю для детей и взрослым ученикам.
Благодарен вам за внимание и желаю успеха и самоотдачи.

С уважением,               
Валентин - Солнечный 2024г


Рецензии
Добрый день, Валентин!

Написано познавательно и интересно!

Да, природа даёт человеку талант, но к этому надо ещё приложить и труд.
Тогда всё получится в радость и себе, и людям!
Всё верно!
Каждый человек в чём - то талантлив.
И надо с детства уделить внимание этому!
Наша Россия богата талантами!

Спасибо, Валентин! Вашу статью надо читать и перечитывать!
С уважением! Вета.

Вета Благая   19.02.2025 07:12     Заявить о нарушении
Вета здравствуйте. Благо дарю Вам за прочтение и за понимание. Желаю Вам успеха во благо.
С уважением, Валентин Сорокин-Солнечный.

Валентин Сорокин 2   19.02.2025 13:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →