Венок Блоку
ВСЕ ПАДАЮТ К ЕГО НОГАМ
(Поэты — А . Блоку )
К нам приходят ночами
Пушкин , Лермонтов , Блок .
А у них за плечами
Столько разных тревог .
Столько собственных , личных ,
Русских и мировых ,
Деревенских , столичных ,
Стыдных , гордых , любых .
Словно скинувши путы ,
Ты встаешь , распрямясь ,
Ты в такие минуты
Тоже гений и князь .
И часами глухими
Над безмолвием крыш
Долго , досветла , с ними
Ты о чем говоришь ?
В . Соколов
А . Блок принадлежит к числу тех поэтов , cтихи - посвящения которым составили целые поэтические сборники . В них объяснения в любви , портретные характеристики , оценки творчества , размышления над судьбой поэта и собственной … П . Антокольский , Э . Багрицкий , А . Белый , В . Иванов , Г Иванов , М . Гофман , В Набоков , А. Ахматова , М Цветаева , Е Евтушенко , Б . Ахмадулина , Д . Самойлов , А . Городницкий — вот имена некоторых авторов этих стихов . Назовем их историко - литературными , выражающими прежде всего отношение автора к поэту и одновременно подготавливающими читателя к восприятию его судьбы , творчества … Историко - литературное стихотворение информативно ; подобно художественной биографии синтетично , находится
на стыке науки и искусства . В современной русской поэзии есть удивитедьный поэт, по стихам которого можно изучать литературу , вбирая в себя его знания , проникаясь его предпочтениями , восторгами .Он знает все про своих героев. Кажется , что он живет с ними в одном доме или подъезде , или в усадьбе . Он видит , в чем они отправляются на прогулку , с кем встречаются , приятельствуют
и какую школу представляют в литературе и кто им наследует ...
Вот с него и можно начать разговор о герое статьи . А . Кушнер перечисляет поэтов , шутливо останавдиваясь на их недостатках , показывая , что они неважны , потому что радостно просто произнести эти имена , которые давно стали музыкой для любителей поэзии , и даже их реальные созвучия не играют никакой роли .
Поэтизация имени -достаточно распространенное явление :
Имя твое — птица в руке ,
Имя твое — льдинка на языке ,
Одно - единственное движенье губ .
Имя твое - пять букв .
М . Цветаева
Страстной правдой горевшее слово
Он от пламени сердца зажег ,
И народ не забудет простого ,
Благородного имени Блок
В . Рождественский
Нет , он в другом был звании высоком :
он назывался Александром Блоком .
Зачем я говорю он был?
Он есть .
В . Звягинцева
От Маршака до Б Рыжего Блок представлен прежде всего петербургским поэтом, носителем великих традиций культуры города , созданной его предшественниками
Давно стихами говорит Нева ,
Страницей Гоголя ложится Невский ,
Весь Летний сад — Онегина глава ,
О Блоке вспоминают Острова ,
И по Разъезжей бродит Достоевский .
С . Маршак
И проходишь ты над своей Невой
О ту пору , как над рекой Москвой
Я стою с опущенной головой ,
И слипаются фонари .
М . Цветаева -
Здесь не только признание в любви , боль разлученности , но и дерзкое сравнение двух поэтов - петербургского и московского .
О Блоке вспоминает Ахматова , готовясь к возвращению из эвакуации .Для нее он олицетворение поэзии ,трагический тенор эпохи , она цитирует его строчки :
Он прав . Опять фонарь , аптека ,
Нева , безмолвие , гранит .
Как памятник началу века
Там этот человек стоит .
Б . Рыжий , оказавшись в Петербурге , хотел бы постоять под окнами Блока :
Над головой облака Петербурга .
Вот это улица . Вот этот дом .
В пачке осталось четыре окурка ,
Видишь , мой друг, я большой эконом .
(… … … )
Помнишь ватагу московского хама ,
читку стихов , ликованье жлобья ?
Нет , нам нужнее «Прекрасная Дама» ,
желчь петербургского дня .
Нет , мне нужней прикурить одиноко ,
Взором скользнуть по фабричной трубе
белою ночью под окнами Блока ,
друг дорогой , вспоминать о тебе .
Казалось бы , Б . Рыжий — поэт , далекий от Блока , но именно о нем он думает в
Петербурге .
Трудно найти поэта , о котором бы писали с таким благоговением , с такими восторженно - молитвенными интонациями . Он — божество . Он — символ поэзии , абсолютное воплощение благородства , честности , проводник гармонии .
«Не странно ли ,что знали мы его ?» - это ахматовское восклицание -вопрошение звучит в большинстве стихов , посвященных поэту .
Современники оставили поэтический портрет Блока . Он похож на Данта , Демона Врубеля (Cеверянин ) , у него «патрицианское чело» (Э . Голлербах ) , у него глаза такие , что запомнить каждый должен (А . Ахматова ). «Я посетил твой дом на Пряжке . Я заглянул в твои глаза » ( П . Сухотин ) . «Плавно -медлительный , Скромно -пленительный . Чудо -певец (М . Гофман ).”И свет не наш в его больших глазах» ( Н .Павлович ). При этом авторы видят противоречивость Блока -
в нем сочетается ангельское и демоническое — крылья и тяжелый плащ , «твердость запинающейся речи» , он носитель стихии и педант . Авторы стихов используют блоковскую поэтику , рисуя портрет поэта — с одной стороны ,- в нем метельное , вьюжное , с другой ,- ” весна без конца и без краю» — таким представляют нам его современники , передавшие подобное отношение поэтам следующих поколений .Противоречивость не лишает Блока притягательности , скорей обнаруживает его нездешность , принадлежность другому миру .
Когда я думаю о Блоке ,
когда тоскую по нему ,
то вспоминаю я не строки ,
а мост , пролетку и Неву.
И над ночными голосами
чеканный голос седока -
круги под страшными глазами
и черный очерк сюртука .
Е . Евтушенко
У Галича пьяный бог Блок среди цыган ...
Естественно , что поэту посвящают стихи женщины . Ведь именно женщину восславил поэт , воспел Прекрасную Даму и хотел видеть ее в жизни . внушая женщине , что она сама себя не знает , что она незнакомка . за которой колышется тайна . Кажется , что поэт стоит у истоков русского феминизма , а явление великих русских женщин - поэтов несомненно связано с Блоком , с особенностями его личности , с его отношением к поэзии . «Блок в жизни Марины Цветаевой был единственным поэтом , которого она считала не собратом по струнному рукомеслу а как божество от поэзии и которому как божеству поклонялась … Поэтическим преклонением , сплошным алллилуйя стали все ее стихи к Блоку , — писала Ариадна Эфрон . Только ли Цветаева так воспринимала поэта ? А В . Звягинцева , Н . Павлович , Е . Благинина , М. Шкапская , Е . Кузьмина -Караваева … ?
Какое это было колдовство !
С какой непререкаемою властью
Бросало в дрожь , похожую на счастье ,
Трагическое страстное бесстрастье
Замедленного чтения его .
В . Звягинцева
Поэты поют алиллуйю Блоку как гению , устремленному к тайне , сопричастному миру нездешнему, знающему другой , не каждому внятный язык :
Я слова услыхала когда - то ,
Грозно канущие в бытие
Ты в поля отошла без возврата
Да святится имя твое!
Неужели язык , на котором
Говорим ежедневно ,— такой
и ответил мне ангельским хором
Со святыми меня успокой.
Е . Благинина
А вот Н . Павлович , оставившая и стихи , и воспоминания о поэте :
И милых на помощь ты звал , но они
В пустыню не знали путей .
Лишь в листьях моих загорались огни
Над трудной судьбою твоей .
Она писала , что стихи Блока помогают ей жить , осознать самое себя , понять , что такое поэзия ...А . Ахматова отсылает Блоку «Четки» с надписью : «От тебя приходила ко мне тревога и умение писать стихи». Так что у М Цветаевой были все основания уклониться от соперничества за знакомство с Блоком :
Я на душу твою не зарюсь .
Нерушима твоя стезя .
В руку , бледную от лобзаний ,
Не вобью своего гвоздя .
В стихотворении И . Северянина (1926 г . ) звучит удивление , что некая девушка еще читает Блока . А вот Е . Храмов , поэт советской эпохи . Его герой тоже читает Блока . Почти , как героиня Благининой , он повторяет чудные , нездешние слова :
Целый день было очень плохо.
только к вечеру дождь затих.
Васька Трушин читает Блока :
«Мой любимый , мой князь , мой жених … Да , хочется произнести вместе с Е . Храмовым :
Пусть уйду далеко -далеко.
только б знать средь вещей иных
где- то люди читают Блока :
«Мой любимый , мой князь , мой жених ...»
Может быть , сами по себе и обычные слова , но они из блоковского контекста , несут его музыку , его высокое лирическое чувство . Ю . Нейман благодарна поэту за то , что он опоэтизировал Катьку (ее героиня слушает на концерте чтение актером поэмы «Двенадцать» ) , ту , которую злющие соседки называли свистящим словом проститутка :
… Так он проник в мой детский ум впервые
Не книгою , не столбиками строк ,
Судьбою горькой дочери России -
Любовью , смертью -
Александр Блок .
Д . Самойлов позволяет увидеть блоковское любовное чувство как неистовую страсть - «Я никогда не пребывал в любовном исступленье Блока» , - признается поэт . Он проводит грань между своим и блоковским отношением к женшине . Но Блоку тоже была любая женщина желанна . Только он всегда хотел поднять ее на пьедестал , возвысить , в то время как Самойлову было достаточно ее природное начало .
Но есть у Самойлова стихотворение , которое представляется мне блоковским . Его героиня оставляет художника , нарисовавшего ее портрет . Взглянув на него, она думает , что художник ее не любит , если нарисовал такой . Проходят годы . Она видит этот портрет на выставке и изумляется : «Я ведь была такой» . Вот так женщины не узнавали себя в тех образах , какие создавал Блок . Естественно , тут вспоминается Н . Волохова , которой посвяшена «Снежная маска» .Она говорила ,(воспоминания современников ) ,что полюбить поэта ей мешает еще неизжитая любовь к другому мужчине , но так ли это было ? Актриса не верила в свой образ , созданный Блоком , но в то же время боялась его разрушить , уступив его страсти .
И еще одно стихотворение Самойлова я бы соотнесла с Блоком - «Снегопад» . Правда , поэт провакационно отсылает нас к Пущкину , к прозе , что однако не исключает сопоставление зимних стихий Блока и умиротворенного самойловского снегопада .
Гипнотическое воздействиеие снежных стихий поэта пбнаруживают Г. Иванов , Ф Соллогуб . Это эамечательные стихи , одушевленные музыкой поэзии Блока.
Ветер оркеструет стихотворение о Блоке Б . Пастернака . Автор , сам не чуждающийся физической работы , видит молодого поэта за косьбой . Порезы на ногах косаря превращаются в небесные . а те в свою очередь становятся предвестниками бурь и невзгод , тех самых , которые предчувствовал Блок :
Блок на небе видел разводы .
Ему предвещал небосклон
Большую грозу , непогоду ,
Великую бурю , циклон .
Блок ждал этой бури и встряски.
Ее огневые штрихи
Боязнью и жаждой развязки
Легли в его жизнь и стихи .
Н . Клюев разговаривает с поэтом о судьбах России , а пересмешник Т. Кибиров почти через полвека ерничает нал блоковской формулой «Русь моя — жена моя» . Отношение поэта к революции , истолкование поэмы «Двенадцать» - у А . Вознесенского и Е . Евтушенко , Д . Самойлова и А . Городницкого ...
Н . Павлович передает психологическое состояние поэта в период создания поэмы :
Тоской черты обточены
Прекрасного лица .
Сугробы по обочинам
И вьюге нет конца.
- Как рухнул мир я услыхал .
Три дня гремел обвал .
И трубный вопль не умолкал.
«Двенадцать» я писал .
Фонарь за снегом впереди
За нами темнота .
Он руку сжал мою — Гляди ,
Я там видал Христа ...»
Д . Самойлов стремится понять , как появляются в поэме библейские образы , А . Вознесенский включает ее в повествование о русской истории , Е . Евтушенко с пафосом провозглашает гениальность «Двенадцати» , поэмы , из-за которой от Блока отвернулись противники революции:
Когда я напишу «Двенадцать» ,
Не подавайте мне руки .
Г .Горбовский , Б . Ахмадулина близки к Пастернаку в понимании гибельных пророчеств поэта :
Предчувствие , предвиденье , предзнанье ,
пророческая проповедь в строке ,
столкнувшихся в ночи веков стенанье ,
прядь тающих волос на ветерке .
Г . Горбовский
Когда смотрел в окно вагона
на вспышки засух торфяных ,
он знал , как грозно и огромно
предвестье бед и жаждал их .
Б . Ахмадулина
Стихи о поэме не заменяют ее обстоятельного анализа , но они дают ее вдохновенное восприятие поэтами , варианты истолкования и обогащают читательское впечатление .
Авторы не исследуют связей поэзии Блока с другими поэтами , лишь как промельк рядом оказываются Блок и Пушкин , Блок и Лермонтов , Блок и Некрасов... Но Кушнер в стихотворении о Достоевском представил последнего поэтом и обнаружил такое родство двух гениев :
Представляете , каким бы поэтом -
Достоевский мог быть? Повезло
Нам — и думать боюсь об этом ,
Как во все бы пределы мело.
Как цыганка б его целовала
Или , целясь в костлявый висок ,
Револьвером ему угрожала.
Эпигоном бы выглялел Блок!
А неточная пастернаковская строчка «как во все бы пределы мело» присоединяет третьего , создавая прекрасную таинственную связь между ними ,что так характерно для Кущнера .
Проблема противостояния книги и эстрады , которая стала отчетливой в 60-е годы прошлого века , если исходить из стихов С . Черного , появилась значительно раньше и связана с Блоком :
Молил поэта
Блок-поэт :
«Во имя Фета
Дай обет -
Довольно петь с эстрады
Гнусавые баллады !»
(… …)
Поэт на Блока
Заворчал :
«Мерси ! Урока я не ждал .
Готов читать хоть с крыши
Иль в подворотной нише !
( … …)
А если б дома
Я торчал
И два- три тома наточал ,
Меня б не покупали
И даже не читали» .
Здесь представляется уместным вспомнить перевод Пастернаком стихотворения Рильке «За книгой» :
Я зачитался . Я читал давно .
С гех пор , как дождь пошел хлестать в окно .
Весь с головою в чтение уйдя ,
Не слышал я дождя .
(Хочется думать , что читатель вернется к книге , не поглотит всех интернет .)
Благодаря стихам Н . Павлович , П . Антокольского , И Шкляревского , мы видим Блока , работающего в Наркомпросе , он переводит Гейне :
А вдоль Невы больной и одинокий
несет в портфеле Александр Блок
из Наркомпроса месячный паек
и чует бездны ужас недалекий .
И . Шкляревский
Мы ждем его . И наконец он входит .
Как четок мерный стук его шагов !
Сегодня целый день он переводит .
Давно своих не пишет он стихов .
Н . Павлович
Начиналась эра , когда писание своих стихов становилось едва ли не роскошью ,
ибо перевод санкционировался властью как одно из средств создания интернациональных связей . Блок пророчески угадал этот процесс . «Почему нам платят за то ,чтобы мы не делали бы того , что должны делать ?» , - писал он .
Здесь мне хотелось бы процитировать четверостишье , не посвященное Блоку, но связанное с проблемой :
О иностранцы , как вам повезло !
Вы в переводах гениальны дважды.
Нам открывало вас не ремесло ,
Но истины преследуемой жажда .
Автор как будто прославляет переводы , но не звучат ли эти строчки опровержением ? :
Из Гете как из гетто говорят
Обугленные губы Пастернака .
И вот это признание Ю . Левитанского о том же :
Кругом поют , кругом ликуют.
Какие дни , какие годы !
А нас опять не публикуют.
А мы у моря ждем погоды...
… И мы уходим в переводы ...
Самым распространенным историко -литературным стихотворением является стихотворение «На смерть поэта» . Смерть Блока была всероссийским событием .
Окрест дома одеты крепом
В высоких окнах ни огня …
В . Звягинцева
Авторы передают свою потрясенность утратой , невозможность вместить ее , принять , смириться … Н . Павлович описывает ушедшего поэта как солдата , выполнившего свой долг . В этом сравнении нет неожиданности — Блок был рыцарем , борцом , каждый день выходившим на бой со страшным миром :
Он первый день лежал с таким лицом ,
Как будто пал в бою и долг исполнил .
Настал покой , и вдаль уходит гром.
Лишь горизонт исчерчен блеском молний .
Совершенно удивительное стихотворение В . Нарбута . В нем его уникальная индивидуальность , отсутствие всякой сентиментальности и неожиданное сравнение поэта с героем «Гранатового браслета» . Есть основания ?
М . Шкапская передает горе матери поэта :
- Что ты там делаешь , старая мать ?
- Господи , сына хочу откопать ...
Рыдание в стихах Ахматовой и Цветаевой … И убежденность в невозможности его смерти , вера , могучая вера в воскресение :
Мертвый лежит певец
И воскресение празднует .
М . Цветаева
И белый прах развеянный кругом
Все- голос Бога «Воскресенью верь !»
В . Иванов
Умилительно - благостное стихотворение Набокова о встрече русских поэтов в раю кажется мне чересчур сладким . Но в нем есть характеристика творчества Блока , определение его места в пантеоне великих и надежда , что отзвук тайный их напева может быть услышан в эти годы горестей и гнева .
Поэтический некролог П . Антокольского включает некоторые детали биографии поэта. Подобно М . Цветаевой , он выделяет тайный жар в его поэзии :
Вспомним , друзья , как дышит глубоко
тайный жар в сочиненьях Блока .
Тайный зов души мировой ,
как ей платил своей головой
Безумный Врубель …
И . Северянин удивленно смотрел на девушку , читающую блока в 1926 году . На дворе -2020 . Фигуристка А . Бойкова ,узнав об отмене чемпионата , цитирует Блока :
В тайник души проникла плесень ,
Но надо плакать , петь , идти ,
Чтоб в рай моих заморских песен
Открылись торные пути .
Проживание блоковским стихом своей ситуации , как звонок Блоку , который можно себе позволить в минуту жизни трудную , о чем в стихотворении А. Кушнера , дающего телефон поэта - «зря не будем беспокоить . Так себе на черный день» .
Стихотворение Блока «Ночь , улица , фонарь , аптека ...» стало своеобразным памятником поэту , нанесенное на стену одной из улиц Лейдена (Нидерланды )
в рамках культурного проекта «Vall poems”.
Одно такое у природы
лицо . И остается нам
смотреть , как белой ночи розы
все падают к его ногам .
Б . Ахмадулина
Поэты — А . Блоку
Наши поэты
Конечно , Баратынский схематичен ,
Бесстильность Фета всякому видна ,
Блок по - немецки втайне педантичен ,
У Анненского в трауре весна ,
Цветаевская фанатична Муза ,
Ахматовой высокомерен слог ,
Кузмин манерен , Пастернаку вкуса
Недостает : болтливость - вот порок ,
Есть вычурность в строках у Мандельштама,
И Заболоцкий в сердце скуповат...
Какое счастье даже панорама
Их недостатков , выстроенных в ряд .
А . Кушнер
Кто с чем
Мандельштам приедет с шубой ,
А Кузмин с той самой шапкой ,
Фет тяжелый , толстогубый ,
К нам придет с цветов охапкой.
Пастернак придет со стулом ,
И Ахматова с перчаткой ,
Блок , отравленный загулом,
Принесет нам плащ украдкой .
А . Кушнер
Блок
Красив , как Демон Врубеля для женщин ,
Он лебедем казался ,чье перо
Белей ,чем облако и серебро ,
Чей стан дружил , как то не странно , с френчем.
Благожелательный к меньшим и к меньшим ,
Дерзал поэтно видеть в зле добро ,
Взлетал . Срывался . В дебрях мысли брел .
Любил Любовь и Смерть , двумя увенчан .
Он тщетно на земле любви искал :
Ее здесь нет . Когда же свой оскал
Явила Смерть , он понял : Незнакомка …
У рая слышен легкий хруст шагов :
Подходит Блок. С ним — от его стихов
Лучащаяся - странничья котомка . ..
И . Северянин
***
Похож на Данта , строгий , темный ,
Средь этих праздничных огней ,
Он отвечал на взгляд нескромный
Улыбкой мертвенной своей.
Отодвигался круг веселый ,
Смолкала шуточная речь .
Он тихо шел , и плащ тяжелый ,
Тяжелый плащ спускался с плеч .
Н . Павлович
Зять и тесть
О ветер ,
Дуя издалека ,
Моих видений не развеивай!
Я вижу Александра Блока
С его Любовью Менделеевой.
И слышу голос Менделеева :
- Он бедный , Люба , пожалей его !
- Отец , я слышу голос дочери -
Как вы ужасно напророчили !
А может быть , и не последовало
Ответа , и не собеседовали
Так дочь с отцом своим мыслителем.
Он не был лирики хулителем ,
Ученый , взорами пророка
Глядевший в недра недр глубоко ,
Идущий с веком рука об руку ,
Но все же как -то одиноко
Он видел Александра Блока ,
Юнца совсем иного облика ,
Творца с иной совсем судьбою ,
Чем это видим
Мы с тобою .
Л . Мартынов
***
Это звон бубенцов издалека ,
Это тройки широкий разбег ,
Это черная музыка Блока
На сияющий падает снег .
… За пределами жизни и мира ,
В пропастях ледяного эфира
Все равно не расстанусь с тобой !
Г . Иванов
***
Стихия Александра Блока -
Метель , взвивающая снег .
Как жуток зыбкий , санный бег
В стихии Александра Блока !
Несемся — близко иль далеко ? -
Во власти цепенящих нег .
Стихия Александра Блока -
Метель , взвивающая снег .
Ф . Сологуб
Есть апостольское число
Для России оно — двенадцать .
Бьет 12 годов , как часов ,
над моей терпеливой нацией ,
есть апостольское число ,
для России оно — двенадцать.
Восемьсот двенадцатый год-
даст ненастье иль крах династий ?
Будет петь и рыдать народ ,
И еще , и еще двенадцать …
Ясновидец это число
через век назовет поэмой ,
потеряв именье свое ,
откровенье — за откровенье .
А . Вознесенский
Блок
Черный ветер
Белый снег...
А . Блок
Колодец двора и беззвездье над срубом колодца ,
Окраины справа и порт замерзающий слева ,
Сжигаются книги , и все , что пока остается , -
Поверхность стола и кусок зачерствелого хлеба.
Не слышно за окнами звонкого шума трамваев -
Лишь выстрелов дальних упругие катятся волны.
В нетопленой комнате , горло платком закрывая ,
Он пишет поэму — в названии слышится полночь .
Не здесь ли когда -то искал свою музу Некрасов?
В соседнем подъезде гармошка пиликает рьяно ,
И мир обреченный внезапно лишается красок , -
Он белый и черный , и нет в нем цветного тумана.
Ночной темнотой заполняются Пряжка и Невка ,
Кружится метель над двухцветною этой картиной ,
И ломятся в строчки похабной частушкой припевки ,
Как пьяный матрос , разбивающий двери гостиной .
А . Городницкий
На смерть Александра Блока
Узнать , догадаться о тебе ,
Лежащим под жестким одеялом ,
По страшной , отвиснувшей губе ,
По темным под скулами провалом ?..
Всегда задыхающееся сердце ?..
Оно задохнулось !
Продаем мы песни о веке -погорельце …
Не будем размеривать слова …
А здесь перед обликом извечным
Плюгавые флокс да трава
Да воском заплеванный подсвечник.
Заботливо женская рука
Тесемкой поддерживает челюсть
Цынгой раскоряченную …
Так ,
Плешивый , облезлый — на постели! ..
Довольно !
Гранатовый браслет -
Земные последние оковы
Сладчайший , томительный бред
Чиновника (помните ? ) Желткова .
В . Нарбут
***
А Смоленская нынче именница ,
Синий ладан над травою стелется .
И струится пенье панихидное
Не печальное нынче а светлое.
А кладбище — роща соловьиная
От сиянья солнечного замерло.
Принесли мы смоленской заступнице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце в муке погасшее -
Александра , лебедя чистого .
А . Ахматова
***
Думали — человек !
И умереть заставили.
Умер теперь . Навек
Плачьте о мертвом ангеле !
Он на закате дня
Пел красоту вечернюю .
Три восковых огня
Треплются суеверные .
Шли от него лучи -
Жаркие струны по снегу .
Три восковых свечи -
Солнцу -то светоносному !
О , поглядите - как
Веки ввалились темные !
О поглядите — как
Крылья его поломаны !
Черный читает чтец ,
Топчутся люди праздные -
Мертвый лежит певец
И воскресенье празднует .
М . Цветаева
На смерть Блока
1
За туманами плыли туманы ,
За луной расцветала луна ...
воспевал он лазурные страны ,
где поет неземная весна .
И в туманах Прекрасная Дама
проплывала , звала вдалеке ,
словно звон отдаленного храма ,
словно лунная зыбь на реке .
Узнавал он ее в трепетанье
розоватых вечерних теней
и в метелях , смятенье , молчанье
чародейной отчизны своей .
Он любил ее гордо и нежно ,
к ней тянулся он , строен и строг , -
но ладони ее белоснежной
бледный рыцарь коснуться не мог . ..
Слишком сумрачна , слишком коварна
одичалая стала земля ,
и , склонившись на щит лучезарный ,
оглянул он пустые поля .
И обманут мечтой несказанной
и холодною мглой окружен ,
он растаял , как месяц туманный ,
как далекий молитвенный звон . ..
2
Пушкин — радуга по всей земле ,
Лермонтов — путь млечный над горами ,
Тютчев — ключ , струящийся во мгле ,
Фет — румяный луч во храме .
Все они , уплывшие от нас
в рай , благоухающий широко ,
собрались , чтоб встретить в должный час
душу Александра Блока .
Выйдет он из спутанных цветов ,
из ладьи , на белые ступени ...
Подойдут божественных певцов
взволновавшиеся тени .
Пушкин — выпуклый и пышный свет ,
Лермонтов в венке из звезд прекрасных ,
Тютчев — веющий росой , и Фет ,
в ризе тонкой , в розах красных .
Подойдут с приветствием к нему ,
возликуют , брата принимая
в мягкую цветную полутьму
вечно дышащего мая.
И войдет таинственный их брат ,
перещедший вьюги и трясины ,
в те сады , где в зелени стоят
Серафимы , как павлины .
Сядет он в тени ветвей живых ,
в трепетно -лазоревых одеждах ,
запоет о сбывшихся святых
сновиденьях и надеждах .
И о солнце Пушкин запоет ,
Лермонтов — о звездах над горами ,
Тютчев о сверканье звонких вод ,
Фет — о розах в вечном храме .
И средь них прославит жданный друг
ширь весны нездешней , безмятежной ,
и такой прольется свет вокруг ,
будут петь они так нежно ,
Так безмежно нежно , что и мы
в эти годы горестей и гнева ,
может быть , услышим из тюрьмы
отзвук тайный их напева .
В . Набоков
***
Свободный от последнего дыханья ,
Как эхо , угасал божественный арап .
Почти не ведая , что смерть — этап ,
Он как бы говорил живому : до свиданья .
Мучительно и страшно умер Блок :
С собой и жизнью исступленно честный ,
Он над провалом в холод неизвестный
С себя , как рубище , любовь к земле совлек .
Н . Оцуп
Блоку
Бессмертьем душу обольщая ,
Все остальное отстранив ,
Какая белая , большая
в окне больничном ночь стоит .
Все в сборе : муть окраин , гавань ,
вздохнувшая морская близь.
И грезит о герое главном
собранье действующих лиц .
Поймем ли то , что разыграют ,
покуда будет ночь свежеть ?
Из умолчаний и загадок
составлен роковой сюжет .
Тревожить имени не стану,
чей первый и последний слог
непроницаемую тайну
безукоризненно облек .
Все сказано - и все сокрыто.
Совсем прозрачно - и темно .
Чем больше имя знаменито ,
тем неразгаданней оно .
А это , от чьего наитья
туманно в сердце молодом , -
тайник , запретный для открытья ,
замкнувший створки медальон.
Когда смотрел в окно вагона
на вспышки засух торфяных ,
он знал , как грозно и огромно
предвестье бед , и жаждал их .
Зачем ? Непостижимость таинств ,
которые он взял с собой ,
пусть называет чужестранец
Россией , фатумом , судьбой.
Что видел он за мглой , за гарью ?
Каким был светом упоен ?
Быть может , бытия за гранью
Мы в этом что -нибудь поймем.
Чего он ожидал от века ,
где все — надрыв и все — навзрыд ?
Не снесший пошлости ответа ,
так бледен , что уже незрим.
Искавший мук , одну лишь муку
не петь — поющий не учел .
Вослед замученному звуку
он целомудренно ушел .
Поступок этой тяжкой смерти
так совершенен и глубок .
Все приживается на свете ,
и лищь поэт уходит в срок .
Одно такое у природы
лицо. И остается нам
смотреть , как белой ночи розы
все падают к его ногам .
Б . Ахмадулина
Телефонный номер Блока
Запиши на всякий случай
Телефонный номер Блока :
Шесть-двенадцать -два нуля.
Тьма ль наступит грозной тучей ,
Сердцу ль станет одиноко ,
Злой покажется земля.
Хорошо — и слава Богу ,
И хватает утешений
Дружеских и стиховых ,
И стареем понемногу
Мы , ценители мгновений
Чудных , странных , никаких .
Пусть мелькают страны , лица ,
Нас и Фет вполне устроить
Может , лиственная тень ,
Но … кто знает , что случится ?
Зря не будем беспокоить .
Так сказать , на черный день .
А . Кушнер
Свидетельство о публикации №124090200276
В Октябре ударила "Аврора"
По дворцу по Зимнему, коль скоро
Ей войти в Историю другого
(Радужного!) не было пути
(Ельциным Парламент атакован,
Дабы по другому не идти!)
И пошло-поехало... Развален
рИм очередной, и возвращён
Идиотский дух наживы. Сталин
С Лениным вон выброшены - вон!
"У Природы нет плохой погоды",
Словом, всё идёт всегда - Туда?
Хочется и колется: Свободы
Разве век России не видать?
И на ленточках слово "Аврора"
Светится в дурацком только сне,
Только в свете Катькиного взора,
Откровенно блудного, коль скоро
Смерть и блуд с Христом-то наравне?!
(из книги ",,, Сотворения", 2023г., Ленинка
Владимирр Пантелеев 29.10.2024 23:48 Заявить о нарушении