Мастеровой старинной школы
Хранитель вечного огня ."
ЛЕВ ОЗЕРОВ ( Л. А . Гольдберг)
1914 — 1996
Мне бы только выразить
живую Душу ,
что пока ещё не охладела .
Л . Озеров
Он был разносторонне одарён — музыка , живопись , поэзия . Выбрав последнюю , он не отказался ни от музыки, ни от живописи . Его стихи музыкальны , изобразительны . Не только поэты , но музыканты , художники стали персонажами его произведений .
Но он ещё переводчик , литературовед , критик … Как многим поэтам он открыл дорогу в поэзию , о творчестве скольких рассказал нам . Благодаря Озерову выходит книга А . С . Кочеткова , известного большинству лишь как автор «Баллады о прокуренном вагоне», чаще называемой « С любимыми не расставйтесь !»
Он первым нарушил запрет на разговор о творчестве Ахматовой , «прервал блокаду» , по её выражению . «Оказывается , я не салонная поэтесса , чуждая народу , а поэт — мыслитель , поэт- философ» , - пошутила она , прочитав его статью . Им написаны статьи о М . Зенкевиче , И . Сельвинском., Д . Кедрине …
В одиночестве думаю я о Квитко
И пишу о нём,
Чтобы тот , кто не знает , знал , -
написал Озеров .
Вот и хотелось бы мне его назвать прежде всего просветителем, для которого важнее всего было принести пользу , а он не сомневался в том , что поэзия несёт в мир добро — вот и стремился её распространять не только своими стихами , но и открывая читателю чужие .
Можно ли творить добро пером ?
Иное дело — сталь или зерно .
Иное дело — тёс и полотно .
Они добро . Они добру сродни .
Перо ! - да это же слова одни .
Да , да — слова. Но если те слова
Возьмёт душа, которая жива ,
Душа , которая от этих слов
Поверит в мир , что бесконечно нов , -
Она захочет сотворить добро .
Сам поэт признавался : «Мне хотелось быть не столько ярким , сколько полезным . Быть полезным отечеству» . Афористичность — одна из особенностей его стиля — не вытекает ли из этого же стремления ? Здесь этика смыкается с эстетикой :
Талантам надо помогать ,
Бездарности пробьются сами .
...
Сквозь пламень строк душа пропущена .
Ну а царей — то помним много ли ?
Из Александров — только Пушкина ,
Из Николаев - только Гоголя .
...
Боль .что вдох без выдоха .
Боль , что вход без выхода .
О Ленинграде — великий город с областной судьбой .
…
И змеистая подпись генсека
Ударяла , и нет человека .
…
Жизнь — это страшный цейтнот .
…
Незаконченность — она всё та же
Достаточная полнота .
...
Ничто на Руси так долго
Не держится , как репутация .
Да , множество строчек поэта хочется повторять , они запоминаются сами собой ,
Например , ещё вот это о запоздалой известности , о которой творцу уже не суждено узнать :
Но время вдруг окликнуло того ,
Кто на свою судьбу смотрел устало
И верил лишь в чужое торжество .
В популяризации им забытых поэтов , не обласканных властью , можно увидеть противостояние Озерова режиму , - вызов установке на монархию в оценке того или иного вида творчества :
Меры мы не знаем , где же взять
Верные весы или безмен .
Мы умеем только унижать
Или возвеличивать без меры .
И совершенно закономерно , что он пришёл к удивительному, трудно определяемому жанру поэтических воспоминаний о людях , с которыми его свела жизнь .Он пишет их , на исходе дней , когда человек задаётся тревожными вопросами . В воспоминании о Пришвине автору снится сон , что он вышел не там , где надо, потом бросился в реку и не может выплыть , но слышит голос зовущего его писателя : «Сюда , сюда !» Вот этот ориентирующий зов и звучит в книге - возникла настоятельная потребность в высказывании , в запечатлении прошлого ,осмыслении и судеб тех , с кем довелось встретиться , и своей - собственной ...«Портреты без рам» назвал Озеров свой сборник , имея в виду их неполноту , незаконченность а , может быть , и не парадность . Сборник можно назвать своеобразной энциклопедией русской культуры 20- го века , представленной через вольно выбранных мастеров , а также страницами истории возрождения и уничтожения еврейской культуры на идиш . Объём знаний , получаемый читателем , огромен: о времени , об искусстве ,о личности художника . Небольшое стихотворение часто под стать критической статье о творчестве : здесь и разговор о стиле , и о месте художника в литературе и искусстве ... Эскизность , незавершённость портретов побуждает к самостоятельному поиску ,
догадке :
Есть в незаконченных портретах
Особой прелести черта :
При верно схваченных приметах
Пустоты — полые места
Не так - то пусты . И догадка
Добавит всё , что нужно ей , -
ориентирует нас поэт в предисловии .
Назову лишь некоторых персонажей книги : М. Пришвин , А.Ахматова , К . Чуковский , В. Шаламов , Г.Щенгели , В . Мейерхольд , А.Таиров , А .Коонен , М. Нестеров , С. Конёнков , М . Соколов , М . Гнесин , Л .Квитко ...
Озерову принадлежат слова : « Неблагодарность — примечательная черта бескультурья» . Этими портретами поэт отдаёт дань своей судьбе , которая сохранила его , чтобы он рассказал . И он рассказывает и показывет .
Рассказывает с любовью, восхищением , удивлением перед чудом. В книге господствует ощущение , которое можно выразить словами , сказанными Ахматовой о Блоке, «Не странно ли , что знали мы его ?» . Озеров так смотрит на Пришвина :
Думал : неужели
Живёт в нашу эпоху
Где -то рядом с нами
Такой человек , как Пришвин .
И ещё одно признание о нём же :
Я видел близко его лицо,
Овеянное ветрами,
Видел руку ,написавшую «Жень — шень» ,
«Кощееву цепь» , «Лесную капель».
Видел глаза благородства
Такого редкого и такого застенчивого .
Поэту довелось быть на выступлении Зощенко :
Это он сочинил ,
И это он читает .
Он слышал двух «истых монологистов» :
В лотерее я вытащил
Счастливый билет -
Присутствовать при беседах
Шкловский — Буров .
Подарком судьбы называет поэт встречу с Чуковским. Он счастлив , что слышал речь человека , «при имени которого в Японии кланяются и улыбаются, и встают .
Да и в России знают Конрада — голова» ,- поясняет поэт .
Встреча со знаменитостью , однако , не сенсация для Озерова , а радость творческого открытия . Ему повезло видеть вместе трёх поэтов : Пастернака , Табидзе и Яшвили , явивших полноту и красоту дружбы :
Удача , Вижу всех троих.
Троих. И если уж случалось
Мне видеть одного или двоих, -
Я видел всех троих , всю полноту
Их дружбы .
Он видел влюблённых А . Таирова и А . Коонен и навсегда запомнил нежную и печальную мелодию их любви :
Я глаз от них не в силах отвести.
Случилось же такое увидать мне.
Они идут — вполне реально - пара ,
Они идут — полуреально — дрёма .
Они уходят — нереально- сон .
Они уходят навсегда в туманность ,
В далёкость , неизведанность , безмерность . .
Пушкинские наречия оркеструют мотив влюблённости Таирова : безумно , нежно , безнадежно .. .
В отличие от мемуаристов , которые так выдвигают быт творца , что задвигают
его бытие , Озеров показывает людей , одержимых творчеством , они вдохновенные труженики . Поэт называет их книжки , цитирует их строчки , музыкантов изображает на концертах , художников за работой .Немногие поэты могли показать эту потребность художника в творчестве так , как это сделал Озеров : «тоска по мастерской , - Как зуд в костях , как жажда и как голод» . Оказавшись в тюрьме , они спасаются творчеством . На бумажных клочках рисует свои картины М . К . Соколов .
Совершенно удивительна история о том , как Галкину встретился в тюрьме чеповек , знающий идиш . Он стал живой рукописью поэта .Впоследствии, благодаря ему , был издан сборник Галкина — стихи , «отточенные горем до алмазного блеска и остроты» .Е . Таратута читает стихи , когда её избивают на допросах .( Думаю , что строчки стихов подобрал сам автор) . Таратута выжила и вернулась на волю :
Крепость русской поэзии ,
Ты выстояла ! -
ликует поэт .
Автор очень скромно представляет свою персону .
Главное — он предан искусству . Многие его знакомства начинаются с чтения стихов поэта : он радует Заболоцкого , которому , казалось , что никто его не помнит , устраивает праздник больномуАсееву , читая ему его собственные стихи и стихи его современников , узнаёт Шенгели и цитирует ему строчки его стихов .
А вот признание в любви к Бабелю : «Я прозу его как стихи читал Взахлёб и наизусть». Он таков , каким видит его отец :
Ну . Что с тобой делать ?
Ты фантазёр ,
И тебя нельзя выпускать
В этот мир .
(…)
Ты смотрищь на этот мир ,
На эту сумасшедшую ярмарку,
На этот кровавый торг ,
Как на голубятню ,
Как на фруктовый сад ,
У тебя вся земля в одуванчиках .
Железные контуры мира размываются перед взглядом фантазёра ,становясь похожими на ветки сирени . Именно такой взгляд и позволил Озерову создать эти мемуары о гениях , об очарованных миром странниках , исполненные благоговения , нежной почтительности , любви , сострадания , гордости ... Замечу , что большинство встреч , описанных в книге , происходят , когда её автор был молод . Не каждому мемуаристу удаётся сохранить давнее настроение , самочувствие , а Озеров это молодое восприятие сохранил .Но здесь постоянно присутствует и зрелый человек , который уточняет , обобщает , добавляет свой регистр опыта и знаний . Между ними нет разногласий . Они оба вглядываются в судьбы гениев , стремятся показать тот сокрытый двигатель , который их направляет , «увидеть невидимый источник света».
Какая блажь . Какая сила властно
Спешит перо вложить бедняге в руку,
Чтоб с ним идти по Дантовскому кругу ?-
Это не только о судьбе Зощенко , о каждом из персонажей .
Автор книги одновременно поэт , художник , повествователь .Мемуары , по его собственному признанию , сами диктовали форму — это поразительное сочетание рифмованного и нерифмованного стиха , соединение лирического, эпического и драматического. Есть у поэта одно стихотворение , не вошедшее в книгу , в котором он говорит о возможностях верлибра , определивших им его выбор :
Верлибр у нас не любят .
На верлибр,
Однако же , друзья , и пал мой выбор.
Я для начала поведу канон ,
Для слуха Вашего привычен он.
А дальше поведёт меня не рифма,
А образ,
Не созвучье , а раздумье
О судьбах мира ,
О своей судьбе .
Было ли это стихотворение предназначено для «Портретов без рам» в качестве одного из предисловий , не знаю . Но вольный стих дал поэту необыкновенную свободу варьирования разными пластами своего материала .
Сначала мы видим нарисовнный портрет ( дружеский шарж , рисунок в альбом ) , затем слово берёт вдохновенный поэт , которого перебивает мемуарист - рассказчик , речь которого столь лирична , что мы продолжаем оставаться в поэзии Характер образуется из наброска черт лица ,часто переходящего в пейзаж души , из движения персонажей : жестов , походки, перетекающих вглубь , в сердцевину личности .
Вбежал человек,
А за ним ветерок -
Вестник гениальности , -
таково явление Мейерхольда .
Ещё в очерке о Кочеткове Озеров оттолкнулся в его характеристике от изображения походки : «Он был лёгок в движениях , сами движения эти выдавали
характер человека , действие которого направляется внутренней пластикой . У него была походка , какую сейчас редко встретишь : мелодична , предупредительна, в
ней чувствовалось что - то давнее» . Вот и в «Портретах без рам» персонажи даны в движении .
О Нестерове :
Идёт бодро , глядя вперёд ,
Приподняв голову ,
Заострённую бородкой.
Черты лица -не черты ,
А стрелы , которые мечут глаза ,
Отверстые , ясные , большие .
Видно, шествует патриарх , могучий ,знающий себе цену …
О Коонен :
. . . шла медлительно и мелодично ,
Как пристало трагической актрисе .
О Шаламове :
Бредёт Варлаам Шаламов,
Подбитый Колымой ,
Одинокий , глядит исподлобья .
Мечется по комнатной диагонали невостребованный Ю . Олеша ,
... как пленник или изгнанник ,
Или как там на картине Ван Гога -
Урки , движущиеся по кругу ,
Заключённому в тюремные стены .
Шостаковича жесты , поза («ёжится , сутулится . Поднимает глаза пугливо» )позволяют увидеть страдающего человека ,знакомого со страхом, и одновременно своей улыбкой ,растерянной и виноватой ,с которой он смотрит на отвлекающих его от работы людей , словно просящего у них прощение за то , что ему ведомо
нечто , недоступное другим …
Масштабность личности архитекторе Бурова проступает в его « крупнокалиберном шаге» .
А как показана артистичность Чуковского , его игровое поведение , о котором говорят многие мемуаристы :
Он протягивает обе руки ,
Пританцовывающие и свободные .
(…)
Корней Иванович застывает
В поясном поклоне ,
Правой рукой прикасаясь к земле .
Почти цирковой номер .
Естественно ,что при изображении музыканта Озеров обращает внимание на руки :
Его гибкие пальцы
Жили своей жизнью .
Но как вздрагивало сердце
В каденциях,
Как ликовало скерцо
В концертах .
Для стихотворных портретов характерно отталкиваться от имени персонажа , внося в него мелодию . Озеров так поступает в портрете Гилельса :
Это имя вибрирует , как мембрана ,
И отсвечивает , как хрусталь .
Ожидаемому библейскому объяснению фамилии Фаворский , Озеров предпочитает образ , ведущий к основному жанру в его творчестве — гравюре на дереве :
Фаворский! - дивное имя .
Как иней на зимних деревьях .
В портрете Корнея Чуковского имя помогает передать значимость личности :
До корней волос человечище .
Имя А . Коонен родило звуковую ассоциацию с домом многооконным , храмом многоколлонным , и появился образ актрисы с её огромным репертуаром и образ искусства - храма , которому она служила .
Герои книги — явление природы , и автор часто , чтобы показать это , использует сравнения из мира природы .Поэт вводит такой интересный образ — пейзаж лица , который перетекает в пейзаж души .
Гилельс :
В глазах его я увидел
Чёрного моря гудящий простор
И не стиснутый домами
Домский собор,
Овеянный баховскими громами . .
Тициан Табидзе «был открыт , как выход к морю» .
Противоречивость Твардовского обнаруживается отказом автора лишь нарисовать пейзаж его лица .
Мягкие светлые пряди волос
Ссыпаются ветром
На лоб , на глаза
Голубой белизны.
Пейзаж лица легко назвать
Берёзовою рощей,
Но это название условное
Бегло - декоративное .
Зто лицо поэта ,
Ужаленного судьбой
Крестьянской России .
И в дополнении этой характеристики слова самого Твардовского : «Горб у меня от этих вопросов : что будет с Россией ?»
Пастернак в период преследований , как лес или сад перед грозой .Паустовский — личность фантастическая , и живёт он в «заснеженном лесу , в Берендеевом
царстве ,среди безмолвных сосен и елей . Под стать ему Пришвин и описание его природного естественного пространства :
Дунино — это раздолье,
Это лугов разнотравье ,
Это вольному воля
При всеобщем бесправье .
Сущность персонажа обнаруживается и благодаря сравнениям из мира литературы и искусства : Олеша напоминает врубелевского Пана , Пастернак в период травли — Евгения из «Медного всадника» , Маркиш похож на Байрона ,
Буров — на Петра с картины Серова ...
В воспоминаниях о Пришвине два портрета — сам М . Пришвин и Ф. Панфёров . Автор влюблённо показывает нам одного и отстранённо неприязненно другого :
Из боржомной бутылки
Панфёров налил горючего
И выпил залпом и хрустнул
Огурчиком на закуску .
Точный отбор деталей - и не только портрет занимающего высокий пост в советской литературе , но и самой советской действительности . Пришвин от неё отделён . Он существо мифическое :
Русская речь его выбрала
Своей верной защитой.
Он был певцом неодетой весны,
Весны света , весны воды ,
Весны травы , весны человека .
Противопоставление художника опального и преуспевающего в ряде стихотворений осторожно заявляет о времени , в которое выпало жить героям поэта — времени бесправья . Рядом с невостребованным Олешей возникает В . Катаев , у дома которого столпились телевизионщики . К. Зелинский , который говорит о несвоевременности книги Платонова , так охарактеризован Озеровым :
Мягкий ,уступчивый ,
Навсегда утеплённый ,
Навсегда умиленный .
Ирония звучит в описании дома Зелинского с его богатой ухоженной
библиотекой .
И барский гнев , и барская любовь коснулись жизни А . Довженко . Имя этого барина названо лишь одной буквой С , а вот его фаворит Корнейчук охарактеризован так :
Улыбчивый гонитель ,
Премногих пьес сочинитель
Белозубый Корнейчук,
Как назвал своего фаворита
Сам Сталин .
«Самовольно и грубо вмешался в сценарий жизни»Довженко и П . Тычины Д . Бедный с его « разносными статьями» и « убогими стишками» .
Конёнков в изображении Озерова не пускается в длинноты , дотошные описания , он просто переставляет ударения в фамилиях своих противников :
Герасимов !
Манизер !
Вучетич !
Нельзя не заметить использование во множественном числе имени Семичастного — гонителя Пастернака :
Семичастные слуги Хрущёва-
Кто как мог -
Сбились с ног ,
Чтоб его опозорить .
Большинство поэтических воспоминаний Озерова не только воссоздают образ знаменитого человека , но ставят проблему , которую озвучивает сам персонаж:
Фаворский говорит об исчезновении искусства графитти после того , как стёрли его работу :
Это не стены дома ,
Это меня закрасили,
Это меня стёрли .
Художник Константинов - об отсутствии заботы о школах в искусстве , о том , что прерывается традиция . Буров возмущён архитектурными проектами :
Ваши дома на тюрьмы похожи.
В такой Академии быть мне негоже .
Трагикомично звучит признание академика Конрада , пригодившегося только в качестве дворника :
После ареста ,
После отсидки
Я был возвышен -
Возвели на пьедестал .
После паузы — величаво :
Я дворником стал .
Дав слово герою , мемуарист часто сам подводит итог своим наблюдениям :
О Коонен :
Они болят несыгранные роли ,
Как та рука , которой нет .
Щемяще изображён больной Асеев , к которому в день его рождения не приходит никто : «Одиночество надо заслужить» , - говорит автор .
О Сельвинском :
Сердце изъедено тиранией ,
Критикококками, бандой выжиг .
О Гофштейне :
Безумие быть поэтом ,
Да к тому же поэтом
Не самого счастливого народа на земле .
В пьянстве Светлова , Твардовского , Фадеева мемуарист видит найденный ими выход из безвыходности , безысходности :
Светлов навсегда задержался
На этом простом , этом верном,
Этом проверенном способе
Отвечать на вопросы ,
Которые не к месту
И так бестактно ставит жизнь .
Портретист — психолог , Озеров знает , что такое жажда понимания , признания .
Заждавшееся тщеславие.
Непризнанности гордыня.
Желанье услышать нечто,
Похожее на одобренье ,-
это о Шенгели . Многие мемуаристы отмечали , с каким удовольствием выслушивала комплименты постаревшая Ахматова. Озеров говорит об этом тонко , с сочувствием не только к человеку , который так долго был отлучён от читателя , и ,зная себе цену , хотел услышать слова одобрения от других , но просто , понимая психологию возраста :
Каждому человеку ,
Пастуху или премьеру,
Кочегару или поэту,
Хочется слово услышать ,
Которое ждёт он всю жизнь
Старея , люди хотят знать,
Что жизнь их
Прожита не зря .
И как итог — краткие определения доминанты личности и её значения :
Шенгели — «стиховедения Тацит» , Светлов— «Хаджи -Насреддин нашей поэзии» , Чуковский - «король детства» , Луговской - «кентавр нашей поэзии» ... Озеров - поэт - философ достаточно сдержан в изображении советской действительности , предпочитая зкзистенциальное конкретно — историческому объяснению событий: чаще можно слышать его боль , его недоуменную растерянность перед странным жестоким мироустройством как таковым . Да ,он тот , у кого вся земля в одуванчиках.
Мать , ты не приготовила мою душу
К жестокости мира , -
упрекает герой и вспоминает эпизод из своего детства , когда он увидел смерть птицы , которую съела кошка . Всё повторяется : рыдает его внучка , увидевшая косточки птицы .
Всё во мне плачет .
Кошка съедает щегла ,
Я вижу пёрышки
И не слышу песни , -
резюмирует автор . Но он слышал песню :
Прокофьевское стаккато -
Эта морзянка двадцатого века -
Стучит во мне .
Острая , резкая ироничная,
Шаг , вздох , крик , стон .
Он и сам её создавал эту песню, и она противостояла не только несовершенству мира , но и конкретной эпохе , в которую господствовали потомки чеховских унтеров . Это они стали советскими вельможами , открывающими выставки , они проводили пленумы , на которых решали судьбу автора и его книг (узбекский писатель называет пленум плюнумом — незаметно подсказывает рассказчик ).Жданов , огласив постановление о формализме , садится за рояль :
Жданов колотил по клавишам ,
Будто вколачивал в головы
Постановление 46-го года .
Слушали его Прокофьев , Мясковский ,
Шостакович , Хачатурян и другие .
Все безысходно молчали .
А Гнесин встал
И сказал ласковым голосом :
И это вы рискуете
Нас обучать музыке .
Большинство персонажей книги — жертвы советского режима :
расстрелянные Мейерхольд , И . Бабель , Квитко , Маркиш , Гофштейн , обвинённые в формализме Шостакович , Прокофьев ,отсидевшие в тюрьме художник Соколов , писатель В . Шаламов , поэт Галкин , не публикуемые Ахматова , Шенгели , Сельвинский , лишённые своего театра Таиров и Коонен , желающие творить по- своему , не подчиняясь стандартам соцреализма : Буров , Фаворский . .. (Последнее можно сказать о всех персонажах ) .
Скажем так : просветительство — вовсе не единственная функция книги . Сам лоэт употребил слово «воспалённые мемуары» .Воспалённая память , воспалённая совесть — вот её истоки .
Озеров рассказывает о судьбах , исковерканных временем .Эти люди
не осуществили своих замыслов , недовоплотились . Шкловский говорит , что был задуман на 120 процентов , а реализовал себя на 7с половиной , он ходил вокруг «гениально»,но позволял себе «грандиозно», «огромно и в таком же роде» . Как наречия определяют нереализованность божьего замысла этого человека .
Олеша «сложил свои могучие руки , а мог бы землю Взвалить на плечи» .
Поэт , нашедший краски для каждого персонажа , не устаёт говорить об уникальности личности , гневно опровергая лозунг советского времени : незаменимых у нас нет . Есть :
...Жизнь
Оборвана . Но всё же он Таиров ?
Такого больше нет .
Умер Буров :
В некрологе группа товарищей
Обещала сберечь его образ
До последнего дыханья, -
иронизирует Озеров и добавляет :
Берегли бы при жизни не образ ,
А самого человека -
Другого такого не будет .
Их смерть — ущерб , нанесённый культуре , который невозможно восполнить :
Мейерхольд остаётся без театра ,
Остаётся без дома ,
Остаётся без жизни .
Мир остаётся
Без Мейерхольда .
Глазами любви и горя нарисованы портреты погибших членов Еврейского антифашистского комитета : наивный , доверчивый , как ребёнок , Л .Квитко , еврейский мудрец Д . Гофштейн , красавец, похожий на Байрона , который написал своего Чайльд Гарольда , Дон -Жуана , Маркиш ... Они не верили в такой поворот , ведь Еврейский антифашистский комитет оказал такую помощь фронту, благодаря собранным им пожертвованиям . В 30-е -50 -е годы еврейская культура на идиш переживала настоящий Ренессанс в Советском Союзе — газета , альманах , театр ...В 1946 году Михоэлс был удостоен Сталинской премии за спектакль «Фрейлекс» по мотивам еврейского музыкального фольклора , готовилась к печати книга Квитко , стихи которого были широко известны , будучи переведёнными на десятки языков ...
Знающий автор объясняет :
От ареста , увы не спасает
Уверенность в невиновности.
И чистота помыслов , и поступков
Не аргумент в эпоху бесправья .
Они были уничтожены , потому что были евреями , потому что писали на идиш .
Озеров нашёл слова для того , чтобы показать талантливость этих людей :
Он читал нам новое стихотворение ,
Сотканное из хлопьев снега ,
Из жалости к людям ,
Из жестокой бессоницы нашего века ,
Который не приспособлен
Ни для обезьян ,
Ни для человека .
Нашёл слова , чтобы передать трагедию , переживаемую еврейской культурой :
Ты поэт , тебе дано выразить
Свой восторг перед лесом,
И выразить только на идиш .
Я знаю другие наречья ,
Но радость и боль свою
Могу выразить только на идиш .
Известно , что первым «Бабий яр» написал Озеров в 1946-ом году , где есть такие строчки :
Я пришёл к тебе , Бабий Яр .
Если возраст у горя есть ,
Значит , я немыслимо стар
На столетья считать - не счесть..
В «Портретах без рам» продолжение темы судеб евреев , евреев , погибших в мирное время , в стране , которой они служили . Стихи , посвящённые Гофштейну — реквием по всем убитым:
Он стал горсткой пепла на ладони века .
Прах его смешался с прахом других ,
Погибших в августе пятьдесят второго .
Могила его неизвестна.
Когда называют погибших,
Называют имя Гофштейна ,
Давида Наумовича,
И слушатели , читающие на идиш,
Встают , опустив голову .
В написанном ещё молодым поэтом «Бабьм Яре» есть признание в выборе
своего пути :
К возмездию ведёт тот путь ,
По которому мне идти .
Не забудь …
Не прости ...
Поэт успел подготовить книгу , но не дожил до её публикации . Он умер в 1996 году , в одном году с И . Бродским , Л . Чуковской …
Так из жизни уходим мы .
Свечи гаснут, и звёзды гаснут.
Ждать ли отклика нам из тьмы .
Свидетельство о публикации №124090200266
Для меня открытием была пара А.Таиров-А.Коонен,
ещё поискала информацию о них в интернете...
Спасибо Вам, Майя!
Велисевич Надежда 07.09.2024 20:02 Заявить о нарушении