Венок Блоку

                ...БЕЛОЙ НОЧИ РОЗЫ

                ВСЕ ПАДАЮТ К ЕГО НОГАМ
                (Поэты — А . Блоку )
                К нам приходят ночами
                Пушкин , Лермонтов  , Блок .
                А у них за плечами
                Столько разных тревог .
                Столько собственных  , личных ,
                Русских и мировых ,
                Деревенских , столичных ,
                Стыдных  , гордых  , любых .
                Словно скинувши путы ,
                Ты встаешь , распрямясь ,
                Ты в такие минуты
                Тоже гений и князь .
                И часами глухими
                Над безмолвием крыш
                Долго , досветла  , с ними
                Ты о чем говоришь ?
                В . Соколов
А . Блок принадлежит к числу тех поэтов , cтихи - посвящения которым составили целые поэтические сборники .  В них объяснения в любви , портретные характеристики  , оценки творчества , размышления над судьбой поэта и собственной  … П . Антокольский  , Э . Багрицкий , А . Белый , В . Иванов , Г Иванов  , М .  Гофман  , В Набоков , А. Ахматова , М Цветаева , Е Евтушенко , Б . Ахмадулина , Д . Самойлов , А . Городницкий — вот имена некоторых авторов  этих стихов . Назовем их историко - литературными  , выражающими прежде всего отношение автора к поэту и одновременно подготавливающими читателя к восприятию его судьбы , творчества … Историко - литературное стихотворение информативно ; подобно художественной биографии синтетично , находится
   на стыке науки и искусства . В современной русской поэзии есть удивитедьный поэт, по стихам которого можно изучать литературу  , вбирая в себя его знания ,  проникаясь его предпочтениями  , восторгами .Он знает все про своих героев. Кажется  , что он живет с ними в одном доме или подъезде , или в усадьбе . Он видит  , в чем они отправляются на прогулку , с кем встречаются , приятельствуют
 и какую школу представляют в литературе и кто им наследует ...
 Вот с него и можно начать разговор о герое статьи .  А . Кушнер перечисляет поэтов , шутливо  останавдиваясь на их недостатках , показывая , что они неважны  , потому что  радостно просто произнести эти имена , которые давно стали музыкой   для любителей поэзии  , и даже  их реальные созвучия  не играют никакой роли .
Поэтизация имени -достаточно распространенное явление :
                Имя твое — птица в руке ,
                Имя твое — льдинка на языке ,
                Одно - единственное движенье губ .
                Имя твое - пять букв .
                М . Цветаева 

                Страстной правдой горевшее слово
                Он от пламени сердца зажег ,
                И народ не забудет простого ,
                Благородного имени Блок
                В . Рождественский
                Нет , он в другом был звании высоком :
                он назывался Александром Блоком .
                Зачем я говорю он был?
                Он есть .
                В . Звягинцева    
   
               
 От Маршака  до Б Рыжего Блок представлен прежде всего петербургским поэтом, носителем великих традиций культуры города , созданной его предшественниками 
                Давно стихами говорит Нева ,
                Страницей Гоголя ложится Невский ,
                Весь Летний сад — Онегина глава ,
                О Блоке вспоминают Острова ,
                И по Разъезжей бродит Достоевский .
                С . Маршак
                И проходишь ты над своей Невой
                О ту пору , как над рекой Москвой
                Я стою с опущенной головой ,
                И  слипаются     фонари  .
                М . Цветаева -
 Здесь не только признание в любви , боль разлученности  , но и дерзкое сравнение двух поэтов - петербургского и московского . 
      О Блоке вспоминает Ахматова , готовясь к возвращению из эвакуации .Для нее он олицетворение поэзии ,трагический тенор эпохи , она цитирует его строчки :
                Он прав . Опять фонарь  , аптека  ,
                Нева , безмолвие  , гранит .
                Как памятник началу века
                Там этот человек стоит .
               
 Б . Рыжий  , оказавшись в Петербурге , хотел бы постоять под окнами Блока :
                Над головой облака Петербурга .
                Вот это улица . Вот этот дом .
                В пачке осталось четыре окурка ,
                Видишь  , мой друг,  я большой эконом .
                (… … …   )
                Помнишь ватагу московского хама ,
                читку стихов  , ликованье жлобья ?
                Нет , нам нужнее «Прекрасная Дама»  ,
                желчь петербургского дня .

                Нет , мне нужней прикурить одиноко ,
                Взором скользнуть по фабричной трубе
                белою ночью под окнами Блока ,
                друг дорогой , вспоминать о тебе .
  Казалось бы , Б . Рыжий — поэт , далекий от Блока , но  именно о нем он думает в 
  Петербурге .               
   Трудно найти поэта , о котором бы писали с таким благоговением , с такими восторженно - молитвенными интонациями . Он — божество . Он — символ поэзии , абсолютное воплощение благородства  , честности  , проводник гармонии .
 «Не странно ли  ,что знали мы его ?» - это ахматовское восклицание -вопрошение звучит в большинстве стихов , посвященных поэту .               
 
 Современники оставили поэтический портрет Блока . Он похож на Данта , Демона  Врубеля  (Cеверянин )  , у него «патрицианское чело»  (Э . Голлербах ) , у него глаза такие , что запомнить каждый должен  (А . Ахматова ).  «Я посетил твой дом на Пряжке .  Я заглянул в твои глаза »  ( П . Сухотин ) . «Плавно -медлительный , Скромно -пленительный . Чудо -певец (М . Гофман ).”И свет не наш в его больших глазах» ( Н .Павлович ). При этом авторы видят  противоречивость Блока  -
 в нем сочетается  ангельское и демоническое — крылья и тяжелый плащ , «твердость запинающейся речи» , он носитель стихии и педант . Авторы стихов используют блоковскую поэтику , рисуя портрет поэта — с одной стороны ,- в нем метельное , вьюжное  , с другой ,- ” весна без конца и без краю» — таким представляют нам его современники ,  передавшие подобное отношение поэтам следующих поколений .Противоречивость не лишает Блока  притягательности , скорей обнаруживает его нездешность  , принадлежность другому миру .
                Когда я думаю о Блоке ,
                когда тоскую по нему ,
                то вспоминаю я не строки ,
                а мост , пролетку и Неву.

                И над ночными голосами
                чеканный голос седока  -
                круги под страшными глазами
                и черный очерк сюртука .
                Е . Евтушенко
 У Галича пьяный бог Блок среди цыган ...               
Естественно , что поэту посвящают стихи женщины . Ведь именно женщину восславил поэт  , воспел Прекрасную Даму и хотел видеть ее в жизни . внушая женщине  , что она сама себя не знает , что она незнакомка . за которой колышется тайна . Кажется , что поэт стоит у истоков русского феминизма , а явление великих русских женщин - поэтов несомненно связано с Блоком , с особенностями его личности , с его отношением к поэзии . «Блок в жизни Марины Цветаевой  был единственным поэтом , которого она считала не собратом по струнному рукомеслу а как божество от поэзии  и которому как божеству поклонялась … Поэтическим преклонением  , сплошным алллилуйя стали все ее стихи к Блоку , — писала Ариадна Эфрон . Только ли Цветаева  так воспринимала поэта ? А В . Звягинцева , Н . Павлович , Е . Благинина , М.  Шкапская  , Е . Кузьмина -Караваева … ?
                Какое это было колдовство !
                С какой непререкаемою властью
                Бросало в дрожь , похожую на счастье ,
                Трагическое страстное бесстрастье
                Замедленного чтения его .
                В . Звягинцева
Поэты поют алиллуйю Блоку как гению  , устремленному к тайне , сопричастному миру нездешнему, знающему другой ,  не каждому внятный язык :
                Я слова услыхала когда - то ,
                Грозно канущие в бытие
                Ты в поля отошла без возврата
                Да святится имя твое!
                Неужели язык  , на котором
                Говорим ежедневно  ,— такой
                и ответил мне ангельским хором
                Со святыми меня успокой.
                Е . Благинина
А вот Н . Павлович  , оставившая и стихи , и воспоминания о поэте :
                И милых на помощь ты звал  , но они
                В пустыню не знали путей .
                Лишь в листьях моих загорались огни
                Над трудной судьбою твоей .
  Она писала , что стихи Блока помогают ей жить  , осознать самое себя , понять , что такое поэзия ...А . Ахматова отсылает Блоку «Четки»  с надписью : «От тебя приходила ко мне тревога и умение писать стихи». Так что у М Цветаевой были все основания уклониться от соперничества за знакомство с Блоком :
                Я на душу твою не зарюсь .
                Нерушима твоя стезя .
                В руку , бледную от лобзаний ,
                Не вобью своего гвоздя .
 В стихотворении И . Северянина (1926 г . ) звучит удивление , что некая  девушка  еще читает Блока . А вот Е . Храмов , поэт советской эпохи . Его герой тоже читает Блока .  Почти , как героиня Благининой  , он повторяет чудные , нездешние слова :
                Целый день было очень плохо.
                только к вечеру дождь затих.
                Васька Трушин читает Блока :
                «Мой любимый , мой князь , мой жених …                Да , хочется  произнести вместе с Е . Храмовым :
                Пусть уйду далеко -далеко.
                только б знать средь вещей иных
                где- то люди читают Блока :
                «Мой любимый , мой князь  , мой жених ...»         
         Может быть  , сами по себе и обычные слова  , но они из блоковского контекста , несут его музыку , его высокое лирическое чувство . Ю . Нейман благодарна поэту за то , что он опоэтизировал Катьку  (ее героиня слушает на концерте чтение актером поэмы «Двенадцать» )  , ту , которую злющие соседки называли свистящим словом проститутка  :             
                … Так он проник в мой детский ум впервые
                Не книгою , не столбиками строк ,
                Судьбою горькой дочери России -
                Любовью , смертью -
                Александр Блок .
 Д . Самойлов позволяет  увидеть блоковское любовное чувство как неистовую страсть - «Я никогда не пребывал в любовном исступленье Блока»  , - признается  поэт . Он  проводит грань между своим и блоковским отношением к женшине  . Но Блоку тоже была любая женщина желанна . Только он всегда хотел поднять ее на пьедестал  , возвысить , в то время как Самойлову было достаточно ее природное начало .
 Но есть у Самойлова стихотворение , которое представляется мне блоковским . Его героиня оставляет художника , нарисовавшего ее портрет  . Взглянув на него, она думает  , что художник ее не любит , если нарисовал такой . Проходят годы . Она видит этот портрет на выставке и изумляется : «Я ведь была такой» . Вот так женщины не узнавали себя в тех образах  , какие создавал Блок . Естественно , тут вспоминается  Н . Волохова , которой посвяшена «Снежная маска» .Она говорила  ,(воспоминания современников ) ,что полюбить поэта ей мешает еще неизжитая любовь к другому мужчине , но так ли это было ?   Актриса не верила в свой образ , созданный Блоком  , но в то же время боялась его разрушить , уступив его страсти .
 И еще одно стихотворение Самойлова я бы соотнесла с Блоком - «Снегопад» . Правда  , поэт провакационно отсылает нас к Пущкину , к прозе , что однако не исключает сопоставление зимних стихий Блока и умиротворенного самойловского снегопада .
  Гипнотическое воздействиеие снежных стихий поэта пбнаруживают Г. Иванов , Ф Соллогуб .  Это эамечательные стихи , одушевленные музыкой  поэзии Блока.               
Ветер оркеструет стихотворение   о Блоке Б .  Пастернака . Автор , сам не чуждающийся физической работы  , видит молодого поэта  за косьбой . Порезы на ногах косаря превращаются в небесные . а те в свою очередь становятся предвестниками бурь и невзгод , тех самых , которые предчувствовал Блок :
                Блок на небе видел разводы .
                Ему предвещал небосклон
                Большую грозу  , непогоду ,
                Великую бурю  , циклон .

                Блок ждал этой бури и встряски.
                Ее огневые штрихи
                Боязнью и жаждой развязки
                Легли в его жизнь и стихи .
  Н . Клюев разговаривает с поэтом о судьбах России , а пересмешник Т.  Кибиров почти через полвека ерничает нал блоковской формулой «Русь моя — жена моя» .  Отношение поэта к революции , истолкование поэмы «Двенадцать» - у А . Вознесенского и  Е . Евтушенко , Д . Самойлова и  А .  Городницкого   ...
   Н . Павлович передает психологическое состояние поэта в период создания поэмы :
                Тоской черты обточены
                Прекрасного лица .
                Сугробы по обочинам
                И вьюге нет конца.

                -   Как рухнул мир я услыхал .
                Три дня гремел обвал .
                И трубный вопль не умолкал.
                «Двенадцать» я писал .

                Фонарь за снегом впереди
                За нами темнота .
                Он руку сжал мою — Гляди ,
                Я там видал Христа  ...»
 Д .  Самойлов стремится понять , как появляются в поэме библейские образы , А . Вознесенский включает ее в повествование о русской истории ,  Е . Евтушенко с пафосом провозглашает гениальность «Двенадцати»  , поэмы , из-за которой от Блока отвернулись противники революции:
                Когда я напишу «Двенадцать» ,
                Не подавайте мне руки .
 Г .Горбовский  , Б . Ахмадулина близки к Пастернаку в понимании гибельных пророчеств поэта :
                Предчувствие , предвиденье , предзнанье  ,
                пророческая проповедь в строке ,
                столкнувшихся в ночи веков стенанье ,
                прядь тающих волос на ветерке .
                Г . Горбовский
                Когда смотрел в окно вагона
                на вспышки засух торфяных ,
                он знал , как грозно и огромно
                предвестье бед и жаждал их .
                Б . Ахмадулина
   Стихи о поэме не заменяют ее обстоятельного анализа   , но они дают ее вдохновенное восприятие поэтами  , варианты истолкования и обогащают читательское  впечатление .
 Авторы не исследуют связей поэзии Блока с другими поэтами , лишь как промельк рядом оказываются Блок и Пушкин , Блок и Лермонтов  , Блок и Некрасов... Но Кушнер в стихотворении о Достоевском представил последнего поэтом и обнаружил такое родство двух гениев :
                Представляете , каким бы поэтом -
                Достоевский мог быть? Повезло
                Нам — и думать боюсь об этом ,
                Как во все бы пределы мело.
                Как цыганка б его целовала
                Или , целясь в костлявый висок ,
                Револьвером ему угрожала.
                Эпигоном бы выглялел Блок!
  А неточная пастернаковская строчка «как во все бы пределы мело»  присоединяет третьего , создавая прекрасную таинственную связь между ними  ,что так характерно для Кущнера .
       Проблема противостояния книги и эстрады , которая стала отчетливой в 60-е годы прошлого века  , если исходить из стихов С . Черного , появилась значительно раньше и связана с Блоком :
                Молил поэта
                Блок-поэт :
                «Во имя Фета
                Дай обет -
                Довольно петь с эстрады
                Гнусавые баллады !»
                (… …)
                Поэт на Блока
                Заворчал :
                «Мерси ! Урока я не ждал .
                Готов читать хоть с крыши
                Иль в подворотной нише !
                ( … …)
                А если б дома
                Я торчал
                И два- три тома наточал ,
                Меня б не покупали
                И даже не читали» .
   Здесь представляется уместным вспомнить перевод Пастернаком стихотворения Рильке «За книгой» :
                Я зачитался . Я читал давно .
                С гех пор , как дождь пошел хлестать в окно .
                Весь с головою в чтение уйдя ,
                Не слышал я дождя .
 (Хочется думать , что читатель вернется к книге , не поглотит всех интернет  .)
  Благодаря стихам Н . Павлович  , П . Антокольского , И Шкляревского , мы видим Блока  , работающего в Наркомпросе , он переводит Гейне :
                А вдоль Невы больной и одинокий
                несет в портфеле Александр Блок
                из Наркомпроса месячный паек
                и чует бездны ужас  недалекий .
                И . Шкляревский
                Мы ждем его  . И наконец он входит   .
                Как четок мерный стук его шагов !
                Сегодня целый день он переводит .
                Давно своих не пишет он стихов .
                Н . Павлович
    Начиналась эра , когда писание своих стихов становилось едва ли не роскошью ,
ибо перевод санкционировался властью как одно из средств создания интернациональных связей . Блок пророчески угадал этот процесс .  «Почему нам платят за то  ,чтобы мы не делали бы того , что должны делать ?» , - писал он .
    Здесь мне хотелось бы   процитировать четверостишье , не посвященное Блоку, но связанное с проблемой :
                О иностранцы  , как вам повезло !
                Вы в переводах гениальны дважды.
                Нам открывало вас не ремесло ,
                Но истины преследуемой жажда .
Автор как будто прославляет переводы , но не звучат ли эти   строчки опровержением ? :
                Из Гете как из гетто говорят
                Обугленные губы Пастернака .
И вот это признание  Ю . Левитанского о том же :
                Кругом поют , кругом ликуют.
                Какие дни  , какие годы !
                А нас опять не публикуют.
                А мы у моря ждем погоды...
                … И мы уходим в переводы ... 
Самым распространенным историко -литературным стихотворением является стихотворение «На смерть поэта» . Смерть Блока была всероссийским  событием .
                Окрест дома одеты крепом
                В высоких окнах ни огня …
                В . Звягинцева
 Авторы передают свою  потрясенность  утратой  , невозможность вместить ее , принять , смириться …  Н . Павлович описывает ушедшего поэта как солдата , выполнившего свой долг . В этом сравнении нет неожиданности — Блок был рыцарем  , борцом , каждый день выходившим на бой со страшным миром :
                Он первый день лежал с таким лицом ,
                Как будто пал в бою и долг исполнил .
                Настал покой , и   вдаль уходит гром.
                Лишь горизонт исчерчен блеском молний .
 Совершенно удивительное стихотворение  В . Нарбута . В нем его уникальная индивидуальность , отсутствие всякой сентиментальности и неожиданное сравнение поэта с героем «Гранатового браслета» . Есть основания ?   
 М . Шкапская передает горе матери поэта :
                - Что ты там делаешь ,  старая мать ?
                - Господи , сына хочу откопать  ...
  Рыдание в стихах Ахматовой и Цветаевой … И убежденность  в невозможности его смерти , вера ,  могучая вера в воскресение :
                Мертвый лежит певец
                И воскресение празднует .
                М . Цветаева
                И белый прах развеянный кругом
                Все- голос Бога  «Воскресенью верь !»
                В . Иванов
  Умилительно - благостное стихотворение Набокова о встрече  русских поэтов в раю кажется мне чересчур сладким . Но в нем есть характеристика творчества Блока  , определение его места в пантеоне великих и надежда , что отзвук тайный их напева может быть услышан в эти годы горестей и гнева .
  Поэтический некролог П . Антокольского включает некоторые детали биографии поэта. Подобно М . Цветаевой , он выделяет тайный жар в его поэзии :
                Вспомним , друзья , как дышит глубоко
                тайный жар в сочиненьях Блока  .
                Тайный зов души мировой ,
                как ей платил своей головой

                Безумный Врубель …
И . Северянин удивленно смотрел на девушку , читающую блока в 1926 году . На дворе -2020 . Фигуристка А . Бойкова  ,узнав об отмене чемпионата  , цитирует Блока :
                В тайник души проникла плесень ,
                Но надо плакать , петь  , идти ,
                Чтоб в рай моих заморских песен
                Открылись торные пути .
 Проживание блоковским стихом своей ситуации , как звонок Блоку , который можно себе позволить в минуту жизни трудную  , о чем в стихотворении А. Кушнера  , дающего телефон поэта   - «зря не будем беспокоить . Так себе на черный день» .
 Стихотворение  Блока «Ночь , улица , фонарь ,  аптека  ...» стало своеобразным памятником поэту , нанесенное на стену одной из улиц Лейдена (Нидерланды )
в рамках культурного проекта «Vall poems”.
                Одно такое у природы
                лицо . И остается нам
                смотреть , как белой ночи розы
                все падают к его ногам .
                Б . Ахмадулина
 
                Поэты — А . Блоку
      
                Наши поэты

   Конечно , Баратынский схематичен ,
   Бесстильность Фета всякому видна ,
   Блок по - немецки втайне педантичен ,
   У Анненского в трауре весна ,
   Цветаевская фанатична   Муза ,
   Ахматовой высокомерен слог ,
   Кузмин манерен  , Пастернаку вкуса
   Недостает : болтливость - вот порок ,
   Есть вычурность в строках у Мандельштама,
   И Заболоцкий в сердце скуповат...
   Какое счастье даже панорама
   Их недостатков , выстроенных в ряд .
                А . Кушнер

                Кто с чем
    Мандельштам приедет с шубой ,
    А Кузмин с той самой шапкой ,
    Фет тяжелый , толстогубый ,
    К нам придет с цветов охапкой.
    Пастернак придет со стулом ,
    И Ахматова с перчаткой ,
    Блок  , отравленный загулом,
    Принесет нам плащ украдкой .
                А . Кушнер

                Блок

   Красив , как Демон Врубеля для женщин ,
   Он лебедем казался  ,чье перо
    Белей  ,чем облако и серебро ,
   Чей стан дружил , как то не странно , с френчем.

   Благожелательный к меньшим и к меньшим ,
   Дерзал поэтно видеть в зле добро ,
   Взлетал . Срывался . В дебрях мысли брел .
   Любил Любовь и Смерть  , двумя увенчан .

   Он тщетно на земле любви искал :
   Ее здесь нет . Когда же свой оскал
   Явила Смерть , он понял  : Незнакомка …

   У рая слышен легкий хруст шагов :
   Подходит Блок. С ним — от его стихов
   Лучащаяся -  странничья котомка . ..
                И . Северянин

                ***
   Похож на Данта , строгий  , темный ,
   Средь этих праздничных огней ,
   Он отвечал на взгляд нескромный
   Улыбкой мертвенной своей.

   Отодвигался круг веселый ,
   Смолкала шуточная речь .
   Он тихо шел  , и плащ тяжелый ,
   Тяжелый плащ спускался с плеч .
                Н . Павлович

            Зять и тесть

   О ветер ,
   Дуя издалека ,
   Моих видений не развеивай!
   Я вижу Александра Блока
   С его Любовью Менделеевой.
   И слышу голос Менделеева :
   - Он бедный , Люба , пожалей его !
   - Отец ,  я слышу голос дочери -
   Как вы ужасно напророчили !
   А может быть , и не последовало
   Ответа  , и не собеседовали
    Так дочь с отцом своим мыслителем.
   Он не был лирики хулителем ,
   Ученый ,  взорами пророка
   Глядевший в недра недр глубоко ,
   Идущий с веком рука об руку ,
   Но все же как -то одиноко
   Он видел Александра Блока ,
   Юнца совсем иного облика ,
   Творца с иной совсем судьбою ,
   Чем это видим
    Мы с тобою .
                Л . Мартынов

                ***

  Это звон бубенцов издалека ,
   Это тройки широкий разбег ,
   Это черная музыка Блока
   На сияющий падает снег .

   … За пределами жизни и мира ,
   В пропастях ледяного эфира
   Все равно не расстанусь с тобой !
                Г . Иванов

           ***
   Стихия Александра Блока -
   Метель , взвивающая снег .
   Как жуток зыбкий  , санный бег
   В стихии Александра Блока !
   Несемся — близко иль далеко ? -
   Во власти цепенящих нег .
   Стихия Александра Блока -
   Метель  , взвивающая снег .
                Ф . Сологуб

                Есть апостольское число
                Для России оно — двенадцать .

   Бьет 12 годов , как часов ,
    над моей терпеливой нацией ,
   есть апостольское число ,
   для России оно — двенадцать.

   Восемьсот двенадцатый год-
   даст ненастье иль крах династий ?
   Будет петь и рыдать народ ,
   И еще , и еще двенадцать …

    Ясновидец это число
     через век назовет поэмой ,
   потеряв именье свое ,
   откровенье — за откровенье .
                А . Вознесенский

                Блок
                Черный ветер
                Белый снег...
                А . Блок

   Колодец двора и беззвездье над срубом колодца ,
   Окраины справа и порт замерзающий слева ,
   Сжигаются книги  , и все , что пока остается , -
   Поверхность стола и кусок зачерствелого хлеба.
   Не слышно за окнами звонкого шума трамваев -
   Лишь выстрелов дальних упругие катятся волны.
   В нетопленой комнате , горло платком закрывая ,
   Он пишет поэму — в названии слышится полночь .
   Не здесь ли когда -то искал свою музу Некрасов?
   В соседнем подъезде гармошка пиликает рьяно ,
   И мир обреченный внезапно лишается красок , -
    Он белый и черный  , и нет в нем цветного тумана.
    Ночной темнотой заполняются Пряжка и Невка ,
   Кружится метель над двухцветною этой картиной ,
    И ломятся в строчки похабной частушкой  припевки ,
   Как пьяный матрос , разбивающий двери гостиной .
                А . Городницкий

       
                На смерть Александра Блока

   Узнать  , догадаться о тебе ,
   Лежащим под жестким одеялом ,
   По страшной , отвиснувшей губе ,
   По темным под скулами провалом ?..

   Всегда задыхающееся сердце ?..
   Оно задохнулось !
   Продаем мы песни о веке -погорельце …
   Не будем размеривать слова …
   А здесь перед обликом извечным
   Плюгавые флокс да трава
   Да воском заплеванный подсвечник.
   Заботливо женская рука
   Тесемкой поддерживает челюсть
    Цынгой раскоряченную …
   Так ,
   Плешивый  , облезлый — на постели! ..
   Довольно !
   Гранатовый браслет -
   Земные последние оковы
   Сладчайший  , томительный бред
   Чиновника (помните ? ) Желткова .
                В . Нарбут

               ***
   А Смоленская нынче именница ,
   Синий ладан над травою стелется .
   И струится пенье панихидное
   Не печальное нынче а светлое.
   А кладбище — роща соловьиная
    От сиянья солнечного замерло.
   Принесли мы смоленской заступнице
   На руках во гробе серебряном
   Наше солнце в муке погасшее -
   Александра , лебедя чистого .
                А . Ахматова

           ***

     Думали — человек !
    И умереть заставили.
    Умер теперь . Навек
     Плачьте о мертвом ангеле !
   Он на закате дня
    Пел красоту вечернюю .
    Три восковых огня
    Треплются суеверные .
   Шли от него лучи -
   Жаркие струны по снегу .
   Три восковых свечи -
   Солнцу -то светоносному !
   О  , поглядите - как
   Веки ввалились темные !
   О поглядите — как
   Крылья его поломаны !
   Черный читает чтец ,
   Топчутся люди праздные -
   Мертвый лежит певец
   И воскресенье празднует .
                М . Цветаева
               
                На смерть Блока
                1
   За туманами плыли туманы ,
   За луной расцветала луна ...
    воспевал он  лазурные страны ,
   где поет неземная весна .

   И в туманах Прекрасная Дама
   проплывала  , звала вдалеке ,
   словно звон отдаленного храма ,
   словно лунная зыбь на реке .

   Узнавал он ее в трепетанье
    розоватых вечерних теней
   и в метелях , смятенье  , молчанье
   чародейной отчизны своей .

   Он любил ее гордо и нежно ,
   к ней тянулся он ,  строен и строг , -
   но ладони ее белоснежной
   бледный рыцарь коснуться не мог . ..

   Слишком сумрачна  , слишком коварна
   одичалая стала земля ,
   и , склонившись на щит лучезарный ,
   оглянул он пустые поля .

   И обманут мечтой несказанной
   и холодною мглой окружен  ,
    он растаял , как месяц туманный  ,
   как далекий молитвенный звон . ..
   
               2

   Пушкин — радуга по всей земле ,
   Лермонтов — путь млечный над горами ,
   Тютчев — ключ  , струящийся во мгле ,
   Фет — румяный луч во храме .

   Все они , уплывшие от нас
   в рай  , благоухающий широко ,
   собрались , чтоб встретить в должный час
   душу Александра Блока .
   
   Выйдет он из спутанных цветов ,
   из ладьи ,  на белые ступени ...
   Подойдут божественных певцов
   взволновавшиеся тени .

   Пушкин — выпуклый и пышный свет ,
   Лермонтов в венке из звезд прекрасных ,
   Тютчев — веющий росой  , и Фет ,
   в ризе тонкой , в розах красных .

   Подойдут с приветствием к нему ,
   возликуют , брата принимая
   в мягкую цветную полутьму
   вечно дышащего мая.

   И войдет таинственный их брат ,
   перещедший вьюги и трясины ,
   в те сады , где в зелени стоят
   Серафимы  , как павлины .

   Сядет он в тени ветвей живых ,
   в трепетно -лазоревых одеждах ,
   запоет о сбывшихся святых
   сновиденьях и надеждах .

   И о солнце Пушкин запоет ,
    Лермонтов — о звездах над горами ,
   Тютчев о сверканье звонких вод ,
   Фет — о розах в вечном храме .

   И средь них прославит жданный друг
   ширь весны нездешней  , безмятежной ,
   и такой прольется свет вокруг ,
   будут петь они так нежно ,

   Так безмежно нежно ,  что и мы
   в эти годы горестей и гнева ,
   может быть , услышим из тюрьмы
   отзвук тайный их напева .
                В . Набоков

          ***

   Свободный от последнего дыханья ,
   Как эхо  , угасал божественный арап .
   Почти не ведая , что смерть — этап ,
   Он как бы говорил живому : до свиданья .
   Мучительно и страшно умер Блок :
   С собой и жизнью исступленно честный ,
   Он над провалом в холод неизвестный
   С себя  , как рубище , любовь к земле совлек .
                Н . Оцуп

             Блоку

   Бессмертьем душу обольщая ,
   Все остальное отстранив ,
   Какая белая , большая
   в окне больничном ночь стоит .

   Все в сборе  : муть окраин , гавань ,
   вздохнувшая морская близь.
   И грезит о герое главном
   собранье действующих лиц .

   Поймем ли то  , что разыграют ,
   покуда будет ночь свежеть ?
   Из умолчаний и загадок
   составлен роковой сюжет .

   Тревожить имени не стану,
   чей первый и последний слог
   непроницаемую тайну
   безукоризненно облек .

   Все сказано  - и все сокрыто.
   Совсем прозрачно  - и темно .
   Чем больше имя знаменито ,
   тем неразгаданней оно .

   А это , от чьего наитья
   туманно в сердце молодом , -
   тайник , запретный для открытья  ,
   замкнувший створки медальон.

   Когда смотрел в окно вагона
   на вспышки засух торфяных ,
   он знал , как грозно и огромно
   предвестье бед  , и жаждал их .

   Зачем ? Непостижимость таинств ,
   которые он взял с собой ,
   пусть называет чужестранец
   Россией , фатумом  , судьбой.

   Что видел он за мглой ,  за гарью ?
   Каким был светом упоен ?
   Быть может  , бытия за гранью
   Мы в этом что -нибудь поймем.

   Чего он ожидал от века ,
    где все — надрыв и все — навзрыд  ?
   Не снесший пошлости ответа ,
   так бледен , что уже незрим.

   Искавший мук , одну лишь муку
   не петь — поющий не учел .
   Вослед замученному звуку
   он целомудренно ушел .

   Поступок этой тяжкой смерти
   так совершенен и глубок  .
   Все приживается на свете ,
   и лищь поэт уходит в срок .

   Одно такое у природы
   лицо. И остается нам
   смотреть  , как белой ночи розы
   все падают к его ногам .
                Б . Ахмадулина

                Телефонный номер Блока

   Запиши на всякий случай
   Телефонный номер Блока :
   Шесть-двенадцать -два нуля.
   Тьма ль наступит грозной тучей ,
   Сердцу ль станет одиноко ,
   Злой покажется земля.
   Хорошо — и слава Богу ,
   И хватает утешений
   Дружеских и стиховых ,
   И стареем понемногу
   Мы , ценители мгновений
   Чудных  , странных , никаких .
   Пусть мелькают страны , лица ,
   Нас и Фет вполне устроить
   Может , лиственная тень ,
   Но … кто знает ,  что случится ?
   Зря не будем беспокоить .
   Так сказать , на черный день .
                А . Кушнер


Рецензии
Акростих
В Октябре ударила "Аврора"
По дворцу по Зимнему, коль скоро
Ей войти в Историю другого
(Радужного!) не было пути
(Ельциным Парламент атакован,
Дабы по другому не идти!)
И пошло-поехало... Развален
рИм очередной, и возвращён
Идиотский дух наживы. Сталин
С Лениным вон выброшены - вон!
"У Природы нет плохой погоды",
Словом, всё идёт всегда - Туда?
Хочется и колется: Свободы
Разве век России не видать?
И на ленточках слово "Аврора"
Светится в дурацком только сне,
Только в свете Катькиного взора,
Откровенно блудного, коль скоро
Смерть и блуд с Христом-то наравне?!

(из книги ",,, Сотворения", 2023г., Ленинка

Владимирр Пантелеев   29.10.2024 23:48     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →